Произведение, в котором наиболее полно передано трагическое
мироощущение Байрона, получившее название "мировой скорби", - это "Манфред".
Личность мятежная и одинокая, Манфред ищет ответа на вечный вопрос - в чем
смысл бытия. Но не найдя его, приходит к отрицанию жизни. В стремлении
проникнуть в тайны стихий, от которых зависит жизнь на земле, Манфред
вызывает духов гор, ветров, земли, морей, воздуха, тьмы и духа своей судьбы
и просит их дать ему забвение от терзающих его мыслей. Поэт ставит своего
героя в двойственное положение; он может и повелевать этими духами, то есть
стихиями, но он и зависит от них. В этом противоречии Байрон угадывает
диалектическое единство Человека и Природы.
Манфреду в поэме противопоставлен простой и добрый человек - охотник за
сернами, который считает жизнь и труд благом. Для Байрона охотник со своим
бесхитростным отношением к жизни - это определенная ступень познания мира:
ведь стоит ему, как Манфреду, углубиться в загадки природы, как полученные
знания будут приносить мучения от сознания, что человек не может изменить
миропорядок. Однако человек все равно будет развивать свой разум, это
сущность его.
Возникшее противоречие Манфреда Байрон не в силах разрешить, оно
становится основой его "мировой скорби".
Центральное место в поэме занимает сцена в чертоге Аримана. Ариман -
олицетворение Зла в древней восточной мифологии - изображен идолом, пред
которым склоняются исполнители его злой воли. Среди них выделяется богиня
возмездия Немезида. Перечисляя свои дела, Немезида говорит о тех событиях,
которые имели место в Европе после поражения Наполеона. Это - восстановление
павших престолов, внушение людям злобы, превращение "в безумцев мудрых,
глупых в мудрецов // В оракулов, чтоб люди преклонялись //Пред властью их" и
не толковали о свободе - "плоде, для всех запретном".
Немезида усиливает разочарование Манфреда: все благородные усилия людей
оказываются тщетными, торжествует зло и несправедливость. Только любовь
способна примирить с жизнью. Но загадочная смерть возлюбленной, в чем
Манфред винит себя, принесла опустошение его душе, довела его отчаяние и
пессимизм до безнадежности. Он просит Аримана вызвать призрак Астарты.
Появление призрака возрождает в Манфреде земное чувство любви, создает
иллюзию радости жизни. Однако это длится лишь мгновение.
Хотя Манфред и измучен сомнениями, не верит в будущее и ищет забвения,
он до самой своей смерти остается гордым и сильным человеком: он не
соглашается подчиниться Духам стихий, заявляя им, что он их вызвал к себе,
значит, они ему подвластны, а не он им; он не склоняется перед Ариманом;
отвергает смирение перед богом, подвергая сомнению существование высшей
неземной силы, карающей человека. Он утверждает, что сам человек ответствен
за все свои поступки. Предчувствуя приближение смерти, Манфред сожалеет лишь
о том, что расстается с солнцем, с природой. В бунтарстве Манфреда Байрон
показал крах просветительских иллюзий и неверие в революционность буржуазии:
герой его "хотел усвоить ум других людей и просветить народы", но, "всюду
натыкаясь на разрушенье", кончил тем, что погасил в себе искру Прометея.
Таким образом, в своем произведении Байрон романтически отразил настроения и
чувства части молодого поколения начала века в период торжества реакции и
кризиса мысли.
"Манфред" вызвал широкий резонанс во всем мире. Английская критика
усмотрела прямую связь произведения Байрона с "Фаустом" Марло, а Гете в
своей статье о "Манфреде" писал, что Байрон извлек из его "Фауста"
"особенную пищу": "Он использовал мотивы моей трагедии, отвечающие его
целям, своеобычно преобразив каждый из них; и именно поэтому я не могу
достаточно надивиться его таланту" {И.-В. Гете. Собр. соч. в 10-ти томах,
М., "Художественная литература", 1980, т. X, с. 329.}.
Байрон же решительно отрицал связь "Манфреда" с "Фаустом" Марло и
"Фаустом" Гете. Он признавал лишь влияние "Прометея" Эсхила. "Я никогда не
читал и, кажется, не видел "Фауста" Марло... но я слышал, в устном переводе
мистера Льюиса, несколько сцен из "Фауста" Гете (в том числе и хорошие и
плохие) - и это все, что мне известно из истории этого волшебника... - так
писал Байрон в письме своему издателю; - Эсхиловым "Прометеем" я в
мальчишеские годы глубоко восхищался... "Прометей" всегда так занимал мои
мысли, что мне легко представить себе его влияние на все что я написал..."
{Дневники. Письма, сс. 152-153.}.
"Манфред" был первым опытом Байрона в драматургии, поэтому, признавая
влияние трагедии Эсхила "Прометей Прикованный", Байрон, видимо, имел в виду
и решение в "Манфреде" чисто драматургических задач по образцу этой античной
трагедии. Однако в своей драматической поэме Байрон создал совершенно иной
тип драмы - романтической, в которой все подчинено раскрытию эмоционального
и духовного мира личности главного героя. Поэтому поэма являет собой как бы
развернутый внутренний монолог Манфреда.
"Манфред" написан пятистопным белым стихом, характерным для английской
классической драматургии. Но однообразие белого стиха перебивается
различными включениями: хором духов, лирическими песнями, заклинанием,
которые написаны другими поэтическими размерами.
……….участие в движении карбонариев не только не прервало творческуюдеятельность поэта, но еще более ее стимулировало. Его дневниковые записипоказывают, что работа над начатыми произведениями продолжалась, возникализамыслы новых, шла подготовка к их осуществлению. Борьба итальянского народавдохновила его на создание трагедий из истории Италии, таких, как "МариноФальеро", "Двое Фоскари". Обращение Байрона к драматургии является важным поворотом в еготворчестве, оно связано с углубленным пониманием трагического в жизничеловека и общества. За сравнительно короткий срок - с 1821 по 1823 год - Байрон написал"Марино Фальеро" "Сарданапал", "Двое Фоскари", "Каин". "Небо и земля","Вернер", начал драму "Преображенный урод", которая осталась незавершенной. В обращении Байрона к драматургии нет ничего неожиданного. Оно былоподготовлено давним и постоянным интересом поэта к драматическому искусству. С раннего детства Байрон отличался необычайной восприимчивостью ктеатральному зрелищу.Объясняя свое нежелание видеть собственные драмы на сцене, Байрон,кроме "эмоциональной" причины, выдвигав еще другую, связанную с теориейдрамы. В предисловий к "Сарданапалу" он пояснял, что стремится создать драмупридерживаясь классицистского правила трех единств, то есть "правильную"драму, но, поскольку такая драматургия не популярна у публики, он считает,что его пьесы не предназначены для сцены. Однако заявления Байрона, что он признает принцип трех единств и чтоего интересует создание "правильной" драмы не вызвали сочувствия даже у егоблагожелательных критиков. Гете заметил, что Байрон, не признававший никакиезаконов, неожиданно подчинился "глупейшему закону трех единств" По мере овладения искусством драматурга Байрон уже не так категоричноотрицает возможность в будущем постановок своих драматических произведений втеатре - в театре, который можно назвать театром его мечты, в"интеллектуальном" или, как он назвал сам его, в "умственном театре". "Яхочу создать правильную английскую драму, не важно, для сцены или нет, этоуж не мое дело, но для умственного театра [a mental theatre]" {Life, p.525.}, - писал он своему издателю в августе 1821 года. В 1820 году, когда в Италии назревали революционные события, Байронписал трагедию "Марино Фальеро". Взяв сюжет из истории итальянскогосредневековья, он показал, как заговор против олигархии проваливается из-затого, что руководители неясно представляют, на кого опираться, какдействовать. "Марино Фальеро" - историческая трагедия. Главная проблема ее -личность и народ. Решающая роль в истории принадлежит личности - так считаетБайрон, но при условии, если она опирается на силы народа. В трагедии Байрону удается создать сложный и противоречивый характер.Марино Фальеро - дож Венеции, уже старый человек, привыкший к власти иподчинению себе всех окружающих. Однако в момент осуществления заговорапротив Совета в нем раскрывается политик с прогрессивными взглядами которыйстремится покончить с врагами Венеции во имя интересов государства. Носознание необходимости свергнуть олигархию опережает реальные условия, прикоторых это возможно, и в этом трагедия Марино Фальеро. Байрон здесь не придерживался строго исторических фактов в известнойстепени он даже приблизил историю к событиям современности. В письме кМеррею он пишет, что предугадывает его недовольство трагедией" так как в нейесть политика. В сентябре 1821 года Байрон завершает мистерию "Каин"ставшую высшимдостижением его трагической драматургии и поэтической драмы романтизмавообще. Авторская характеристика "Каина", изложенная в письме, даетдостаточно ясное представление, какими источниками пользовался Байров присоздании своей трагедии. "Трагедия написана в метафизическом стиле"Манфреда" и полна титанической декламации; одним из действующих лицявляется Люцифер, который путешествует с Каином над звездами, а потомспускается с ним в Гадес, где показывает ему призраки прежнего мира и егообитателей. Я исходил из гипотезы Кювье о том, что мир три или четыре разапереживал грандиозные катастрофы, и, вплоть до эпохи Моисея, был населенмамонтами, бегемотами и невесть кем, но не людьми, что доказано различнымислоями найденных костей - среди них есть кости известных и не известных намживотных, но человеческих нет. Поэтому я предположил, что Каину былипоказаны разумные существа доадамовой эпохи, наделенные более высокиминтеллектом, чем человек, но совершенно несхожие с ним внешне и гораздоболее сильные духом и телом. Вы можете заключить из этого, что светскуюбеседу, которую он ведет по всем этим вопросам с Люцифером, нельзя назватьвполне канонической. Кончается все тем, что Каин, вернувшись, убивает Авеля, частью изнедовольства политической обстановкой в раю, из-за которой все они оказалисьоттуда изгнаны, частью потому (как сказано в Книге Бытия), что жертва Авеляоказалась более угодной богу. Надеюсь, что мое творение дошло до вас - в немтри действия и подзаголовок "Мистерия", в подражание тем мистериям, которыепо старому христианскому обычаю некогда разыгрывались в церкви, а такжепотому, что она, вероятно, останется такой для читателя" {Дневники. Письма,сс. 286-287.}. Произведение Байрона написано как диспут о смысле и сути жизни человекана земле: что такое для человека Добро и Зло, Жизнь и Смерть. Диспутначинается со спора Каина с родителями - Адамом и Евой, которые, по егомнению, не разобрались в главном: древо жизни не может бытьпротивопоставлено древу знания. "Змий сказал вам истину, - говорит Каинродителям, - ...жизнь есть благо, и знание есть благо, как они быть могутзлом?" {Перевод Е. Зарина }. Каин упрекает родителей в том, что по их винелюди с самого начала жизни на земле оказались подвластны богу, а могли бытьсвободными. "Каин" произвел ошеломляющее впечатление на современников Байрона. Каки следовало ожидать, "все полы ополчились в своих проповедях против него..."{Дневники. Письма, с. 412.} -писал Байрон. Мыслители же века, как Гете,признали, что Байрон "Каином" "завоевал для своего безудержного талантановые области" {И.-В. Гете. Об искусстве. М., "Искусство", 1975, с. 480.}творчества.Спустя столетие "Каин" был поставлен на сцене Художественного театра К.С. Станиславским. Шла гражданская война, и обстоятельства помешалиСтаниславскому осуществить спектакль так, как он был задуман. Режиссерскиезаметки его к "Каину" говорят о том, что именно Станиславский понял"интеллектуальный", или "умственный", театр Байрона. Станиславский стремилсяраскрыть диалектику познания мира Каином: "Каин-материал для богоборчества.Люцифер через Каина действует на бога. Это, с одной стороны. С другойстороны, Люцифер есть создание Каина. Он выпустил из себя Люцифера и впоследнем действии является Каино-Люцифером" {И. Виноградская. Жизнь итворчество К. С. Станиславского. Летопись. М., 1973, т. 3, с. 151}.Постановка "Каина" должна была говорить о познании человеком мира, в которомон призван жить и творить, преодолевая обрушивающиеся на него трудности иневзгоды. Работа Станиславского над "Каином" знаменует совершенно новый втеатральной практике подход не только к этому произведению, но и ко всейдраматургии Байрона. Сегодня, на родине Байрона, в Англии, признается, что"второе рождение драм Байрона началось 4 апреля 1920 года в МосковскомХудожественном театре... когда была поставлена его космическая мистерия"Каин"