Дать определений понятия «слово».
Перечислить функции языка.
Вставить пропущенные буквы
Оп..раться на полку, заж..гать спичку, выр..стить дерево, вск..чить на ноги, пл..вники рыб, вым..кнуть до нитки, реш..тка, поноше..ое платье, некоше..ые травы, станцио..ый работник.
4. Исправить речевые ошибки, определить их тип:
1. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. 2. Их использовали писатели, создавая в художественной литературе колорит древности. 3. Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма, нечто новое, что роднило ее с композитором; мы видим ее лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку. 4. Балерина создает проникновенный образ Жизели - от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини.
Вариант № 2
Дать определение понятия «язык».
Перечислить признаки слова.
Вставить пропущенные буквы.
Време..ые меры, стесне..ое дыхание, маринова..ые грибы, пч..лка, зач..т, трущ..ба, маж..рный, ш..фер, соловушк.., ц..ган, бе..жизненный, бе..характерный, во..создать, ра..копать, мес..ный, корыс..ный, воскрес..ный.
4. Исправить речевые ошибки, определить их тип:
1. Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване. 2. Дождевальная установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром струи не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 3. Многие сотни людей каждое уро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело – производить молоко, выращивать скот и птицу. 4. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров.
Раздел II Речевая деятельность
Тема 1. Разновидности речи.
Язык и речь. Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык – это условие развития и продукт человеческой культуры.
Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.
Общая характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. Язык и речь в совокупности образуют единый феномен языка. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык – это орудие (средство общения), то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь материальна, она воспринимается органами чувств, язык же (система знаков) включает в себя абстрактные аналогии единиц речи. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык вносит в эту линейную последовательность иерархичные отношения, он имеет уровневую организацию. Речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность. Речь отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку истинная оценка неприемлема. Речь конкретна и неповторима, язык абстрактен и воспроизводим. Речь подвижна, язык стабилен, речь бесконечна, система языка ограничена определенным набором составляющих.
Основными качествами культурной речи являются:
Точность речи. Характеризует речь со стороны её содержания, то есть характеризует то, насколько точно говорящий описывает данную ситуацию, насколько его описание соответствует действительности.
Различают точность предметную и понятийную. Предметная точность опирается на связь речи и действительности (сказал то, что есть на самом деле). Понятийная точность задается связью речи и мышления (сказал то, что и хотел сказать).
Основные условия, способствующие созданию точной речи:
- знание предмета речи (то есть того, о чем говорится);
- знание языка, на котором происходит общение;
- хорошие речевые навыки, вырабатываемые постоянной практикой общения.
Логичность речи. Характеризует речь со стороны её структуры, организации, композиции. Общими условиями логичности речи является, прежде всего, владение логикой рассуждения, а также знание языка, коммуникативных возможностей языковых средств.
Чистота речи. Чистой называется речь, свободная от чуждых литературному языку и нормам нравственности элементов, засоряющих речь. К ним относятся: диалектная и жаргонная лексика, грубые, бранные слова и выражения, слова-паразиты (это, ну, так сказать, как бы). Также засоряет речь, делая её непонятной, трудной для восприятия, излишнее употребление терминов, иностранных слов.
Выразительность речи. Выразительность речи – это такая её особенность, которая помогает поддерживать интерес и внимание слушателя.
Условия, от которых зависит выразительность речи:
- самостоятельность мышления говорящего;
- интерес автора к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит;
- хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
- тренировка речевых навыков;
- сознательное стремление автора речи сделать свою речь выразительной.
Богатство и разнообразие речи. Достигается за счет использования в речевом общении разнообразных языковых средств.
Уместность речи. Речь должна быть уместной, то есть соответствовать цели, условиям общения, составу и настроению слушателей.
Классификация разновидностей речи. Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять внешнюю и внутреннюю, устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функционально-смысловые типы речи.
Общение между людьми может происходить в разных формах: разговор, в котором собеседники задействованы непосредственно, общение носит устный характер; чтение различного рода книг, официальных бумаг и др., которые имеют письменную форму. В общении могут принимать участие разное количество людей, связанных разными же социальными, личностными отношениями. Участники коммуникации могут играть в ней активную или пассивную роль (полилог, диалог и монолог). В зависимости от содержательно-смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяют такие типы речи, как описание, рассуждение, повествование.
Разновидности речи по форме выражения мысли. Речь является не только способом выражения мысли, но и способом ее формирования. По наличию или отсутствию собеседников выделяют следующие формы речи: внутренняя речь и внешняя речь, а в свою очередь внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной.
Внутренняя речь выделяется как самостоятельный специфический способ формирования и формулирования мысли. Внутренняя речь характеризуется тем, что процесс оформления мысли осуществляется без ее выражения, устного или письменного. Определяющие ее процессы могут осуществляться как средствами языка, так и средствами внутреннего, индивидуального кода, являющегося высшей формой абстракции вербального мышления.
Если человек намерен высказаться, он предварительно обдумывает свою речь. Обдумывание начинается с ориентировки в ситуации общения. Обдумывание речи почти всегда предшествует основным формам взаимодействия человека с другими людьми, играя роль «черновика» письменной речи (Л.С. Выготский). Без внутренней речи человеку не обойтись, без нее нельзя мечтать, надо научиться обдумывать свои высказывания, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
Проблема внутренней речи относится к числу наиболее сложных и все еще недостаточно изученных. Первоначально считали, что внутренняя речь по своей структуре подобна внешней, разница лишь в отсутствии звуковой реакции, так как это речь «про себя». Оказалось, что это далеко не так. Исследователи показали, что в процессе внутренней речи присутствуют движения языка и гортани. Исследования Н.И. Жинкина доказали, что внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя. Наряду со словами во внутренней речи могут быть использованы образы, то есть предмет речи может быть не назван, а представлен себе в виде его образа, часто в виде образа-схемы.
Развернутая внешняяречь существует в двух формах: устной и письменной. В свою очередь устная речь может быть разделена на диалогическую, монологическую, полилогическую речь.
Если речь предназначена другому человеку, которого видишь и слышишь, используется устная форма. Подлинная устная речь создается в момент говорения. Устная речь – это импровизация. Она создается на ходу, в процессе акта коммуникации, поэтому основным признаком устной речи является ее неподготовленность.
Устная речь рассчитана на смысловое восприятие собеседником произносимой речи, создаваемой в момент говорения, поэтому в зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего устная речь может быть гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается наличием непроизвольных пауз, повторением отдельных слов, слогов, звуков, «растягиванием» звука типа [э] и выражениями типа
Как это сказать?..
Как бы… и т.д.
Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, то их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но, с другой стороны, паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, незнание того, о чем говорить.
Для устной речи характерны две особенности: избыточность и лаконизм. Избыточность – это прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, соотносительные по содержанию конструкции. Лаконизм – это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации. Важнейший признак, влияющий на появление разновидностей устной речи, - характер коммуникации: официальная/неофициальная. Официальная коммуникация может быть личной и публичной. Неофициальная – только личной. Слушатели непринужденного рассказа – полноценные участники акта коммуникации: они могут перебивать говорящего, задавать ему вопросы, что не свойственно адресату публичного официального сообщения. Публичная коммуникация делится на два подвида: массовая (радио, телевидение и т.д.) и коллективная (лекция, доклад, выступление на собрании и т.д.) Основное различие между ними состоит в том, что при массовой коммуникации отсутствует обратная связь между говорящим и слушающим. Это исключает для оратора возможность узнать (увидеть, услышать, почувствовать) реакцию слушателей и отреагировать на нее. Другая важная особенность массовой коммуникации - использование технических средств (радио, телевидение и т.п.).
Непринужденное неофициальное общение – основная часть жизни человека (дома, в разных бытовых ситуациях). Оно, как правило, осуществляется при помощи разговорного языка. Эта разновидность речевого общения характеризуется неподготовленностью и непосредственностью общения.
Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. И поэтому весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя. Вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знание адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации.
Монолог, диалог, полилог. Монологическая, диалогическая и полилогическая речь различаются между собой с точки зрения структуры, лежащей в основе речевой ситуации. Различия в структуре и речевой ситуации определяются распределением ролей между участниками речевого акта.
Монологический текст – это устная или письменная речь одного лица. В основе речевого акта лежит одностороннее отношение: передача информации ® получение информации. Монологический текст представляет собой линейную цепочку предложений и существует в различных формах устных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступления по радио, телевидению. Монологическая речь, имеющая адресата (публичная речь) характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, местоимений и глаголов 2 лица, а также глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими ему коммуникативными функциями (повествование, рассуждение, описание, оценка, исповедь, самохарактеристика). Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные синтаксические конструкции.
Диалогический текст представляет собой чередование высказываний двух или нескольких участников речевого акта, каждый участник выступает в процессе речевого акта то в роли говорящего, то в роли слушающего. В основе диалога лежит двустороннее отношение (стимул « реакция), допускающие различные координации.
Диалог – генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения. Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них. Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников. Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль говорящего (слушающего). Результатом приема информации и ее передачи являются сочетания реплик, которые комбинируются в зависимости от целей общения каждого участника и составляют определенные высказывания (например, вопросник, интервью, анкета) и ответы (рассказ, отчет, сообщение), которые тоже могут составлять целое высказывание.
Полилог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и др.). Стороны, участвующие в полилоге, весьма активны в речевом отношении и обычно придерживаются принципа ответственности: в любой момент каждый обязан быть в курс того, что говорится, и обязан обеспечить возможность остальных быть в курсе того, что говорится. В полилоге происходит накопление информации, выносимой отдельными ее участниками. Для полилога характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств. Участники полилога (два и более двух) видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Эти сигналы распознаются всеми одновременно.
Функционально-смысловые типы речи. В зависимости от содержания, композиции выделяются различные типы речи. Под типом речи понимается речевой отрезок (текст) со специфическим обобщенным значением (предмет и его признак, предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражается определенными языковыми средствами.
Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Описание может быть бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел. Глаголы в описании используют обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Характерная особенность описания как типа речи – статичное расположение предметов, отнесенных к определенному моменту речи.
Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Эта последовательность передается с помощью глаголов совершенного вида, которые показывают развертывание повествования. Обычно предложение в повествовании не бывает очень длинными, не имеет сложной структуры.
Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете речи. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, сложных предложений, передающих ход рассуждения. Рассуждения должно содержать посылку, основную мысль (умозаключение) и вывод, который вытекает из всего хода рассуждения.
Речевое взаимодействие и речевая ситуация.Исследователи выделяют следующие элементы речевого общения: речевое взаимодействие (высказывание, текст), речевую ситуацию, речевое событие.
Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка. Речевое взаимодействие предусматривает участие следующих компонентов: адресанта (отправителя информации), адресата (получателя), предмета речи (о чем говорят), речевого акта (говорение или письмо), средство взаимодействия (высказывание или текст).
Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т.е. контекст общения. Речевая ситуация – это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.д. Речевое событие – это конкретная, законченная форма речевого общения. Речевое событие состоит из двух главных компонентов: устной речи и того, что ее сопровождает (мимика, жесты и др.)
Речь в межличностном общении. Межличностную коммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т.е. имеют возможность видеть, слышать, легко осуществлять обратную связь. Это речевое общение небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладающее некоторыми отличительными особенностями:
1) персональная адресация, т.е. индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов;
2) спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор;
3) ситуативность речевого поведения: предмет речи виден или известен собеседникам, что позволяет использовать невербальные средства;
4) эмоциональность (эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими темы разговора, собеседника).
В связи с перечисленными особенностями в межличностном общении кроме собственно информационной и фатической функции проявляются также функции эмотивная (связана с субъективным миром адресанта, с выражением его переживаний, его потребностью быть понятым) и конативная (связана с установкой на адресата, со стремлением воздействовать на него).
Рассматривая речь в межличностном общении, нельзя обойти роль слушающего, т.к. он может влиять на речевое поведение говорящего. В современной социально-психологической литературе большое внимание уделяется анализу стилей слушания. Среди важнейших навыков следует вывделить приемы нерефлексивного, рефлексивного (активного) и эмпатического слушания.
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «Да?», «Продолжайте, это интересно», «Понимаю» и т.д.
Рефлексивное (активное) слушание – это обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. Основными видами рефлексивных ответов являются: выяснение («Не повторите ли еще раз»); перефразирование («По вашему мнению…», «Если я вас правильно понял…»); отражение чувств «Мне кажется, что вы чувствуете…»); резюмирование («Если подытожить сказанное вами…»).
Эмпатическое слушание – понимание чувств, переживаемых другим человеком и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатическое слушание в отличие от рефлексивного – это более интимный вид общения, оно противоположно критическому восприятию.
Речь в социальном взаимодействии. Речевое общение предполагает общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, статусных, профессиональных и т.д.) с учетом их ролевой позиции; передачу информации множеству лиц (публичная речь или СМИ).
В социальном взаимодействии выражен обслуживающий характер речевой деятельности: здесь речь направлена на организацию совместной деятельности людей. Это определяет более строгую регламентацию речевого поведения.
Основные правила речи в социальном взаимодействии:
1) высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение;
2) высказывание должно быть правдивым; нельзя говорить того, на что нет достаточных оснований;
3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора;
4) высказывание должно быть ясным: необходимо избегать непонятных выражений, неоднозначности.
Речь имеет решающее значение в процессе обучения и воспитания детей. Речь ребенка почти наполовину эгоцентрична (отсутствуют оттенки значений, игнорируется точка зрения собеседника на предмет речи); взрослые же говорят и даже думают социально («приспосабливают» информацию к ситуации речи, к уровню собеседника).
Речевая деятельность является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Социально-символическими средствами демонстрации социального статуса являются формы обращения. Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик». Сходную функцию в русском языке выполняют формы приветствия и прощания.
Гражданский статус человека четко обозначается обращением «господин», «товарищ», «гражданин».
Приемом использования речи для повышения своего статуса могут быть различного рода переименования, например, профессий (вместо «мусорщик» - «работник санитарной службы».
К вербальным социально-символическим средствам также относится намеренная имитация произношения (мы приспосабливаем наш язык, произношение к языку партнера, если он нам нравится).
Важным при утверждении или повышении статуса является выбор стиля произношения. Выделяют высокий (подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений; воспринимается как более официальный, дистанцированный стиль) и низкий (разговорная речь, воспринимаемая как неформальная, дружеская); влиятельный и невлиятельный стили.