Инструкция по заучиванию наизусть поэтического произведения
Если задано выучить стихотворение, не откладывай эту работу, учи постепенно, примерно 2 дня:
- тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;
- громко прочитай стихотворение; постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения;
- прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
- через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие;
- через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза;
- перед сном еще раз повтори стихотворение;
- утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
Инструкция по выполнению анализа лирического произведения
План лирического (поэтического) произведения.
1. Произведение в контексте творчества поэта:
- история создания;
- период творчества, к которому относится произведение; - биографический контекст: обстоятельства жизни поэта, послужившие основой для создания произведения;
- лицо, которому посвящено произведение (если известно);
- место произведения, занимаемое в творчестве поэта.
2. К какому направлению относится творчество поэта и стихотворение (романтизму, реализму, сюрреализму, символизму, акмеизму, сентиментализму, футуризму и т. д.)
3. К какому типу лирики относится стихотворение:
- пейзажной;
- общественно-политической;
- любовной;
- философской?
4. Лирический сюжет произведения:
- тема и идея;
- развитие лирического сюжета (движение мысли или чувства лиричекого героя);
- конфликт.
5. Характеристика лирического героя и системы художественных образов в ее отношении к лирическому герою.
6. Жанровое своеобразие произведения (к какому жанру лирики относится, какие жанровые признаки имеет, в чем, возможно, состоит жанровое новаторство этого произведения).
7. Художественные средства:
тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- эпитет – художественное определение;
- сравнение;
- аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия явления через конкретные образы и предметы;
- ирония – скрытая насмешка;
- гипербола – художественное преувеличение; - литота – художественное преуменьшение;
- олицетворение – например, куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести контрасте явлений, в которых слова «как», «словно» отсутствуют; - параллелизм; в) стилистические фигуры:
- повтор / рефрен; - риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- антитеза / противопоставление;
- градация (например: светлый – бледный – едва заметный); - инверсия – необычный порядок слов в предложении с нарушением синтаксической конструкции;
- умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает сам;
поэтическая фонетика:
- аллитерация – повторение одинаковых согласных;
- ассонанс – повторение гласных;
- анафора – единоначатие: повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- эпифора – противоположна анафоре: повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф;
синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
8. Высказывания об этом стихотворении критиков, мнения литературоведов.
9. Личное восприятие стихотворения, истолкование, ассоциации, раздумья.
1.8 Инструкция по подготовке доклада
Самостоятельная работа обучающегося по объему информации представленной в печатном и электронном виде может быть оформлена как доклад, сообщение. Доклад способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Доклад представляет собой развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т. е. в присутствии слушателей. Доклад противопоставляется сообщению по основательности информации и времени исполнения (сообщение – 10 минут, доклад 10-15 минут). Доклад, являясь по своей сути разновидностью научной работы, часто применяется в учебном процессе при изучении дисциплин .Подготовка доклада требует от обучающихся серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать следующие этапы:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного. 5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Подготовка тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада.
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, основная часть, заключение. Вступление должно содержать:
название доклада;
сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения;
краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
интересную для слушателей форму изложения;
акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней раскрывается тема доклада. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. В заключении подводятся итоги, формулируются выводы по излагаемой теме. Объем доклада 7-10 страниц печатного текста. Таким образом, работа над докладом не только позволяет обучающемуся приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научноисследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению навыков публичного выступления.
Критерии оценки доклада:
соответствие содержания доклада заявленной теме;
наличие развернутого плана;
четкое структурирование доклада как разновидности научной работы: вступление, основная часть, заключение;
соблюдение требований научного стиля в изложении материала;
качество аналитико-синтетической обработки изучаемых литературных источников;
выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада факторов, мнений различных ученых и научных положений (систематизация полученных сведений, формулирование выводов и обобщений).
характер и стиль изложения, логика выводов;
проведенный анализ;
правильность оформления.