Эволюция образа «маленького человека»

В ПРОЗЕ ХIХ – НАЧАЛА ХХвеков

Вопросы

1. Особенности пушкинской трактовки образа «маленького человека» (по повести «Станционный смотритель»):

а) отношение автора к Самсону Вырину (простая жалость – сочувствие – сострадание?)

б) чем, по мнению А.С. Пушкина, вызваны страдания героя, кто, прежде всего, виновен в трагическом исходе событий?

2. Особенности гоголевского сатирического изображения «маленького человека» (на материале повести «Шинель»):

а) что общего в характерах Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина, а в чём их принципиальная разница?

б) какие способы сатирической типизации можно отметить в «Шинели»?

в) какова авторская позиция в отношении к «маленькому человеку»?

г) в чем проявилась новизна Гоголя в осмыслении темы «маленького человека»?

3. Совмещение пушкинских и гоголевских принципов изображения характера в образе главного героя романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди».

4. Новаторское осмысление А.П. Чеховым образа «маленького человека» («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Тоска», «Горе»).

5. Трактовке образа «маленького человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна.

Литература

· Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

· Катаев В.Б. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 1998.

· Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.

· Машинский С. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1979.*

· Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987.

ЗАНЯТИЕ № 5

ТИП «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА» В ИЗОБРАЖЕНИИ И.С. ТУРГЕНЕВА (РОМАН «РУДИН»)

Вопросы

1. Общественно–исторические предпосылки обращения И.С. Тургенева к изображению передовой дворянской интеллигенции 30 – 40-х годов ХІХ века. «Лишние люди» как типическое явление русской жизни эпохи реакции. Проблема их социальной ценности в условиях 50-х годов. Рудин в ряду других представителей «лишних людей» (Онегин, Печорин и др.).

2. Бытовое окружение в усадьбе Ласунской. Душевная нищета ее обитателей. Интеллектуальное и нравственное превосходство Рудина.

3. Главное противоречие в характере Рудина. Испытание Рудина любовью как решающая проверка его жизненной несостоятельности. Сцена Авдюхина у пруда и ее идейно-композиционная роль в романе. Суд Натальи Ласунской над Рудиным. Наталья Ласунская как тип «тургеневской девушки».

4. Субъективные и объективные причины краха общественных начинаний Рудина. Драматизм его судьбы. Трагический финал скитальческой жизни Рудина.

5. Две исповеди Рудина. Нравственный самокритизм Рудина в прощальном письме и в последней беседе с Лежневым.

6. Лежнев как главный идейный антипод Рудина. Критика им отрицательных черт рудинского характера с позиций либерального помещика-практика. Эволюция лежневского отношения к Рудину.

Литература

· Бялый Г. Первый роман Тургенева. / Тургенев И.С. Рудин: Роман. – М.: Дет. лит., 1990 – 159 с.*

· Ефимова Е.М. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – В кн.: Творчество И.С. Тургенева. Сб. статей. – М., 1959.

· Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л., 1975.

· Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. – М., 1961 (гл. 5).

· Цейтлин А.Г. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – М., 1968.

ЗАНЯТИЕ № 6

РОМАН Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»

Вопросы

1. Творческий путь Л.Н. Толстого.

2. Творческая история романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

3. Отражение в романе общественной жизни России 70-х годов.

4. Эпиграф романа, его смысл.

5. Сущность и причины трагедии Анны Карениной.

6. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.

7. Поэтика романа.

8. Жанровое своеобразие романа.

Литература

· Храпченко М.Б. Толстой как художник. – М., 1971. – Гл.4 «Анна Каренина».

· Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. – Л., 1974. – С. 110-195.

· Бабаев Э. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. – М., 1978.

· Ермилов В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». – М., 1963.

ЗАНЯТИЕ № 7

РОМАН В. НАБОКОВА «МАШЕНЬКА»

Вопросы

1. Общая характеристика жизни и творчества В. Набокова.

2. Поэзия В. Набокова и ее связь с поэзией серебряного века

3. Романы В. Набокова и традиции русской прозы XIX века.

4. «Машенька» - первое прозаическое произведение писателя. История создания романа.

5. Образный мир произведения и особенности поэтики. Тема утраченного рая в романе.

6. Образ Льва Глебовича Ганина. Ганин как автобиографический герой.

7. Пансион Л.Н.Дорн, его постояльцы.

8. Тема Машеньки-России – России Машеньки в романе. Финал произведения.

Литература:

· Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова, - в книге: Собрание сочинений Набокова в 4-х т.т.М., 1990, т.1, с. 3 – 35. Здесь же: Дарк О. «Загадка Сирина», с.403 – 410.

· Набоков В. Pro et contra // Личность и творчество Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. – Антология, СПб., 1997.

· Носик Б. Мир и дар Набокова. Первая русская биография. – М., 1995. – С. 311 – 319.

· Ухова Е. Призма памяти в романах В. Набокова. – Вопросы литературы. – 2003. – № 4. – С. 159 – 166.

ЗАНЯТИЕ № 8

Наши рекомендации