Кто для вас главный герой пьесы?
Простакова — пьеса о её судьбе. Софья — причина соперничества Митрофана, Скотинина, Милона. Стародум — от его мнения всё зависит. Митрофан — ведь пьеса названа «Недоросль».
Работа с названием(комментарий учителя)
По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем “недоросля”, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на “втором смотре”, ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.
Работа с афишей
Комментированное чтение афиши. Говорящие фамилии.
Развитие драматического конфликта. Какова расстановка сил в пьесе?
Простаковым–Скотинину, невежественным отсталым помещикам-крепостникам, противопоставлены дворянские интеллигенты Софья, Стародум, Милон, Правдин. (Кто кому кем приходится?)
Каковы цели и стремления у той и другой группы?
Корыстные стяжатели противопоставлены желающим справедливости, убеждённым противникам “злонравных невежд”, образованным и гуманным людям.
Каким, исходя из этого, вы представляете возникший между ними конфликт?
Комментированное чтение и анализ первого действия
Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в руках коварства. Никогда не бывал я так собою доволен, как если случалось из рук вырвать добычу от порока. (Стародум)
Чтение сцен и диалогов первого акта
Как раскрываются в первых сценах характеры супругов Простаковых, Митрофана, Скотинина? Как они ведут себя, какова их речь?
Примерка кафтана(явл. 1–3). Варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, её властолюбие и деспотизм.
Тема барского произвола — главная в пьесе.(Пьеса начинается сценой с портным Тришкой, над которым измывается “госпожа бесчеловечная”.)
“Митрофанушка... матушкин сынок, а не батюшкин” (явл. 4). Митрофанушка — избалованный и бессовестный “маменькин сынок”.
“Замыслы Простаковой и Скотинина” (явл. 5).
Скотинин — тупой грубиян, жестокий помещик, озабоченный предстоящим “сговором” с Софьей.
Диалог Простаковой и Скотинина характеризует их как жестоких крепостников. “С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!” (Простакова жалуется братцу.)
Корысть, стяжательство, нажива — им подчинено поведение Простаковых и Скотинина.
Крепостное право, считает Фонвизин, не только крестьян доводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет.
Почему хочет жениться Скотинин? “Девчонка” нравится? Нет, нужны её “деревеньки”, в которых водятся свиньи: Скотинину до них “смертная охота”.
Итак, ЭКСПОЗИЦИЯ пьесы — знакомство с героями состоялось.
Почему Простакова вначале ничего не имела против женитьбы брата на Софье? (Считала её бесприданницей.)
Простакова меняет свои планы (явл. 6)
Почему она меняет свои планы? (Узнаёт, что та наследница богатого дяди, Стародума.)
В чём комизм её поведения? (Несоответствие: свой вымысел желает считать правдой, правду представляет вымыслом.)
Что интересное узнаем мы о Простаковой? (Не умеет читать.)
Именно с этого события начинает развиваться драматический конфликт — это ЗАВЯЗКА пьесы. И кажется, что ничего уже не поможет Софье.
Соотношение сил меняется не в пользу Простаковых–Скотинина (явл. 8).
Какое событие меняет соотношение сил? (В деревню на постой пришли солдаты, во главе их офицер Милон, жених Софьи.Он приятель и единомышленник Правдина, убеждённого противника “злонравных невежд”.)
Домашнее задание. Читать второе действие, составить изложение по первому действию.
Урок 2. Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении
Проверка домашнего задания: обсуждение составленного текста изложения, его сопоставление с текстом-образцом.
Утро в доме Простаковой
Утро. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый портным Тришкой. И хотя кафтан сшит “изряднёхонько”, капризной барыне трудно угодить. “Вор”, “воровская харя”, “болван”, “мошенник” — это наиболее мягкие эпитеты, которыми награждает она своих дворовых.
Частый гость в имении Простаковых — её брат Скотинин, сама фамилия которого говорит о многом. Сегодня он явился к сестре, чтобы назначить день “сговора”. Дело в том, что Простакова, ограбив дальнюю родственницу Софью “на законном основании”, решила выдать её за своего родного брата. Мнения Софьи при этом, конечно же, не спрашивают.
А вот и сын Простаковой — Митрофанушка, в характере которого отчётливо видны черты такого же крепостника, как его мать и дядя. Но в некотором отношении он пошёл даже далее матери. Простакова по-своему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с ней. Однако он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, а потому неуклюже льстит матери, рассказывая свой сон, Митрофан “жалеет матушку”, которая так устала, “колотя батюшку”.
Так начинается действие этой замечательной комедии Д.И. Фонвизина, и перед нами предстаёт жизнь помещичьей усадьбы XVIII века.
Работа по теме урока:что же происходит во втором действии?
Положительные персонажи встречаются, беседуют, находят моральную поддержку и взаимопонимание.
Явление 1
Зачем приезжает в деревню Правдин? (Он имеет поручение по службе объехать округ, по велению сердца, замечая употребление помещиками власти над людьми во зло, стремится исправить положение.)
Явление 2
Что обнаружил Правдин в поместье Простаковых? (“Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома”.)
Явление 3
Какова заветная мечта Скотинина? Как его фамилия отражается в речи?
Явление 4
Каким предстаёт характер Еремеевны в этой сцене? Что узнали мы о характере Митрофана, прочитав о столкновении соперников?
Явление 5
Как управляет своим имением Простакова? (Найдите её самохарактеристику.)
Важно: ярко очерчены характеры отрицательных действующих лиц.
Домашнее задание (по выбору)
1. Подобрать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума (действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).
2. Выполнить письменную работу-изложение«Биография Стародума».