Этап создания связного высказывания по прочитанному тексту
Этап создания связного высказывания по прочитанному тексту соответствует этапу обобщения прочитанного, на котором происходит целостное восприятие текста на более
глубокой основе. На данном этапе мы рекомендуем знакомить учеников еще с одной характеристикой текста — завершенностью, а также закрепить знания учащихся о тексте.
С целью обучения школьников умению соотносить тему и идею текста с его заголовком мы предлагаем следующие задания:
• проанализировать заголовки по вопросам:
а) О чем главном нам хотел рассказать автор?
б) Какие заголовки вы считаете наиболее удачными?
в) Какой из заголовков отражает главное?
• подобрать к тексту заголовки, наиболее точно передающие его основную мысль, из ряда предложенных;
• найти в заголовках ключевые слова: Приятное занятие. До чего же хорошо летом в лесу!
• из ряда предложенных заголовков к тексту выбрать те, которые наиболее точно выражают его основную мысль, например: «Прогулка в лес*, «Чудесная прогулка в лес», «Неудачная рыбалка», «На рыбалке»;
• сформулировать название заголовка;
• кратко ответить на вопрос «О чем говорится в этом тексте? ».
В процессе выполнения заданий на определение тематико-смыслового единства, завершенности и замкнутости текста школьники приобретают знания о его строении, которые им потребуются для конструирования собственных высказываний.
На этом этапе обучения мы предлагаем детям творческие задания по видоизменению и конструированию текстов. В процессе их выполнения школьники закрепляют знания о тексте. Упражнения предлагаются в определенной последовательности, с учетом их нарастающей сложности. Покажем это на конкретном примере. В 3-м классе при закреплении понятий «тема», «основная мысль», «заглавие», «части текста» используются следующие задания:
• дополнить текст предложением на эту же тему;
• дополнить рассказ предшествующими событиями, опираясь на серию картин (сюжетную картинку);
• дополнить данный текст основной мыслью;
• подобрать тексты на заданную тему из числа данных;
• перестроить текст с изменением основной мысли на противоположную;
• перестроить текст с изменением заглавия на противоположное;
• перестроить текст, заменив первое и последнее предложения на противоположные по смыслу;
• придумать к рассказу новое заглавие, отражающее его основную мысль;
• перестроить рассказ с изменением лица.
В 4-м классе широко использовались такие упражнения:
• определить тип текста (повествование, рассуждение) и составить его план;
• расширить данный текст за счет включения слов и выражений, подчеркивающих основную мысль;
• перестроить текст для изменения его основной мысли с помощью антонимов.
После выполнения этих заданий дети постепенно подходят к самостоятельному конструированию текста, т. е. к самому сложному упражнению. При этом конструирование следует максимально подготовить.
Предложенные нами творческие задания по видоизменению текстов постепенно подводят учеников к составлению самостоятельных связных высказываний. Однако это умение требует довольно длительной и целенаправленной подготовки, во время которой используется серия взаимосвязанных заданий. Рассмотрим методику их проведения на примере работы в 3-м классе.
На обобщающем этапе изучения, например, русской народной сказки «Лиса и Журавль» учитель предлагает школьникам образец текста-рассуждения:
Лиса и Журавль — ненастоящие друзья. Доказать это можно так. Лиса хитрая. Она пригласила в гости Журавля. Угощение размазала по тарелке и сама слизала его языком. Журавль стучал, стучал клювом по тарелке, да так ему в рот ничего и не попало. Решил он ответить Лисе тем же. Пригласил лису в гости. Угощение положил в кувшин с длинным узким горлом, чтобы самому было легче лакомиться. Думала Лиса, что наестся на целую неделю, а ушла домой несолоно хлебавши. Можно сделать вывод: «Как аукнулось, так и откликнулось».
Ученики вместе с учителем обсуждают этот текст. При этом сопровождающие вопросы и задания учителя могут быть следующими: О ком говорится в тексте? О ком говорится сначала? Расскажите, что говорится о Лисе. О ком говорится потом? Расскажите, как Журавль отомстил Лисе. О чем этот текст? Скажите кратко. Прочитайте вывод.
Затем ученики отвечают на вопросы учителя: Что доказывается в тексте? Приведите доказательства ненастоящей дружбы Лисы и Журавля. О чем в тексте говорится сначала? Скажите кратко. О чем говорится потом? Как об этом можно сказать кратко?
В ходе обсуждения (ответов на вопросы) учитель записывает на доске такой план:
I. Лиса и Журавль — ненастоящие друзья.
II. Доказательства:
1. Хитрая Лиса.
2. Журавль отомстил Лисе.
III. Вывод: Как аукнулось, так и откликнулось.
С 4-го класса дети учатся составлять высказывание-рассуждение по плану. Приведем конспект урока чтения на этане обобщения прочитанного по сказке Л. Каминского «Чья помощь лучше?»:
1. Чтение сказки по ролям.
2. Беседа, направленная на то, чтобы выяснить понимание текста сказки, построена по вопросам учителя: О чем
говорится в сказке? Скажи кратко. Какую мысль доказывает автор? Как называется сказка? Как можно ответить на вопрос автора?
Лексический материал: Лучшая помощь (кого!) ..., потому что она настоящая. Она (что делает?) ... . Помощь (кого!) ... ненастоящая, потому что они только (что делают"!) ...; мало говорит; наделе помогает маме; только говорят; не хотят трудиться.
3. Коллективное составление плана рассуждения.
Учитель предлагает ученикам доказать два тезиса: 1) старшие дочери — ненастоящие помощницы, 2) младшая дочь помогает маме по-настоящему. К каждому из тезисов ученики подбирают доказательства из содержания сказки, кратко формулируют их, делают вывод. В ходе работы составляются два плана:
План
1. Старшие дочери – ненастоящие помощницы.
1. Эвелина — настоящая помощница
2. Доказательства: дочери не хотели трудиться; они мечтали развлекаться.
2. Доказательства: Эвелина своими руками убрала дом;
она хочет отдыхать только с мамой.
3. Вывод: страшие дочери черствые и ленивые.
3. Вывод: Эвелина — заботливая и любящая дочь
На доске в помощь ученикам записаны лексические и грамматические средства для оформления мыслей в рассуждении и для связи частей текста:
Я думаю, что ... . Это можно доказать так: во-первых.....
во-вторых, ... . Таким образом.....Мой вывод такой: ... .
На последующих уроках школьники вместе с учителем сначала составляют первый план рассуждения по тезису «Старшая сестра — Радивая», например, по сказке «Ленивая и Радивая», затем по этому образцу каждый индивидуально пишет план рассуждения по тезису «Младшая сестра — Ленивая».
Младшая сестра — Ленивая
План
1. Тезис .
Старшая сестра — Радивая
План
1. Тезис: Старшая сестра — радивая.
2. Доказательства:
А) Она и минуты без дела не посидит
Б) Принялась за дело в избе волшебника
В) Выполнила просьбу старика
3. Вывод: Дело в руках огнем горит
Младшая сестра – ленивая.
1. Тезис ………….
2. Доказательства А)………………Б)…………….В)………….
По ненецкой сказке «Кукушечка» предлагаем составить план по опоре:
Опора
1. Твое отношение к сыновьям,
2. Доказательства:
1).................................
2).................................
3. Вывод: …………..
План
1. Отношение к сыновьям
2. Доказательства:
1) Болезнь матери
2) Мать превратилась в кукушку
3. Вывод: Сыновья — жестокие
Приведем пример высказывания, составленного ученицей 4-го класса Галей Ю. по сказке «Кукушечка».
Почему мне не понравились сыновья? Мне не понравились сыновья. Вот как это я могу доказать. Сыновья не слушались матери, играли целые дни. От тяжелой работы мама заболела. Она просила детей дать ей воды, но дети не выполнили ее просьбу. Тогда мать превратилась в кукушку и навсегда улетела от них.
Мой вывод: сыновья — жестокие и равнодушные. Данное высказывание показывает, что предлагаемая система упражнений позволяет учить детей с нарушением слуха конструировать самостоятельные выказывания по прочитанному.
Таким образом, на этапе создания связного высказывания по прочитанному тексту школьники углубленно его анализируют, закрепляют знания о его основных характеристиках. Работа с текстом художественного произведения положительно влияет на формирование умения строить собственное высказывание.
При обучении конструированию текста мы используем дифференцированный подход к учащимся. Опираясь на исследования Л.М. Быковой, Л.И. Тиграновой и их рекомендации, мы предлагаем различные виды помощи для разных групп учащихся класса. При выделении таких групп учитывались два критерия: уровень развития речи и уровень развития мышления (сформированность операций анализа, сравнения, обобщения и т. п.). Детям с оптимальным уровнем> развития речи чаще всего достаточно предложить для составления высказывания план, слова для справок, опорные словосочетания, а учащимся со сниженным или ограниченным уровнем развития речи необходимо предложить начало каждого предложения, а иногда даже деформированный текст. Так, для построения рассуждения типа «Младшая сестра — ленивая» для слабых учащихся структура рассуждения может быть следующий:
Младшая сестра —..............
Это можно доказать так. Во-первых, она ничего дома делать не хотела..............Во-вторых, когда девочка попала в гости к волшебнику, то..............В-третьих, когда старик ............. то она пошла нехотя выполнять его просьбу.
Там........, ... .
Мой вывод такой: ..... а ... .
Для закрепления в речи готовых образцов рассуждения и построения с ними самостоятельного текста аналогичная работа должна проводиться и на уроках развития речи.
Поскольку рассуждение предполагает дискуссию, в которой сталкиваются разные точки зрения, важно создать в классе атмосферу полноправного речевого общения учите-
ля и учеников. Поэтому вопросы учителя должны быть направлены на ликвидацию логико-содержательных ошибок в речи и на подведение учащихся к осознанию несостоятельности предложенного ранее решения. Уважение к мнению учеников способствует воспитанию самостоятельности мысли, умению аргументированно отстаивать свое мнение, так как важно научить детей не только создавать текст рассуждения, безупречный в структурном и языковом отношении, но и воспитывать потребность высказывать в нем свою истинную позицию. Употребление учителем в беседе с учащимися таких речевых фраз, как я думаю, по-моему, а как ты думаешь?, воспитывают уважительное отношение к чужому мнению, желание считаться с ним.
Также на уроках чтения необходимо создавать речевые ситуации, которые позволяют ученикам ориентироваться на такие внеязыковые факторы, как условия общения, адресат и цель высказывания. На первых уроках, связанных с созданием текста, речевую ситуацию определяет учитель. Так, при подготовке к уроку учитель продумывает цель речевой ситуации. Например: «Вчера я была на уроке чтения в 3-м классе. Ребята читали сказку Г. Цыферова "Ежик". Многим детям она не понравилась. Я думаю, что они невнимательно прочитали сказку. Давайте докажем ученикам, почему вам понравилась сказка. Доказывайте так, чтобы ребята снова захотели прочитать сказку».
Итак, цель речевой ситуации — «доказывайте так, чтобы ребята снова захотели прочитать сказку». По мере накопления учащимися опыта ориентировки в речевой ситуации большее место занимает беседа, в которой учащиеся под руководством учителя определяют возможность адресата, условия сообщения и его цель. На уроке можно провести следующую беседу, например, по ненецкой сказке «Кукушечка»:
Учитель: Какую сказку вы прочитали?
Ученики: Мы прочитали ненецкую сказку «Кукушечка».
Учитель: Я думаю, что нам надо обменяться впечатлениями о прочитанной сказке.
Ученик: Да, нам надо высказать свое мнение о прочитанной сказке, о ее героях.
Учитель: Зачем нам надо высказать свое отношение к героям сказки?
Ученики: Высказать свое отношение к героям сказки нам надо ДЛЯ ТОГО, чтобы не поступать так, как поступили сыновья бедной женщины.
Ученики: Надо помнить всегда, что нет на свете НИКОГО дороже, чем мать. Ее надо любить, беречь, помогать ей во всем.
Из приведенного отрывка беседы ясно, что дети могут сами определить цель речевой ситуации: «Высказать свое отношение к героям сказки надо для того, чтобы не поступать так, как поступили сыновья бедной женщины».
Знания и умения, приобретенные на уроках чтения, закрепляются на других уроках — на уроках развития речи и на уроках грамматики.
В данном методическом пособии представлены 48 конспектов уроков чтения и развития речи. Художественные тексты для анализа взяты из «Книги для чтения 2 класса школы для слабослышащих» (автор-составитель О. А. Красильникова), «Книги для чтения 3 класса школы глухих» (авторы-составители Л. М. Быкова, М. И. Никитина) и «Книги по чтению для 4 класса школы глухих» (авторы-составители В. В. Нестерович, О. В. Шевцова).
Разработанные конспекты уроков направлены на выработку умений анализировать произведения и осмысление учащимися элементарных понятий, связанных с текстом: «тема», «основная мысль», «средства связи», «структура текста». Для анализа художественных текстов мы рекомендуем использовать разнообразные методы и приемы обучения. Также в конспектах мы предлагаем лексический материал, различные словесные опоры для построения связного и грамотного оформления высказывания, примерные образцы и варианты ответов детей и образцы
вариантов пересказов, схемы краткого и полного рассуждения, примерные структуры ответов с опорными словами и без них.
Для глухих и слабослышащих школьников словесные опоры обязательны и необходимы. Вез их усвоения дети с нарушениями слуха не смогут построить самостоятельное высказывание даже при условии полного и глубокого осмысления прочитанного текста.
Конспекты уроков построены в соответствии с этапами формирования речевых умений. На уроках 1—6 учащиеся знакомятся с понятием «текст», а также учатся выделять тему и главную мысль текста.
На уроках 7—32 ученики овладевают умениями выделять части в готовом тексте, устанавливать связь между предложениями, пересказывать по плану с элементами собственной оценки, знакомятся с элементарной схемой рассуждения, учатся обдумывать содержание текста во взаимосвязи с его построением.
На уроках 33—43 учащиеся строят готовые рассуждения.
На уроках 44—48 обобщаются и систематизируются знания и умения, необходимые для создания высказывания с элементами рассуждения.
Следует отметить, что предлагаемая система работы по формированию связного высказывания с элементами рассуждения по прочитанным художественным текстам — лишь начало большой работы по развитию связной речи на уроках чтения, которая будет продолжена. Приведем содержание 48 уроков чтения с разбивкой по темам.
Таблица 3
Номер урока | Тема | Кол-во часов |
Вводный урок к теме «Лето» | ||
Стихотворение И. Сурикова «Ярко светит солнце» | ||
3,4,5,6 | Рассказ И. Соколова-Микитова «Лето в лесу» | |
7,8,9 | Рассказ Я. Тайца «По ягоды» |
Продолжение табл. 3
10,11 | Рассказ Л. Воронковой «Жаркий день» | |
12, 13, 14, 15 | Рассказ Е. Чарушина «Как Томка научился плавать» | |
Обобщающий урок по теме «Лето» | ||
Рассказ Я. Тайца «По грибы» | ||
18,19 | Стихотворения А. Прокофьева «Опенок», «Егор и Мухомор», «Боровик» | |
20,21 | Рассказ М. Пришвина «Недосмотренные грибы» | |
22,23 | Рассказ М. Пришвина «Грибы тоже ходят» | |
24,25 | Стихотворения А. Плещеева «Скучная картина!..», «Осень наступила...» | |
26,27 | Рассказ И. Соколова-Микитова «Журавли» | |
28,79 | Рассказ И. Соколова-Микитова «Еж» | |
30,31 | Рассказ И. Соколова-Микитова «Белки» | |
'Обобщающий урок по теме «Осень пришла» | ||
33, 34, 35 | Русская народная сказка «Лиса и Журавль» | |
36,37,38,39, 40,41 | Русская народная сказка «Ленивая и Радивая» | |
42,43 | Ненецкая народная сказка «Кукушечка» | |
44, 45, 46, 47, 48 | Рассказ В. Чаплиной «Мушка» |
Конспекты уроков
Урок 1
Вводный урок к теме «Лето»
Задачи: актуализировать личный опыт детей, уточнить их знания о природе летом и занятиях в это время года.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам с вопросами, которые воспринимаются учащимся на слух (за экраном): Который сейчас урок? Какой сейчас урок? Проверьте, готовы ли вы к уроку. Кто дежурный в классе? Дежурный, напомни ребятам, как надо работать на уроке.
2. Отгадывание загадки учениками: Солнце сильно греет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?»
Лексический материал для ответов: В загадке говорится о (чем?) ..., потому что (когда"!) ...солнце (что делает"!) ..., деревья и цветы (что делают?) ..., хлеба (что делают"!) ...
3. Выполнение логического упражнения. Учитель предлагает ученикам прочитать задание, которое написано на доске, и назвать летние месяцы в нужной последовательности: Какое слово лишнее? (Август, май, июнь).
4. Работа с пословицами. На доске написаны пословицы с пропуском названий месяцев. Ученикам предлагается подумать и сказать, о каком месяце лета говорится в каждой пословице, почему пословицы так построены: ... — макушка лета; ... — собериха или припасиха; ... — конец весны, начало лета.
Примерная структура ответа
В первой пословице говорится об ... — (который?) ... .Во второй пословице говорится об ..., потому что в (когда?) ... (что делают?).... Это (который?)... месяц лета. В третьей пословице говорится об ..., потому что ... (что делает?). Это (который?)... месяц лета.
Слова для справок: кончается весна, вершина, середина, начинает лето, собирают урожай, первый, второй, третий месяц лета.
5. Беседа о летних каникулах детей. Примерные вопросы учителя: Где вы отдыхали летом? Какая погода летом? Чем пахнет летом в поле, в лесу? Что вы делали летом? Как вы провели каникулы?
Лексический материал для ответов: летом много света, ярко светит солнце, море света, все кругом светло; листья на деревьях и трава облиты золотом; солнце печет, сильно греет, в воздухе очень тепло, жара, зной; на полях и лугах цветут травы, пестреют цветы; поют птицы, птичий
щебет, в воздухе звенит пение птиц, слышны голоса птиц; в жару дремлет лес, лес спит, листья па деревьях не шевелятся, не шелестят, нет ветра, безветрие; пахнет медом и травами, смолой, душистой земляникой; дети купаются, ходят в поход, собирают в лесу грибы и ягоды.
6. Рассказ учеников о прошедшем лете по картинкам и опорной лексике.
План ответа
Части ответа | Вопросы | Лексика |
I. Вводная часть | 0 чем ты будешь | Я хочу рассказать о лете. |
расе | отдыхал летом. | |
Я буду рассказывать о летнем | ||
отдыхе. | ||
0 чем главном ты хотел | ... отом, что (как) мне нравится | |
'бы рассказать? | отдыхать в...; | |
мне нравится лето; | ||
хорошо летом в... | ||
И. Основная | Какая погода? | Летом солнце... |
часть | Какое солнце? | В воздухе пахнет..,. |
Чем пахнет в воздухе? | На полях и лугах цветут... | |
Чем ты занимался? | Я... | |
III. Заключение | Где ты хочешь провести | Я обязательно снова приеду в... |
следующие каникулы? | Мне хочется побывать... |
7. Чтение учениками стихотворений, которые написаны на доске или плакате. После чтения учитель просит учеников выбрать то, которое больше понравилось.
Теплый ветер тихо дует,
Ясен небосвод.
Пчелы дружно на гречихе
Собирают мед.
Сенокос, сенокос!
Растревожили стрекоз.
Вьются друг за другом
Над зеленым лугом. (Г. Ладонщиков)
Что такое лето?
Это море света,
Это поле, это лес,
Это тысяча чудес. (А. Балашов)
8. Учитель показывает ученикам картинки, на которых изображено лето, летние занятие детей и взрослых. Ученики должны подобрать к картинкам строчки из стихотворений.
9. Выполнение словарно-стилистических упражнений.
Дополните выражения: Пришло лето (какое?)... Принесло лето (что?)... Птицы в лесу и в полях (что делают?)... На полях и лугах цветут (какие?)... (что?)... Дети летом (что делают1!)... Светит яркое солнце, мне (как1!) ... Цветы и травы цветут, мне (как1!) ... В лесу пахнет..., мне (кок?) ... Светит ярко солнце — это (как?) ...
10. Домашнее задание: выучить лексический материал урока и составить рассказ о лете по плану:
План
1) Погода летом.
2) Солнце летом.
3) Воздух.
4) Цветы и травы.
5) Занятия детей.
6) Чем запомнилось лето?
У рок 2
Тема: Стихотворение И. Сурикова «Ярко светит солнце»
Задачи: формировать навык выразительного чтения; представить картину жаркого летнего дня, описанную поэтом; учить определять тему и главную мысль стихотворения; учить строить оценочное суждение о прочитанном стихотворении.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам с вопросами, которые воспринимаются учащимися на слух (за экраном)1.
2. Проверка домашнего задания. Рассказы детей о лете по плану. Используется лексика предыдущего урока.
3. Чтение учениками стихотворения2.
4. Беседа о впечатлении от прочитанного.
Примерные объяснения учителя: В стихотворении говорится о лете. Это главное. Лето — тема стихотворения. Все то, о чем рассказывает нам автор, происходит летом. Мы выделили главное и определи тему стихотворения. Тема стихотворения — лето. Назовите тему стихотворения. О чем оно?
Примерные вопросы учителя: О чем говорится в стихотворении? О ком говорится? О каком времени года говорится в нем?
Образцы ответа: Стихотворение о лете. Лето — тема стихотворения.
5. Чтение стихотворения учениками, при котором отрабатывается техника чтения, выразительность речи (интонация, расстановка пауз и ударений).
______________________________________________________________
1 В дальнейшем мы не будем приводить примеры вопросов к организации начала урока. Учитель должен ориентироваться на вопросы, приведенные в уроках этого пункта раздела 1, и на собственный речевой материал к уроку.
2 Первичное восприятие текста как правило, обеспечивается таким приемом, как чтение вслух. В 1-м отделении школы для слабослышащих рекомендуется, чтобы учитель читал новый текст при закрытых у учеников книгах. Тогда их внимание будет полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу.
В школе для глухих и во 2 отделении шкалы для слабослышащих наиболее оправданным является первичное чтение текста самими учениками, гак как у детей еще недостаточно развито слуховое восприятие и процесс восприятия читаемого осуществляется в основном на зрительной основе. Если учеников поставить в условия считывания с губ нового текста, то это вызовет значительные трудности понимания ими произведения.
6. Выборочное чтение строчек из стихотворения по заданию учителя о погоде, о природе.
7. Словесное описание учениками иллюстраций к стихотворению. Учитель дает задание и вопросы: Нарисуй картинку к стихотворению. Какими красками ты будешь рисовать?
Примерная структура ответа: На картинке я нарисую лето. Я вижу (какое"!) ... небо. Солнце (что делает"!)... . Кругом (какие1!)... цветы и травы. Дует (какой"!) ... ветер. Наверное, в воздухе слышно пение (кого?)... . Я думаю так потому, что на рисунке нарисованы (кто?)... Для рисунка я выберу (какие"!) ... краски.
8. Выразительное чтение стихотворения учениками.
9. Выяснение отношения поэта к стихотворению, с помощью вопросов: Как вы думаете, нравится ли лето И. Сурикову? Найдите слова и выражения, которые это подтверждают.
Структура ответа и лексический материал: Лето нравится, потому что... Яркое солнце, все кругом светло, все золотисто от яркого солнечного света, пестреют яркие цветы, дремлет лес от летнего зноя, поет жаворонок в вышине.
Объяснения учителя: Мы доказали, что И. Сурикову нравится лето. Так мы определили главную мысль стихотворения. Главная мысль — это то, о чем автор хочет сказать. Поэту нравится лето. Он нам говорит: «Летом очень красиво и хорошо!»
10. Выяснение отношения ребят к стихотворению с помощью вопроса: Понравилось ли вам стихотворение?
Примерная структура ответов: Мне стихотворение... Я вижу... Я слышу... Я представляю...
11. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения или чтение наизусть.
Урок З
Тема: Рассказ И. Соколова-Микитова «Лето в лесу»
Задачи: актуализировать знания детей о лете; формировать навык чтения; ознакомить учащихся с рассказом; выяснить первичное впечатление детей о рассказа; учить осмыслять прочитанное.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока.
2. Беседа о посещении леса детьми летом. Примерные вопросы учителя: Назовите летние месяцы. Какой из них называется «макушкой» лета? Почему? Каким бывает летнее небо? Солнце? Кто из вас был летом в лесу? Расскажите, что вы видели. Чем пахнет в летнем лесу?
Лексический материал: голубое, безоблачное, прозрачное, легкие облака; птицы поют: кукуют, свистят, пересвистываются, заливаются; птицы: иволги, кукушки, соловьи, ястребы; звери: медведи, лоси, белочки, зайцы, лисы, рыси.
3. Рассказы отдельных учеников о посещении леса.
4. Беседа, подготавливающая школьников к восприятию рассказа. Вопросы учителя: Как вы думаете, почему именно летом цветут цветы, поспевают ягоды, фрукты, овощи и созревают хлеба? Почему летом у зверей и птиц появляются детеныши?
Примерные варианты ответов, которые записаны на доске: Летом много света и тепла, много влаги. Вот почему летом цветут цветы, созревают ягоды, фрукты, хлеба. У зверей и птиц появляются детеныши, потому что летом много тепла и корма. Тепло и корм нужны малышам, чтобы набраться сил и вырасти. Хорошее время года лето!
5. Краткий рассказ учителя о писателе И. Соколове-Микитове и рассматривание его книг: Сейчас мы все окажемся в летнем лесу. А поможет нам в этом писатель Иван
Сергеевич Соколов-Микитов. Он писал рассказы о природе в разное время года, о животных, о людях, любящих природу и животных.
6. Чтение рассказа учениками.
7. Беседа о целостном восприятии прочитанного рассказа. Сопровождающие беседу вопросы учителя: О чем говорится в рассказе? О ком говорится в нем? Какая картина леса вам запомнилась? Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Примерные ответы: В рассказе говорится о природе летом. В рассказе говорится о животных леса. Автор описывает птиц и зверей леса. Мне понравилось описание пения птиц (зверей, леса). Мне было читать радостно (грустно, печально). Я не могу объяснить своих чувств. У меня противоречивые чувства.
8. Чтение рассказа учениками вслух.
9. Чтение рассказа по смысловым отрывкам, беседа с объяснением непонятных и трудных слов с помощью выборочного и выразительного чтения, показа действий на аппликации или конструктивной картинке, подбора синонимов и др.
10. Обобщающая беседа: О чем говорится в рассказе? Оком говорится?
11. Домашнее задание: выразительное чтение рассказа (расстановка ударений, пауз, соблюдение правильной интонации).
Урок 4
Тема: Рассказ И. Соколова-Микитова «Лето в лесу»
Задачи: учить осмыслять прочитанное; учить определять тему и главную мысль рассказа.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение рассказа с соблюдением ударений, пауз, правильной интонации.
3. Беседа и выборочное чтение. Примерные вопросы учителя: Каких животных и птиц можно встретить в лесу? Что делают птицы летом в лесу? Прочитайте. Каких птиц можно встретить в лесу в это время года? Покажите их на картинках. Прочитайте, как поют иволги. Как автор называет кукушек? Скажите по-другому. Как вы думаете. нравится ли пение птиц автору?
Структура ответа: Я думаю, что... Я понял (а), что... Прочитайте, передав отношение автора. Какие слова передают отношение автора к пению птиц?
Структура ответа: ... автору нравится пение птиц. Вот как он пишет: « ...».
Кого из зверей можно встретить в лесу летом? Покажите их на картинках. Что делают медведи (лоси, белочки)? Скажите по-другому: бродят медведи — ...; резвятся белочки — ... .
Какие слова передают отношение автора к зверям? Прочитайте о зверях, передав отношение автора к ним. Прочитайте, где свили себе гнездо ястребы. Почему они свили гнездо так высоко? Прочитайте. Как вы думаете, о чем они могли рассказать с вершины старой ели?
Вариант ответа
Однажды прошел летний теплый дождь. Упала дождевая капелька с вершины старой ели. Пробила траву. Там, где она упала, поднялась темно-коричневая шляпка и толстенькая ножка. Это показался боровичок. Смотрит и удивляется. Где я? Не рано ли я появился? Нет, не рано: пора, пора — запели кругом птицы. Лето в лесу.
Слова для справок: зеленая стрелочка с белым цветком; зеленая стрелочка с красным цветком, цветок душистой земляники, лесная гвоздика.
4. Определение темы и главной мысли рассказа. Примерные вопросы учителя: О каком времени года рассказал автор? Назовите тему рассказа. Что хотел сказать автор рассказом? Для чего он написан? Какие слова и выражения подтверждают главную мысль рассказа?
Примерные ответы и структуры для ответов учеников, которые записаны на доске: Автор рассказал о природе и животных. Тема рассказа — лето в лесу. Тема рассказа — природа и животные летом. Автор хотел сказать, как
хорошо летом в лесу.....что ему нравится летний лес. ...,
что хорошо и привольно летом в лесу. ..., что в лесу много сказочных тайн. Деревья одеты (во что1!)... . Пахнет в лесу (чем1!)... . Птицы (что делают"!)... . Звери (что делают!)... .
5. Итоги урока. Беседа: Назовите тему рассказа. Какая его главная мысль?
6. Домашнее задание: выразительное чтение рассказа. Составить предложения со словами иволги, кукушки, соло въи, ястребы, белочки, медведь, рысь.
Урок 5
Тема: Рассказ И. Соколова-Микитова «Лето в лесу»
Задачи: учить пересказывать текст, обобщить знания учащихся о тексте.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока.
2. Выразительное чтение рассказа.
3. Беседа с выборочным чтением о птицах, зверях летом в лесу.
4. Словарно-стилистические упражнения:
а) скажите по-другому: птицы поют — ... ; звери рыщут — ... ;
б) дополните предложения: Соловьи (что делают?)... . Кукушки (что делают1?)... . Иволги (что делают1!)... . Ястребы (что делают1!)... ;
в) проверка предложений, составленных дома со словами иволги, кукушки, соловьи, ястребы, белочки, медведь, рысь.
5. Выразительное чтение рассказа учениками.
6. Пересказ рассказа по опорным конструкциям, конструктивной картинке, аппликации и вариативной лексике предыдущих уроков.
Вопросы и задания учителя: Назовите главную мысль рассказа.
Ответ ученика: Хорошо и привольно летом лесу! Докажем, что летом в лесу хорошо. Как можно начать рассказ?
Варианты начала рассказа: Хорошо и привольно летом в лесу. Как хорошо в летнем лесу! Хорош летний лес! О чем вы будете рассказывать в основной части рассказа?
Ответ ученика: В основной части рассказа я расскажу о деревьях, птицах и животных.
Примерные речевые конструкции для пересказа основной части: Деревья ..., ..., .... Пахнет (чем?) ... . Птицы ... . Иволги ... . Кукушки... . Соловьи ... . Звери ... . Медведи... .
Лоси ... . Белочки... . Разбойница-рысь ... . Ястребы.......в
ветвях старой ели, чтобы..........Вот что они нам рассказали. Однажды...
Вариант пересказа текста:
Хорошо и привольно летом в лесу!
Деревья одеты в зеленый наряд. В лесу пахнет смолой, травой, спелой душистой земляникой. Птицы весело поют. Пересвистываются иволги, кукуют неугомонные кукушки, заливаются соловьи. Звери ходят по лесу. Они ищут корм. Вот идет косолапый медведь.
Пасутся гордые лоси. Они едят листья и траву. Резвятся быстрые и ловкие белочки. Они скачут с ветки на ветку. А вот в темном густом лесу спряталась рысь. Она притаилась в поисках добычи.
Ястребы сидят высоко на дереве и наблюдают, что делается в лесу. Вот что они нам рассказали: «Однажды в лесу прошел теплый летний дождь. Упала дождевая капелька с вершины старой ели. Она пробила траву. Там, где капелька упала, поднялась зеленая стрелочка с красным цветком. Это показалась лесная гвоздика. Смотрит и удивляется: „Где я? Не рано ли появилась?" Нет не рано: пора, пора, пора — запели кругом птицы. Лето в лесу».
7. Работа с понятием «текст». Примерные вопросы и задания учителя: Какой рассказ вы прочитали? Как можно ответить по-другому?
Варианты ответов: Мы прочитали художественный рассказ, который называется «Лето в лесу». Рассказ называется «Лето в лесу». Его написал И. С. Соколов-Микитов.
Объяснение учителя: В рассказе (тексте) все предложения связаны по смыслу. Их объединяет одна тема. Рассказ «Лето в лесу» И. С. Соколова-Микитова можно Назвать текстом, потому что все предложения в нем связаны по смыслу: хорошо и привольно летом в лесу. Предложения объединяет тема — лето в лесу.
Можно ли запись на доске назвать текстом?
Запись на доске: Зеленой листвой одеты деревья. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
Подумайте и скажите, о чем говорится в первом, втором и третьем предложениях?
Структура для ответов учеников'. В первом предложении говорится о... Во втором — о ..., который... В третьем — о ..., который... В предложениях говорится о разном. В рассказе (тексте) все предложения связаны по ..., их объединяет общая тема.
Вариант объяснения учителя: Это не текст. Это три предложения, потому что в каждом говорится о разном.
В первом — о деревьях, во втором — о мальчике, который увидел бабочку, в третьем — о художнике, который нарисовал птицу. Их не объединяет общее (тема).
8. Домашнее задание: пересказ текста по опорным конструкциям.
Урок 6
Тема: Рассказ И. Соколова-Микитова «Лето в лесу»
Задачи: учить осмысливать прочитанное, строить самостоятельные высказывания.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задани<