Урок 26. И.А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»
Цели урока: ознакомить учащихся с произведениями И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения.
Оборудование: рисунки с изображением животных, иллюстрации к басне; портрет И.А. Крылова; слоговые таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
У тридцати трех полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.
- Прочитайте «птичьим базаром».
- Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией удивления, с огорчением, скороговоркой (читают несколько раз).
III. Постановка цели урока
- Прочитайте, что написано на доске, только справа налево
(тренировка произвольного внимания):
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
- Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана
Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
IV. Изучение нового материала
1. Тренировка навыка чтения. 5-ти минутная тренировка по слоговым таблицам*.
2.Актуализация знаний.
- Кто из вас знает, что такое басня? (Ответы детей.)
- Правильно. Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку.)
- Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А. Крылов.
- Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т. д.)
- Иван Андреевич был еще и очень трудолюбивым. Давайте прочитаем текст на странице 102. (Дети читают текст по цепочке.)
- Что нового вы узнали из этой заметки?
- Какие вопросы у вас возникли? (Что же это за басни? Мы их не знаем...)
Показ картинок с героями басни.
- Что общего у героев этой басни? (Живут в воде.) Показ иллюстрации.
- Что они делают? (Пытаются сдвинуть телегу с места.)
- Получится у них сдвинуть воз или нет?
- А вот что рассказал об этом И.А. Крылов.
3. Чтение басни учителем.
4. Первичная проверка понимания:
- Понравилась ли вам басня?
- Что заставило вас улыбнуться?
Каким был ваш смех?
- Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
- Есть ли незнакомые слова? (Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне.)
- Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны бы быть друзьями.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Выборочное чтение.
- Прочитайте басню про себя, найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. («Лебедь рвется в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый; «Рак пятится назад» - неповоротливый, нерасторопный, идет назад; «Щука тянетв воду» -упрямая, только свое дело знает.)
- Обратите внимание на глаголы, которые очень точно передают характер каждого героя.
- Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон.)
- Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка.)
- Почему же «воз и ныне там»?
- Как надо читать эту басню? С каким настроением?
2. Выразительное чтение басни.
- Какое чувство вызывают у вас герои?
- Найдите главную часть басни - мораль. (Первые три строчки.)
VII. Итог урока
- С каким писателем мы сегодня познакомились?
- С каким произведением?
- Что такое басня?
- Для чего и зачем написана басня?
- Какая мораль была в этой басне?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Выставляются оценки за работу на уроке.
Домашнее задание
1.Самостоятельно прочитать басню «Стрекоза и Муравей»;
найти мораль басни, выписать в тетрадь.
2. Подготовиться к выразительному чтению басни.
Урок 27 (вариант 1). И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цели урока: ознакомить с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»; развивать творческие способности детей - учить читать басню по ролям; развивать навык беглого чтения;
работать над выразительным чтением, чтением по ролям; ознакомить детей с обозначением речи персонажей (кавычки, тире), учить различать речь автора и героев басни.
Оборудование: оформленная доска или тексты басен Л.Н. Толстого на партах; слоговые таблицы (см. приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Три сороки тараторки Тараторили на горке.
- Прочитайте «жужжащим» чтением.
- Прочитаем с удивлением, с вопросительной интонацией, с сердитой, с веселой.
- Прочитайте с ускорением, с замедлением, скороговоркой.
III. Постановка цели урока
- Сегодня мы познакомимся еще содной басней Крыло
ва - «Стрекоза и Муравей». Мы будем учиться читать ее
выразительно по ролям.