Специальность: 080110 «Банковское дело» (базовый уровень)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Специальность: 080110 «Банковское дело» (базовый уровень)

Екатеринбург, 2012

Методические рекомендации для изучения учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи, по программам подготовки специалистов среднего звена

- Екатеринбург: ОТДИС, 2015.

Составитель:

Пяткина Любовь Геннадьевна, преподаватель 1 КК

г.Екатеринбург, ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»,

Корректор:

Вишнякова Э.Г., методист 1 КК

г.Екатеринбург, ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

Методические рекомендации составлены в соответствии с программой учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи для подготовки специалистов среднего звена (базовый уровень), заочная форма обучения.

Данные методические рекомендации включают полное содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи: её теоретическую часть, вопросы для самоконтроля знаний и задания для контрольной работы.

Структура методических рекомендаций способствует систематизации и обобщению теоретического материала, что поможет студентам успешно самостоятельно изучать дисциплину ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Рассмотрена и одобрена на заседании Методического Совета.

Протокол от «___»______________2015, № _____.

Председатель Методического совета ОТДИС__________

г. Екатеринбург ОТДИС, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел Стр.
1. Пояснительная записка
2. Содержание разделов и тем учебной дисциплины с вопросами для самоконтроля
3. Список литературы
4. Методические указания к выполнению и оформлению контрольной работы
5. Критерии оценивания контрольной работы
6. Требования к аттестации по дисциплине
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Титульный лист
8. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задания для выполнения контрольной работы
9. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перечень экзаменационных вопросов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по учебной дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи составлены для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ, в соответствии с требованиями ФГОС ППССЗ и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса» по программам подготовки специалистов среднего звена и предназначены для заочной формы обучения

В соответствии с учебным планом, учебная дисциплина ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл дисциплин, рекомендуется к освоению на I курсе и обеспечивает совокупность систематизированных знаний и умений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки.

Целью изученияучебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи является изучение языковых норм (орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических), норм речевого общения, особенности грамотной речи, ее нормативных аспектах в области стилистики и правилах создания оригинального текста.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- связь языка и истории; культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСАХ

Таблица 1

Код Наименование специальность Максимальная учебная нагрузка количество аудиторных занятий по Самостоятельная работа студентов Формы контроля
очной форме обучения заочной форме обучения
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий текущий контроль, контрольная работа. ЭКЗАМЕН
42.02.01 Реклама
38.02.07 Банковское дело

Содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи предусматривает следующие виды контроля:

· текущий контроль знаний - осуществляется в процессе изучения каждой темы практических заданий на аудиторных занятиях, а также при выполнении домашних письменных контрольных работ в межсессионный период;

· рубежный - контрольная работа;

· промежуточный - экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 2.4. Морфология

Содержание учебного материала: Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Понятие грамматической категории. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи (склонение существительных, прилагательных, числительных, местоимений; спряжение глаголов; изменение причастий и деепричастий). Наречие и категория состояния. Служебные части речи (междометия, модальные слова, предлоги, союзы, частицы). Переходные явления в частях речи.

Морфологические нормы (нормы формообразования). Основные виды морфологических ошибок.

Вопросы для самопроверки:

1. Назвать основные и служебные части речи и дать их определение.

2. Каковы основные виды морфологических ошибок?

Тема 2.5. Синтаксис

Содержание учебного материала: Синтаксис как учение о словосочетании, предложении с сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды.

Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели, по эмоциональной окраске. Усложнение простых предложений за счет однородных членов предложения, вводных слов и вставных конструкций. Пунктуация в простых предложениях

Сложное предложение и его виды (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях (знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях); пунктуация при прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Принципы русской пунктуации.

Основные ошибки в построении и употреблении сложных предложений.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит различие между словосочетанием и предложением?

2. Какие существуют виды простых предложений?

3. Какие по структуре бывают сложные предложения?

4. Каковы основные правила русской пунктуации в простых и сложных предложениях (правила постановки «,», «-», «:», «»)

Вопросы для самоконтроля

1. Виды общения.

2. Функции общения и жанры речи.

3. Коммуникативные типы речи.

4. Тема, идея, основная мысль текста, авторство, адресность.

5. Словари русского литературного языка.

6. Нормы русского литературного языка.

7. Нарушение лексических и фразеологических норм.

8. Функциональные стили и их особенности.

9. Формы устной и письменной речи.

10. Текст. Категория текста, его коммуникативные связи.

11. Жанры речи.

12. Особенности публичного выступления (что? + где? + когда? + зачем?).

13. Средства выразительности речи в устном выступлении.

14. Риторические формулы.

15. Особенности звучащей речи (интонация и её типы, пауза и её типы).

16. Речевой этикет (назначение речевого этикета, этикетные ситуации и формулы).

17. Смысловые модели речи (топы) и их использование в речи.

18. Зрительное восприятие говорящего слушателями.

19. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей.

20. Расположение материала в тексте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1. Введенская Л.А. Культура речи (для студентов колледжей). Ростов-на-Дону, 2010

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М.: 2012

3. Дейкина Д.А., Пахнова Т.М. Русский язык. Практикум для старших классов. М.: 2011 г.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

5. Орфоэпический словарь русского языка.

6. Словарь иностранных слов.

7. Словарь современного русского литературного языка.

8. Словарь трудностей русского языка.

9. Согланик Г.Я. Стилистика русского языка. Изд. «дрофа», 2011 г.

10. Фразеологический словарь русского языка.

Дополнительные источники:

1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А., Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике / Пособие для учащихся старших классов. – Екатеринбург: Сократ, 1997.

2. Власенко А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1996.

3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1997.

4. Федосюк М.Ю. Ладиженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык. М.: Флинт, 2000.

5. Ширяев Е.Я. Культура речи среди других лингвистических дисциплин. Культура русской речи и эффективность общения. –М.: Наука, 1996.

6. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учеб. пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.

7. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – СПб: Специальная литература, 1998.

8. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М.: Флинта, 2000.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

10. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи (для технических вузов), - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

11. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие М.: Логос, 2001.

12. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994.

13. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт, 1998.

14. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. Пар/Под ред. Л.А. Новикова. – М.: Русский язык, 1988.

15. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов. – М.: Русский язык, 1982.

16. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 1997.

17. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Изд. 2-е, испр. – М.: ЧеРо, 1998.

Интернет – источники:

1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

2. Российский образовательный портал www.edu.ru

3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/

4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru

5. Сайт Департамента образования Тверской области www.edu.tver.ru

6. Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru

7. Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) www.petrocollege.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Критерии оценивания

Таблица 3

Оценка Критерии оценивания
«5» - отлично - грамотность работы, знание и умение применить орфографические правила, соблюдение норм языка; - соблюдение пунктуационных правил; - использовано не менее 5 источников информации; - работа оформлена грамотно и в соответствии с требованиями.
«4» - хорошо - допуск 1-2 орфографических ошибки или недочёты в соответствии норм русского языка; - выполнены все задания с недочётами; - использовано не менее 3 источников информации; - работа оформлена с незначительными недочётами.
«3» - удовлетворительно - допуск 3-5 орфографических ошибок или недочёты в соответствии норм русского языка; - задания выполнены не полностью; - работа оформлена со значительными недочётами.
«2» - неудовлетворительно - несоответствие содержания работы теме.

Требования к АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

По окончанию изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» проводится экзамен, являющийся формой промежуточной аттестации, который проходит по билетам. Допуском к экзамену является предоставление готовой контрольной работы.

Цель проведения экзамена – закрепить полученные знания и умение применить их на практике.

Экзаменационный билет состоит из двух вопросов и приложения к билету. Первый вопрос носит чисто теоретический характер, второй – практический, а в приложении к билету студент должен показать знания по таким разделам языкознания, как «Орфография и пунктуация».

Перечень вопросов представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 3.

На экзамене студент должен продемонстрировать знания и умения:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи»

  исполнитель: _____________________ ФИО студента группа _________ шифр _________ проверил: _____Пяткина Л.Г.________ преподаватель ФИО оценка: __________________________  

Екатеринбург, 20__

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВАРИАНТ I

Задание 1.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

жалюзи, звонит, обеспечение, баловать, премировать, мусоропровод, еретик, аристократия, мышления, творог, туфля, договор, торты, гуавель, вероисповедание, ржаветь, черпать, втридорога, знамение.

2. Записать транскрипцию следующих слов:

сердечный друг, соя, расистский, измениться, тезис, академия.

Задание 2.

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм словообразования.

1. В маленькой комнате было тихо: дети дружно играли, никто не ссорился.

2. Ребята по-быстрому собрались и выбежали на улицу.

3. Обилетить всех пассажиров так и не удалось.

Задание 3.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания:

растяпа, мозоль, массы, фламинго, иваси, камне, ЗИЛ, рандеву, кенгуру, вассаби.

2. Найдите ошибки, вызванные нарушением грамматических норм, и исправьте их.

1) На веревке сушилось несколько полотенец и пара простынь.

2) Пассажиры не успели оплатить за проезд.

3) Фабрика начала выпускать новые крема и шампуни.

4) Эти станки можно использовать более эффективнее, чем это делают сегодня.

Задание 4.

Найдите речевую ошибку и исправьте ее.

1. Его любимое блюдо – тосты, жаренные в тостере.

2. Согласно указа президента Рождественские праздники стали более продолжительнее.

3. Этот человек занимает важную роль в управлении предприятием.

4. На праздник собрались престарелые люди со всех городов области.

5. Власти немедленно предприняли меры для устранения последствий наводнения.

Задание 5.

Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.

Неждан…ая гостья

Только что смеркалось я в...лел казаку нагреть чайник (по) походному засветил свечу и сел у стола покуривая из дорожной трубки. Уже я доканчивать второй стакан чая как вдруг дверь скрипнула легкий ш…рох платья и шагов послышался за мной. Я вздрогнул и обернулся то была она моя ундина Она села против меня тихо и безмолвно и устремила на меня глаза свои и не знаю почему но этот взор показался мне чудно (нежен) он мне напомнил старые годы так самовлас…но играли моей жизнью. Она казалась ждала вопроса но я молчал полный неиз…яснимого существования. Лицо ее было покрыто тусклой бледностью изобличавшей волнение душевное рака ее без цели бродила по столу и я заметил в ней легкий туалет. Грудь ее то высоко поднималась то казалось она удерживала дыхание. Эта комедия начинала мне надоедать и я готов был прервать молчание самым прозаическим образом то есть предложить ей стакан чая как вдруг она вск…чила обв…ла рукой мою шею и влажный огнен…ый поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах у меня потемнело голова закружилась и я …жал ее в об…ятиях со всей силой юношеской страст… но она как змея скользнула между моими руками.

Задание 6.

Определить тип речи (текст из зад. 5) К какому функциональному стилю речи можно отнести данный текст? Привести примеры из текста, доказывающие правильность определения типа и стиля речи.

Задание 7.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «В человеке все должно быть прекрасно…»

ВАРИАНТ II

Задание 1.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

некролог, путепровод, дремота, аэропорты, закупорить, каталог, свекла, ходатайство, шофер, завидно, включит, знамение, столяр, статуя, жалюзи, апокалипсис, банты, соборование, аристократия, мышление.

2. Записать транскрипцию следующих слов:

скрыться, расстилается, булочная, статуя, гигантская, скроречник, группировка, туппель, сомбреро, орхидея.

Задание 2.

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм словообразования.

1. Он не знал, сколько время прошло с момента его появление здесь.

2. Хозяева напоили гостей какаом, и начались расспросы.

3. Чтобы встроить шкаф необходимо было замерить ширину проема.

Задание 3.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания:

засоня, фламенко, жабо, киви, Капри, Колорадо, цеце, МАИ, бунгало.

2. Найдите ошибки, вызванные нарушением грамматических норм, и исправьте их.

1) Подъезжал к деревне, с меня слетела шляпа.

2) Все более шире используется сегодня новые технологии в легкой промышленности.

3) На всех девушках были одеты красивые розовые шляпки со цветами.

4) Ему не хватило полтораста рублей до нужной суммы.

Задание 4.

Найдите речевую ошибку и исправьте ее.

1. В этом краю встречаются редкостные виды растений.

2. Ведущим лидером в нашем отделе оказался самый незаметный на первый взгляд человек.

3. Друг долго доказывал мне о том, что это необходимо.

4. В то утро на улице лил большой дождь и было прохладно.

5. Мальчик упал с крыши вниз и сильно повредил ногу.

Задание 5.

Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.

«Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов и галл…ерея живых типов и вечно острая жгучая сатира и вместе с тем комедия.

Произведение Грибоедова драгоцен…о как психологическая драма.

В картине нет н… одного бледного пятна н… одного посторон..его лишнего штриха и зритель и читатель чу…ствует себя и теперь в нашу эпоху среди живых людей. О общее и детали все это не сочинен…о а целиком взято из (М, м)осковских гостин…ых и перенесен…о в книгу и на сцену.

Главная роль коне…но роль Чацкого без которой бы н… было комедии а была (бы) пожалуй картина нравов. Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Речь его кипит умом остроумием. У него есть и сердце и при (том) он безукоризнен…о честен. Словом это человек (н…) только умный но и развитой или как рекомендует его горничная Лиза он «чу…ствителен и весел и остер». Только личное его горе произошло н… от одного ума а более от других причин где ум его играл стратегическую роль и это подало Пушкину повод отказать ему в уме. Между тем Чацкий как личность несравнен…о выше и умнее Онегина и (Л, л)ермантовского Печорина. Он искрен…Ий и г…рячий деятель а те паразиты. Ими заканчивается их время а Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь «ум».

Задание 6.

Определить тип речи (текст из зад. 5) К какому функциональному стилю речи можно отнести данный текст? Привести примеры из текста, доказывающие правильность определения типа и стиля речи.

Задание 7.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Как должна выглядеть современная деловая женщина»

ВАРИАНТ III

Задание 1.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

боязнь, умение, электропровод диспансер, генезис, искра, зубчатый, донельзя, облегчить, кухонный, кремень, иконопись, знамение, свекла, бюрократия, завидно, феерия, партер, экспандер, заржаветь, издревле.

2. Записать транскрипцию следующих слов:

Филипп, нездоровиться, экстерн, прачечная, что-нибудь, визжать, рассеется, скворечник, съешьте, объездчик.

Задание 2.

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм словообразования.

1. Для выполнения этого упражнения ляжьте на спину и согните ноги в коленях.

2. В современном мире надо обкультуривать каждого второго представителя молодого поколения.

3. Мы запоздали к обеду, и пришлось довольствоваться тем, что осталось.

Задание 3.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания:

Чили, кашпо, цеце, толь, кофе, Онтарио, фламинго, Сочи, пони, пальто.

2. Найдите ошибки, вызванные нарушением грамматических норм, и исправьте их.

1) Заходите скорее в зал и садитесь на свободных стульях!

2) Он достал из кармана хрустальный туфель и надел на ногу Золушке.

3) Многие люди теперь стали более веселее смотреть на жизнь.

4) Сотников был ранен, а потом учел в лес и остался у партизан.

Задание 4.

Найдите речевую ошибку и исправьте ее.

1. Последним остатком свободной торговли являются сегодня стихийные уличные рынки.

2. Из-за двери послышался явный шепот, и она внезапно распахнулась.

3. После долгих странствий он вернулся назад и написал книгу о том, что видел.

4. Все моменты оригинальной концепции докладчика произвели на меня огромное впечатление.

5. Фигурист продемонстрировал техническое исполнение всех элементов программы.

Задание 5.

Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.

Венеция

В Италии где каждый старин…ый город (не) забываем Венеция занимает особое место. Царица Адриатик… как издавн… принято ее называть (не) обыкновен…а не похожа н… на один город на (З, з)емле. Это целый мир света музыки красок растворен…ых в голубоватой дымке влажного воздуха мир великолепного искус…тва.

Город расположен..ый на (северо) западном берегу (А, а)дриатического моря на ста восемнадцати островах изрезан сетью (много) числен..ых каналов через которые перекинуты сотни горбатых мостиков. У…кие (пеше) ходные улочки выходят на крошечные площади и подобно быстрым потокам ст…каются к главному обществен…ому центру площади Сан-Марко. Сюда ведет и главная водная дорога разделяющая город Большой канал который пр…чудливо изг…бается (в) виде огромной буквы «S».

Уникальные природные условия пр…доопределили особен…ости (В, в)енецианской архитектуры. Большинство …данной строили на сваях поэтому в них нет камен…ых сводов – здесь применялись более легкие деревян…ые покрытия. Пр…красна п…норама (В, в)енецианских дворцов открывающаяся по об…им сторонам Большого канала ас…им…етричные с маленькими внутрен…ими двориками с ажурными (бело) мраморными плетенями мягкими красками отштукатурен…ых стен. Они пр…надлежат разным эпоха, но содействуют друг с другом в (живо) писном единстве.

Задание 6.

Определить тип речи (текст из зад. 5) К какому функциональному стилю речи можно отнести данный текст? Привести примеры из текста, доказывающие правильность определения типа и стиля речи.

Задание 7.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему современный человек должен обладать высокой речевой культурой»

ВАРИАНТ IV

Задание 1.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

партер, бунгало, плато, арахис, каучук, пасквиль, феномен, позвонит, некролог, ветеринария, заиндеветь, кладовая, христианин, досыта, украинский, закупоренный, генезис, вероисповедание, принудить, черпать, знамение.

2. Записать транскрипцию следующих слов:

пароход, Ильинична, что-то, скучно, съемочный, антенна, несется, извозчик, дрожжи, наместник.

Задание 2.

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм словообразования.

1) Мы наконец заполучили обязанные книги.

2) Мой дед, прежде чем поехать в санаторий сначала отлечился в стационаре..

3) Покупатель просил продавца завесить товар повторно.

Задание 3.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания:

Колибри, Осло, иваси, цунами, тюль, табель, пони, СНГ, зануда, манго.

2. Найдите ошибки, вызванные нарушением грамматических норм, и исправьте их.

1) Тот, кто находился в зале, видели и слышали все, что там происходило.

2) Осенью всем так не хочется одевать на себя теплую одежду.

3) Недавно ООН одобрил инициативу высоко развитых стран простить долг странам третьего мира.

4) Плохо, что начался новый виток гонки вооружения и многие страны стали разрабатывать химические и биологические оружия.

Задание 4.

Найдите речевую ошибку и исправьте ее.

1) Учащимся представили возможность самим выбрать форму сдачи экзамена.

2) На выставке ребята познакомились с названиями иностранных валют.

3) Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур производства.

4) В этом районе севера проживает только коренные аборигены.

5) Группы были сформированы в форме отдельных подразделений одной структуры.

Задание 5.

Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.

Штольц

Андрей Иванович Штольц друг Обломова является вполне мужчиною таким человеком каких еще очень мало в современ…ом обществе. Он не избалован домашним воспитанием он с молодых лет начал пользоват…ся разумною свободою рано узнал жизнь и умел внести в практическую деятельность прочные теоретические знания. Твердость воли и убеждений критический взгляд на людей и на жизнь вера в истин…у и в добро уважение ко всему пр…красному и возвышен…Ому вот главные черты характера Штольца. Он не дает вол… страстям отличая их от чу…ства. Он сознает что человек есть существо мыслящее и что Ра…судок должен управлять его действиями. Штольц не принадлежит к числу тех холодных людей которые подчиняют свои поступки рас…чету потому что в них нет жизнен…ой теплоты и они (н…) способны н… горячо любить н… жертвовать собой (во) имя идеи. Штольц (не) мечтатель; у него здоровая и крепкая природа и он сознает свои силы и не слабеет перед (не) благоприятными обстоятельствами и не напрашиваясь насильно на борьбу н…когда н… отступает от нее. Жизнен…ые силы б…ют в нем живым ключ…м и он употребляет их на полезную деятельность. Характер его с первого взгляда может показат…ся ж…стоким и холодным. Обломов нежнее и общительнее своего друга что естествен…о характерны слабые всегда нуждают…ся в нравствен…ой по…держке.

Задание 6.

Определить тип речи (текст из зад. 5) К какому функциональному стилю речи можно отнести данный текст? Привести примеры из текста, доказывающие правильность определения типа и стиля речи.

Задание 7.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему я выбрал(а) профессию модельера-конструктора» (или «Почему я хочу стать менеджером в сфере сервиса»)

ВАРИАНТ V

Задание 1.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

столяр, исчерпать, нефтепровод, каталог, христианин, заржаветь, апостроф, несессер, зазвонит, кухонный, новорожденный, мизерный, вероисповедание, квартал, колосс, дефисное, ходатайство, арахис, соборовать, торты.

2. Записать транскрипцию следующих слов:

булочная, шинель, депрессия, чтобы, позже, крутится, скворечник, аритмия, конъюнктура, визжать.

Задание 2.

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм словообразования.

1) Я никогда еще не видел книгу, толстее той, что лежала на столе.

2) Мой дед, прежде чем поехать в санаторий сначала отлечился в стационаре..

3) Покупатель просил продавца завесить товар повторно.

Задание 3.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания:

портфолио, лежебока, такси, иваси, кенгуру, МГУ, Чили, гуру, шоссе, бра.

2. Найдите ошибки, вызванные нарушением грамматических норм, и исправьте их.

1) Он нашел свой тапок под кроватью.

2) Дети с трепетом ожидали запуска бумажный змей.

3) В тот день на рынке не было помидор, зато было много мандаринов и апельсинов.

4) Стальную рельсу положили неправильно.

Задание 4.

Найдите речевую ошибку и исправьте ее.

1) Он негромко ответил что-то зычным голосом и замолчал.

2) Раскрывая причину нашего бездействия, мы попытались раскрыть суть всего происходящего.

3) Эффективный подход к делу, может дать отличные результаты.

4) В городе стоял ажиотаж, что появился маньяк.

5) В этом вопросе нет ничего удивительного: причастие Иванова к делу доказано.

Задание 5.

Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.

Сон Маргариты

Сон который приснился в эту ночь Маргарите был действительно (не) обычен дело в том что (во) время своих зимних мучений она н…когда н… видела во сне Мастера а тут вдруг приснился. Приснилась Маргарите неизвес…ная мес…ность безнадежная унылая под пасмурным весен…им небом приснилось клочковатое серенькое небо а над ним бе…звучная стая грачей. Приснился ей какой (то) корявый мостик а под ним весен…яя реч…нка и кругом (полу) голые безрадостные деревья за которым виднелся бревенчатый домик не (то) кухня не (то) баня. И когда оглянулась она кругом и до того унылое что так и тянет повесит…ся на первой попавшейся осине. Место это адское для живого человека н… дуновения ветерка н… живой души вокруг. И вот вообразите появляется он то ли одетый во что (то) то (ли) оборван…ый таким она его раньше не видела. Был он довольно далеко однако виден был отчетливо волосы у него всклокочен…ы лицо (не) бритое глаза больные встревожен…ые. Он не (то) что (бы) призрак но и не человек как (будто) и все зовут ее рукой манн…т стоя на одном месте как в тумане. Захлебываясь в (не) живом воздухе Маргарита побежала к нему и что (бы) не упасть в болотную трясину (на) берегу прыгала по кочкам. Она бежала к нему а он растворяясь в тумане все отдалялся и отдалялся и манил ее и в это время она проснулась и нав…ждение исчезло.

Задание 6.

Определить тип речи (текст из зад. 5) К какому функциональному стилю речи можно отнести данный текст? Привести примеры из текста, доказывающие правильность определения типа и стиля речи.

Задание 7.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чем состоит неизмеримое богатство русского языка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

специальность: 080110 «Банковское дело» (базовый уровень)

Екатеринбург, 2012

Методические рекомендации для изучения учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи, по программам подготовки специалистов среднего звена

- Екатеринбург: ОТДИС, 2015.

Составитель:

Пяткина Любовь Геннадьевна, преподаватель 1 КК

г.Екатеринбург, ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»,

Корректор:

Вишнякова Э.Г., методист 1 КК

г.Екатеринбург, ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

Методические рекомендации составлены в соответствии с программой учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи для подготовки специалистов среднего звена (базовый уровень), заочная форма обучения.

Данные методические рекомендации включают полное содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи: её теоретическую часть, вопросы для самоконтроля знаний и задания для контрольной работы.

Структура методических рекомендаций способствует систематизации и обобщению теоретического материала, что поможет студентам успешно самостоятельно изучать дисциплину ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Рассмотрена и одобрена на заседании Методического Совета.

Протокол от «___»______________2015, № _____.

Председатель Методического совета ОТДИС__________

г. Екатеринбург ОТДИС, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел Стр.
1. Пояснительная записка
2. Содержание разделов и тем учебной дисциплины с вопросами для самоконтроля
3. Список литературы
4. Методические указания к выполнению и оформлению контрольной работы
5. Критерии оценивания контрольной работы
6. Требования к аттестации по дисциплине
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Титульный лист
8. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задания для выполнения контрольной работы
9. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перечень экзаменационных вопросов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по учебной дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи составлены для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ, в соответствии с требованиями ФГОС ППССЗ и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса» по программам подготовки специалистов среднего звена и предназначены для заочной формы обучения

В соответствии с учебным планом, учебная дисциплина ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл дисциплин, рекомендуется к освоению на I курсе

Наши рекомендации