Гамлет» Шекспира. Системаобразов, проблематика.
«Гамлет» Шекспира. Система образов, проблематика.
Концепция трагического.
Магистральный сюжет – судьба человека в обществе, возможности человеческой личности при недостойном человека миропорядке. Герой идеализирует в начале действия свой мир и себя, исходя из высокого назначения человека, он проникнут верой в разумность системы жизни и в свою способность творить свою судьбу. Действие строится на том, что протагонист вступает на этой почве с миром в великий конфликт, который приводит героя через “трагическое заблуждение” к ошибкам и страданиям, к проступкам или преступлениям, совершенным в состоянии трагического аффекта.
В ходе действия герой осознает истинное лицо мира (природу общества) и реальные свои возможности в этом мире, в развязке погибает, своею гибелью, как говорят, искупает свою вину и вместе с тем утверждает во всем действии.
Система образов, мастерски выстроенная автором, разрешает как можно лучше раскрыть философские проблемы, заложенные в основу произведения. Важно понять, что каждый из образов, обрисованных в произведении, далеко не однозначен. Образ Офелии вызывает у разных читателей разные эмоции: от негодования через кротость девушки к искреннему сочувствию. Но и судьба неблагосклонна к Офелии: ее отец Полоний на стороне Клавдия, который виновен в смерти отца Гамлета и есть его отчаянным врагом. После смерти Гипноигия, которого убил Гамлет, в душе девушки происходит трагический излом и она болеет. В такую круговерть попадаются почти все герои: Лаерт, Клавдий. Образ Гамлета можно воспринимать как слабого человека, а можно - как человека чрезвычайного ума и жизненной мудрости. Невозможно дать однозначную оценку образам Шекспира. Даже в этом уже кроется успех произведения: персонажи неоднозначные, а - живые, поскольку однозначно положительные герои или насквозь отрицательные негодяи -типы, которые встречаются только в литературе, в жизни ничего определенного, очерченного, статического не существует, итак именно двойственность образов, их внутренние разногласия и делают их жизненными. Это отображает сущность человеческой души: зло и добро присутствующее в каждом. Каждый из героев мучается одной и той же проблемой.
Задача, которуюпоставилГамлетпослевстречисПризраком. Возможностиеёразрешения.
Сформальнойточкизрения «Гамлет» Шекспираможетбытьопределенкакжанр «трагедиимести». Однакодраматургдоводитсхемужанрадосовершенстваисоздаетпроизведениевысокогоинтеллектуальногоуровняибогатогоидейногосодержания. Следуетзаметить, чтообразПризракабылвведенвпьесуШекспиранедляразвлеченияилиустрашениязрителя, адлятого, чтобыкоснутьсяглубокихфилософскихпроблемчеловеческогобытия: жизниисмерти, добраизла, преступленияинаказания, мираивражды.
ПРИЗРАК -оннечеловек, авыходецстогосвета. Оннаходитсякакбудтовнедействияилинадним. Призрак - этонепроходнаяфигуравшекспировскойпьесе. БезгибелиотцаГамлетаипоявленияПризракастогосветанебылобывсейшекспировскойтрагедии. Отееначалаидоконцаэтотобразвитаетнадней.
ОПОЯВЛЕНИИПРИЗРАКАВТРАГЕДИИ
ВначаледействиятрагедиипринцГамлетнепоявляетсянасцене, ноегонеоднократноупоминаютвразговорестражники. ОнинесразудокладываютемуотаинственныхпосещенияхПризрака. Сначалакоролевскаягвардияговоритобэтомдругупринца - Горацио. Тот, всвоюочередь, убедившисьвтом, чтоПризракпохожнапокойногокороля, советуетрассказатьобэтомнеправящемукоролюКлавдию, аГамлету, неимеющемуникакойвластиинепровозглашенномунаследникомпрестола.
ВступаявобщениесПризраком, Гамлетхочетвыяснить, какуюизпотустороннихсилонвоплощает - благуюилидурную?
Призракначинаетсвойрассказсоследующеговступления:
Ятвоегоотцабессмертныйдух,
Вотьменочейскитатьсяосужденный,
Аднемвогнеобязанныйстрадать,
ПокамоиземныепрегрешеньяНевыгорятсредимоихстраданий.
КогдабмненебылозапрещеноОткрытьтебемоейтемницытайну.....
ЧТООТКРЫВАЕТПРИЗРАКГАМЛЕТУ: ужасныеоткровенияПризракапотрясаютГамлета. Первоеоткровение-этопризывПризракаотомститьзагнусноеиподлоеубийствоотца. Второеоткровение-эторассказобубийстве. Призракопровергаетслух, пущенныйКлавдием, будтопрежнийкороль, уснуввсаду, умеротукусаядовитойзмеи. Онназываетэтогозмея: нынешнийкороль. ЭтотретьеоткровеньеПризрака - указаниенаубийцу - Клавдия. «Да. Онзверь-кровосмеситель»,- произноситПризрак. Четвертоеоткровениесвязаносизменой «лжедобродетельнойГертруды» погибшемумужу. Однакооннехочетпричинятьзлажене, апроситГамлетаспастиматьотгреха. Каройдлянеедолжныпослужитьеесобственныедушевныетерзания. ВзаключениеПризраквзываетксынуотомститьКлавдию, напоминая, чтонельзяпосягатьнаГертруду. ЗатемПризракуходит. Гамлетпонимает, чтоПризракотцаГамлетанепопалнивАд, нивРай, авышелизЧистилища. Этоподтверждаетсяегословами:
Ятвоегоотцабессмертныйдух,
Вотьменочейскитатьсяосужденный,
Аднемвогнеобязанныйстрадать,
ПокамоиземныепрегрешеньяНевыгорятсредимоихстраданий.
!!!ПОТРЯСЕНИЯГАМЛЕТАВоткровенияхПризракаотмеченыдвасобытия-потрясения, которыепережилГамлет, - смертьотцаипоспешныйвторойбракматери. Третьепотрясеньепроисходиттогда, когдаПризраксообщает, чтосмертьотцабыладеломрукегобратаКлавдия. ПередГамлетомстрашнаяистина, чтониодномучеловеку, дажесамомублизкому, нельзяверить.
ПризраквозложилнаГамлетазадачуличноймести. Однакопринцпонимаетееиначе. Длянегопознаниедействительностиначинаетсяспотрясенийогромнойсилы. СосмертьюотцаиизменойматеридляГамлетанаступилополноекрушениетогогармоничногомира, вкоторомондосихпоржил. Страшнаятайнаубийстваотца, раскрытаяемуПризраком, приводитГамлетакстрашнойистине, чтозло, вражда, изменавкралисьвотношениялюдей, близкихдругдругупокрови.
ПослесвиданиясПризракомГамлетговоритсвоимспутниками,
Векрасшатался - исквернейвсего, Чтоярожденвосстановитьего!Гамлетпринимаетрешениеотомститьзаотца.ВэтомКОЛИЗИЯ! ДоэтогомоментауГамлетаужебылиподозренияотаинственнойсмертиотцаиобскоромзамужествематери. ЯвлениеПризракаукрепилоеговеру. Придалосилперейтиотраздумийкдействию.
Сначалаонверитегословам, т.к. онисоответствовалиинтуитивномучувствупринца, чтовсмертиотцаестьчто-тонеестественное. Затемвозникаютсомнения: благойлиэтодух, насколькоможноемуверить? Гамлетудалеконечуждыпредрассудкиотносительнодуховипризраков. Но, сдругойстороны, Гамлет, человекуженовоговремени, хочетподтвердитьобращениеизпотустороннегомирасовершеннореальнымземнымдоказательством. Гамлетнеполагаетсянинасвоюинтуицию, нинаголосизпотустороннегомира, емунеобходимыразумныедоказательствапреступленияКлавдия. ТаквозникаетзамыселГамлетапроверитьистинусловПризрака.
Послесцены «мышеловки» (- сценастеатром) ГамлетубеждаетсявправдивостиоткровенийПризрака.
Возможностиразрешениясцены - ПослесценыспризракомГамлет, каклюбойтрагическийгеройстоитпередвыбором - идтипротив, илиидтипотечению. Унегобыливсешансынесовершатьряддействий, которыепривеликпоследствиямтрагедии - гибелимногихгероев. НоГамлетпроявляетсвоюволю, основаннуюнавысокихидеалахиценностях. Словнопружинысжималиегодогадки, австречаспризракомвызвалаужереакцию. Гамлетнемогпоступитьпо-другому. Сценаспризракомдаетбольшеуверенностивсвоейправоте, даетсилыкдействию, кборьбе. АвсепоследующиедоказательствапревращаютмыслиГамлетавабсолютнуюубежденностьвсвоейправоте.
ЕслибыГамлетпоступилиначе, пошелнауступкиКороля, всяегожелчьзахлестнулабыего.онбынесмогжитьвэтой "мишуре". ЭтаисториямоглазакончитсятрагичнодляГамлета. Ноегосмертьбылабыпоражениемвбитвесэтимлицемерныммиром. Небылобытрагедии "Гамлет". Здесьнашгеройгибнет ,ноэтотриумфальнаясмерть. Онотстаиваетсвоипринцыпы.
Классицизми «Сид» Корнеля.
ПьерКорнель (1606–1684 гг.) — создательклассицистическойтрагедиивоФранции. Вконцедвадцатыхгодовмолодойпровинциал, готовившийсястатьадвокатом, страстноувлексятеатромипоследовалзагастролировавшейвегородномРуанетруппойвПариж. Здесьонпознакомилсясдоктринойклассицизмаипонемногуперешелотраннихкомедийитрагикомедийктомужанру, которыйтеоретикиклассицизмаутвердиликаквысший. ВсенароднуюславуКорнелюпринеслаегоперваяоригинальнаяпьеса "Сид", поставленнаявянваре 1637 года. Упубликионаимелаоглушительныйуспех, стехпорвофранцузскийязыквошлапоговорка "Прекрасно, как "Сид"". Однакоможнолирассматривать "Сида" какобразцовуюклассицистическуютрагедию? Вернолиутверждение, чтос "Сида" начинаетсяисторияфранцузскойклассицистическойтрагедии? Ответынаэтивопросынемогутбытьоднозначными.
Натитульномлистепьесыстоитавторскоеобозначениежанра — "трагикомедия". Трагикомедия — жанрбарочный, смешанный, резкокритиковавшийсяклассицистами. Ставявподзаголовок "трагикомедия", Корнельуказываетнато, чтоуегопьесысчастливыйфинал, немыслимыйдлятрагедии, котораядолжназаканчиватьсясмертьюглавныхгероев. "Сид" неможетзакончитьсятрагически, потомучтоегосюжетныеисточникивосходятксредневековымиспанскимромансамоюностиСида. Сидвтрагедии — тотжереальносуществовавшийгеройРеконкистыРодригоДиас, которыйвыведенвиспанскомгероическомэпосе "ПесньомоемСиде". Тольковзятдругойэпизодизегожизни — историяегоженитьбынаХимене, дочериубитогоимнапоединкеграфаГормаса. НепосредственнымисточникомдляКорнеля, помимоиспанскихромансов, былапьеса "ЮностьСида" (1618 г.) испанскогодраматургаГильенадеКастро.
ПьесанаиспанскомматериалевызваланеудовольствиекардиналаРишелье. ГлавнымвнешнимпротивникомФранциивтотмоментбылаИспания, сИспаниейфранцузывелидлительныевойнызаположениегосподствующейевропейскойдержавы, ивэтойобстановкеКорнельставитпьесу, вкоторойиспанцыпоказаныдоблестнымииблагороднымилюдьми. Ктомужеглавныйгеройвыступаетспасителемсвоегокороля, внеместьнечтонепокорное, анархическое, безчегонеможетбытьистинногогероизма — всеэтозаставилоРишельеотнестиськ "Сиду" сопаскойиинспирировать "МнениеФранцузскойАкадемиипоповодутрагикомедии "Сид"" (1638 г.), вкоторомсодержалисьоченьсерьезныеупрекиотносительноидейногоиформальногопланапьесы.
Значит, сюжетКорнельзаимствуетнеизантичности, ноонимеетподсобойпрочнуюисторическуюилитературнуютрадицию; сюжетимеетблагополучнуюразвязку, невозможнуювтрагедии. Корнельотступаетоталександрийскогостиха, местамиобращаяськболеесложнымстрофическимформам, заимствованнымизиспанскойпоэзии. Чтожетогдав "Сиде" трагедийного?Этоперваявисториифранцузскойлитературыпьеса, воплотившаяглавнуюфилософско-моральнуюпроблемуклассицизма — конфликтдолгаичувства.
Родриго, страстновлюбленныйвХимену, вынужденвызватьнапоединокотцасвоейвозлюбленной, графаГормаса, которыйнанесоскорблениеегоотцудонуДиего. Родригоколеблетсямеждулюбовьюидолгомродовойчести, емубольнотерятьХимену, новконцеконцовонвыполняетсвойсыновнийдолг. ПослесмертиотцаХименанеможетводночасьеразлюбитьРодригоиоказываетсяточновтакойжеситуации: ейпредстоитсделатьстольжемучительныйвыбормеждулюбовьюидочернимдолгомместиубийцеотца, и, стольжеидеальнаягероиня, какеевозлюбленный, ХименатребуетукоролясмертиРодриго. ОднаконочьюРодриговозглавляетотряд, отражающийвнезапноенападениемавров. Егопатриотическийподвигивернаяслужбакоролюслужаттолчкомкблагополучнойразвязке. КорольпринимаетрешениеопоединкемеждуРодригоизащитникомХименыдономСанчо: ктоодержитверхвэтомпоединке, тотиполучитрукуХимены.