Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.
Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений
№ урока | Тема урока | Сведения по истории литературы | Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий | Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений |
Д.И. Фонвизин «Недоросль» | Просветительские идеи и русская литература | комедия | Комментированное чтение афиши и первого действия. Словарная работа. | |
Речевая характеристика | Комментированное чтение отдельных сцен комедии. Речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении. Составление речевой характеристики героев. | |||
Драматургический конфликт и его развитие | Чтение по ролям с элементами инсценирования. | |||
Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"» | Традиции классицизма в комедии. Просветительские идеи автора. Новаторство Фонвизина-драматурга. Афоризм. Композиция. | |||
Продолжение урока | ||||
Творческий практикум | Сочинение по комедии |
Урок 1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия
Прочитать эпиграф. В чём патриотизм, служение Родине писателя с точки зрения Фонвизина?
Какова роль писателя в XVIII веке?
Почему Фонвизин хорошо знал придворную жизнь?
Как выглядит идеальное государство, с точки зрения просветителей? (“Мы обязаны повиноваться и покоряться всякому, без исключения, государю, так как он имеет на это бесспорное право; но уважать и любить мы должны лишь его добродетели” — Мишель Монтень.)
Почему Фонвизин выбирает драматургию?
Почему любимый жанр Фонвизина — комедия?
Индивидуальное сообщение о комедии «Бригадир». С героем какого прочитанного нами произведения можно сравнить Иванушку и почему?
Вершина творчества драматурга — «Недоросль» (1782)
Работа с эпиграфом на доске
...Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...
(А.С. Пушкин)
Вступительное слово учителя
Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.
Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.
Вспомнить особенности драматических произведений
ДРАМА (от греческого — действие, действо) — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы — действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.
КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств.
События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.
Самостоятельная словарная работа
Карточка (8 групп). Объяснить лексическое значение слова. В результате групповой работы создаётся«Словарь комедии»,словник которого пополняется в течение всей работы над произведением.
Бессердечие — отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.
Воевода— в Древней Руси и в некоторых славянских государствах — начальник войска, округа.
Гарнизонный — принадлежащий воинской части, расположенной в населённом пункте, крепости или укреплённом районе.
Дворовый — принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ.).
Дворня (собир.) — при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.
Дворянский— принадлежащий дворянину.
Дворянин — лицо, принадлежащее к дворянству.
Деспотизм — 1) самовластное правление. Монархический д.; 2) поведение деспота (во втором значении). Д. самодура.
Карьеризм — погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.
Корыстолюбие — стремление к личной выгоде, наживе, жадность.
Крепостной— крепостной крестьянин.
Крепостник — владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.
Мошенник — человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик. Мелкий м.
Недоросль — в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. — глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
Обличение — разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.
Опека — форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку.
Оппозиция — противодействие, сопротивление (книжн.). О чьей-нибудь политике. Быть в оппозиции кому–чему-нибудь(будучи несогласным с чьими-нибудь взглядами и действиями, противодействовать им).
Поместье — земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.
Посвятить(что, кому–чему) — предназначить, отдать. П. свою жизнь работе.
Привилегия — преимущественное право, льгота. Привилегии ветеранам войны.
Придворный — лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.
Просветить (кого, что) — передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.
Разорение (кого, что) — нарушение, разрушение чьего-нибудь материального благополучия, доведение до нищеты. Р. семьи.
Сговор — помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты (устар.).
Скаредность — большая скупость, жадность.
Стяжательство— корыстолюбие, стремление к наживе.
Труженик — человек, который трудится; трудолюбивый человек. Труженики села.
Челобитчик — тот, кто подаёт челобитную.
Челобитная — в России до начала XVIII века: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную.
Фаворит — любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.
Задание к работе со словарём: уметь объяснять лексическое значение слов, составить со словами словосочетания и предложения, выбрать из словаря слова, которые могут понадобиться в работе над характеристикой героя, истолковании авторской позиции и так далее.
Работа с афишей
Комментированное чтение афиши. Говорящие фамилии.
Утро в доме Простаковой
Утро. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый портным Тришкой. И хотя кафтан сшит “изряднёхонько”, капризной барыне трудно угодить. “Вор”, “воровская харя”, “болван”, “мошенник” — это наиболее мягкие эпитеты, которыми награждает она своих дворовых.
Частый гость в имении Простаковых — её брат Скотинин, сама фамилия которого говорит о многом. Сегодня он явился к сестре, чтобы назначить день “сговора”. Дело в том, что Простакова, ограбив дальнюю родственницу Софью “на законном основании”, решила выдать её за своего родного брата. Мнения Софьи при этом, конечно же, не спрашивают.
А вот и сын Простаковой — Митрофанушка, в характере которого отчётливо видны черты такого же крепостника, как его мать и дядя. Но в некотором отношении он пошёл даже далее матери. Простакова по-своему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с ней. Однако он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, а потому неуклюже льстит матери, рассказывая свой сон, Митрофан “жалеет матушку”, которая так устала, “колотя батюшку”.
Так начинается действие этой замечательной комедии Д.И. Фонвизина, и перед нами предстаёт жизнь помещичьей усадьбы XVIII века.
Работа по теме урока:что же происходит во втором действии?
Положительные персонажи встречаются, беседуют, находят моральную поддержку и взаимопонимание.
Явление 1
Зачем приезжает в деревню Правдин? (Он имеет поручение по службе объехать округ, по велению сердца, замечая употребление помещиками власти над людьми во зло, стремится исправить положение.)
Явление 2
Что обнаружил Правдин в поместье Простаковых? (“Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома”.)
Явление 3
Какова заветная мечта Скотинина? Как его фамилия отражается в речи?
Явление 4
Каким предстаёт характер Еремеевны в этой сцене? Что узнали мы о характере Митрофана, прочитав о столкновении соперников?
Явление 5
Как управляет своим имением Простакова? (Найдите её самохарактеристику.)
Важно: ярко очерчены характеры отрицательных действующих лиц.
Домашнее задание (по выбору)
1. Подобрать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума (действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).
2. Выполнить письменную работу-изложение«Биография Стародума».
Анализ третьего действия
Ум, коль он только что ум, — самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие. (Стародум)
Явление 1
С чьим мировоззрением знакомит нас разговор Стародума и Правдина? (Диалог знакомит с мировоззрением передовых дворянских интеллигентов, остро критикующих “развращённый век” Екатерины II, её праздных и порочных вельмож и невежественных помещиков-крепостников.)
Образы носителей добродетели — Стародум и Правдин. Положительные образы влюблённых — Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору: о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковым всех рангов понятия о чести, знатности и богатстве.
В их речах вскрывается произвол правительства, порождающий в России людей, недостойных быть людьми, дворян, недостойных быть дворянами.
Проверка домашнего задания
Читаем письменную работу«Биография Стародума». Осмыслить “говорящую фамилию” (что и кто является идеалом автора). Петр I и его эпоха.
Прочитать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума(действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).
Работа с карточками «Жизненные принципы Стародума» (по рядам). Определите, какие общественно-политические и нравственные вопросы он затрагивает. Сформулируйте и запишите их. По возможности дополните карточки собственными примерами.
Карточка I
- При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные.
- В большом свете водятся премелкие души.
- Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться их права.
- Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.
Карточка II
- Угнетать рабством себе подобных беззаконно.
- Невежда без души — зверь.
Карточка III
- Начинаются чины — перестаёт искренность.
- Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
- Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.
Карточка IV
- Наличные деньги — не наличные достоинства.
- Глупому сыну не в помощь богатство.
- Золотой болван — всё болван.
Обобщение.
Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными и сегодня?
Афоризм
Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.
Индивидуальное задание: найти и перечислить выражения Фонвизина, которые обогатили русскую речь крылатыми выражениями, стали афоризмами.
Домашнее задание. Пересказ статьи из учебника; приготовить ответы на вопросы (по вариантам).
Речевые характеристики —большое достижение Фонвизина.
Простакова — властная помещица, говорит отрывисто, повелительно, часто переходя на крик, искажая слова, употребляя грубые выражения и оскорбляя окружающих. Ласково обращается только к Митрофану.
Стародум— образованный и гуманный человек. Его суждения метки и остроумны (“В большом свете водятся мелкие души”, “Наличные деньги — не наличие достоинства”).
Живое воображение и сердечная отзывчивость рано проявились в отношениях Фонвизина к окружающим. Он способен был ощутить состояние другого человека как своё собственное и, по его словам, “ничего так не боялся, как сделать кому-нибудь несправедливость, и для того ни перед кем так не трусил, как перед теми, кто от меня зависел и кои ответить мне были не в состоянии”.
Однако это не означало, что он был робок и уступчив.
“Весьма рано проявилась моя склонность к сатире. Острые слова мои носились по Москве. Как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою. Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть... Сочинения мои были острые ругательства: много в них было сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли”, — признавался писатель.
Например: “О, Клим, дела твои велики! Но кто хвалил тебя? Родня и два заики”.
С юности Фонвизин владел искусством “передразнивания”, актёрского перевоплощения. Ему было свойственно умение “принимать на себя лицо” знакомого человека и говорить “не только его голосом, но и умом”.
Во всех его первых опытах сказывается дар слова.
Явление 3
Чтение по ролям (Простакова, Милон, Скотинин, Стародум, ремарки автора)
Чем отличаются взаимоотношения Стародума, Правдина, Милона и Софьи от взаимоотношений Простаковых, Скотинина? Чем поражают отношения брата и сестры?
Отсутствие родственных чувств. (“Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...”)
Какой композиционный приём использует автор? (Приём противопоставления.Контраст между беседами Стародума с Правдиным и Софьей и потасовками Простаковой и Скотинина подчёркивает добродетельодних и порочностьдругих.)
Явление 7
Чтение по ролям (Простакова, Митрофан, Цыфиркин, Кутейкин, ремарки автора)
Проверка работы в группах.
Подведение итогов: при помощи речевых особенностей (характеристик) автору удалось создать незабываемые образы героев комедии. Вспомним, что речевая характеристика — главное средство создания образа в драматическом произведении.
Анализ заключительной сцены
Что привело Простакову к катастрофе? Кто более прав, объясняя причину несчастья Простаковой: Правдин (“безумная любовь” к Митрофану “довела её больше всего”) или Стародум (“имела силу делать другим дурно”)?
Каким видит сынаПростакова и каков он на самом деле? Простакова обращается за сочувствием к сыну. Но тот грубо отталкивает её: “Да отвяжись, матушка! Как навязалась...” На горестный вопль: “Нет у меня сына!” — Стародум отвечает словами, полными глубокого смысла: “Вот злонравия достойные плоды!”
Домашнее задание
Выбрать тему сочинения (темы предложены в учебнике) или придумать свою формулировку. Подобрать к нему материал.
Предлагаемые для анализа темы сочинений:
- “Весёлая” семейка.
- Смешное и печальное в Митрофане.
- Жизнь Стародума.
- Учителя Митрофана.
Три главных закона (Представьте себе, что вы имеете возможность установить три закона. Какие это будут законы? Как их сформулировать? Как объяснить их смысл людям?)
- Образование и воспитание. (Чем различаются образование и воспитание? Воспитанный и образованный человек — одно ли и то же? В чём, по-вашему, должна быть главная цель воспитания? А какова цель образования?)
Работа по подготовке к сочинению
Самостоятельный отбор эпизодов литературного произведения. Их анализ, определяемый данной темой. Что такое характеристика?
Характеристика — это описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях.
Характеристика Митрофанушки
(Сочинение; основные тезисы)
От чего зависит характер человека?
От среды, быта, условий формирования молодого человека как личности. Именно так решал эту проблему Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Важность её подчёркнута самим заглавием.
Общие замечания о персонаже
Митрофанушка, “недоросль”, — один из главных героев комедии. Митрофан — имя греческое и в переводе на русский означает “похожий на мать”. Это пятнадцатилетний молодой человек, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян-крепостников.
Логический переход. Новая мысль
“Похожий на мать”... Этим уже многое сказано. Но нет, в некотором отношении он пошёл дальше матери.
Обобщение, переход и новая мысль
Мать любит его (пусть по-своему), а Митрофан только прикидывается любящим. На самом деле он бессердечен, крайне эгоистичен и груб.
Доказательство
В конце комедии, когда Простакова ищет у него сочувствия, “недоросль” грубо отталкивает её: “Да отвяжись ты, матушка! Как навязалась”.
Промежуточный тезис
Грубость и жестокость его проявляются во всём.
Доказательства
К нему пришли “учителя” — он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который действительно хочет его чему-нибудь научить, он называет “гарнизонной крысой”. Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы слышит в свой адрес только брань. А после того как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг.
Логическое обобщение
Таким образом, учителя для него — враги, а слуги... слуг он и за людей не считает.
Переход к новой мысли
Но, говоря о чертах характера Митрофанушки, нельзя не упомянуть о его крайнем невежестве...
Задания по работе:
Придумайте своё вступление к работе.
Разделите текст на абзацы.
Советы по стилистике:
Не нужно использовать много цитат, особенно больших.
Избегайте повторов слов, пользуйтесь синонимами.
Употребляйте только те слова и выражения, которые вам понятны.
Следите за правильным порядком слов в предложении.
Не пишите обрывочных, незаконченных предложений, придаточных предложений без главного.
Ошибки, которые часто допускаются:
- неясная или ошибочная формулировка мысли;
- отсутствие доказательств или недостаточность их;
- несоответствие доказательств высказанной мысли;
- отсутствие логических обобщений;
- отсутствие логической связи между отдельными частями сочинения.
Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений
№ урока | Тема урока | Сведения по истории литературы | Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий | Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений |
Д.И. Фонвизин «Недоросль» | Просветительские идеи и русская литература | комедия | Комментированное чтение афиши и первого действия. Словарная работа. | |
Речевая характеристика | Комментированное чтение отдельных сцен комедии. Речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении. Составление речевой характеристики героев. | |||
Драматургический конфликт и его развитие | Чтение по ролям с элементами инсценирования. | |||
Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"» | Традиции классицизма в комедии. Просветительские идеи автора. Новаторство Фонвизина-драматурга. Афоризм. Композиция. | |||
Продолжение урока | ||||
Творческий практикум | Сочинение по комедии |
Урок 1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия
Прочитать эпиграф. В чём патриотизм, служение Родине писателя с точки зрения Фонвизина?
Какова роль писателя в XVIII веке?
Почему Фонвизин хорошо знал придворную жизнь?
Как выглядит идеальное государство, с точки зрения просветителей? (“Мы обязаны повиноваться и покоряться всякому, без исключения, государю, так как он имеет на это бесспорное право; но уважать и любить мы должны лишь его добродетели” — Мишель Монтень.)
Почему Фонвизин выбирает драматургию?
Почему любимый жанр Фонвизина — комедия?
Индивидуальное сообщение о комедии «Бригадир». С героем какого прочитанного нами произведения можно сравнить Иванушку и почему?
Вершина творчества драматурга — «Недоросль» (1782)
Работа с эпиграфом на доске
...Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...
(А.С. Пушкин)
Вступительное слово учителя
Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.
Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.