Глава 3. Раскрытие образа идеального героя советской детской прозы (А.П. Гайдар «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости»)
А.П. Гайдар был едва ли не самым читаемым и исследуемым автором советской прозы для подростков. Исследованию творчества А.П. Гайдара посвящено множество работ[74].
Авторы-культурологи и литературоведы – рассматривают тексты А.П. Гайдара под разными углами зрения, в том числе затрагивают и интересующую нас тему. Так, Т.А. Круглова исследует вопрос о том, как произведения А.П. Гайдара могут быть восприняты на фоне текстов педагогический практики А.С. Макаренко[75]. Для нас это небезынтересно, поскольку система А.С. Макаренко, как было показано в первой главе, содержала в себе образ идеального молодого человека нового времени. М.О. Чудакова и М.А. Литовская пишут о влиянии фона войны на формирование характера и личности героев[76]. Более узкую область, страха и его влияния на характер растущего человека, в связи с военной обстановкой и не только с ней рассматривает Л.В. Долженко[77]. А.П. Ефремов рассуждает о смысловой ценности патриотического побуждения советских подростков[78].
Обратимся к некоторым исследованиям более подробно. Уже первые критики А.П. Гайдара обращали внимание на его творчество не только как на произведения художественной литературы, но и как на возможный инструмент педагогики. Детская литература всегда имела воспитательную функцию, художественное и педагогическое в ней взаимосвязаны. Т.А. Круглова сравнивает социально-педагогическое содержание повести «Тимур и его команда» с системой А.С. Макаренко. Исследовательница ставит целью: «…доказать гипотезу о том, что тексты Гайдара могут быть поняты на фоне текстов и педагогической практики А. Макаренко. Иначе говоря, Гайдар – художественная проекция Макаренко»[79]. Далее в этой статье сравниваются позиции художника и педагога. Как было показано в первой главе нашей работы, А.С. Макаренко считает, что детской литературе нужен вдохновляющий и действующий герой. Он должен вызывать положительное чувство с разными оттенками, быть типом, а не индивидуальностью, носителем действия или участником борьбы. Тимур подходит под это описание, но его деятельность не объясняется исключительно мотивами борьбы. А.П. Гайдара можно считать художественной проекцией системы А.С. Макаренко, но не прямой и идентичной.
Т.А. Круглова оценивает условия, которым должен был отвечать герой популярного советского произведения о подростках. На главного героя А.П. Гайдара можно посмотреть как на образец лидера команды и пример идеального поведения истинного пионера. Автору статьи Тимур интересен именно как пример социального поведения взрослеющего гражданина, поведение которого отвечает педагогическим нормам, принятым на тот момент в обществе как перспективные. «Тимур – новый тип героя, умеющий решать житейские проблемы коллективистскими способами, обладающий навыками подключения ресурса команды к достижению социально-значимых целей. Популярность этого героя объясняется <…> значимостью и растущей массовостью его социальных навыков [Курсив здесь и в цитатах далее Т. Кругловой – К.А.]»[80].
Тот факт, что Тимур был «новым типом героя», является безоговорочным, однако мыслил ли А.П. Гайдар в таком ключе, о котором говорят А.С. Макаренко или Т.А. Круглова? Тимур – это просто подросток, который стремится помогать людям, оставаясь при этом самим собой. В этом образе автор показывает нам, что мотивы идеального героя могут быть шире коллективистских установок.
Исследователь объясняет, какую роль образ команды Тимура играл для утверждения определённых социальных установок, и аргументирует свои выводы цитатами из повести. Вот один из её выводов о команде Тимура: «Команда Тимура <…> представляет собой уже полностью готовый коллектив, достигший высшей фазы по Макаренко»[81]. Она возникает практически из ниоткуда, без каких-либо раскрытых предпосылок. Нам не рассказывают, как дети придумывали свои планы помощи, кто натолкнул их на эту мысль. Это собранный подростковый коллектив, «готовый решать взрослые социальные задачи»[82], что подтверждает: тимуровцы – это некий идеальный образ, команда, возглавляемая идеальным героем. Таким и должен быть талантливо написанный литературный детский герой. С одной стороны настоящим, естественным, похожим на обычных детей и подростков, чтобы юные читатели могли ему доверять и идентифицировать себя с ним; с другой – идеальным настолько, насколько это возможно в его жизненных условиях, доказывать своим примером, что любой ребёнок в силах стать героем. Учитывая вывод Т.А. Кругловой, не нужно также забывать, что дети не ставили для себя цели доказать что-либо взрослым. Они просто хотят помочь семьям фронтовиков и признают это своим долгом.
Также Т.А. Круглова отмечает противопоставление шайка/коллектив, коротко сравнивая ребят из банды Квакина и «тимуровцев». Последние характеризуются исследовательницей как коллектив, готовый при случае и к партизанской деятельности. В целом вывод о соответствиях педагогической системы А.С. Макаренко и образов команды Тимура таков: «"Тимур и его команда" можно отнести к жанру социально-педагогической утопии: возрастная психология доказала, что дети сами не могут создавать такой "идеальный" коллектив. Квалификации произведения как утопического способствует и указанное выше чудесное происхождение и самого Тимура, и его команды»[83]. Автор статьи подтверждает идеализацию главного героя. Однако надо признать, что герои А.П. Гайдара не столь типизированы для советской педагогики, как этого, возможно, хотел бы А.С. Макаренко. Сам Тимур является уникальным персонажем, поскольку он стал идеальным ребёнком-героем, который действует по мотивам, шире коллективизма и преданности партии.
М.А. Литовская в своей статьей о А.П. Гайдаре, опубликованной в журнале «Детские чтения», пишет о том, какое место в его произведениях занимает война. В анализируемых нами далее повестях о Тимуре война служила фоном. Однако фон этот сыграл значительную роль в побуждении к благим поступкам «тимуровцев».
«Война в произведениях Гайдара <…> оказывается фоном, на котором разворачивается действие в <…> "Тимуре и его команде" и "Коменданте снежной крепости". <…> Поскольку война носит непрекращающийся и всеобщий характер, все члены общества или являются солдатами, или готовятся в солдаты[84]». Солдатами готовятся стать и главные герои повестей о Тимуре. Качества идеального героя Тимура и его друзей, прямо подпадающих под его влияние, во многом сходятся с теми, какими должен владеть настоящий солдат, защитник Родины. Отмечено, что автором создаётся некая специальная модель поведения для всех персонажей в условиях войны, причём как для детей, так и для родителей. Маленького героя готовят к сражениям, маленькую героиню – к готовности ждать и оказывать всяческую поддержку.
Однако, что важнее конкретно для нашего исследования, М.А. Литовская, в связи с влиянием войны на героев-детей говорит о проявлении ими особых душевных качеств на фоне «не прекращающейся, то вырывающейся на поверхность, то "неизвестной"»[85] войны. «Война с её неизбежными опасностями и смертями предполагает также умение особым образом переживать и выражать свои чувства. <…> Взаимная симпатия Тимура и Жени Александровой, Тимура и Жени Максимовой, Саши Максимова и Жени Александровой, Георгия Гараева и Ольги <…> не проговаривается, оставаясь в самом ярком своем выражении на уровне товарищеских поступков, взаимопомощи, ибо государственный мир – мир товарищества, равенства перед лицом опасности. <…> Редкие проявления чувств запоминаются именно опосредованностью их выражения действием – укрыть одеялом, отдать салют, спеть песню, привинтить военный орден»[86].
М.О. Чудакова, также упоминающая о влиянии войны на героев-подростков А.П. Гайдара, отмечает, как создан образ военизированного государства, в повести «Тимур и его команда» и какое влияние такая структура государства оказывает на требования к идеальному человеку. А.П. Ефремов рассуждает больше о военном и литературном воспитании в жизни писателя, о том, как ему пришлось работать, сражаться и странствовать и на фронте и, в общем, в жизни. Детские образы рассматриваются исследователем с точки зрения их символической ценности для Родины в её непростой судьбе. Вскоре, действительно, начали появляться настоящие тимуровцы, автор статьи цитирует письмо им А.П. Гайдара: "Ребята, пионеры, славные тимуровцы! Окружите ещё большим вниманием и заботой семьи бойцов ушедших на фронт. У вас у всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте безустанно, помогая старшим". <…> Опытнейший, закалённый воин Гайдар даёт умные, толковые советы чуть не на все случаи, которые только могут быть на войне. И юные партизаны, да и просто подростки, оставшиеся в тылу врага, вели себя в оккупации точно так, как советовал им Гайдар[87]». Исследователь показывает, что сам автор хотел своим произведением побудить ребят помогать и действовать, проявлять слаженность и гуманность.
Исследователи обращались не только к социальной функции, но и к духовной составляющей образов А.П. Гайдара. Все отмечали оригинальность нового типа героя. Особенности этого героя связывали с дидактикой, значимостью воспитания гражданина, войной и патриотизмом. Воспитание преданного гражданина было непосредственной социальной задачей детской литературы. Война – это фон, глобальное историческое событие, в котором невольно оказывается задействован каждый гражданин. Об этом не могли не писать авторы XX века. Патриотизм – главнейшее качество, проявление которого необходимо на фоне войны, выражая его, герои показывают, как они готовятся быть солдатами.
Исследователи уделяют много внимания причинам появления в творчестве А.П. Гайдара идеального героя. Однако ими не были тщательно прослежены подробности раскрытия образа идеального героя, его особые качества, которыми он обладает сам и которыми заражает других. Человеческие чувства и качества, которые выражаются героями А.П. Гайдара, прежде всего, в словах и поступках героев не могут являться от начала до конца влиянием воспитания войной или советской идеологией. Именно за естественным раскрытием этого образа мы и проследим, анализируя две повести писателя.
Мы уже отмечали, какие качества героев-пионеров детской литературы были важны советской педагогике. Детские писатели не могли описывать раскрытие образа идеального героя-ребёнка только в рамках преданности идеологии. Литературные герои-дети становились более благородными образцами, они раскрывались как идеалы больше, чем взрослые, как и должно, было быть в детских книгах. Дети увереннее брали пример с этих героев по той причине, что они были ближе к ним по возрасту.
В своих произведениях А.П. Гайдар всегда доверял детям особую тайну, значимую миссию. В образах его мальчиков и девочек всегда было место героизму и гордости Родиной. Именно герои повестей о Тимуре стали показывать, как эти качества могут проявляться в тылу и какие характеристики помимо этих содержатся в образе идеального героя. Герои подрастают, их миссия требует от них большей организованности, которую они и демонстрируют, они уже не просто хранители важных тайн, они – незаменимые помощники.
Начнём с повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Центральным положительным героем, раскрывающимся как идеал сам по себе, выступает Тимур. Привязанность его не просто к дому, но к каждому двору, над которым горит «красная звезда», к целому посёлку резко выделяет его из всей команды. Она выражается в его стремлении помочь жителям посёлка, даёт повод думать о том, что в этом и есть проявление его движения к сохранению человечности и равновесия с окружающими, большинство из них для него «свои». В действиях главного героя выражается всё, что для него важно и все его конкретные особенности как идеального героя. Тимур чётко знает, кто достоин поддержки и как её оказать. Он сразу признаёт Женю товарищем и помогает ей, а затем и делает членом своей команды, что показывает его доверие к ней.
«— Тише, Женя! — громко сказал он. — Кричать не надо. Никто тебя не тронет. Мы с тобой знакомы. Я — Тимур.
— Ты Тимур?! — широко раскрывая полные слёз глаза, недоверчиво воскликнула Женя. — Это ты укрыл меня ночью простынею? Ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию? Но зачем? За что? Откуда ты меня знаешь?
Тогда он подошел к ней, взял её за руку и ответил: — А вот оставайся с нами! Садись и слушай, и тогда тебе всё будет понятно».[88]
Родным для Тимура является любой дом, откуда человек ушёл на фронт. Ко всем этим людям он относится как к равным, относится человечно, как к тем, кто достоин поддержки и кому она необходима. Стоит лишь упомянуть о том, с какой решительностью он помогает Жене встретиться с отцом. Он по-человечески тревожиться за своего друга, и всем сердцем желает ему помочь и действует, нарушая общепринятые нормы в соответствии с известной ему высшей справедливостью.
«Красная звезда днём и ночью горит над воротами Жениного дома. Он зажег её сам, своей рукой, и её лучи, прямые, острые, блестят и мерцают перед его глазами.
Дочь командира в беде! Дочь командира нечаянно попала в засаду.
Он быстро оделся, выскочил на улицу, и через несколько минут он уже стоял перед крыльцом дачи седого джентльмена. <…>
Спрашивать позволения было не у кого. Дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он остановился перед закрытой дверью сарая. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал — так делать было нельзя, но другого выхода не было. <…>
— Женя, садись. Вперёд! В Москву!»[89]
Тимур как идеальный герой относится с благородством даже к своим врагам. Он только запирает их, а решать, наказывать их или нет, предоставляет тем людям, которым они причинили вред. Наказывать – не его задача в этом мире, он преумножает добро и поддерживает равновесие. Даже с Квакиным он говорит как с равным, одновременно сохраняя достойное молчание в ответ на глупые аргументы Фигуры.
«Тимур стоял и молчал.
Молчали озадаченные Фигура и Квакин.
— Ну что, комиссар? — спросил Квакин. — Вот и тебе, я вижу, бывает невесело?
— Да, атаман, — медленно поднимая глаза, ответил Тимур. — Мне сейчас тяжело, мне невесело. И лучше бы вы меня поймали, исколотили, избили, чем мне из-за вас слушать… вот это».[90]
Когда команда Тимура побеждает, Мишка Квакин в отчаянии желает боя с Тимуром только один на один как с равным. Даже враг Тимура поддаётся его влиянию как идеального героя и безоговорочно признаёт в нём достойного и равного противника.
Под влиянием образа идеального героя Тимура оказывается, прежде всего, Женя Александрова. Она один из ключевых персонажей и активных членов команды, но не лидер её, она не может не проявлять те же качества, что и Тимур. До встречи с ним у Жени был один неоспоримый идеал – её отец. Но он далеко на фронте, девочке тяжело одной и автор приводит ей на помощь настоящего героя.
Поначалу всё, что делает Тимур для Жени, происходит тайно для самой героини, поэтому его добрые дела кажутся ей чудесами. Ей даже кажется, что он может быть богом. Когда же девочка понимает, кто такой Тимур и почему он помогал ей, она хочет, чтобы и сестра Оля, и отец – полковник Александров увидели его.
Два авторитетных для Жени человека встречаются, отец Жени признаёт Тимура героем и выражает ему свою благодарность.
«Отец встал и, не раздумывая, пожал Тимуру руку. Быстрая и торжествующая улыбка скользнула по лицу Жени».[91]
Полковник Александров пожимает Тимуру руку, потому что его младшая дочь тоже является для него своего рода авторитетом. Тут же можно дополнить, что этот эпизод отражает, как важно героям А.П. Гайдара сохранять равновесие со всем миром, с каждым человеком, в этой сцене мы видим как один взрослый человек благодаря одному ребёнку признаёт достойным уважения другого – это символически делает их равными друг другу.
Ольга Александрова становится значимым персонажем, так как через отношение к ней раскрываются образцовые качества Жени. Девочке приходится признавать, что сестра старше, но, возможно, именно стремление к сохранению равновесия с окружающими и внутренняя тяга к справедливости мешают ей слушаться Ольгу безоговорочно. Противостояние сестёр отражает и желание Евгении сохранить свою душевную независимость, подтвердить свою точку зрения, достойно и по-взрослому доказать право на существование собственного мнения. Они не всегда понимают друг друга, но для них важно достичь взаимопонимания, ведь каждая из них, в любом случае, желает другой добра и проявляет о ней заботу.
Женя любит Ольгу, она говорит об этом сама, она боится её слёз, ей не хочется их видеть. Когда она понимает, что ей не придётся расстраивать сестру лишний раз, её охватывает радость. Женя, в отличие от Ольги, чувствует, что для сестры важно, поэтому считает необходимым рассказать ей о своей беседе с Георгием, ведь это должно быть старшей сестре, по крайней мере, любопытно. Главная героиня ведёт себя с сестрой на равных: даёт ей советы по поводу специальности, в чём-то обличает, спорит. Сёстры Александровы признают себя равными в том, что они обе дочери командира, но что обе они будут плакать, потому что для них обоих встреча с отцом является жизненно значимой.
О Жене следует добавить и то, что она сохраняет свою человечность, проявляя это в понимании главной цели команды Тимура, в стремлении помочь маленькой девочке, у которой на фронте погиб отец, в её заботе об этом ребёнке. Она также сохраняет свою душевную независимость, потому что её мнение о Тимуре, в конце концов, признаётся верным и доказывается самими обстоятельствами и поступками мальчика. Женя до конца верит в него, и Тимур оправдывает это доверие.
Остальные члены команды Тимура, оказываются под прямым влиянием центрального идеального героя. Уже в начале повести описывается, насколько в детях сильно чувство к тем, кто уходит на фронт, как они их провожают. Это ярко отражается и в финале повести, когда ребята дружно провожают Георгия:
«Они вышли на улицу. Ольга играла на аккордеоне. Потом ударили склянки, жестянки, бутылки, палки – это вырвался вперёд самодельный оркестр, и грянула песня.
Они шли по зелёным улицам, обрастая всё новыми и новыми провожающими. Сначала посторонние люди не понимали: почему шум, гром, визг? О чём и к чему песня? Но, разобравшись, они улыбались и кто про себя, а кто и вслух желали Георгию счастливого пути. Когда они подходили к платформе, мимо станции, не останавливаясь, проходил военный эшелон».[92]
Даже второстепенные персонажи повести стремятся к пониманию друг друга, например, Алёша из «орды» защищает Гейку из команды Тимура. Работа у ребят слаженная, именно она показывает, насколько человечно каждый из них проявляет себя в помощи тому или иному дому. Она характеризует как всю команду, так и каждого её члена в отдельности. Это видно, например, в том эпизоде, когда ребята складывают дрова:
«Тогда Сима Симаков, только что охотившийся за беглой козой <…> одного человека из своей команды оставил на опушке, а с четырьмя другими вихрем ворвался во двор.
Он сунул малышу в рот горсть земляники, всучил ему в руки блестящее перо из крыла галки, и вся четвёрка рванулась укладывать дрова в поленницу».[93]
Слаженная помощь жителям посёлка, особенно чётко отражает и общее стремление ребят к человечности, и их понимание того, что все люди равноправно достойны и признания, и помощи. А врагов следует просто научить лучше себя вести.
Таким образом, мы можем выделить следующие качества, которые имеют свою значимость для взрослеющих героев А.П. Гайдара: ощущение равенства, сохранение человечности и душевной независимости. Несмотря на разграничение «свой/чужой», даже «чужие» признаются достойными справедливого отношения, что невольно наталкивает на мысль, что со временем, осознав свои ошибки и изменившись, они могут быть признаны «своими», им даётся лишь возможность обдумать своё поведение, каждому в отдельности, без постороннего влияния, проявив тем самым, свою душевную зрелость.
Главный герой повести А.П. Гайдара дорожит общим спокойствием окружающих и сам соглашается, не тревожиться, только если и у них на душе безмятежно.
«Тимур поднял голову. Ах, и тут, и тут не мог он ответить иначе, этот простой и милый мальчишка!
Он окинул взглядом товарищей, улыбнулся и сказал:
— Я стою… я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны, Значит, и я спокоен тоже!»[94]
В киноповести А.П. Гайдара «Комендант снежной крепости» мы встречаемся как со старыми, так и с новыми героями. Меняются место и время действия, но меняются ли приоритеты героев?
Пространство каждой из снежных крепостей, и для Тимура и для Саши является авторским, сотворённым собственным трудом. Однако второму коменданту труднее контролировать свою территорию, так как сам он болен, к тому же его воины озабочены больше захватом чужой крепости, чем преобразованием и совершенствованием своей.
Труд Тимура предстаёт перед нами с первых страниц, именно статность, величие и красота его крепости, а также забота о крепком гарнизоне отражают, насколько собственная работа и труд его товарищей важны для коменданта.
«Над стройной снежной крепостью с фортами, зубчатыми стенами и башнями развевается флаг — звезда с четырьмя лучами. У открытых ворот выстроился крепостной гарнизон.
Из ворот выходит Тимур — комендант снежной крепости. Он оборачивается к Коле Колокольчикову и твёрдо говорит:
– С сегодняшнего числа часовые у крепости будут сменяться через час, днём и ночью.
– Но... если которых дома не пустят?
– Мы подберём таких, которых всегда пустят».[95]
Караулы сменяются по графику, комендант наравне со всеми проверяет и обходит крепость, это поддерживается даже в самый трескучий мороз, хотя у солдат деревянное оружие.
«– Порядок! — говорит первый часовой.— Комендант молодец! Комендант знает, что делает!
<…> – Комендант проверяет караулы...— говорит, выходя из-за куста, Тимур и, заметив смущённое лицо третьего часового, жмёт ему руку: — Ты пришёл, ты не подвёл, Гриша. — Он выпрямляется. — Встаньте по уставу! Плечи не гни! Стой свободно и гляди в оба!
<…> – Он сошёл с ума! Такой мороз... <…>А у них опять сменяются часовые...»[96]
Вот и первое выражение того, что для Тимура всё ещё важно сохранить человечность и ровные отношения с товарищами, ценить свои старания наравне с другими.
По сравнению с Тимуром у Саши другие цели: первый хочет сохранить свою крепость, второй – захватить чужую. Тот факт, что цель Тимура человечнее и благороднее цели Саши обозначен с первых глав.
«Товарищ командир дивизии, вы генерал, я же только капитан. Но я осмелюсь напомнить, что неоднократно предупреждал: дисциплина в ваших войсках хромает на обе ноги <...>
— Генерал, я высоко ценю ваше личное мужество и вашу храбрость, но одного этого в современной войне для победы — увы! — никак не достаточно... Прошу извинить за прямоту...»[97]
Но и Саша ценит достоинства своих бойцов, хотя они не проявляются так положительно, как у «тимуровцев». И в этом командире можно отметить человечные и благородные черты. Более того, противники при всей разнице присвоенных себе званий говорят на равных, когда того требует ситуация. Это значит, что сохранить своё равноправие для них не малозначимо.
А.П. Гайдар даёт в помощь Саше волшебных солдатиков. А, если автор считает и этого героя достойным обладания чем-то чудесным, помогающим другим людям, значит, и в этом мальчике могут проявляться черты идеального героя. Чудесный гарнизон охраняет своего генерала, и оберегает от чужих глаз письмо для Нины. Одного солдатика Саша дарит как талисман шофёру Коле. Даже взрослые герои вынуждены признать и подыграть чудесным качествам Сашиных солдатиков, как это делает Коля Башмаков. Когда шофёр проделывает фокус с солдатиком и сахаром, то вызывает умиление и добрую улыбку башкира[98]. Двое взрослых верят в чудесную силу детского солдатика, несмотря на то, что самого ребёнка, который бы мог эту веру оценить, нет рядом с ними. Взрослые герои А.П. Гайдара признают детей, входят в их мир, пускают их в свой. Между ними царит равновесие.
Когда Коля находится в лазарете, именно Сашин солдатик, да ещё и картина Нины (что может объединить мальчика-подростка и взрослую девушку-студентку) вызывают в нём светлые чувства:
«На столе стоит оловянный солдатик. Коля что-то чертит на белом листе бумаги. Обращаясь не то к сидящему напротив с книгой раненому, не то к солдату, он говорит: — Когда я закрою глаза, чудная встаёт передо мной картина... Тепло... светло. Идут люди, а также ребятишки и красивые девушки. Песни поют... Несут цветы... <…> Весело! А дорога перед ними... — Он зажмурился. — Дорога... лети, вертись, как круглый шар по бильярду! — Коля смотрит на лист бумаги, на нём довольно точно воспроизведена по памяти картина Нины, <…> — И вот, когда возникает передо мной эта чудесная картина <…>
Раненый удивлённо поднял от книги глаза на Колю и смотрит, как тот говорит, обращаясь теперь только к игрушечному солдатику:
– Странно! И что мне эта картина? Картон... Краска... Звук далёкой музыки... Вроде как и ты, смешной солдат, чужая тень, простая оловяшка... Так почему же, когда я смотрю на вас, сжимается у меня за людей сердце?..»[99]
Солдатики, славно выполнившие свой долг, выдвигаются маленьким генералом вперёд на караул, перед всем игрушечным гарнизоном в финале повести. Они служат не просто игрушкой, но неким инструментом маленького генерала для помощи своим близким, их поддержки на войне.
Приятие и признание Нины как достойного человека отражают снова человечность и благородство генерала «Дикой дивизии». Необходимо также отметить, что данные качества не тускнеют в нём, даже при его физической слабости во время их проявления. Саша признаёт Нину и любит её. Саша сочувствует ей как взрослый, понимает, насколько девушке важно, как и детям получить какую-либо весточку о капитане.
Между отцом и сыном тоже есть взаимопонимание. Они оба – командиры, хотя сражения у них разные, но тот факт, что оба они проявляют благородные качества, сближает их.
Что характерно именно для произведений А.П. Гайдара – здесь взрослые подыгрывают детям, подпускают к себе как уже взрослеющих людей. Из этого можно сделать вывод о том, что взрослые чувствуют и поддерживают стремление детей в сохранении равновесия с окружающими. Подобную черту мы могли проследить ранее, когда полковник Александров признал Тимура, теперь же, можем видеть как доктор пусть даже шутливо, но признаёт в Саше генерала.
Ярче всего гармония детского и взрослого мира проявляется в конце повести, когда сквозь ёлку для раненых виднеется большая чёрная лесная ель на месте военных действий:
«И вот через эту блестящую ёлку под нарастающий гул проступает другая — большая чёрная ель на снежной поляне. На нижних ветвях её висят два котелка, три винтовки, белый халат, сигнальный флаг».[100]
Эта сцена переселяет нас из детского мира во взрослый, как будто, природное пространство объединяет оба эти мира. Таким образом, мы наблюдаем гармонию во всём, в объединении детей, взрослых и природы.
Дети проявляют признание друг друга, даже притом, что Тимур идёт навстречу Саше, сталкиваясь с его ожесточением, он вынужден ему отвечать на равных тем же. Он признаёт его достойным соперничества, но предлагает ему перемирие, так как Саша болен и «Дикая дивизия» не может достойно сражаться без него. Даже перед врагами Тимур проявляет себя человечно, входя в их положение как друг. Однако гордость мешает Саше понять благородство Тимура. Женя Максимова проявляет себя достойно, так как равноправно проявляет понимание и к своему брату, и к своему другу[101].
Удивительно, какое понимание присутствует между всеми героями повести. Коля, Саша и капитан Максимов понимают друг друга как военные и мужчины, Нина и Женя – как женщины, сердечно любящие одного человека, хотя их любовь имеет не одинаковый характер. Даже няня объясняет девушке своё к ней отношение, между ними тоже может быть взаимопонимание, так как у них общие беды – болезнь Саши и уход из дома на фронт капитана Максимова.
Герои-подростки между собой проявляют гуманное понимание, они считают себя вправе поучать и обличать товарища, если он что-то сделал не так. Женя Максимова дразнит и осуждает Вовку, потому что он расстраивает её брата, когда тот болен. Тимур указывает ему же на гнев в своих глазах, вызванный нечестным боем и стремлением неблагородными методами захватить крепость.
В решении ребят устроить ёлку для раненых проявляется гуманизм. При этом слово «человек» имеет для них важное значение, они называют себя так, когда хотят доказать свою надёжность, благородство или любое другое положительное качество.
«– Я, братцы, никому... Я человек-камень... Человек-могила!»[102]
Если говорить о проявлении в данном произведении душевной независимости у героев-подростков, то она проявляется в их трезвом принятии решений в требующих того ситуациях. Главные герои делают это умно, достойно, как взрослые люди. Душевная независимость детей проявляется и в том, что их советам следуют взрослые, взрослые принимают их точку зрения, как это делает Коля Башмаков, прославляя Сашиного солдатика. Чтобы показать, как действия обоих главных героев выражаются в сюжете, нам необходимо выделить два главных поступка, отражающих благородство и человечность. Для Тимура — это его подмена телеграмм при обнаружении тревожного письма Коли Башмакова Нине[103]. Для Саши – то, что он больной ринулся в бой[104]. Так он способствует своей победе, если умолчать о том, что Тимур сам сдаёт крепость. Но разве не смелость Саши при болезни последнего побуждает коменданта к этому.
Тимур, Саша и их товарищи объединяются вместе в финале повести, так как имеют общие цели: сохранение человеческих качеств, ощущения равенства с миром и душевной независимости.
Таким образом, анализ повестей показывает, что Тимур является образом идеального героя, который раскрывается в жизненных обстоятельствах. Ключевыми характеристиками этого образа являются человечность, душевная независимость и спокойное благородство. Его прямое влияние испытывают близкие к идеальному герою персонажи¸ в первую очередь, Женя Александрова и «тимуровцы», взрослые – Георгий и Ольга, а также враги и соперники – Мишка Квакин, Саша Максимов. Работа в команде и помощь семьям, ушедших на войну солдат доказывают стремление Тимура и его ребят к «гармонизации» мира. «Тимуровцы» работают сообща и совместно осуществлять свою благородную миссию. Труд и умение работать коллективно, которые, с точки зрения советской педагогической пропаганды должны были мотивироваться только преданностью партии, имеют в этих произведениях более глубокий смысл. А.П. Гайдар хотел дать понять детям именно то, о чём говорилось в его процитированном выше письме. Он призывал их как можно больше стараться помогать взрослым, для чего считал необходимым подать им именно такой пример, каким послужили герои его повестей. С одной стороны они – простые подростки, которые тоже совершают мелкие ошибки и сталкиваются порой с чужим непониманием. Однако, в то же время, они всем сердцем желают помочь близким и прикладывают к этому все свои силы и положительные способности. В благородной миссии помощи людям они проявляют свои лучшие качества, и это делает их идеальными героями насколько это возможно для них. Такими и хотел видеть А.П. Гайдар идеального и просто хорошего подростка.