Семейный вопрос в творчестве Л.Н. Толстого (роман «Анна Каренина»).
"В романе нашла отражение духовная и творческая эволюция автора. Сначала Л.Н.Толстого увлек сюжет о неверной жене, который отражал упадок нравов в высшем свете. Героиня олицетворяла собой все зло, была представлена в крайне непривлекательном виде. Лишь к шестой редакции романа автор разворачивает и своеобразно соединяет сюжетные линии Облонских, Левина и Карениной. Особенно интересуют Л.Н.Толстого судьбы Левина и Анны, оба персонажа оказываются в трагической ситуации. И если героиня погибает, то Левин ищет путей выхода из сложившегося положения, он не сдается.
В романе «Анна Каренина», как и во многих произведениях Л.Толстого, переплетаются несколько тем, он реалистически воссоздает картины русской жизни после реформы 1861 года. Однако одной из основных этом в этом произведении, безусловно, является трагедия семьи. «Мысль семейная» волновала Л.Н.Толстого и в романе-эпопее «Война и мир», но там она все же была полностью подчинена «мысли народной». В новом романе именно тема семьи является тем стержнем, который соединяет всю сюжетную конструкцию произведения, отнюдь не случайно, начиная с первой редакции, главная героиня представлялась автору замужней женщиной copyright ALL Soch .ru 2001-2005 из высшего общества, «потерявшей себя, но ни в чем не виноватой». Но причину трагедии Толстой первоначально усматривал именно в Анне. По мере работы над романом несколько изменяются взгляды автора на героиню и ее мужа. Каренин приобретает все более отталкивающие черты, напоминает машину. Судьба Анны Карениной рисуется как безысходная, трагическая.
Автор не только воссоздал жизнь общества, но и отразил, если можно так выразиться, основные модели семьи, которрле существовали в этом обществе. Именно в этом смысле некоторые критики рассматривают первую фразу романа как второй эпиграф к этом}' произведению. Можно сказать, что эти слова — афористически выраженная основная мысль романа: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Для подтверждения этой мысли автор рассказывает о семье Стивы Облонского.
Уже в самом начале произведения дается краткая, но емкая характеристика этой семьи: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они». Для самого Стивы семья — чисто внешняя оболочка, необходимая часть общественного устройства. Показательные его рассуждения о том, что не может же он в самом деле быть верным своей жене. Он «раскаивался только, что не умел лучше скрыть от жены...» Однако Облонский нелишен положительных качеств, добр, честен, «он чувствовал тяжесть своего положения и жалел жену, детей и себя самого». Когда жена прощает его, Степан Аркадьевич испытывает счастье и радость, его мир вновь обрел устойчивость. Но, вероятнее всего, потом все будет по-прежнему, разве что он, действительно, будет тщательнее скрывать свои увлечения.
Очень точно характеризует понимание семьи такими, как Стива, его сестра Анна в беседе с Долли Облонской: «как-то у них эти женщины остаются в презрении и не мешают семье. Они какую-то черту проводят непроходимую между семьей и этим.
Семья Карениных раскрывает уже иной тип отношений. Долли вспоминает, что ей «не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта». Хотя Каренин — совершенно иной тип человека, чем Стива, но их понимание семьи во многом близко. Для .Алексея Александровича Каренина семья — не более чем узаконенная форма отношений. Каренин все же понимает, что он бессилен, что «все против него и что его не допустят сделать то, что казалось ему теперь так естественно и хорошо, а заставят сделать то, что
дурно, но им кажется должным». Мнение света, традиции общества оказываются для него более значимы, ведь человек этот живет, руководствуясь, прежде всего, рассудком, разумом. За ним стоит целый мир, чуждый человечности. Можно сказать, что Каренин — один из элементов государственного механизма. Таким образом, семейная драма Анны приобретает более глубокий смысл. Речь идет уже о столкновении живой человеческой души с системой общественных установлений. Трагедия героини становится не только личной, но приобретает и социальную окраску.
Попытка Анны и Вронского создать семью терпит крах. Для него семья pi дело — вещи абсолютно разные, он лишен единства и слитности всех интересов, что является отличительной чертой любимых героев Толстого, тех, кому он доверяет выражение собственных взглядов. По мнению автора, кроме истинной любви людей должны связывать и другие интересы. Вронский, хотя и любит Анну неподдельно, но приоткрывает ей лишь часть своей души. А в этом случае невозможно создать счастливую семью. Для большинства героинь Л.Н.Толстого идеальная семья — истинное и единственное счастье. И трагедия Анны Карениной в основе именно семейная. Ее идеал-любовь бескомпромиссная, убедившись, что для нее нет надежды на такое чувство, не видя смысла в жизни, она покончила с собой.
Иной путь выхода из подобной ситуации пытается найти в романе Константин Левин. Именно этот герой осуществил свой семейный идеал. Но, сделавшись счастливым семьянином, Левин и переживает трагедию, которая заставляет его не раз думать о самоубийстве. Для него семья — главное условие духовно содержательной, истинно нравственной и трудовой жизни. В конце романа Левин все же выражает искреннюю надежду, что его жизнь «не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!». Таков выход, найденный для себя персонажем. Для него, как и для автора, строить свою семью — это строить жизнь и наоборот. Два этих процесса связаны неразрывно. Для всех персонажей романа личный вопрос представляется важным, а его решение немыслимо без семьи. Даже такие, в сущности, эпизодические персонажи, как Сергей Кознышев, важны для раскрытия центральной темы произведения — «мысли семейной». Этрт человек не решается сделать предложение Вареньке, потому что боится, что устройство семейной жизни потребует от него разрушения привычного мира книжных формул, в котором он живет.
Проблема семьи — одна из определяющих в духовных исканиях Л.Н.Толстого. В романе «Анна Каренина» автор показал новый аспект в теме, которая интересовала его и в других произведениях, например в «Войне и мире». В романе-эпопее герои связывали решение личных проблем с участием в деле общенациональном, в войне 1812 года. В «Анне Карениной» отражено иное время, новые обстоятельства. В этих условиях каждый из героев, в первую очередь, занят собой, своими проблемами, своим домом, то есть своей семьей. Л.Н.Толстой писал: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную...». Автор остался верен своим взглядам на взаимосвязь личного, семейного и «мысли народной». Так, Левин, пытаясь разрешить личные проблемы, размышляет о судьбе всей русской нации и даже человечества в целом. Он идет по пути нравственных исканий, как Болконский или Безу-хов. То, что проявляются результаты его духовного развития, в первую очередь, в «мысли семейной», характерно для нового периода в творчестве Л.Н.Толстого.