Основные типы языковых нарушений в текстах офици- ально-делового стиля (синтаксические ошибки)
Ошибки в употреблении причастных и деепричастных обо- ротов:
Неправильно | Правильно |
Проводя проверку подразделений ор- ганизации, экспертами были выявле- ны серьезные нарушения | Во время проверки подразделений были выявлены серьезные наруше- ния |
Ссылаясь на наш договор, в доставке товара было отказано | Ссылаясь на наш договор, поставщи- ки отказали нам в доставке товара |
Сформулировав все важные пункты договора, сторонами были подписаны все необходимые документы | Сформулировав все важные пункты договора, стороны подписали необ- ходимые документы |
Находясь в состоянии досудебного урегулирования спора, истцу стало известно, что Ответчик меняет свое фактическое местонахождение | Находясь в состоянии досудебного урегулирования спора, истец узнает, что Ответчик меняет свое фактиче- ское местонахождение |
l Разрыв устойчивого словосочетания, составного сказуемо- го или нарушение порядка слов:
Неправильно | Правильно |
Наймодатель сдает нанимателю во временное пользование принадлежа- щее ему на праве общей долевой соб- ственности или нанимателем которо- го он является на основании свиде- тельства о собственности жилое по- мещение | Наймодатель сдает нанимателю жилое помещение во временное пользование принадлежащее ему на праве общей долевой собственности или нанимателем которого он явля- ется на основании свидетельства о собственности |
Государственное дошкольное образо- вательное учреждение с осуществле- нием физического и психического развития всех воспитанников Васи- леостровского района | Государственное дошкольное обра- зовательное учреждение Василеост- ровского района с осуществлением физического и психического разви- тия всех воспитанников |
l Контаминация близких по значению глагольных и имен- ных словосочетаний:
Неправильно | Правильно |
Препятствовать что? Тормозить чему? Оплатить за что? Заплатить что? Свойственный для кого? Характерный кому? Решить вопрос по чему? Принять решение о чем? | Препятствовать чему? Тормозить что? Оплатить что? Заплатить за что? Свойственный кому? Характерный для кого? Решить вопрос о чем? Принять решение по чему? |
l Избыточное использование отглагольных существительных:
Рассмотрение претензии Петрова В. С. о несоблюдении ком- панией-производителем своих договорных обязательств будет возможно после выяснения причин нарушений и представления соответствующих документов;
Выявление случаев сбоев и нарушений в работе системы спо- собствовало снижению затрат времени и улучшению общих эко- номических показателей.
Хранение продукции, осуществляемое с нарушением установ- ленных требований, приводит к резкому снижению ее качества и сокращению сроков ее реализации;
По причине существования протечек кровли и невозможно- сти проведения ремонтных работ с последующим проживанием в квартире по вине строительной компании мною не будет произво- диться оплата коммунальных услуг;
Исполнитель вправе отказать заказчику в возврате уплачен- ной суммы в случае уведомления Исполнителя Заказчиком о не- возможности прибытия и посещения занятий позже, чем за пять рабочих дней до даты начала оказания услуги.
l Ошибки в словосочетаниях с предлогом по:
Неправильно | Правильно |
1) департамент по финансам 2) налоговая инспекция по Ва- силеостровскому району 3) главное управление Цен- трального банка РФ по Тверской об- ласти 4) обязательства по договору | 1) менеджер по продажам, спе- циалист по радиотехнике (названия лиц по профессии, деятельности) 2) агентство по продаже недви- жимости (названия разного рода бу- маг, документов, учреждений, пред- приятий) 3) работа по укреплению произ- водственной дисциплины, комиссия по ликвидации последствий земле- трясения (названия какого-либо вида деятельности, в конструкции с от- глагольным существительным) |
l Ошибки в унификации падежных форм:
Дошкольное образовательное учреждение обязуется гаранти- ровать ребенку:
– обеспечение охраны жизни (сущ. ср. рода, совпадающие формы именительного и винительного падежей);
– развитие его творческих способностей и интересов (то же самое);
– коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.
l Использование родительного падежа после предлога со- гласно:
ГДОУ обязуется осуществлять лечебно-профилактические ме- роприятия согласно оздоровительной программы.
ГДОУ обязуется осуществлять медицинское обслуживание в
соответствии с договором поликлиники и штатного расписания (смешанное использование творительного и родительного падежей). Использование в качестве однородных членов слов раз- личных частей речи (смешение форм именного и глагольного пе-
речисления):
Законный представитель имеет право оказывать ГДОУ по- сильную помощь в реализации задач: оздоровление, экологическое
воспитание, укрепление материально-технической базы, участво-
вать в благоустройстве детского сада.
Неправильное употребление личных и безличных конст- рукций:
а) Отсутствие сотрудника на рабочем месте будет наказано штрафом (прав.: Отсутствующий сотрудник будет оштрафован);
б) Помимо высказанных директором замечаний, указывалось на недопустимость нарушения установленных законов (прав.: Ди-
ректор сделал ряд замечаний, в частности, указал на недопусти-
мость нарушения установленных законов).
Постановка при разноуправляющих предикатах – глаголах и именах общей управляемой группы:
а) Данный приказ касается заведующих и начальников отде- лов (заведующие чем? начальники чего?);
б) Необходимо срочно собраться всем управляющим и дирек- торам заводов (управляющие чем? директора чего?).
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте особенности русской и зарубежной школ делового письма.
2. Как проявляются правила этикета в практике делового письма?
3. Дайте определение понятия культура официальной пере- писки.
4. Перечислите виды и типы языковых нарушений в текстах официально-делового стиля.
Тестовые задания
1. Практика западной и американской деловой переписки предусматривает…
а) МЫ-подход; б) Я-подход; | в) Мы-подход и Я-подход. |
2. В приведенных предложениях нет избыточного использо- вания отглагольных существительных.
а) Особое внимание на фабрике уделяется необходимости в кратчайшие сроки освоить новое оборудование.
б) Рабочие завода выражают полную уверенность, что им уда- стся добиться своевременного выполнения заказа.
в) Завод завершает освоение новой модели трактора.
г) Для включения сигнализации необходимо произвести по- вертывание рычага.
3. Ошибка в употреблении устойчивого словосочетания до- пущена в предложениях.
а) Отношения России и Германии всегда играли важную роль в жизни обоих народов.
б) Особое место должно быть уделено проведению мероприя- тий, направленных на защиту атомных станций от аварий.
в) Сейчас важно осознать то место, которое заняла церковь в жизни общества.
г) Стабилизация зоны Севера играет ключевое значение для Российской Федерации.
4. Лексическая сочетаемость нарушена в предложении. а) Придется ещѐ раз пересчитать все данные.
б) Был провозглашѐн приговор суда.
в) Он дал мне заимообразно … рублей.
г) Он отказал мне под благовидным предлогом.
5. Предложения содержат ошибки в употреблении производ- ного предлога.
а) Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления.
б) В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы.
в) Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в тече- ние определѐнного периода.
г) В соответствии с действующим законодательством авторам изобретений могут быть присвоены почѐтные звания.
6. Административный речевой этикет нарушен в предложе- ниях.
а) Направляем Вам откорректированный вариант проекта но- вого положения. Просим рассмотреть и утвердить.
б) Просим Вас прислать проект Устава фирмы.
в) Институт просит предоставить Ваши экспонаты для выставки. г) Обращаюсь к Вам с убедительной просьбой прислать сроч-
но необходимую документацию.
7. Допущена ошибка. Заявление подано от … а) Константина Живаго (Живаго);
б) Натальи Седых (Седых); в) Антонины Венда (Венда);
г) Олега Мицкевич (Мицкевич).
8. Отметьте случаи ненормативного употребления фразеоло- гизмов.
а) Социальное страхование в области в настоящий момент на- ходится ниже всякой критики.
б) Умение смотреть в глаза фактам приходит с опытом, с уве- ренностью в своих силах.
в) Мастер не раз уверял собрание, что сделает всѐ по силе воз- можности, однако порядки остались прежними.
г) Каждый нарушитель должен усвоить, что ему не сойдет с рук даже малейшее отступление от устава и закона.
Контрольные задания
1. Отредактируйте фрагменты заявлений, используя языковые конструкции из таблицы.
Образец.В связи с тем что я должен срочно уехать в Москву... – В связи со срочным отъездом в Москву...
Типичные языковые конструкции заявления
Конструкция | Пример употребления |
Ввиду (чего) | Ввиду срочного отъезда из города |
В силу (чего) | В силу отсутствия средств |
Вследствие (чего) | Вследствие изменения расписания |
За неимением (чего) | За неимением средств на покупку аппара- |
По причине (чего) | По причине болезни |
Согласно (чему) | Согласно утвержденному плану |
В связи с (чем) | В связи с отсутствием |
Благодаря (чему) | Благодаря помощи коллег |
За недостатком (чего) | За недостатком средств |
Вариант I
В силу того что у меня нет достаточного количества денег… Вследствие того что изменилось расписание движения поездов… Вариант II
Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолет… Так как я болел в течение целого семестра…
Вариант III
Вследствие того что я опоздал на вокзал…
Поскольку расписание движения поездов было изменено…
2. Составьте предложения, характерные для официально- делового стиля, используя каждый из следующих отыменных предлогов:
Вариант I.В целях, в части, в связи, во избежание.
Вариант II.В отношении, на предмет, в соответствии, на осно- вании.
Вариант III.В силу, по линии, в течение, в счѐт.
3. Прочитайте предложения и отредактируйте их.
Образец.Организация и участие в избирательной кампании финансируется средствами самого депутата. – Организация (че- го?) избирательной кампании и участие (в чем?) в ней финансиру- ется средствами самого депутата.
Вариант I.Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспирантами.
Необходимо организовать помощь и сотрудничество научно- исследовательских институтов.
Целью данной организации является выявление и указание на нарушения в работе предприятий.
Вариант II.Первостепенной задачей является корректировка и наблюдение за развитием передовых технологий.
Запрещается приносить в компьютерный класс и пользоваться по- сторонними носителями информации (дискеты, компакт-диски и т. д.). Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышени-
ем тарифов и ужесточением условий страхования.
Вариант III.Перевозчик не возмещает и не несет ответствен- ности за повреждения, вызванные стихийными бедствиями.
Разработка и презентация новой упаковки продукции финанси- руется производителем.
Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выяв- ленные случаи нарушения установленных правил.
4. Раскройте скобки, употребив данные в них слова в нужном падеже. Составьте с ними предложения.
Вариант I.Заведующий (лаборатория); благодаря (умелое руко- водство); вопреки (требования).
Вариант II.Руководитель (филиал); заведующий (кафедра); руководство (предприятие).
Вариант III.Согласно (приказ); управляющий (отдел); куриро- вать (аспиранты).
5. Прочитайте предложения, найдите ошибки в управлении. Отре- дактируйте предложения.
Образец.Должность управляющего клуба является вакантной. – Должность управляющего (чем?) клубом является вакантной.
Вариант I.Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета.
Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэро- порта был восстановлен.
Пассажир должен удостовериться в агентстве о времени и месте от- правления.
Вариант II.Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.
Согласно приказа ректора университет переходит на шестиднев- ную форму обучения.
Управляющий производства отклонил данное предложение.
Вариант III.В случае нарушения данной инструкции уча- щийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего лаборатории.
Вследствие изменению расписания движение поездов было приос- тановлено.
В обязанности заведующего отдела входит своевременная подго- товка финансового отчѐта.
Практическое занятие № 7