Образ Константина Левина в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Проблема героя-дворянина в «переворотившемся» мире.
Константин Дмитриевич Левин — помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом «был целым миром для Левина». Он с гордостью рассуждает об истинном аристократизме, патриотизме своих предков. Теперь же наступает период разорения «дворянских гнезд», и Левин понимает неизбежность этой драмы.
Константин Дмитриевич пытается понять тайну новых общественных отношений, свое место в этих новых условиях и правду жизни. Левин не оторванный от жизни мечтатель. Он трезво смотрит на жизнь, борется за счастье, стараясь найти душевное равновесие. В общении с простыми мужиками, в близости к природе, ее естественным законам Левин видит залог своего счастья и благополучия. Его брак с Кити Щербацкой
вполне счастливый, они понимают друг друга с полунамека, без слов. Но духовные запросы Левина не ограничиваются интересами семьи. Он внимательно вглядывается в окружающую жизнь, видит важность момента. Примерным укладом для России Левин видит большую и дружную крестьянскую семью, которой до всего есть дело, где все производится самими ее членами. Левин понимает, что западные теории преобразований страны не годны для России. Надо учитывать ее специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поднимут государство. Левин мучительно ищет правду жизни, старается обрести душевное равновесие. Близко общаясь с крестьянами, он проникся «мужицкой правдой жизни», бессознательной верой в Бога. Описание жизни Левина образует свою сюжетную линию в романе, но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией произведения. Душевные терзания Анны и поиски истины Левина - это взаимосвязанные стороны жизни России в пореформенную эпоху, раскрывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления. Константин Левин явился новым образом в рус. и мировой лит-ре. Это образ не "маленького", не "лишнего" человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин Левин - мыслитель-деятель. Он призван к страстной, энергичной общественной деятельности, он стремится к преобразованию жизни на основе деятельной любви, общего и личного счастья для всех людей. Образ отчасти списан с самого Толстого (о чем свидетельствует фамилия Левин - от Левы, Льва): герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Левин - натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни - жить и делать, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь. Левин и Анна - единственные в романе, кто призван к настоящей жизни. Как и Анна, Левин мог бы сказать, что любовь для него значит слишком много, гораздо больше, чем могут понять другие. Для него, как и для Анны, вся жизнь должна стать любовью. Значение семьи для Левина непосредственным образом связано с основной темой романа - единения и разъединения людей. Семья для Левина - самое глубокое, высшее единение, какое только возможно между людьми. Левин понимает, что не может жить только счастьем любви, только своей семьей, без связи со всем миром, без общей идеи, к нему снова возвращается мысли о самоубийстве. И спасают его только обращение к Богу, и примирение, вследствии этого с миром.
Отвергнуть все устои действительности, проклясть ее и в финале примириться с нею - пример глубокого противоречия в жизни и хар-ре одного из интереснейших героев Толстого - Левина.
45. Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 — нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879—1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа" Становление взглядов 70-х годов предшествовало коренному изменению его взглядов, было сходно с душевным состоянием, пережитым на много лет раньше, после смерти братаНиколая, в начале 60-х годов. Но если тогда, по словам Толстого, неизведанные им радости и заботы семейной жизни вывели его из этого отчаяния, ему стало ясно, что семейное счастье было для него мнимым или, во всяком случае, временным спасением от всеобщей жизненной неурядицы, от предчувствия социальных катастроф..Вполне осознав в 70-е годы бесповоротный кризис старого и не приемля нового, «укладывающегося»,капиталистического строя, Толстой мучительно искал и не находил путей избавления от социальных и нравственных зол, которые несла с собой эпоха ломки.Острое ощущение симптомов социального перелома связанных с переходом России на бурж. путь развития,и усиливало кризис нравств.-филос. мировоззрения Т.Т. всё очевиднее терял надежду на возможность примирения интересов крестьянства и «совестливого» дворянства. Разочарование в бурж. реформах 60-х гг., не принесших ожидаемого социального мира, успокоения и благоденствия, Т. воспринял как доказательство тщеты крутых перемен вообще. Он с тревогой следит за тем, как рушатся остатки патриархального уклада под натиском бурж. прогресса, как падают нравы, ослабевают семейные устои, вырождается аристократия. Расшатан историч. оптимизм Т., но с тем большей силой ищет он опору и последнее прибежище в патриархальных нравах, в семье.Религиозно-общественное движение в России конца XIX в., сложившееся на основе учения Л. Н. Толстого. Т. характеризуется идеями соц. пассивности, аскетизмом, безропотным подчинением воле Бога, идеализацией патриархального строя обществ, и семейной жизни; любви и всепрощения; критикой церкви и институтов власти, отрицанием государства. Главными принципами религиозно-утопического учения Т. являются: "непротивление злу насилием" , всепрощение, всеобщая любовь, нравственное самоусовершенствование личности.
46. «Смерть Ивана Ильича» Толстого…
На рубеже 70-80 Т. Пережил один из самых острых и сложных кризисов на своем пути, завершившийся «переломом» - решительной перестройкой всего миросозерцания.
Однако Толстой продолжал писать и в прежней своей, «необщедоступной», как он ее сам иногда называл, манере. Так, в частности, написаны повести «Смерть Ивана Ильича» (1886) и «Крейцерова соната» (1889).
В первой из них Толстой предъявил всей современной жизни обвинение в том, что она лишена подлинного человеческого наполнения и не может выдержать проверки смертью. Перед лицом смерти все у Ивана Ильича, прожившего жизнь самую обычную, похожую на множество других жизней, оказывается «не то». Имевший службу, семью, друзей, доставшуюся ему по традиции веру, он умирает одиноким, испытывая неодолимый ужас и не зная, чем помочь остающемуся жить мальчику — своему сыну. Неукротимая привязанность к жизни заставила писателя отвергнуть ее в тех формах, в каких она являлась ему.
Будучи твердо убежден, что той жизни, какая есть, продолжаться незачем и нельзя, а иная еще не открылась, Толстой в «Крейцеровой сонате» выступил за воздержание от деторождния, с решительным осуждением половых отношений вообще — опять же «вообще». Можно, конечно, изумляться толстовскому максимализму и категоричности. Но нельзя не видеть, как бесконечно серьезно стояли в его глазах вопросы сегодняшнего и завтрашнего бытия человечества
48.Общая характеристика творчества Гл.Успенского. Место и роль писателя в лит.-общественном движении 1870-х годов.
В Глебе Ивановиче Успенском (1843-1902) ярко и самобытно воплотились хар-ные черты народничества. Служение словом и делом трудовому народу, "аскетизм" худ. формы, поиски путей к торжеству гармонии в чел. личности и общественном устройстве, идея гражданского долга и стремление поставить свое поведение под контроль убеждений -- все это талантливо и неповторимо выразилось в Успенском, в его личности, в его писательской позиции. В очерках и рассказах 60-х гг. Успенский взволнованно говорит о судьбе людей, обреченных на непосильный труд и нужду. Трудовая жизнь "черного народа", в особенности ремесленного люда и крестьянства, противопоставление ее господской, нетрудовой жизни -- эта тема становится одной из центральных в творчестве Успенского. Присущие ему горький комизм и печальный юмор в изображении обывателей соединяются с сатирой на пореформенные порядки. Проведение "великих реформ" писатель характеризует как эпоху "разыгравшегося телячества" ("Петербургские очерки", 1865). Комическое в произведениях Успенского постепенно наполняется трагическим содержанием ("Нужда песенки поет", 1866). Складывающаяся в 60-е гг. худ. манера Успенского - переходы юмора в сатиру и комического в трагическое - тесно связана с традицией Гоголя. "Нравы Растеряевой улицы" (1866) -- глубоко оригинальное произведение. Автор смело ломает канонические приемы худ. беллетристики, выступает ее реформатором. "Нравы..." построены как единая серия или целостный цикл очерков, связанных сквозной проблематикой. В трилогии "Разоренье" (1869--1871) писатель перешел от изображения растеряевского сна, апатии и забитости к показу активных натур, "просияния ума", нарождения "новых, неясных стремлений в толпе". В 1872 г., а затем в 1875--1876 гг. и во второй половине 80-х гг. Успенский совершил поездки за границу. Существенна и его поездка в Сербию в 1876 г., во время сербско-турецкой войны. Значение ее раскрыто в произведениях "Письма из Сербии" (1876) и "Не воскрес" (1877). Начиная с "Больной совести" (1873), в которой в лит.-худ. форме отразились заруб. наблюдения Успенского, наступает период его тревожных и пытливых исканий. В 70-е гг. он создает новый тип лит. произведения, основные черты которого вполне проявились в "Больной совести". "Смесь образа и публицистики" - так определяет Короленко худ. метод ее автора. "Больная совесть" состоит из небольших публицист. миниатюр, беллетристических сценок и авторских размышлений. Писатель воспроизводит параллель: с одной стороны, западноевропейский образ жизни, а с другой - рус. полупатриархальные отношения. К середине 80-х гг. наступает заключит. период в деятельности Успенского. В очерковых циклах этих лет ("Письма с дороги", "Через пень колоду", "Поездки к переселенцам", "Концов не соберешь" и др.) центром становится не автор-пропагандист и его любимец крестьянин, занятый своим хозяйством, а подвижная масса, поднявшаяся с насиженных деревенских мест, забившая все дороги Рос. империи в поисках хлеба и труда, крова и земли. Неверно мнение некоторых современников Успенского, что в заключительный период своей деятельности он будто бы выступал исключительно как публицист и перестал быть художником. Во 2 половине 80-х гг. он создал ряд блестящих, оригинальных произведений в беллетристическом роде: "Про счастливых людей" (1885), "Петькина карьера" (1886), "Не быль, да и не сказка" (1887), "Избушка на курьих ножках" (1887), "Паровой цыпленок" (1888), "Взбрело в башку" (1888), "Извозчик с аппаратом" (1888) и др. Да и публицистика Успенского проникнута художественностью. Его артистический талант, как и в предшествующие годы, выражался в тонком искусстве юмора. Но теперь юмор писателя пропитан глубоким страданием, душевной мукой.
49..Проблематика и жанрово-стилевое своеобразие прозы Н.С.Лескова. Место писателя в литературном движении второй половины XIX века.
Работы Лескова имеют неразрывную связь с общекультурными истоками, восходят к мифу и архетипу. Основным архетипом, разработанным автором в произведениях, считается архетип "праведника". Этот образ представляет собой у писателя все приоритетные этические основы рус. нац. хар-ра: гуманизм, чистые помыслы, стремление к сохранению жизненной гармонии. Нести добро каждому, просто, незаметно, безвозмездно отдавая свою положительную энергию окружающим, - вот главная задача персонажей-праведников у автора. Философия рус. праведничества на протяжении творчества художника претерпевает определенную эволюцию. Сначала это христианское понимание праведничества, потом религиозные мотивы добра и правды воплощаются в особые черты русского менталитета, а затем - возводятся в общечеловеческие идеалы. Другим немаловажным архетипом в творчестве Лескова является архетип "странника". В нем писатель сконцентрировал особенности беспокойной, находящейся в вечном поиске истины рус. души (Иван Флягин из "Очарованного странника"). Архетип "странника" приобретает весьма специфический рус. хар-р, так как он насыщен смыслами, отражающими доминанты русского мировосприятия: бескрайние просторы России, нестесненность и широту действия, свободу и волю. Яркая особенность лесковского представления архетипических образов заключается в том, что они являются, как правило, проводниками идей или мыслей самого художника. Писатель часто соединяет в них высокие и низкие начала, грустные и веселые элементы, положительные и отрицательные качества. Потому-то герои Лескова не лишены живости и естественности. Они близки и дороги рус. сердцу.
Неразрывна связь творчества Лескова и с устной народной мудростью. Он четко понимал национальную основу фольклора, считал его результатом фантазии, вкусов, размышлений, переживаний, страданий, мечтаний многих и многих поколений рус. людей. В художественном мире писателя использованы жанры народного искусства, фольклорные приемы, мотивы, сюжеты. Устное народное творчество помогло автору привнести в худ. тексты национальные ментальные формулы, народную мудрость и этнокультурные особенности народа. Фольклорные элементы способствовали созданию в произведении неповторимого нац. колорита и воссозданию атмосферы народного духа. Глубокое знание своего народа и любовь к нему помогают Лескову острее воспринимать позитивные и негативные моменты в рус. хар-ре. В творчестве писателя выявляется не только могучий дух русского человека, его огромный потенциал, его большие способности в искусстве, науке, технике, но и отрицательные качества. Лесков неистово и решительно разоблачал негативные черты и устои рус. народа. Его резкая критика представляла собой проявление авторской гражданственности, ответственности за происходящее. Обида за несостоятельность, бессилие рус. общества, горечь за утрату духовного наследия Руси присутствуют во многих повестях и рассказах писателя, где представлены цельные натуры рус. нации: праведники, умельцы, труженики - в своей замечательной красоте. Таким образом, в итоге нашей работы можно сказать, что творчество Лескова глубоко проникнуто национальным. В передаче народных хар-ров писатель руководствуется идеями гуманизма, справедливости и терпимости, поэтому его лучшие герои- носители не только нац. эталонов нравственности, но и общечеловеческих ценностей.
50.Гаршин Всеволод Михайлович -- один из наиболее выдающихся писателей 70-80-х годов XIX в. родился 2 февраля 1855 г., умер 24 марта 1888 г.
В.М. Гаршина называли «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца». По свидетельству современников, с этим шекспировским героем писателя сближало болезненно обостренное неприятие любой несправедливости, несовершенства человеческих взаимоотношений, которое вызывало у него постоянные, почти физические муки совести и сострадания. Сам Гаршин незадолго до своей трагической кончины(я так поняла, что из-за душевных переживаний он сам себя погубил) признавался «Хорошо или нехорошо выходило написанное — это вопрос посторонний; но что писал я в самом деле одними своими нервами и что каждая буква стоила мне капли крови, то это, право, не будет преувеличением».
И действительно, творчество Гаршина имеет крайне субъективный характер. Внутренний облик Гаршина-человека так тесно связан и так гармонирует в нем с личностью писателя, что писать о его творчестве, не коснувшись его личности, его характера и взглядов, менее возможно, чем о каком-либо другом писателе. Почти каждый из его немногочисленных рассказов есть как бы частица его автобиографии, часть его дум и переживаний, оттого они так живо захватывают читателя своей жизненной правдой и так волнуют его. Сам Гаршин создал свои произведения, переживая их «как болезнь», и настолько сживался со своими героями, что переживал их страдания глубоко и реально; оттого и литературная работа, глубоко захватывая его, так утомляла и терзала его нервы.
«Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено всё зло мира. В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «Встреча». В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие.
Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.
Все рассказы Гаршина проникнуты тихой грустью и имеют печальный конец: радостная встреча двух товарищей в далеком чужом городе кончается грустным признанием непригодности идеальных, чистых взглядов на жизнь одного из них; и даже веселую компанию маленьких животных, собравшихся на лужайку потолковать о целях жизни, давит тяжелым сапогом кучер Антон. Не много рассказов написал Гаршин, и не велики они по объему.
Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит - кусты, высокое небо» («Четыре дня»).
51.Владимир Галактионович Короленко родился 27 июля 1853 года на Украине, в городе Житомире, Волынской губернии. Умер Короленко 25 декабря 1921 года в Полтаве. Многолюдные похороны писателя вылились в демонстрацию народной любви и уважения к человеку, чье имя было дорого всем советским людям.
Короленко вошел в историю русской литературы как автор многочисленных повестей и рассказов, художественных очерков, четырехтомной "Истории моего современника", наконец, как критик и публицист. Многие произведения Короленко могут быть поставлены в ряд с крупнейшими достижениями русской классической литературы. Его творчество, отмеченное чертами глубокой самобытности, составляет своеобразную летопись целой эпохи русской действительности. Повести, рассказы и очерки Короленко реалистически изображают русскую деревню в период быстрого развития капитализма на рубеже двух веков и раскрывают многие стороны народной жизни, которые до того не отмечались в литературе.
Горячим защитником человека от рабства, зла и неправды капиталистического мира, непримиримым врагом насилия и реакции Короленко выступает и в последующем своем творчестве. Высоким гражданским пафосом, безграничной любовью к родине отмечена вся общественная и литературная деятельность Короленко.
Первый его рассказ "Эпизоды из жизни искателя" (1879).
Герой рассказа выбирает для себя трудный путь служения народу и отказывается от личного счастья. Это соответствовало настроению самого Короленко. В то время ему казалось, что движение народников способно победить самодержавие, и что для этого необходимы только усилия передового общества.
Наиболее характерная черта его творчество- близость к народу. Она и определяет суть его произведений.
"Яшка"(1880). Основной персонаж этого рассказа - крестьянин, заключенный в тюремную камеру для умалишенных за то, что он открыто, протестовал против полицейского произвола и обличал "неправедных" начальников. Для Короленко важна именно эта сторона характера Яшки - его непримиримое, не знающее компромиссов возмущение против реальных условий жизни
"Яшкой" Короленко начинал одну из центральных тем своего творчества: тему свободолюбия и протеста
Повесть "В дурном обществе" (1885) вводит нас в мир городской бедноты, людей "дна". Писатель рассказывает о страшной жизни детей, не имеющих родного угла, маленьких бездомных бродяг, которые с колыбели должны переносить ужасы голодного нищенского существования. Знаменательно то, что Короленко пишет об этих детях с такой нежностью и проникновенностью, которая превращает эту повесть в страстную защиту обездоленных. Именно в "дурном обществе" маленький герой повести находит истинную дружбу и любовь и получает первый урок подлинного гуманизма.
Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает Короленко одно из наиболее значительных своих произведений - повесть "Слепой музыкант", впервые опубликованную в 1886 году.
Герой повести Петр Попельский слеп от рождения. Еще в раннем детстве он воспринимает свою слепоту как несчастье
Лишив мальчика зрения, природа в то же время щедро наградила его в другом отношении: с детских лет Петр обнаруживает незаурядные музыкальные способности.
Большую роль в воспитании слепого музыканта сыграл брат его матери, дядя Максим. Он помогает слепому музыканту переосмыслить свою жизнь, осознать, что подлинное счастье человека невозможно вне общества, в отрыве от жизни народам
История слепого мальчика, ставшего знаменитым музыкантом,- это не только борьба незрячего человека с тяжелым физическим недугом. Короленко в "Слепом музыканте" намечает путь служения народу как единственно возможное осуществление счастья. Победа над тьмой в повести "Слепой музыкант" достигается близостью к народу, пониманием его жизни, его поэзии. Это духовное прозрение и побеждает его личное горе, из которого, казалось, не было выхода.
Творчество Короленко в СССР пользовалось широкой популярностью. Советские люди чтили его, как выдающегося писателя, отдавшего свой талант на защиту человека от уродств капиталистического строя. Они видели в нем горячего патриота, варившего в могучие силы своего народа Книги писателя переведены почти на все языки народов Советского Союза, в том числе и на языки тех народов, о которых Короленко писал тогда еще, когда они не имели своей письменности и жили под чудовищным гнетом царизма. Его произведения, вошедшие в богатое наследие классической литературы, не потеряли своего художественного значения и продолжают служить и сейчас делу борьбы с темными силами мировой реакции
52. В 1879 году Чехов навсегда покинул Таганрог и приехал в Москву. Там он поступил в московский медицинский университет. Антоша стал студентом-медиком и сотрудником юмористических журналов
Его сотрудничество в юмористических журналах скоро стало главным источником средств к существованию семьи. Забота о семье требовала много сил и труда. Эта забота вела к многописанию: гонорар был нищенский, надо было писать как можно больше, писать непрерывно, не разгибая спины, не зная отдыха. К «малой прессе» относились журналы «Стрекоза», «Зритель», «Будильник», «Сверчок», «Осколки», «Свет и тени» и многие другие.
Первая его публикация состоялась 9 марта 1880 года в петербургском еженедельнике «Стрекоза». Это было «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху». Уже в нем и появился первый чеховский афоризм, до сих пор цитируемый :«Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».
В 1880 и 1881 годах Чехов опубликовал в «малой прессе» по двенадцать произведений; начиная с 1882 года у него бывало более ста публикаций за год. В 1882 - 1883 годах среди множества других были написаны такие шедевры, как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев»
Рассказы Чехова коротки, но каждый раз, вчитываясь в них, можно за краткостью и видимой простотой находить глубину смысла и сложность художественного построения. Труднейшее искусство — просто рассказывать о сложном, в малом раскрывать значительное, и Чехов-прозаик овладел им уже в ранних своих произведениях.
В «Смерти чиновника» (1883). Трагизм жизненного материала Чехов преодолевает комизмом его художественной обработки. Не случайно впоследствии Чехова-драматурга будут интересовать такие жанровые переплетения, как «водевиль со смертью», «комедия со смертоубийством».
Рассказ начинается со слова «смерть» и заканчивается словом «помер». Впору оплакивать несчастную судьбу героя. А между тем в рассказе, действительно, немало смешного.Несерьезен, прямо-таки игрив тон повествования. Забавны имена персонажей (Червяков, Бризжалов). И в тоже время герою (мы знаем это изначально) уготована в конце смерть. И вот словно сама смерть раз за разом отталкивает от себя незадачливого поборника приличий, а он тем одержимее, даже азартнее на нее наступает, напрашивается, пока наконец она его не настигла в последней фразе рассказа.
рассказы «Хамелеон», 1884; «Унтер Пришибеев», 1885. Не случайно имена героев этих рассказов давно стали нарицательными, понятия «хамелеонство», «пришибеевщина» вошли в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные. А унтер Пришибеев — нарицательное имя для всякого большого и маленького начальника, действительного или только считающего себя таковым, готового ради утверждения своей власти пустить в ход грубость, а то и кулаки.
Оба рассказа уморительно смешны, хотя и здесь за смешным просматривается невеселый порядок вещей. Разнообразны формы выражения юмора в «Хамелеоне» и «Унтере Пришибееве». Простейшие из них — нелепые фамилии персонажей (Очумелов. Елдырин, Хрюкин, Пришибеев). Но комический эффект достигается в рассказах и при помощи композиции. Основной композиционный прием в обоих рассказах — повторение. Повторяемость, как бы запрограммированность поведения персонажей, также вызывает смех читателя.
Рассказ "Толстый и тонкий" Темой рассказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что "толстый" - человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Тонкий Порфирий, не скромничая, хвастается собой, своей женой и сыном Михаил был действительно заинтересован жизнью Порфирия, расспрашивал его, радовался встрече. Но когда тонкий узнает, что Михаил - тайный советник он съеживается и начинает вести себя подобострастно, называет старого друга "ваше превосходительство".
Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.
53.Проза А.П.Чехова: проблематика, особенности жанровой системы, поэтики.
Чехов сосредоточивает свое внимание на том, как человек противостоит своей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсегда заведенных правил, условностей, привычек; иначе говоря, как он противоборствует укладу жизни. В рассказах, повестях, пьесах Чехова всегда ощутим внутренний сюжет, связанный с угасанием или, наоборот, пробуждением человека. Не во внешней интриге, не в эффектных поворотах действия проявляется этот сюжет, который может быть назван "биографией души" чеховского героя.
Чехов бьет тревогу в своих рассказах, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым сильным, на мой взгляд, является рассказ "Ионыч". Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь только Ионычем, занимает у Чехова менее двадцати страниц, но страшно другое: в жизни со многими происходит эта метаморфоза. В юности почти все имеют идеалы, желание принести пользу обществу, в зрелости у многих прослеживается стремление к сытости, к благополучию, к почестям и "теплым" местам. Та же тема пошлости и корысти звучит в рассказе "Крыжовник". В рассказах "Учитель словесности", "Попрыгунья", "Человек в футляре" звучит грустная нота обиды за человека, обиды за его никчемность, приземленность нежелание изменить жизнь. тема любви в драме дама с собачкой
Важнейшие стилевые особенности прозы А. П. Чехова 90-х. Лаконизм Еще Пушкин заметил:«Точность и краткость-вот первые достоинства прозы».Именно на этих принципах строится проза Ч.,кот сумел точно и лаконично передать правду самой обычной, буднич.жизни. Повествоват-я манера пис-ля очень своеоб-на : отказ от лирич. отступлений или прямых высказ-й, кот-е помогли бы сделать ясные выводы об авторск. отношении к событ, лицам. Его отнош-е к героям нигде не прояв-ся.Выводы должен сделать сам читатель, однако эти выводы вытекают из того худож. материала, кот. осмыслен писателем.Пи-ль подводит нас к определ-му восприятию тех проблем, кот поставлены в худ.произ-нии.Писат.отношение и должен понять чит-ль, пусть даже путем косвен. намеков.у Чех сочет-ся объективность и субъе-ть, авторское невмешательство и авт.оценка.Чех создавая свои пр-ния ориентир-ся на сотворчество с чит-лем.Его нельзя читать «бегло».(в Ионыче Вера Иосифовна Туркина знакомит гостей со своим романом, а роман написан о том, «чего никогда не бывает в жизни».Чех ирония в этом эпизоде вполне ощутима:чтение романа перебивается запахом жареного лука! Шаблонная фраза «Мороз крепчал» резко контрастирует с летним днем. На слушателей оказ-ет воздейс-е вовсе не роман, а доносящаяся до них нар. песня «Лучинушка», т.к. в ней было то, «что не бывает в романе, и что бывает в жизни». Так прояв-ся важней. требование эстетики Чех: в ис-ве нужна только правда.Ч. вошел в рус. лит как замечат мастер новых жанр форм.Его рассказы и повести, сравнительно небольшие по объему, были созданы на строгом отборе материала, на испол-нии новых приемов построении сюжета, новых принципов худ. повест-ния. Эпизодичность, фрагментарность, сюжет. незавершенность стан-ся не приемом, а принципом чех прозы.Мастер худ детали Творч.манера Ч. Строитсяв известной степени на монтажном принципе.Он широко пользуется сменой разных планов: общего, среднего, крупного.Чехов показал принципиальную важность из пользованье крупного плана поэтому он и детали подаёт крупно, чтобы они были заметны. Детали в тв-тве Ч. всегда значимы, превращаются в символ (Шинель Очумелого в «Хамелеоне», галоши и зонтик у Белекова. Вещи и предметы, конкретные детали обычно помогают лучше понять человека. В детали может проявиться самая суть характера или ситуации ( Упоминания о лошадях Старцева «в Ионыче – не просто информация». Так обозначаются узловые моменты повествования. Внимание Ч. к деталям очевидно.Ч.придавал большое значение запахам(в рас «Тол.и тон» от толстого пахло дорогим вином, а от тонкого не кофе даже, а кофейной гущей).В пейзаж. зарисовках Ч. также исп-ет детали.Чех. краткость, кот. он наз «сестрой таланта», поистне поразительны.
54.Повесть А.П.Чехова «Степь»: проблематика, поэтика, место в творчестве писателя.
Трактуется прежде всего как своего рода лирическая эпопея — “повесть о русской земле”,
Заявляя в сюжете “Степи” “универсальную концепцию повествования о жизни”, М. Громов связывает её с “метафорой пространства русской истории”. “Степь” рассматривается им как проблемно-тематический и жанрово-поэтический синтез национальной традиции, “в точном смысле этого слова “энциклопедия русской жизни”.Сутью его было мучительное представление о разделённости человека и мира, лишающей смысла человеческую жизнь. Художественным проявлением этого кризиса стало преобладание в творчестве этого периода образа степи как модели пространственного построения сюжетов. Исконный для русской литературы образ разрабатывался Чеховым в трагическом ключе — как воплощение непостижимого для человека и подавляющего его своей огромностью мира. Кризисное представление о гибельной невозможности ориентироваться в мире нагляднее всего проявляется в “степных” сюжетах (“Шампанское”, “Казак”, “Счастье”, “Огни”), но присутствует и в других произведениях этих лет, например, в “Скучной истории”.Трагическая разобщённость человека и мира представляется в повести неразрешимой проблемой, которую, в то же время, невозможно и просто игнорировать, ибо мир материи является родным и необходимым человеку в его материальной природе.
Это искание истины имело у Чехова в период создания “Степи” не абстрактно-философский, а глубоко личный характер, осознавалось как проблема собственного человеческого и писательского назначения, которое представлялось неясным и томило своей неопределённостью. Очевидно, именно неразрывное соединение универсальных проблем бытия и глубоко личного переживания обусловливает глубоко национальный дух повести, не сводимый ни к особенностям поэтики, ни к социально-исторической проблематике. В “Степи” Чехов впервые достиг той масштабности содержания и той гармоничности его воплощения, которые будут характерны для его зрелого творчества.
Тема степи занимает в творчестве А. П. Чехова особое место. Повесть Чехова «Степь» знаменовала собою не только перелом в творческой биографии писателя, — она свидетельствовала также о незаурядном событии в русской литературе. Эта повесть стала одной из поэтических вершин нашей литературы.
«Степь» Чехова возглавила целый цикл его произведений, написанных на степном материале и насыщенных заветными думами и задушевными настроениями великого русского писателя. Этот цикл, кроме «Степи», состоит из таких произведений, как «Счастье», «Казак», «Красавицы», «В родном углу», «Печенег» и др. В каждом из этих произведений в той или иной степени, в том или ином качестве фигурирует степь. Органичность темы степи для творчества Чехова подтверждается и его прямыми высказываниями в письмах и его глубоким интересом к этой теме на различных этапах литературной деятельности.
Тема степи у Чехова имеет значительное содержание. Чехов в своих «степных» произведениях не только ярко рисует все особенности степного пейзажа, но, используя интимно-близкий степной материал, выражает с большой художественной силой свои мысли о родине, о народе, о счастье, о красоте.
55.Идейно-художественная концепция повести А.П.Чехова «Скучная история».
удя по письмам Чехова, наибольшую трудность для него представляла борьба с мрачным колоритом повести. Сам Чехов связывал мрачное настроение своей повести с тем "удручающим впечатлением", которое произвела на него и на всю семью смерть брата Николая Павловича в июне 1889 г.
"Бедняга Николай умер. Я поглупел и потускнел. Скука адская, поэзии в жизни ни на грош, желания отсутствуют и пр. и пр- писал Чехов А. С. Суворину 2 июля. А 16 июля Чехов сообщает брату Ивану Павловичу: "Я еду в Ялту и положительно не знаю, зачем я туда еду... А гут еще лень, нежелание