Астафьев В. Пастух и пастушка
Цель:научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.
1. Основные тенденции в изображении войны в советской литературе 40-х- первой половины 50-х г.г.
2. Вторая волна военной прозы: новые аспекты в изображении войны.
Актуальность военной тематики. Истоки обращения к войне.
Исследовательско-аналитический пафос произведений о войне.
Достоверность изображения («окопная» правда).
3. В. Астафьев. «Пастух и пастушка».
Каким событиям в войне уделяет внимание автор?
Изображение “уродливых” сторон войны, бессмысленности происходящего (ср. с изображением Первой мировой войны в литературе “потерянного” поколения (Э. Хемингуэй, Э. М. Ремарк, Р. Олдингтон).
Присутствует ли в произведении героический пафос (описание героических подвигов, самоотверженности советских воинов и т. п.)?
Понятие воинской доблести и чести в произведении (см. эпизод с немецким генералом).
Как любовная тема в произведении пересекается с военной? Можно ли говорить о поругании любви войной?
Почему автор называет своё произведение “Пастух и пастушка”?Как вы понимаете смысл подзаголовка – “современная пастораль”.
Поясните финал произведения.
Основная литература по теме [1, 2, 3].
Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].
Семинарское занятие № 14.
Распутин В. Прощание с Матёрой
Цель:научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.
1.Символика названия острова.
- Пространство Матёры.
- Природа острова.
- Уклад жизни обитателей Матёры
- Почему Матёра – остров?
2.Жители Матеры.
Дайте характеристику им. Можно ли говорить о них как о характерах, говорить о психологии, внутреннем самооткрытии героев повести (см.: В. Шапошников о заданности, схематичности образов у Распутина).
3.Как воспринимается обитателями Матёры идея затопления острова? Включена ли самим автором эта идея в культурный контекст (см., например, символику потопа в библейской и др. традициях)?
4.Центральные эпизоды повести.
- Сцена на кладбище. В чём сущность возникшего конфликта?
- Порубка лиственя. Притчевый характер сюжета.
- Финал повести. Символика блуждания в тумане.
Основная литература по теме [1, 2, 3].
Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].
Семинарское занятие № 15.
В. Белов. Привычное дело
Цель:научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.
1. Споры о повести В. Белова в критике.
2. Проанализируйте речевое многоголосие народного мира в повести. Каков художественный смысл различных речевых зон? Определите место повествователя в субъектной структуре повести.
3. Проследите за развитием образа «пошехонства» и объясните его значение в общей концепции повести.
4. как соотносится мир природы с внутренним миром героя?
5. Раскройте философский смысл психологического движения Ивана Африкановича. Обратите внимание на оценку героя через традиционные образы Вечности. Что такое «привычное дело» жизни, к пониманию которого приходит Иван Африканович?
Основная литература по теме [1, 2, 3].
Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].
Семинарское занятие № 16.
Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей
Цель:научиться анализировать и выявлять художественные особенности произведения, используя навыки литературоведческого анализа.
1. Эпоха 30-х годов в романе.
- Поясните смысл авторских определений данного исторического периода:
а) эпоха, когда земля «на своём планетном пути заходит в чёрные, затуманенные области Рака и Скорпиона и жить в туче этих ядовитых испарений становится совсем уж невыносимо»;
б) «А случилась вся эта невесёлая история в лето от рождения Вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год».
- Государство и право: в каких соотношениях они находятся? Можно ли согласиться с мнением Пискуновых В. и С. о том, что в романе изображена «стихия тоталитаристского абсурда»? Для чего автор прибегает в романе к исторической аналогии (см. историю Древнего Рима в исследовании Андрея Куторги)?
- Механика «расчеловечения» обитателей здания на площади Дзержинского.
2. Миф о предателе, палаче и жертве в романе.
- В чём противоречит евангельскому сюжету исследование о. Андрея о предательстве Иуды? Как оно связано с повествованием романа об исторических событиях 30-х годов? Каков современный Иуда и его путь к предательству?
- В чём суть прозрения Неймана (см. эпизод с утопленницей на берегу)?
- Образ главного героя романа.
- Почему он – «хранитель древностей»? Можно ли назвать его «хранителем ненужных вещей»?
- Возможно ли сопоставление Зыбина с Христом?
- Как на примере Зыбина раскрывается тема личности в тоталитарном государстве?
- Почему Домбровский в финале романа соединяет палача, жертву и предателя на одной картине Калмыкова?
3. Идея творческого преображения мира в романе (фантастические сюжеты Калмыкова, воспоминания и сны Зыбина, «мраморная» девушка и т. п.).
4. Тема исторической памяти в романе.
- См. эпиграфы к роману. Как соотносится с ними археологическая тема в романе?
- Как связан с темой исторической памяти ответ Георгия Каландарашвили на вопрос об Истине: «Ведьма, от коей меркнет месяц и могилы смущаются, и мертвые восстают»?
Основная литература по теме [1, 2, 3].
Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].
Семинарское занятие № 17.