В произведении речь идёт о проблеме ответственности человека за свои поступки, о взаимоотношениях человека и государства, о выборе жизненного пути.
Предложив в качестве внеклассного чтения современные приключенческие романы Елены Чудиновой, «Ларец», «Лилия», «Держатель знака», роман Ивана Тырданова «Битва пророков», мы пробуждаем интерес к истории, к духовному наследию, затронем ряд проблем духовно-православного порядка.
«Жестокий реализм» в подростковой литературе
Создаётся впечатление, что все они замкнуты глубоко “внутри” и не могут найти свой путь “наружу”. Выходу в мир препятствует окружающая действительность, которая изображается писателями как мрачная и жестокая. Этим воздухом дышат герои повести, подростки из небольшого провинциального городка. Их жизнь — под стать окружающему мраку: неустроенная, безденежная и бессмысленная. Все ситуации и типажи взяты автором из современной российской жизни, с её социальным расслоением и бытовой неустроенностью. Рассчитывать на помощь закона или поддержку взрослых подросткам не приходится. Вот они и выкручиваются как могут: лгут, воруют, совершают преступления и рискуют жизнью.
Книга актера, сценариста, режиссера Валерия Приемыхова «Двое с лицами малолетних преступников» рассказывает о двух самых обычных школьниках – Севке Кухтине и Витьке Елхове по прозвищу Винт. Живут они в небольшом городке, попадают в различные, порой необычные ситуации.
В отличие от предыдущих произведений, представленных в этом обзоре, книга Приемыхова не оставляет тяжелого ощущения от безысходности. В ней много юмора. И автор подчеркивает, что и в нашей непростой жизни можно найти много светлого и радостного.
Смею утверждать, что самый ответственный возраст – подростковый, когда закладываются и укрепляются качества, которые могут стать основой поведения на всю жизнь. Литература, не скрывая жизненных сложностей, может приблизить подростков к постижению нравственных, социальных проблем действительности. Хотелось бы надеяться, что представленные в этом обзоре книги, помогут подросткам понять, что с ними происходит.
Повесть Елены Матвеевой «Прощай, Офелия!» рассказывает нам историю о подростке, в семье которого пропал близкий ему человек – жена брата Люся. Однажды утром она ушла на работу и вечером не вернулась…
Прошло несколько лет, и он случайно на барахолке увидел свадебное платье Люси, он его узнал по пятнышку зеленки. И с этого момента он начинает расследование.
Перед нами предстает детективная история, в которой главный герой разгадывает загадочную записку, исписанную «пляшущими человечками», узнает подробности о жизни Люси до замужества, знакомится со многими людьми, знавшими Люсю, и в итоге расследует преступление.
Как многие другие подростки Алексей сталкивается с такими ситуациями, в которых ему предстоит сделать выбор. Один из таких случаев касается возможности заработать «легкие деньги», ограбив поезд. В семье денег постоянно не хватало даже на продукты, тем более на модную одежду. Это было очень соблазнительно. Но… Алексей решил, что заработает себе на джинсы честным путем, а его близкий друг считал по-другому.
В одночасье можно круто изменить свою жизнь, поломать ее. И виноват в этом будешь только ты, потому что не продумал следующий шаг, который может последовать после твоего поступка, а иногда, как в этом случае, приходится платить дорогую цену.
В рассказе Ирины Полянской «Выбор» мы знакомимся с двумя подругами. Каждой из них необходимо было сделать свой выбор в жизни.
В 7 «В» пришла новенькая девочка и сразу не вписалась в коллектив. «Света явилась с собственной шкалой ценностей и всегда поступала так, как ей хочется». На все у нее было свое мнение, и она никак не понимала, как можно дружить с классом? «Так не бывает! Или это абстрактное чувство, или утонченное лицемерие. И, в конце концов, — они же серые, они - никакие, и ты хочешь среди них затеряться? Что за беспринципность такая!» И главной героине приходится выбирать: или класс, или Света. Эта дружба была одним из первых уроков, которая преподала действительность. В следующей повести этого автора «Посланник» главный герой Коля, оставшись рано без отца, пытается самостоятельно постигать жизненные законы, но не всегда у него это получается. Однажды мама наблюдала неприятную ситуацию, в которой оказался Коля, и она не могла не отреагировать на это.
«... Как - то раз мать, поднимаясь по лестнице, услышала как Коля, стоя на площадке первого этажа с товарищем, выругался. Увидев ее, он замер от страха. Мать прошла мимо него, не глядя, властной рукой взяла его за воротник и втащила в квартиру. Товарищ быстренько скатился вниз. Пока она раздевалась в коридоре, Коля стоял съежившись: ждал расплаты. Мать села перед ним на ящик с обувью и тихим серьезным голосом сказала, глядя ему в глаза: «Мне бы хотелось, чтобы ты со всеми людьми разговаривал на одном языке, а не подделывался всякий раз под твоих собеседников. Это недостойно: для одних держать в запасе одни слова, для других — другие. Такое притворство означает, что ты человек, зависимый от каждого - любой может навязать тебе свою манеру общения».
Мама приходит сыну на помощь, разъясняя, казалось бы, простые истины, но такие важные в жизни.
Повесть Натальи Соломко «Горбунок» была написана в конце 90-х годов. У главного героя повести Бориса Горбунова в его детской жизни наступили тяжелые времена: его старший брат уехал в деревню работать учителем, отца он не помнил, по семейной легенде он погиб во время испытания самолета, а мама почему-то всегда находилась на работе, а после работы она устраивала личную жизнь.
Он остался один-одинёшенек со своими проблемами. И в этот момент в их подъезде стали собираться «трудные подростки», мешая всем жильцам своими криками. Тогда Борис пригласил их к себе домой. «Это была самая счастливая пора в этой одинокой его детской зиме: ненавистная пустыня квартиры ожила, в ней появились другие люди, и тепло стало от человеческих голосов и совсем не страшно. А когда в квартиру вернулся брат, и он был занят собой, Горбунок перекочевал в подъезд, где собирались эти «трудные подростки».
«Дружба с «трудными подростками» охраняла его, хлипкого, не умеющего постоять за себя. Он так хорошо устроился в местной жизни, так почувствовал себя своим, что некий таинственный орган под названием душа будто и вправду отмер. И уже не стыдно было, и ничего не ныло внутри».
Поначалу книга «Правда и последствия» шведской писательницы Анники Тор, автора бестселлера «Остров в море», ужасно раздражает. Кажется, что «Самокат» опубликовал уже достаточно книг о современной жизни закомплексованных подростков. Сколько можно множить одноразовые книжки из серии «один день Ребенка Ребенковича» (на самом деле серия называется «Встречное движение»)?
Рассматривать под микроскопом какую-то одну, пусть даже и вселенскую проблему (других у подростков не бывает), слишком кропотливая работа. Открывая книжку – любую, не только детскую – хочется получить от нее целый «гербарий» разнообразных вопросов, намеков, открытий и умных мыслей, а не последовательное «ковыряние» в одном и том же. Повесть «Правда и последствия» повестью-то сложно назвать, перед читателем скорее рассказ о ревности и противоборстве двенадцатилетних шведских школьниц: Карин, Фанни, Норы и Сабины.
Сюжет незамысловатый: Нора и Сабина лучшие подруги, но после летних каникул Сабина начинает игнорировать Нору и дружить с Фанни. Нора, желая то ли отомстить Сабине, то ли вернуть ее, то ли рассорить с Фанни, крадет из ее парты плеер. Карин, девочка-изгой, узнав секрет Норы, принимается ее шантажировать и заставляет с собой дружить. Тем не менее, Карин искренне относится к Норе, а потому берет на себя обязанность возвратить плеер назад в парту Сабины, однако, вместо Сабининой парты, подкладывает его в парту Фанни. Девочек не так просто обмануть, они понимают, что Карин специально перепутала парты, и решают ее извести. На школьной вечеринке они вынуждают несчастную толстую девочку сыграть в «Правду и последствия», и в качестве последствия Крин должна снять лифчик и показать голую грудь (она у нее в классе самая большая). В результате Карин со слезами и воплями полуголая выбегает на улицу, а на следующий день мама забирает ее из школы.
Где-то к середине книги проклевывается «литературный саспенс», когда каждая из девочек, одна за другой, начинает совершать ужасные ошибки, продиктованные завистью, ревностью, одиночеством. Любопытно, что почти все девочки из плохих семей. У Сабины мама алкоголичка, у Норы мама равнодушная и ветреная – постоянно крутит романы и абсолютно не заботится о детях. Проблема взаимоотношений взрослых и детей в книге цветет пышным цветом. Именно потому, что маленьким героиням не с кем поговорить, не с кем посоветоваться, они ведут себя так озлобленно и жестоко. Кажется, будто персонажи Анники Тор совсем не думают, а только чувствуют. Они не способны на самоанализ, а научить их некому, отсюда и неприятности.
Заданная проблема никак не разрешается. Финала нет, нет выводов. Героини спотыкаются, но продолжают идти своей неправильной дорогой, и нет надежды на светлое будущее впереди.
Список литературы
1. Абрамов, Ю.А. Сто великих книг [Текст] / Ю.А. Абрамов, В.Н. Демин. – М. : ВЕЧЕ, 2000. – 473, [6] c. : ил.- (Сто великих).
2. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика [Текст] : учебное пособие / И.Ю. Исаева. – М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 193, [1]c. : табл.
3. Кэрролл, А. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье [Текст] / Льюис Кэрролл; пер. Леонид Яхнин; худож. Александр Шахгелдян. – М. : ЭКСМО- ПРЕСС, 212, [3]c. : ил.
4. Литература для детей и юношества [Текст]: учебно-метод. пособие / сост. Т.И. Русских; Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Управ. культуры при администрации Красноярского. края. Библиотечный техникум (г. Канск) – Канск, 2005. – 215с. : ил., табл.
5. Медведева, И.Я. Книга для трудных родителей. Блиц – педагогика [Текст] / Ирина Медведева, Татьяна Шишова. – Клин: Христианская жизнь, 2010. – 351с. : ил. – ( Школа православной семьи).
6. Пергаменщик, Л.А. Список Робинзона [Текст]: (Психологический практикум) / Л.А Пергаменщик. – Минск: Ильин В.П. , 1996. – 120, [4] c. – (Сам для себя психолог).
7. Санаев, П. Похороните меня за плинтусом [Текст]: роман: [посвящается Ролану Быкову] / Павел Санаев, - М. : Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. – 283, [2] c
8. Тихомирова, И.И. Библиотечная педагогика или воспитание книгой [Текст]: (учебно-методическое пособие для библиотекарей, работающих с детьми) / И.И. Тихомирова. – СПб: Профессия, 2011. – 383, [1].с.