Вопрос 5. Договор коммерческой концессии.

Это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за плату право пользования в соответствии с его требованиями комплексом принадлежащих этой стороне прав с целью изготовления и (или) продажи определенного вида товара и (или) оказания услуг (ст. 1115 ГК).

Правовая характеристика договора: консенсуальный, двусторонний, возмездный. В большинстве зарубежных стран этот договор известен как договор франчайзинга. По этой схеме в Украине работают, в частности, „Макдональдс”, „Наша Ряба”, „Джинсы Суперцена”, „Картопляна Хата”, „Пицца Челентано”, „Пицца-хат”, „Билла”, „ИС”, „Лукойл-Украина”, „ТНК-Украина”, „Кодак”, „Кока-кола”и др. В отличие от лицензионного договора, по которому предоставляется право на использование имущественных прав интеллектуальной собственности, основная цель заключения договора коммерческой концессии – создание пользователем производственного, торгового или сбытового звена в сети бизнеса правообладателя. Здесь недостаточно только позволить пользователю использовать объекты интеллектуальной собственности, необходимо организовать и обучить его осуществлять деятельность аналогично правообладателю и на том же уровне.

В связи с этим предметом договора коммерческой концессии является право на использование трех составляющих:

1) объектов права интеллектуальной собственности (коммерческих наименований, торговых марок, промышленных образцов, изобретений, произведений, коммерческих тайн и тому подобное);

2) коммерческого опыта;

3) деловой репутации (право на ее использование предоставляется опосредованно путем использования средств индивидуализации (коммерческих наименований или торговых марок) правообладателя).

Сторонами договора коммерческой концессии могут быть только физические и юридические лица, которые являются субъектами предпринимательской деятельности:

правообладатель – производитель товаров (работ, услуг), который использует принадлежащие ему права в предпринимательской деятельности, имеет коммерческий опыт и деловую репутацию и заинтересован в расширении своего бизнеса;

пользователь – юридическое или физическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности, который намерен воспользоваться комплексом прав правообладателя.

Если для сторон договор коммерческой концессии является действительным с момента заключения в письменной форме, то в отношениях с третьими лицами стороны имеют право ссылаться на договор лишь с момента его государственной регистрации по общему правилу органом, который осуществил государственную регистрацию правообладателя, а если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация договора осуществляется органом, который осуществил государственную регистрацию пользователя. Достаточно детально ГК регламентирует обязанности правообладателя и пользователя (ст. 1120, 1121).

Поскольку договор коммерческой концессии является взаимным, правам одной стороны корреспондируют обязанности другой. Пользователь может быть наделен правом заключения договора коммерческой субконцессии, то есть договора, который заключает пользователь в случаях, предусмотренных договором коммерческой концессии, по которому он предоставляет другому лицу (субпользователю) право пользования предоставленным ему правообладателем комплексом прав или частью комплекса прав на условиях, согласованных с правообладателем или определенных договором коммерческой концессии.

В договоре коммерческой концессии можно выделить следующее: внутренние отношения складываются непосредственно между сторонами договора коммерческой концессии – правообладателем и пользователем и внешние отношения, которые возникают между пользователем и третьими лицами в процессе реализации договора коммерческой концессии (при заключении, например, договоров купли-продажи, подряда и др). Аналогичным образом строится и ответственность сторон.

Ответственность перед третьими лицами несет не только пользователь, но и правообладатель. В этом случае по общему правилу ответственность правообладателя является субсидиарной и наступает по требованиям, предъявляемым к пользователю в связи с несоответствием качества товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) пользователем. Исключением является солидарная ответственность правообладателя и наступает она по требованиям, которые предъявляются к пользователю, как производителю продукции (товаров) правообладателя. В этом случае потребитель имеет возможность по своему усмотрению решать к кому заявлять требования – пользователю или правообладателю.

Прекращение договора коммерческой концессии может быть на основаниях, предусмотренных общими положениями об обязательствах (гл. 50 ГК), нормами о договоре коммерческой концессии (ст. 1126 ГК) или самим договором коммерческой концессии. Поскольку договор коммерческой концессии подлежит регистрации, то чтобы реестр отражал действительное положение вещей, законодательством введено требование государственной регистрации прекращения договора. Следует обратить внимание, что договор коммерческой концессии прекращается в случае прекращения права правообладателя на торговую марку или другое обозначение, определенное в договоре, без его замены аналогичным правом (ч. 3 ст. 1126).

Если правообладатель предлагает как замену другую торговую марку или обозначение, то пользователь имеет два варианта поведения:

1) отказаться от этого и потребовать расторжения договора с возмещением убытков или

2) согласиться на продолжение действия договора (при этом по ст. 1128 ГК он имеет право требовать уменьшения платы по договору).

Если же в период действия договора коммерческой концессии прекратилось право на другой объект интеллектуальной собственности, пользование которым предоставлено по этому договору, действие договора не прекращается, кроме тех его положений, касающихся права, которое прекратилось, а пользователь имеет право требовать соответствующего уменьшения надлежащей правообладателю платы, если иное не установлено договором.

Наши рекомендации