Составление персональной памятки читателю

(см. календарь знаменательных и памятных дат на текущий год- юбилеи писателей)

ЗАДАНИЕ предусматривает закрепление темы «Составление рекомендательных библиографических пособий малых форм», усвоение методики составления персональной памятки.

Рекомендуем вам следующий порядок выполнения задания:

I. Выбрать юбиляра. Определить читательское, целевое назначение памятки.

II. Выявить на основе СБА, других информационно-библиографических ресурсов основные издания его произведений и литературы о нем.

III. Отобрать наиболее значимые произведения. Составить их характеристику (аннотированную библиографическую запись), продумать их группировку.

IV. При определении последовательности материала учитывать, что персональная памятка включает следующие разделы:

1. Предисловие, в котором следует:

─ раскрыть значение творчества писателя;

─ дать общее представление о характере включенных материалов;

─ указать целевое и читательское назначение памятки;

─ разъяснить, на какие вопросы она может ответить, подчеркнуть структуру.

2. Биографическая справка (отметить основные этапы жизни и творчества);

3. Обзор основных произведений писателя или аннотированный перечень их (необходимо выделить в обзоре или аннотации произведения, удостоенные премии. Памятка включает только лучшие произведения автора).

4. Перечень основных изданий произведений данного автора (располагать 5-7 произведений лучше по жанрам, внутри: 1) либо по алфавиту; 2) либо в хронологической последовательности; 3) либо выдвинуть на первый план наиболее известные, удостоенные премии).

5. Аннотированный список литературы о данном лице (необходимо включить новейшую литературу о нем (3-6 названия), обязательно рецензии на произведение, удостоенное премии. В начале списка литературы о писателе указать работы биографического характера, или освещающие творчество в целом, а затем – статьи и рецензии об отдельных произведениях).

V. Отредактировать и оформить персональную памятку (на обложке указать ФИО, годы жизни/юбилей писателя, по возможности его портрет и жанр рекомендательного библиографического пособия малой формы).

Литература основная:

Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. учеб. завед. / Г.Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 197-200, 211-214.

Литература дополнительная:

1. Абросимова, Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учебно-практич. пособие.- Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии)

2. Зыгмантович, С. В. Подготовка библиографической продукции библиотеками: науч.-практ. пособие / С. В. Зыгмантович. – Минск : Новое знание, 2009. – 117 с.

3. Панкова, Е.В. Электронное библиографическое пособие: практическое руководство для библиотечных работников/ Е.В. Панкова, Л.С. Беркутова. – Москва: ФОРУМ, 2013. – 132 с. – (Профессиональное образование)

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ

Составить рецензию на библиографический обзор

Составьте рецензию на обзор, представленный в виде текста, выданного преподавателем или на сайте библиотеки, например, пройдите по ссылке http://libr-sch-2.moy.su/publ/iz_opyta_raboty_bibliotekarja/v_pomoshh_bibliotekarju/obzor_literatury/32-1-0-665

Рецензию пишите по плану:

Целевое назначение:

Читательский адрес:

Тема обзора:

Виды, рекомендуемых источников:

Характеристика каждого произведения:

Что содержит характеристика документа (аннотация)?

Как представлены сведения?

Проследить внутреннюю логику раскрытия темы (группировка произведений в обзоре)

Как достигается связность и последовательность повествования о книгах

Принцип построения обзора - привести примеры

«от общего — к частному»

Или

«от простого — к сложному»

Или

по отраслям знания, разделам наук, по значимости или жанрам

Или

в историко-хронологической группировке

Наличие трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения (их характеристика)

Вид обзора

По целевому и читательскому назначению -

По содержанию -

По видам включенных изданий -

Составить текст устного библиографического обзора

Подготовка тематического рекомендательного библиографического обзора

Вариант 1.

Подготовить рекомендательный обзор научно-популярных книг или художественной литературы по одной из тем:

1. Занимательные книги о науке.

2. Земля – наш общий дом (экология).

3. Братья наши меньшие (о животных).

4. Удивительный мир растений.

5. Мир насекомых.

6. Прекрасное вокруг нас (искусство).

7. Ваш приусадебный участок.

8. Как человеку Человеком быть?

9. Кино и книга (знаменитые экранизации художественных произведений)

10. Российская государственная символика. Символы Архангельской области.

(либо другой – по Вашему усмотрению)

ЗАДАНИЕ предусматривает закрепление теоретических знаний по теме «Подготовка обзоров литературы»; выработку навыков подготовки и проведения устного обзора литературы.

Рекомендуем вам следующий порядок выполнения задания:

1. Выбрать тему обзора (сформулировать самостоятельно).

2. Определить цель, читательское назначение обзора.

3. Выявить литературу последних 5 лет издания по избранной теме (по каталогам конкретной библиотеки).

4. Изучить выявленную литературу и отобрать 5-7 лучших изданий (соответствующих теме, целевому и читательскому назначению) для включения в обзор.

5. Составить текст характеристики каждого издания в соответствии с целевым и читательским назначением (Библиографическая запись включает: библиографическое описание, рекомендательную аннотацию - сведения о содержании, структуре и другие особенности. См. тему «Аннотирование»).

6. Определить порядок расположения книг и их характеристик в основной части обзора, установить связь между ними и продумать переходы (связки) от одной характеристики к другой.

7. Составить текст вступления, заключения, продумать переходы от вступления к основной части и от основной части к заключению обзора.

8. Отредактировать и оформить текст обзора. На титульном листе указать тему, вид работы: «рекомендательный библиографический обзор», на следующем листе – целевое и читательское назначение, далее – вступление, основная часть (связный, последовательный рассказ о книгах) и заключение. В основной части выделять библиографическое описание другим шрифтом, цветом.

Литература основная:

Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. учеб. завед. / Г.Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 197-200, 215-222.

Литература дополнительная:

Абросимова, Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учебно-практич. пособие.- Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии)

Вариант 2.

Подготовка библиографического обзора научно-популярного

(литературно-художественного) журнала

Примерный список журналов:

· «Родина»

· «Наука и религия»

· «Здоровье»

· «Вокруг света»

· «Театр» и др.

ЗАДАНИЕ предусматривает знакомство с особенностями научно-популярного журнала, приобретение практических навыков его анализа; закрепление теоретических знаний по теме «Подготовка обзоров литературы».

Рекомендуем вам следующий порядок выполнения задания:

1. Познакомиться с содержанием одного номера научно-популярного журнала, наметить те материалы, которые нужно будет включить в обзор.

2. Просмотреть (прочитать) выбранные статьи и заметки, описать их и дать развернутую аннотацию на каждую. Наметить отрывки для прочтения вслух.

3. Познакомиться со структурой и особенностями журнала. С этой целью просмотреть еще 3-4 номера, установить постоянные и временные разделы и рубрики, тематику и характер публикуемых материалов (статьи, интервью, очерки, репортажи, т.д.), круг авторов (публицисты, обозреватели, ученые, т.д.), наличие библиографических материалов (статьи, обзоры литературы).

4. Составить вступление обзора, в котором определить цель обзора, дать характеристику журнала, чьим органом является, с какого года издается, с какой периодичностью, читательское назначение, характер материалов, круг авторов, структура (с краткой характеристикой разделов, подразделов, рубрик), качество оформления и т.д.

5. Записать основную часть обзора – последовательную продуманную характеристику материалов, наиболее интересных, ценных, опубликованых в данном номере. Полное библиографическое описание каждой статьи приводить не нужно, достаточно дать сведения об авторе, названии статьи и страницы, номер (если обозревается несколько журналов).

6. Составить заключение обзора. Характер его выбирается индивидуально. В содержании журнала найти интересные сообщения из мира науки и техники или другую любопытную информацию, которую можно использовать для заключения.

7. Как, на Ваш взгляд, журнал может быть использован в работе библиотеки (отражать материал в систематической картотеки статей, на выставках, при проведении мероприятий - примеры тем, форм работы).

8. Отредактировать и оформить текст обзора. На титульном листе указать вид БП: рекомендательный библиографический обзор журнала «Родина», на следующем – целевое и читательское назначение, далее – текст обзора, вступление, основная часть, заключение.

Литература:

Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. учеб. завед. / Г.Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 197-200, 215-222.

Литература дополнительная:

Абросимова, Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учебно-практич. пособие.- Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии).

Наши рекомендации