ОбщаяхарактеристикалитературыСредневековьяиВозрождения. ТворчествоДанте.

Средневековаялитература. Общаяхарактеристика

Средневековаялитература - периодспозднейантичностидо XV века. СамымираннимисочинениямисталихристианскиеЕвангелия.

ЗарождениеиразвитиелитературыСредневековьяопределяетсятремяфакторами:

1. традицияминародноготворчества,

2. культурнымвлияниемантичногомира

3. христианством.

Особенности:

1. Усвоениеиприспособлениеантичныхкультурныхтрадицийдлявыраженияхристианскихдуховныхценностейиидеалов.

2. Морально-дидактическийхарактер. Средневековыйчеловекожидалотлитературыморали, внеморалидлянегоутрачивалсявесьсмыслпроизведения.

3. Литературасредневековьяосновананахристианскихидеалахиценностяхистремитсякэстетическомусовершенству.

ОбщаяхарактеристикалитературыВозрождения.

Попыталисьвозродитьобликпрекрасногогармоническиразвитогочеловека.Принципиальнымотличиемренессансногоискусстваотсредневековогоявилосьвоплощениянебожественной, ачеловеческойсущностибытия.

ПростопроблемаБогаотошланавторойплан, на 1 – проблемачеловека.НачалогуманистическомудвижениюбылоположеновИталии.

Важно:

1. Возникновениемромана. Насменусредневековомурыцарскомуроманусегонемыслимойфантастикойприходитизображениереальности, пропущеннойсквозьпризмуиллюзийифантазий. «ДонКихот» Сервантесапервыйреалист роман, воплотившийэпосчастнойжизнинаширокомфонеобъектдействительности.

2. Вроманегероемвыступаетотдельныйчеловек, биографиякоторогонеразрывносвязанасисторией, формирующейеголичностноесознание. НовеллаироманвэпохуВозрождениятесномеждусобойвзаимодействуют: циклыновеллобъединенныходнимгероем, способствовалиформированиюроманногожанра, автекстроманавключалисьнередковставныеновеллы.

3. ВэпохуВозрожденияпредстоялозанововозникнутьдраматическимжанрам. Вренессанснойдраматургииконфликтомстановятсявзаимоотношениягероясокружающиммиромисамимсобой («Гамлет» Шекспира).

Данте. ТворчествоДанте

ДАНТЕАлигьери (1265, Флоренция-1321Равенна), итальянскийпоэт, одинизвеличайшихгениевмировойлитературы,создательитальянскоголитературногоязыка. Вюностипримкнулкшколе «дольчестильнуово» переводитсякак «Новыйсладостныйстиль» (сонеты, воспевающиеБеатриче, автобиографическаяповесть «Новаяжизнь»); философскиеиполитическиетрактаты«Пир», незакончен; «Онароднойречи», «Послания».ВершинатворчестваДанте — поэма «Божественнаякомедияв 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическаяэнциклопедиясреднихвеков. Оказалбольшоевлияниенаразвитиеевропейскойкультуры.

Биография

СемьяДантепринадлежалакгородскомудворянствуФлоренции. РодовоеимяАлигьери (вдругойогласовкеАлагьери) первымносилдедпоэта. Дантеполучилобразованиевмуниципальномучилище, затем, предположительно, училсявБолонскомуниверситете (поещеменеедостовернымсведениям, впериодизгнанияпосещалтакжеПарижскийуниверситет). ПринималактивноеучастиевполитическойжизниФлоренции; с 15 июняпо 15 августа 1300 входилвправительство (былвыбраннадолжностьприора), пытался, исполняядолжность, воспрепятствоватьобострениюборьбымеждупартиямиБелыхиЧерныхгвельфов (см. гвельфыигибеллины). ПослевооруженногопереворотавоФлоренциииприходаквластиЧерныхгвельфовбыл 27 января 1302 приговоренкизгнаниюилишенгражданскихправ; 10 мартаего, какнеуплатившегоденежнуюпеню, приговориликсмертнойказни. ПервыегодыизгнанияДанте — средивождейБелыхгвельфов, принимаетучастиеввооруженнойидипломатическойборьбеспобедившейпартией.

ПоследнийэпизодвегополитическойбиографиисвязанситальянскимпоходомимператораГенриха VII (1310-13), усилиямкоторогопоустановлениювИталиигражданскогомираондалидеологическуюподдержкуврядепубличныхпосланийивтрактате «Монархия».

ВоФлоренциюДантебольшеневернулся, нескольколетпровелвВеронепридвореКанГрандеделлаСкала, последниегодыжизнипользовалсягостеприимствомправителяРавенныГвидодаПолента. Умеротмалярии.

Лирика

ОсновнаячастьлирическихстихотворенийДантесозданав 80-90-егг. 13 в.; сначаломновогостолетиямалыестихотворныеформыизеготворчествапостепенноуходят. Сталосновоположникомособойпоэтическойшколы, самимДантеназваннойшколой «сладостногоновогостиля» («Дольчестильнуово»). Ееглавныйотличительныйпризнак — предельноеодухотворениелюбовногочувства.

Стихи, посвященныесвоейвозлюбленнойБеатричеПортинари, Данте, снабдивбиографическимистиховедческимкомментарием, собралвкнигуподназванием «Новаяжизнь» (ок. 1293-95). Собственнобиографическаяканвапредельноскупа: двевстречи, перваявдетстве, втораявюности, обозначающаяначалолюбви, смертьотцаБеатриче, смертьсамойБеатриче, искушениеновойлюбовьюипреодолениеего. Жизнеописаниепредстаеткакряддушевныхсостояний, ведущийковсеболееполномуовладениюсмысломпостигшегогероячувства: витогелюбовноечувствоприобретаетчертыипризнакирелигиозногопоклонения.

Кроме «Новойжизни» донасдошлоещеоколополусотнистихотворенийДанте: стихивманере «сладостногоновогостиля» (ноневсегдаадресованныеБеатриче); любовныйцикл, известныйподназванием «каменного» (позначениюимениадресата, донныПьетры) иотличающийсяизбыткомчувственности; комическаяпоэзия (стихотворнаяперебранкасФорезеДонатиипоэма «Цветок», атрибуциякоторойостаетсясомнительной);группадоктринальныхстихотворений (посвященныхтемамблагородства, щедрости, справедливостиидр.).

Трактаты

Стихотворенияфилософскогосодержаниясталипредметомкомментариявнеоконченномтрактате «Пир» (ок. 1304-07), которыйпредставляетсобойодинизпервыхвИталииопытовпосозданиюнаучнойпрозынанародномязыкеиодновременнообоснованиеэтойпопытки — своегородапросветительскуюпрограммувместесзащитойнародногоязыка. Внеоконченномлатинскомтрактате «Онародномкрасноречии», писавшемсявтежегоды, апологияитальянскогоязыкасопровождаетсятеориейиисториейлитературынанем — ито, идругоеотноситсякабсолютнымновациям. Влатинскомтрактате «Монархия» (ок. 1312-13) Данте (такжевпервые) провозглашаетпринципразделениядуховнойисветскойвластиинастаиваетнаполномсуверенитетепоследней.

«БожественнаяКомедия»

Надпоэмой «БожественнаяКомедия» Дантеначалработатьвгодыизгнанияизакончилеенезадолгодосмерти. Онаделитсянатричасти (иликантики) истопесней (вкаждойкантикепотридцатьтрипеснииещеоднаявляетсявступительнойковсейпоэме).

ВпоэмерассказываетсяопутешествииДантепоцарствумертвых: Данте, заблудившемусяв «сумрачномлесу» (грех), приходитнапомощьримскийпоэтВергилий (символизируетчеловеческийразум, незнакомыйсбожественнымоткровением) иведетегоподвумпервымзагробнымцарствам — царствувозмездияицарствуискупления.

Адпредставляетсобойворонкообразныйпровал, заканчивающийсявцентреземли, онразделеннадевятькругов, вкаждомизкоторыхсовершаетсяказньнадособойкатегориейгрешников (первыйкруг — душинекрещеныхмладенцевиправедныхязычников — избавленыотмук).

Средидуш, естьзнакомыеличноемуиестьизвестныевсем — персонажиантичнойисторииимифовилигероисовременности. В «Божественнойкомедии» онинепревращенывпрямыеиплоскиеиллюстрациисвоихгрехов. Чистилище — этоогромнаягоравцентренеобитаемого, занятогоокеаномюжногополушария, уступамионаразделенанасемькругов, гдедушиумершихискупаютгрехигордыни, зависти, гнева, уныния, скупостиирасточительности, чревоугодия, сладострастия.

ПопрошествиикаждогоизкруговсолбаДанте (илюбойиздушчистилища) стираетсяодинизсемизнаковгреха, начертанныхангелом-привратником.

Навершинегоры, вземномраю, ДантевстречаетсясБеатриче (символизирующейбожественноеоткровение) ирасстаетсясВергилием; здесьжеДантеполностьюосознаетсвоюличнуювинуидоконцаотнееочищается.

ВместесБеатричеонвозноситсяврай.

Наши рекомендации