Что такое проект. Виды проектов
По работе над проектом
Череповец, 2015
Разработали:
Масыгина И. А.- преподаватель, председатель ЦК физико-математических дисциплин бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Белавина Н.М.преподаватель русского языка и литературы,
руководитель МК дисциплин гуманитарного цикла, БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»
Скороходова В.А.зам.директора по УР, преподаватель литературы и русского языка БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»
Оглавление
1. Введение | |
2. Что такое проект. Виды проектов | |
3. Этапы работы над проектом | |
4. Рекомендации по работе над проектом | |
A. Работа с литературными источниками | |
B. Полезные интернет-ссылки | |
5. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы | |
6. Требования к презентации | |
7. Памятка для защиты проекта | |
A. Общие рекомендации | |
B. Рекомендации выступающему | |
8. Критерии самооценки проектов | |
9. Литература | |
Приложения: | |
1. Материалы для диагностики студентов (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности). Анкета | |
2. Формы продуктов проектной деятельности | |
3. Виды презентаций проектов | |
4. Из опыта составления проектов преподавателей Белавиной Н.М., Скороходовой В.А., преподавателей русского языка и литературы. |
Введение
Здравствуй, студент первого (второго) курса профессиональной образовательной организации. Ты сделал первый важный шаг в своей жизни - выбрал сам, или с помощью взрослых, профессию, ремесло. Что думают об этом великие:
«Хорошее начало - половина дела» (Платон).
«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее» ( У. Шекспир).
Итак, вперёд - к постижению нового. Чтобы изучить любое ремесло, необходимы азы знаний. На первом курсе вы продолжаете изучение школьных (общеобразовательных) дисциплин. И по одной из них необходимо выполнить индивидуальный проект.
Этапы работы над проектом
Выполняй проект в следующем порядке:
· Выбери с помощью родителей и преподавателя тему;
· Выдвини гипотезу;
· Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
· Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью преподавателя;
· Выполни теоретическую и практическую части проекта;
· Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
· Напечатай графическую часть проекта;
· Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
· Защити проект;
· Обсуди в группе свой проект и защиту, Проведи самооценку.
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность студента | ||
1. Погружение в проект | Цель – подготовка к проектной деятельности. Задачи - определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности с преподавателем | · Осуществляет вживание в ситуацию; · Обсуждает тему проекта, предмет исследования с преподавателем; · Анализирует ресурсы и определяет оптимальный способ достижения цели проекта; · Получает дополнительную Информацию; · Определяет свои потребности; · Принимает решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументирует свой выбор; · Формулирует цели и задачи проекта. | ||
2. Планирование деятельности | Цель – последовательная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; | · Осуществляет поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; · Планирует работу; · Выбирает формы и способы презентации предполагаемых результатов; · Принимает решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса; · Продумывает продукт деятельности на данном этапе; · Проводит самооценку результатов данного этапа работы. | ||
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа по своим задачам проекта. – промежуточное обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на занятиях и/или во внеурочное время). | · Выполняет запланированные действия; · При необходимости консультируются с преподавателем; · Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных с преподавателем. | ||
4. Оформление Результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений. Задачи: – анализ и синтез данных; –формулирование выводов. | · Оформляет проект, изготавливает продукт; · Участвует в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняет причины успехов, неудач; · Проводит анализ достижений поставленной цели; · Делает выводы. | ||
5. Трансляционно-оформительский этап | Цель – подготовить защиту проекта. Задачи: – доработать проект; –продумать сценарий публичной защиты. | · Участвует в предзащите проекта; · Дорабатывает проект с учетом замечаний и предложений; · Готовится к публичной защите проекта; · Уточняет дату и место защиты, · Определяет программу и сценарий публичной защиты, распределяет задания внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.) · Готовит стендовую информацию о проекте | ||
6. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка Презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | · Выбирает (предлагает) форму презентации. · Готовит презентацию. · При необходимости консультируются с преподавателем (экспертом). · Осуществляет защиту проекта. Отвечает на вопросы слушателей, демонстрируя при этом • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • правильность найденного способа решения проблемы; •рефлексию деятельности и результата. |
7. Оценка результатов процесса и проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса и проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. |
Рекомендации по работе над проектом
1.Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
2.Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
3.Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
4.Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
5.Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
6.Используй знания по любым дисциплинам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
7.Не стесняйся, по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
А) Работа с литературными источниками
Общее ознакомление | Ознакомьтесь с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путём беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всём материале, который необходимо изучить. |
Внимательное чтение по главным разделам | Внимательно прочитайте материал по главам, разделам, параграфам. Наиболее трудные места книги следует читать в замедленном темпе. Выделите наиболее важные тексты. При изучении книги (журнала) надо обращать внимание на схемы, чертежи, рисунки, формулы. Значения всех незнакомых слов следует найти в словаре, интернете. С первого раза можно не достигнуть полного понимания материала, следует возвратится к источнику повторно | |
Выборочное чтение | Перечитайте наиболее важные места, это позволит лучше понять изучаемый материал. | |
Выписки из прочитанного | Читая, книгу (журнал) следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты. Выписывать нужно только самое главное и в кратчайшей форме. Удобно конспектировать на карточках: это позволит дополнять конспект и менять порядок расположения. | |
Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отметьте общее и отличительное в различных источниках по данной проблеме. | |
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обратите внимание на объективность суждения. |
В) Полезные интернет-ссылки
1) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - www.school-collection.edu.ru
2) Российский портал открытого образования – http://window.edu.ru/
3) Видеоуроки по предметам - http://interneturok.ru/
4) Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» http://www.kvant.info
5) Журнал «Наука и жизнь» http://www.nkj.ru/
5. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать их надо защищать.
Структура | Требования к содержанию |
1.Информационный раздел 1.1.Титульный лист | · Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа); · Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру); · Область научных знаний рассмотренных в проекте; · Данные об авторе(Ф.И. – полностью, курс, группа); · Данные о руководителе; · Название населённого пункта и год написания (внизу по центру). |
1.2 Оглавление | · Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
2. Описание работы 2.1 Введение | · Актуальность выбранной темы; · Проблема; · Цель проекта; · Задачи, поставленные для реализации проекта; · План (содержание работы); · Коротко перечисляются методы работы. |
2.2.Описание проектной работы и её результаты | · Теоретическая часть; · Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты); · Назначение и применение проекта; · Выводы; · Список использованной литературы, электронные адреса; · Приложения (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы). |
3.Рефлексия деятельности | · Оценивание степени достижения целей; · Оценивание качества результатов; · Приобретённые, знания, умения. |
Требования к презентации
Очень часто при защите работы используется презентация. Не забывайте о шести принципах эффективной презентации.
1. Люди перегружены информацией еще до презентации.
2. У слушателей обычно короткая память.
3. Профессионально проводить презентацию это не то же самое, что выступать публично.
4. Цель любой презентации убедить.
5. Восприятие вашей презентации аудиторией более важно, чем ваше собственное ощущение.
6. Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к
действию, быть значимой.
В оформлении презентация выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль | · Соблюдайте единый стиль оформления · Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. · Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон | · Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета | · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). |
Анимационные эффекты | · Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, только если это необходимо. · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации:
Расположение информации на странице | · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | · Для заголовков – не менее 24. · Для информации не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | Следует использовать: · рамки; границы, заливку; · штриховку, стрелки; · рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | · Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. · Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Памятка для защиты проекта
А) Общие рекомендации
· При подготовке выступления учитывайте интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о теме вашего выступления;
· Тщательно продумайте план выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение.
· Заранее определите ключевые моменты, на которых надо сделать упор, их последовательность (таких моментов должно быть не много, чтобы не перегружать слушателей).
· Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
· Употребляйте только понятные вам термины.
· Распланируйте использование средств наглядности – они должны сопровождать выступление, подчёркивать ключевые моменты и помочь слушателям представить, то о чём идёт речь.
· Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
В) Рекомендации выступающему
· Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы все они были твоими друзьями.
· Начните своё выступление с приветствия.
· Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
· Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
· Старайтесь установить зрительный контакт с аудиторией – это поможет тебе вызвать их симпатию, кроме того глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно, то что ты говоришь.
· Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
· В конце выступления тебе могут задать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные вопросы – это шанс ещё раз продемонстрировать свою эрудицию!
Таблица перевода
Баллы | Оценки |
От 1% до 40 % | |
От 41% до 74% | |
От 75% до 95% | |
От 96% до 100% |
Литература
1. М.А. Ступницкая Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
2. Мукаева Л.Ш. Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе. – Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Раздел История и обществознание.
3. С.Л.Каганович д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО. Метод проектов. Лекция.
4. Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ. НВК « Общеобразовательная школа ІІІІ ступеней №22 – многопрофильный лицей». г. Горловка.
5. Е. И. Антонова, к.п.н., зав кафедрой естественно-математического Образования Владимирского ИПКРО Лекция «Организация проектной деятельности учащихся по математике». II Всероссийский интернет-марафон учебных предметов. Издательский дом «Первое сентября», 2009.
6. Как работать над проектом. Методические рекомендации для учащихся. МОУ средняя школа№4 г. Нелидово, Тверская область, 2007
7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
8. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
10. Петрова В. Метод проектов. – М., 1995
Приложение 1
Материалы для диагностики студентов (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)
Анкета
1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
Приложение 2
Приложение 3
Виды презентаций проектов
Деловая игра
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
Игра с залом
Научная конференция, доклад
Пресс-конференция
Путешествие, экскурсия
Реклама
Ролевая игра
Спектакль
Соревнование
Телепередача и т.п.
Приложение 4
.
Исследовательский проект.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Примером такого проекта может служить работа студента 1 курса Иванова Сергея "Англицизмы в русском языке". В ходе исследования студентом были поставлены вопросы: Как влияют англицизмы на сознание русского человека? Какими путями заимствуются слова в русском языке? Почему заимствуются слова? Что будет с языком при таком обильном заимствовании? Студент провёл социологический опрос, составил словарь англоязычных заимствований, собрал и систематизировал теоретический материал по проблеме. Иванов Сергей удачно защитил работу в рамках проблемного семинара на уроке русского языка.
Информационный проект.
Цель - сбор и представление информации о каком-либо объекте или явлении.
Примером такого проекта может являться работа Руденко Артема, студента 1 курса на тему «Русские лауреаты нобелевской премии в области литературы". В ходе работы студент собрала и обобщила материал по теме, прочитал отзывы критиков и современников того времени, посмотрел документальные фильмы о них. В ходе работы была составлена презентация, информационный проект был удачно защищен.
Творческий проект.
Примером творческого проекта можно считать и работу Коленова А. и Васильева А. «Жизнь на краю чужого гнезда: И.С. Тургенев и Полина Виардо», выполненную в форме презентации, к которой добавлен небольшой видеоролик (материалы из документальных фильмов про Тургенева и Виардо, музыкальное сопровождение - романсы в исполнении Любови Казарновской). Ребята собрали и обработали биографический материал, создали видеоролик. Работа была презентована и защищена.
Студентами 1 курса 101 группы был выполнен коллективный творческий проект - стенгазета по русскому языку "Перед вами громада - русский язык" в рамках городского конкурса "Дней русского языка и литературы". Цель проекта - привлечение интереса студентов колледжа к проблемам русского языка (неграмотность, молодежный сленг, культура речи). Обучающимися было проработано и систематизировано огромное количество материала. При создании творческого проекта были распределены обязанности: поиск информации, редактирование, оформление газеты.
Игровой проект.
Цель - предоставление публике актерского мастерства, развитие творческого потенциала студентов.
На уроках русского языка по теме "Фразеология", группа была разделена на минигруппы, каждая группа получила задание - они должны были изобразить фразеологизм, задача остальных - отгадать, а после уже во внеурочное время студенты составляли презентацию ( фразеологизмы со словом "рука", "голова", "язык") и защищали её. Пантомимы студентов были засняты на видео, а затем сделан небольшой видеоролик.
На уроках литературы по теме "Серебряный век русской поэзии" устроили литературную гостиную - заседание редакционной коллегии. Группа была разделена на 4 минигруппы (символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты), в которой каждый студент выполнял заранее выбранную роль: художник, литературовед, критик, поэт. Художники рисовали эскизы обложек журналов, литературоведы анализировали фрагменты, критик пытался найти недочёты, журналисты проводили социологический опрос, брали интервью, поэты читали свои стихи ( Блок, Ахматова, Маяковский, Есенин). студенты представили презентации, видеофрагменты из документальных фильмов, небольшой театр одного актера (чтение стихов поэта).
Также творческим проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений, на одном из открытых уроков по русскому языку студенты выбирали фрагмент ( из комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") , распределили роли, обсудили персонажей, продумали костюмы, работали над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам.
Игровой проект был воплощён на уроке-суде над Раскольниковым по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Студенты готовились к нему: сочиняли стилизованные речи своих персонажей, продумали одежду - Раскольникова, судьи, Порфирия Петровича. Прокурор составлял обвинительную речь.
По работе над проектом
Череповец, 2015
Разработали:
Масыгина И. А.- преподаватель, председатель ЦК физико-математических дисциплин бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Белавина Н.М.преподаватель русского языка и литературы,
руководитель МК дисциплин гуманитарного цикла, БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»
Скороходова В.А.зам.директора по УР, преподаватель литературы и русского языка БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»
Оглавление
1. Введение | |
2. Что такое проект. Виды проектов | |
3. Этапы работы над проектом | |
4. Рекомендации по работе над проектом | |
A. Работа с литературными источниками | |
B. Полезные интернет-ссылки | |
5. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы | |
6. Требования к презентации | |
7. Памятка для защиты проекта | |
A. Общие рекомендации | |
B. Рекомендации выступающему | |
8. Критерии самооценки проектов | |
9. Литература | |
Приложения: | |
1. Материалы для диагностики студентов (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности). Анкета | |
2. Формы продуктов проектной деятельности | |
3. Виды презентаций проектов | |
4. Из опыта составления проектов преподавателей Белавиной Н.М., Скороходовой В.А., преподавателей русского языка и литературы. |
Введение
Здравствуй, студент первого (второго) курса профессиональной образовательной организации. Ты сделал первый важный шаг в своей жизни - выбрал сам, или с помощью взрослых, профессию, ремесло. Что думают об этом великие:
«Хорошее начало - половина дела» (Платон).
«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее» ( У. Шекспир).
Итак, вперёд - к постижению нового. Чтобы изучить любое ремесло, необходимы азы знаний. На первом курсе вы продолжаете изучение школьных (общеобразовательных) дисциплин. И по одной из них необходимо выполнить индивидуальный проект.
Что такое проект. Виды проектов
Проект – самостоятельная работа студента, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволит вам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Он позволит каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.
«Проект – это пять «П»:
1. проблема,
2. проектирование (планирование),
3. поиск информации,
4. продукт (создание проектного продукта),
5. презентация проектного продукта.
Можно выделить и шестое «П» проекта - это его портфолио (папка документов), в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Особенности проекта:
· прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом;
· проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.
· результатом проекта является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Проблема проекта | «Почему?» (это важно для меня лично) |
Цель проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) |
Задачи проекта | «Что?» (для этого мы делаем) |
Методы и способы | «Как?» (мы можем это делать) |
Результат | «Что получится?» (как решение проблемы) |
Существует несколько классификаций проектов (типология проектов):
По виду конечного продукта:
· Материальные. Проекты, конечными продуктами которых могут быть: модели, макеты, картины, скульптуры, книги, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.п.
· Действенные. Проектным продуктом в этом случае может быть: поход, экскурсия, спектакль, соревнование, школьный праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п.
· Письменные. Проектный продукт – статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.
По доминирующей деятельности:
· Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий, выпуском газеты, видеофильма
· Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п;
· В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад;
· Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть, как опубликованы на бумажных носителях, так и размещены в интернете;
· игровые и ролевые проекты участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта; это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта, (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).
По продолжительности выполнения:
· краткосрочные – 1-3 месяца;
· среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;
· долгосрочные – более 1 года.
По количеству участников:
· индивидуальные;
· групповые.
По характеру контактов:
· локальные (в одной студенческой группе, на одном факультете, в одном учебном заведении);
· региональные (в рамках города, области);
· межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);
· международные.
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | Тип деятельности |
Практико-ориентированный | Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации | Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области |
Исследовательский | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный установленным способом | Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями |
Информационный | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации |
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы | Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики |
Игровой или ролевой | Предоставление публике опыта участия в решении проекта | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) | Деятельность, связанная с групповой коммуникацией |
Этапы работы над проектом
Выполняй проект в следующем порядке:
· Выбери с помощью родителей и преподавателя тему;
· Выдвини гипотезу;
· Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
· Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью преподавателя;
· Выполни теоретическую и практическую части проекта;
· Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
· Напечатай графическую часть проекта;
· Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
· Защити проект;
· Обсуди в группе свой проект и защиту, Проведи самооценку.
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность студента |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка к проектной деятельности. Задачи - определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности с преподавателем | · Осуществляет вживание в ситуацию; · Обсуждает тему проекта, предмет исследования с преподавателем; · Анализирует ресурсы и определяет оптимальный способ достижения цели проекта; · Получает дополнительную Информацию; · Определяет свои потребности; · Принимает решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументирует свой выбор; · Формулирует цели и задачи проекта. |
2. Планирование деятельности | Цель – последовательная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; | · Осуществляет поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; · Планирует работу; · Выбирает формы и способы презентации предполагаемых результатов; · Принимает решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса; · Продумывает продукт деятельности на данном этапе; |