Ставровуни. Видишь там, на горе
возвышается крест...
«...под ним десяток солдат, повиси-ка на нем, а когда надоест, возвращайся назад...» Песню «Наути-луса Помпилиуса» на стихи Ильи Кормильцева вы, возможно, уже и не помните, но кипрский монастырь «Ставровуни» примерно так и переводится. Гора Креста. Того самого, животворящего, что нашла в Иерусалиме мать римского императора Константи-на Великого равноапостольная Елена. Именно она, принявшая христианство раньше своего отпрыска-язычника, по преданию, повелела заложить здесь, на вершине местной горы Олимп обитель для мона-хов. Год на дворе был 327-й от Рождества Христова.
Легенда гласит, что мать-императрица плыла морем из Святой Земли в Вечный город, но буря вынудила корабль причалить к острову Афродиты. Где-то около нынешнего Лимасола. Якобы явивший-ся Святой Елене ангел повелел уже уверовавшей женщине основать на Кипре монастырь и пять церк-вей, но главное – оставить на месте часть креста «благоразумного разбойника». Именно так называли казненного Иисуса тогдашние римляне, распявшие Сына Божьего на Голгофе вместе с двумя настоящи-ми преступниками.
Сойдя на берег, та самая Елена обнаружила...
пропажу. Частичка животворящего креста с воткнутым
в него одним из гвоздей, пронзивших тело Христа, ис-чезла бесследно, но стоило матери императора взой-ти на Олимп, как щепочка повисла над ее головой прямо в воздухе. Большего знака с небес и не требо-валось. Гора Креста – так гора Креста, Ставровуни!
Уцелеть именно в качестве христианской святы-ни, однако, на таком проходном дворе цивилизаций, как Кипр, было непросто. В 1426-м монастырь был разрушен египтянами-мамелюками, а сама частичка Креста была похищена, но чудом Божьего промысла САМА вернулась на место. Потом, до захвата остро-ва турками здесь служили католики, с 1571-го в офи-циально заброшенном заведении селились лишь редкие монахи-отшельники. в 1888-м здание сгорело дотла, после чего восстало из пепла уже как право-славная обитель.
На месте ли щепочка с гвоздем, достоверно ни-кому не известно, но дух святости пронзает не толь-ко пространство, но и время. Киприоты верят, что однажды вновь увидят его воочию, ибо оно точно здесь. Просто не каждому дано увидеть. Разве что Сердцем?
Агрос
Несси Бич
Церковь святого Лазаря в храме в Ларнаке
Мечеть Николая Угодника в турецкой части Никосии
Фамагуста – кипрский «Чернобыль»
Мост Элиас
Замок Отелло в Фамагусте
Античное кладбище в Пафосе
Аполлон Хилатский
Хала Султан-текке
ФрескаКупальня Афродиты
Айя Напа
Деревушка Фикарду
Киккос
Легендарная гостиница Беренгария
Гирне. Город с отъехавшей мэрией
Протарас
Петру ту Ромиу
В Церкви
Храм в деревушке Менико
Ставровуни
«Семья Птичкиных в Гордеево прижилась, но вела себя бо-лее чем странно. Скрытно. Знакомства они ни с кем не завели, с просьбами не обращались, на приветствия сухо кивали, избегая лишних расспросов, словом – игнорировали добрую сельскую традицию жить одной дружной семьей. Этот факт не мог остать-ся незамеченным. По Гордеево поползли слухи. Как водится, тут только дай пищу для фантазии. Птичкиных сначала заподозрили
в намерении скрыться от правосудия. Эта версия не выдержала и двух дней, потому что Володя, участковый, уж точно бы пред-принял меры. Репутация сотрудника милиции была настолько высока, что даже не подлежала сомнению. Сельчане устыдились и тут же придумали другой вариант. Решили, что у Птичкиных – смертельная болезнь, которая передается воздушно-капельным путем. Это больше походило на правду и хоть как-то оправдыва-ло нелюдимость Птичкиных. Те, что уверовали больше других, даже купили в аптеке марлевые повязки и ходили так по ули-цам. Правда, недолго, потому что неудобно. Истину же не узнал никто, что еще больше распалило желание докопаться до сути. Несколько дней Гордеево жило не сериальным «мылом», а соб-ственным детективом. Население гудело, как пчелы в улье...»
Читайте в следующем номере повесть Алефтины Маматовой «А пес его знает...»
У сотрудницы нашей редакционной коллегии Светланы Трема-совой в московском издательстве «Ридеро» вышла книга «Рыб-ный день», которая включает в себя рассказы, написанные как в последнее время, так и в ранний период творчества писательни-цы («Русалка», «Рыбный день», «Колыбельная, «Искусство дер-жать зонт» и др.).