Особенности поэзии и философская лирика Фета

Драма связана с тайной рождения Фета. Осенью 1820 года его отецАфанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену чиновника Карла Фёта всвоё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и был записан сыном А.Н.Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 лет.Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранногоподданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилиюШеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до конца не разгаданатайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И. Фет был двоюроднымдедушкой последней русской императрицы. Биография поэта – это, прежде всего его стихи. Поэзия Фетамногогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классическихжанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета – “Я пришёл ктебе с приветом”: Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная, а отстихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно ни на что известное намне похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательнымпоэтическим установкам. ____________________________________________

Расцвет творчества Фета приходится на 40—60-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Некрасов. В России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных "базаровских" веяний. Когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на коренное преобразование всего государственного строя России, результатом которого должны стать равенство, свобода и социальная справедливость.

В этой общественной атмосфере творческое кредо Фета, отстаивающего "чистую красоту", которой служит свободное искусство, не могло не вызвать нападок со стороны революционно-демократической критики.

По своим взглядам Фет был консерватором, считая, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Полемика Фета с "шестидесятниками", борьба с чуждыми ему идеями революционной демократии, своеобразный "спор с веком" продолжались до конца жизни поэта.

Основными темами творчества Фета являются природа, любовь, философские раздумья о тайнах бытия.

Любовная лирика пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами личной жизни. Шедевры любовной лирики родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния.

Творчество Ф.И. Тютчева

Расцвет творчества Тютчева приходится на 40—60-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Некрасов. В России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных "базаровских" веяний. Когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на коренное преобразование всего государственного строя России, результатом которого должны стать равенство, свобода и социальная справедливость.

Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским. Несмотря на то, что революционное начало глубоко "проникло в общественную кровь", поэт видел в революции только стихию разрушения. Тютчев считал, что спасение от кризиса, охватившего Россию, нужно искать в единении славян под эгидой русского "всеславянского" царя. Такая "христианская империя", по его убеждению, сможет противостоять революционному и "антихристианскому" Западу.

Однако реальная историческая действительность внесла существенные коррективы в мировоззрение Тютчева. Проигранная Россией Крымская война обнаружила бессилие, несостоятельность правительства перед лицом испытаний, постигших страну.

Несмотря на узость тематики Тютчева и Фета, вернее, их устремленность к вечным, вневременным проблемам, современники отдавали должное их мощному лирическому таланту Весьма показательна тургеневская оценка: "О Тютчеве не спорят

Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские раздумья о тайнах бытия. Они, безусловно, и являются темами вечными.

Любовная лирика пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами личной жизни. Шедевры любовной лирики Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния.

В творчестве Тютчева пейзажная лирика настолько тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни, что рассматривать эти основные мотивы его поэзии следует в их неразрывном, органическом единстве. Тютчев — это лирик-мыслитель. Перелески, сады, аллеи пробуждают в нем острое ощущение природы, творческое воображение, философское восприятие жизни. Человек в его понимании соединяет в

_____________________________________________

Ф. И. Тютчев — гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок — природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония

Судьба женщины в купеческой среде: «Гроза» и «Бесприданница» А.Н. Островского

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями.

«Бесприданница» - лучшая драма А. Н. Остро­вского - была написана в 70-х годах XX века. Но до «Бесприданницы», ни после ней писатель не дости­гал такой художественной силы в обрисовке харак­теров своих героев.

Действие пьесы происходит в большом губерн­ском городе , расположенном на берегу Волги. В этом городе все друг друга знают, а значит, и существует суд общественного мнения. История Ларисы Огудаловой, главной героини драмы, вписа­на Островским в широкую картину быта и нравов города.

Лариса отличалась правдивостью, искреннос­тью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из «Грозы». говорит людям она правду. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее просто­ром. Кнуров замечает, что в Ларисе «земного, этого житейского нет». И в самом деле: она вся словно при­поднята над грязью действительности, над пошлос­тью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, чест­ной и тихой жизни. Меня привлекает в героине Ост­ровского ее музыкальность. Она играет на фортепь­яно и на гитаре, к тому же она великолепно поет, глу­боко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей.

Сама она, правда, еще далеко не разочарова­на. Она, по ее словам, «сто­ит на распутье», находится перед «выбором».

Может быть, предпочесть стиль жизни ее мате­ри? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заис­кивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее «базара», где немало «всякого сброду», увез подальше, за Волгу.

Но Лариса - бесприданница, бедная, безденеж­ная невеста.Пошлость и ци­низм окружающих ее людей она и не хочет видеть, и - довольно долго - не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жиз­ни матери, она готова выбирать среди пошлых по­клонников.

Всем существом своим Лариса тянется к идеа­лу. Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкрет­ном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. От­вечает ли он ее представлениям об идеале?

Паратов - богатый столичный барин, пустив­шийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает раз­мах, блеск, любовь к шику. Но Паратов совсем не та­кой, каким он ей кажется. Обманщик снов прошлом году всех ее женихов отбил, «да и след его простыл». А теперь снова обманывает, забавляясь и развлека­ясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках

Карандышев - мелкий чиновник, над которым в циничном обществе все издеваются и смеются. Но он не смирился и, будучи завистливым и болезнен­но самолюбивый человеком, претендует на самоут­верждение и даже значительность. И вот теперь этот мещанин хочет женитьбой на красавице Ларисе одер­жать «победу» над богачами, посмеяться над ними и, может быть, выбиться в люди. Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают, как вещь, просветляют Карандышева, отрезвляют его, что-то меняют в нем. Но он оста­ется самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду.

Гибель, уход из этого мира - вот истинный вы­ход. Лариса пытается сначала сама покончить с жиз­нью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее пред­решена.

И она настает. Карандышев убивает ее в бе­зумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.

«Бесприданница» А. Островского - драма о ка­тастрофе в бесчеловечном мире. Это пьеса о траге­дии обычной бесприданницы с горячим сердцем.

_____________________________________________________

Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера — это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости.

Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться.

Наши рекомендации