Тема вражды и её последствия

Антитезой к теме дружбы звучит в русской и мировой литературе тема вражды и её разрушительных последствий. Вражда разрушительна как для отдельных людей, так и для целых народов. Пронзительной нотой звучит мысль о бессмысленности и ненужности вражды и войны в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», в «Донских рассказах» и «Тихом Доне» М.А. Шолохова, романе «Разгром» А.А. Фадеева. Нет ничего бессмысленнее, чем вражда между людьми, какими бы высокими идеями она ни оправдывалась бы.

Повесть А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» о страшных последствиях сталинской депортации жителей Чечено-Ингушетии в чужие земли – в Сибирь, Казахстан. Произведение посвящено теме военного детства, беспризорности, депортации народов при Сталине. Основная мысль состоит в том, что счастье одного народа на несчастье другого не построишь. Действие происходит в деревушке под «Кавказскими водами». Она совсем недавно была чеченской, а теперь, после того как из неё выселили чеченцев и в опустевшие дома переселили русских, украинцев (да тоже, собственно, депортированных из родных мест как «враги народа»), называют станицей Берёзовской. Сашку Кузьмина – одного из близнецов – убивают чеченцы, которым удалось избежать сибирской ссылки и скрыться в горах. Эти люди мстят тем, кто нынче занял их дома и возделывает их землю. Эта больная тема – трагедия депортированных народов – вибрирует в книге А.И. Приставкина особым звуком. Но вопреки ненависти и смерти простые люди готовы помогать и поддерживать друг друга. Так, в Колькином сердце место убитого брата Сашки занял чеченский мальчик Алхузур. Взрослые воюют между собою – дети братаются! О спасающей, объединяющей, помогающей выжить в невероятно тяжелых условиях дружбе рассказывает А. Приставкин в своей повести.

Никогда вражда не была созидательной, не разрешала ни личных, ни глобальных человеческих проблем. В «Слове о полку Игореве» Святослав произносит "золотое слово”, осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что разбудило вражду, привело к новому нападению половцев на русские земли.

У А.С. Пушкина в повести «Дубровский» вскользь брошенное слово привело к вражде и многим бедам для бывших соседей. Враждебное завистливое отношение Швабрина не раз угрожало жизни Петра Гринева, героя «Капитанской дочки». У Шекспира в «Ромео и Джульетте» вражда семейств закончилась смертью главных героев.

Подводя итог анализу представленных в данном направлении произведений, стоит еще раз отметить, что дружба – вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся симпатиями и взаимной привязанностью. Дружба предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, доверительность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств. Прочность дружбы зависит от общности целей, интересов, идеалов, намерений, ценностных ориентации. Дружба особенно характерна для юношеского возраста. И хотя дружба является интимно-личностной системой отношений, ее формирование и развитие зависит от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежностей к одной социальной группе, совместной деятельности, примера поведения и общения других людей. Дружба носит характер созидательный, тогда как её противоположность – вражда – характер разрушительный и губительный.




Литература

Статьи в помощь:

• Беляева Н.В. Школьное сочинение в новом формате // Русский язык в школе. – 2014. – № 5. – С. 8-13.

• Беляева Н.В. Школьное сочинение на новом витке модернизации образования // Литература в школе. – 2014. – №10. – С. 20-22.

• Павловец М. Итоговое сочинение: тематические направления, критерии, условия // Русский язык. − 2014. − № 11. – С.59-612.

• Добротина И.Н. О сочинениях как форме итоговой аттестации. // Русский язык в школе. – №5. – 2014. – С.14.

• Калганова Т.А. Вспоминаем, как научить школьника самостоятельно писать сочинения на литературную тему // Литература в школе. – 2015. – № 1.

• Карлов И.В. Стоит ли сочинять сочинение // РЯ.– 2014. – № 12.

• Мишлимович М.Я. Возвращение на круги своя, или Новый виток спирали? // Литература в школе. – 2015. – №2.

• Новое старое сочинение //Литература. – 2014. – № 11.

• По следам декабрьского сочинения // Литература.– 2015. – № 2.

• Торопчина Л.В. Мотив дороги в творчестве русских писателей XIX века // 1 сентября. – 2007. – №6. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700609)

• Учителя об итоговом сочинении. Первые впечатления // Руский язык. − 2015.− № 2.

• Ходякова Л.А., Геро И.К. Подготовка к сочинению по литературе // Русский язык. − 2015. − №2.

Книги в помощь:

• Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. – СПб., 2003.

• Амелина Е.В. Пишем итоговое сочинение перед ЕГЭ. – Ростов-на-Дону, 2015.

• Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М., Просвещение, 1994.

• Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. – М., 2001.

• Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра. Учебное пособие. – Иркутск, 2001.

• В Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя. – М., Просвещение, 2015.

Наши рекомендации