Сюжет и фабула в драматургическом произведении
аристотель охар элементы худ структ драматургического произведения: фабула,характеры,мысли,сценическая обстан,текст,музык композиция.
ФАБУЛА - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Первон термин «фабула» имел значение — басня, побасенка, сказка, то есть произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда — указанное вначале значение в применении вообще к литературным произведениям. Фабула — это события, которые можно увидеть со стороны. Фабула + мотивы поведения персонажей = сюжет. Сюжет + описания и отступления автора = текст. Текст + контекст = издание.
СЮЖЕТ-форма и способ анализа событий драм.произведении.Качественно более сложная структура,характеризующая ее познавательное начало.фабула-«состав проишест»,сочетание событий,воспроизвед действ;фабула имеет коммуникативную функц.;-это простая форма организации материала,состав событий,кот хар-ся коммуникативностью,фабула- это скелет сюжета,стержень,на кот нани события,каркас событий.
Миф о золушке.Не менее известны «36 сюжетов», отобранные драматургом Ж.Польти в начале XX в.
Сюжет (от фр. sujet — предмет) система событий в произв,представл в опред связи,раскрвающ характеры и устремления действующ лиц,в основе сюжета всегда лежит конфликт.»диалог действий» Сюжет — основа формы произведенияи смысл действ. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как исторический период действия, так и течение времени в ходе произведения.Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета.
«сюжет» и «фабула» ,их смысловые оттенки выраж себя на языке действий.
Характер-элемент трагедии,это то в чем проявл решения людей,выраж хар-ра мграет важн роль.у аристотеля характеры-вражденные индивидуальные кач-ва,нравственные кач-ва,воля и стремление чел-ка.мысли и разумность-смысловая и интеллект нагрузка драмы(аристотель-это способность говорить по делу и в подходящей обстановке)сценич обстановка,текст,муз- выразительные средства драматургического произведения.
5. Характеристика основных форм КДПФорма КДП- способ организации материала, при кот. Наилучшим образом м.б. раскрыт сценарно-реж.замысел, а зритель будет эмоц-но подготовлен для восприятия сцен.действия. Форма КДП-угол зрения специалиста на проблему,структура,образуемая на основе сценарного материала и аудитории с использованием выразительных средств. Выбранная форма КДП активно влияет на содержание.классифик по критериям:1.устойчивость воспитат воздейств(эпизодические,стабильные);2индивид,групповые и массовые;3специфика деятельности организ(парка,клуба,развек учреждений);4 особенности объекта воздействия(пенсионеры,молодежь и др),5 полнота реализ функций.Классифик Козловской Л И(белар исследоват):1сюжетно-игровые прогр,2конкурсно-развлекательн,3фольклерные,4шоу-прогр,5спрортивно-развл,6информац дискусивные6профилактико-дискуссионные.;классифик Гальперной (формы КДП)1литературно-музыкальные:творч вечер,мюзикл,театр постан,тематический творческий вечер»театрализованный концерт:ревю,дивертисмент,гала-концерт,рок-шоу,цирковое шоу;3агитац худож представление:организ праздн,юбилей,презентация,сатиристическое шоу,4 театрализ представление:темат конкурс,торжественное открытие,тематический обряд,соревнование;5театрализов действие:спортивно-оздоровит программа,танцевальный вечер,вечринка корпор.
В основе классификации форм КДП лежат функции:1.просветительская, информационно-развивающая – включает в себя организацию и направление познавательной активности, распространение гуманит. И естественно-научных знаний.Дискуссия,круглый столь, лекции,беседа, презентация.
2.рекреационная функция – определяется деятельностью по восстановлению физ.и дух. Сил, организация полноценного отдыха и активных досуговых занятий.Формы: лит-муз. Композиция, театрал.концерт,обряд,праздник, фестиваль,игровые программы, сюжетно-игровые программы.
3.коммуникативная
информационно – дискуссионные; - информационно – художественные; - художественно зрелищные;- конкурсно – развлекательные; - конкурсно – познавательные; - спортивно – художественные; - фольклорные; - культурно – рекреационные; - коммуникативные;- празднично – обрядовые.
6. Общие и специфические черты сценария драматургия КДП – это сюжетно – образная концепция художественно массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно – образного решения, т.е. замысла предполагаемой программы. в основе её все-таки лежит драматургии фактов. Драмат основа КДФ – сценарий(лат - сцена)- краткое тзложение событий,кот проиход по ходу дейсвия в спектакле.первоначально сл «чценарий»-обозн развернутый план,определял основной порядок действия,ключевые моменты,и текст создвался актерами на сцене(жестко не фиксировался).в 17 веке вып отдельные сборники сценариев для представления комедии дель арте.1ый сборник-1611 –Ф.Скола(сод 50 сценариев)сейчас подобные сценарии сост для клоунад.
Творческий процесс постан КДП-работа режиссера и сценариста.
Сценарий-особый словесный текст,своеобр перевод со словесного яз на зрелещный.сценарий КДП-подробная литер разработка действия,предназн для постановки на сцене.драмат КДП-имеет общие черты с театр кинемат телевиз видами ис-ва.:-единое драмат действие,-имеет событийный ряд,-жесткая композиц структура,-жанровое разнообразие.
СценарийКДП-монтажное соед литерат,художственного,документального произведения других авторов.например если сцеарст включает в сценарй произведение Чайковского---то он стан соавтором сценария.
Задача сценариста КДП-создать эффективное интеллектуальное,эмоциональное,педагогич воздейсвие на аудиторию.сценаирй пишется не для читателя а для режиссера.
Качественные и коллич показатели для драматургии КДП:1актуальность,вып соц-культ,соц-эконом задач стоящих перед обществом.2преемственность и последовательность в их подготовкеи проведении,кот выраж в органической связи предыдущих и последовательных программ(худ и педагогич аспекты)3разнообразие форм КДП
7. Характеристика понятия Сценарий КДП – это подробная литературно-текстовая разработка содержания массового мероприятия, в котором в строгой последовательности изложены отдельные элементы действия, раскрыта тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, выявлено примерное направление всех выступлений, внесены используемые художественные произведения или отрывки из них. Сценарий предусматривает также включение приемов активизации участников, описание музыкально-художественного оформления. Он включает в себя и литературный и режиссёрский материалы, здесь драматург и режиссёр выступает в одном лице, что требует особого склада мышления, внутреннего видения будущего результата. сценарий это подробная литературно – текстовая разработка содержания программы, с элементами постановочного плана. Различают 3 вида сценария: оригинальный, смешанный и компилятивный. их объединяют общие черты: наличие действия, конфликта, сюжета и композиционное построение действия. Главной задачей сценариста в процессе формирования сценарных навыков и умений является, прежде всего, освоение методики поиска и выстраивания сюжетно-образной концепции реального жизненного материала. сценарный план – это план идейно – художественной разработки сюжетно – событийной концепции программы. Либретто – разработка сюжетного построения материала, план сценария. КДП – последовательность подачи материала и его темпо – ритмическое построение содержания программы, с элементами постановочного плана. Специфические особенности КДП: Действие – способы построения действия а) последовательно-хронологическое; б) ретроспективное: в) с перерывом основного действия,г) параллельное или одновременное. 2. Наличие конфликта – прямой (явный), подразумевающийся - «размытый». 3. Активизация аудитории – присутствие, участие, соучастие. 4. Включение и разработка приемов активизации – художественные, игровые, журналистские, режиссёрские. 5. Сценарий носит собирательный характер – использование разнообразных средств выразительности (документальные, художественные, игровые, фольклорные и др). 6. Использование «местного» материала – (партийные, государственные документы, жизнь людей, города, села и т.п.). . Приглашение реальных людей, гостей программы – (участников событий, очевидцев, профессионалов в своих областях знаний и т.д.).
8. Сценарный замысел. драматургия КДП – это сюжетно – образная концепция художественно массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно – образного решения, т.е. замысла предполагаемой программы.Замысел-нечто задуманное, замышленное как цель работы. Замысел творческий- это представления об общих чертах и свойствах худ. произведения его содержание и формы; творческий набросок намечающий основу произведения. Процесс рождения замысла тонок и связан с индивидуальностью режиссера,Гете»в любом произведении ис-ва все зависит от замысла»Ушакова-нечто задуманное,замышленное как цель работы;план действий,намерение.в замысле присутствует личность челка и его виденье мира.Ю Борев «творчество-процесс отчуждения замысла от чел-ка,для передачи через произведение его зрителям». Составляющие замысла: Тема-«то что положено в основу» - положение, задача о которой рассуждается или которую разъясняют. Тема это круг событий, явлений или вопросов волнующих автора и аудиторию, наиболее актуальных и художественно осмысленных. Задача темы – установить прямой канал между идеей и эмоциями зрителя.тема неразрывно связана с идеей – художественная логика.Идея-не может быть сведена лишь к главной мысли, это ракурс точки зрения на факты жизни, автор будет отбирать и соединять драматург.материал работающий на худ. исследование проблемы. Характер сценария КДП предполагает что автор выступает не только сценаристом но и режиссером поэтому работа над воплощением замысла соединяет литературную и режиссерскую линию.тема и идея –смысловой стержень кот держит драматургический каркас сценария.
9. Основные этапы работы над сценарием Создание сценария – это сложный многотехнический процесс, включ. В себя период накопления информации содержательного материала, формирование авторского замысла, так и непосредственное написание драм.произведения. Каждая программа содержит в себе элемент конструкции или построения. Архитектоника – с греч. Строительное искусство,построение, соразмерность. В 19 в. Слово стало заменяться словом «композиция»(от лат. Сочинение,составление,связь) – послед.построение худ.произведения, средство выражения связи между элементами. Вычленение конструкт.элементов для драм.творчества- самый важный момент работы. Эта работа начинается с вычленения из всего отобранного материала той части,кот. Будет развивать весь сценарий.Архитектоника КДПделится на циклы, где осн.элементами или монтажными единицами явл.номер и эпизод. Сценаристу необходимо найти единтсвенно верный и возможный порядок,темпо-ритм их соединения.
Динамика чередования эпизодов – один из выжных элементов худ.целостности досуг.программы, его осн.структуро-образующее средство.Непрерывность драм.действия – особая последовательность эпизодов и номеров, кот.требует от сценариста решения след.сценарных проблем:1.проблема отбора материала.2. проблема переходов или монтажного соединения.3. проблема поддержания зрит.внимания.4. проблема драм.напряжения как связи актера и зрителя.
Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.
Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором.Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.
Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.
Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием.Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.
Композиция - организация действия и соответствующее расположение материала.Основные компоненты:
Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Завязка - начало конфликта.Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.Развязка- разрешение конфликта.Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы.Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим.Классическую структуру программы составляют следующие элементы:
Пролог - композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.
Завязка - начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки - драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.
Основное развитие действия - здесь фактически укладывается весь основной сюжет программы.
Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его "несущих" конструкций.В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:
Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.
Либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения.
Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.
Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.