Купальня Афродиты. Рецепт Конька-горбунка
Один из новогреческих мифов, на которых стоит русский человек , перевозящий сюда род-ственников на ПМЖ – то, что на Кипре ЛЮБОЙ молодеет сразу на десять лет. Это так и... не так одновременно.
Во- первых, не любой: рецепт Конька-горбунка, как мы все помним, закончился для пожилого царя тем, что представитель предыдущего поколения отечественных руководителей печальным образом «бух в котел – и там сварился». Во-вторых, не сра-
134 Литеrrа Nova
Сергей МУЛИН
зу, а только после того, как соискатель природной красоты окунет свое тело в купальню Афродиты. Сразу предупреждаем, что вода там всегда холод-ная.
В принципе, на этом строится всякая процеду-ра закаливания организма, но у источника богини есть своя история, может, даже не вполне пристой-ная для нынешних православных. Согласно леген-де, будущая римская Венера встречалась здесь, на полуострове Акамас, со своим любовником Адонисом. Законным супругом, если кто забыл, у нее был бог огня Гефест, он же Вулкан – тот самый трудяга-кузнец, что прозевал кражу пламени тита-ном Прометеем. Плохо следил он и за благоверной женой.
Здесь в тени фигового дерева посреди густых зарослей папоротника (привет нашему празднику Ивана Купалы?) не слишком молодая уже Афро-дита и предавалась неге на малой исторической Родине, отдыхая от жара мужниной мастерской. За купанием у естественного грота в ручье и застал
ее сын кипрского царя, юный Адонис. Пламя под-ростковой страсти, адресованное не ей, так раз-гневало богиню охоты Артемиду, она же Диана, что наследник трона так и не дожил до момента пре-емничества.
Из его крови выросли первые в истории чело-вечества розы, а политые слезами бессмертной богини над бренным телом наложника, из земле взошли анемоны. Цветы, редкие в нашей полосе, поэтому взглянуть на них стоит хотя бы на Кипре. Из-за стресса у Афродиты вокруг высохли все ру-чьи и завяла вся трава, посему по просьбе мест-ного населения Зевс-Юпитер разрешил на восемь месяцев в году отпускать любовника из Царства мертвых, а на зиму – оставшиеся четыре – все же проводить по месту прописки. Примерно так же те-перь делают отечественные кипрские резиденты, выглядящие на десять лет моложе своих сопле-менников в России.
А все почему? Потому что вовремя окунулись с головой в чужую женскую баню.
Мост Элиас. Ария венецианского...
Моста
Если Вы душой все еще на Венецианском кар-навале , а телом уже на Кипре, не расстраивайтесь! Следы именно этой цивилизации «мостов над во-дами» без особых проблем находятся и на остро-ве Афродиты. Все просто: с 1489 по 1571 годы наш проходной двор находился под владычеством до-жей и более-менее исправно платил налоги в казну этой республики.
На Руси-матушке в то время великий князь мо-сковский Иван Третий только-только растоптал хан-скую басму, шел первый век без татаро-монгольского ига, кончившийся, как известно, Грозным и Смутным
временем. Проще говоря, шла замена одной вос-точной деспотии на другую – иное в Европе. Мост Элиас на полпути между Никосией и Пафосом, на-пример, возник как стоянка для купцов и перегон-щиков... верблюдов. В Турции на этом месте не-пременно возвели бы очередной караван-сарай, а венецианские гости предпочитали отдыхать у воды в тени олив.
Река, кстати, летом пересыхает, так что не от-кладывайте паломничество до пляжного высокого сезона, если хотите послушать журчание воды под каменной кладкой . Примерно в километре от пер-вого моста есть и указатель на второй – Келефос. Автомобильной дороги к нему нет, но пешеходный забег минут на 40 по силам наследникам Ермака Тимофеевича, правда?
Пока наследники Византии обустраивали в Кремле свой «Третий Рим», островная торговая флотоводческая республика строила свои памят-ники повсеместно, где ступала нога венецианского купца. Не обязательно еврея Шейлока, как у Шек-спира, главное – профессионального налаживателя коммуникаций . Мост облегчал дорогу меди с горной гряды Тродос, ныне славной преимущественно пра-вославными монастырями, в пафосский порт.
Скажем «спасибо», что венецианцы поставили мосты на века и на совесть. И тогдашние Березов-ские не возводили ненадежных систем. Человече-ский гений все же сильнее времени. Так что ищите на карте деревню Фиони – и не заблудитесь.
Несси-бич
Пора, пора, друзья, перебираться поближе к пляжу, тем более, что на Кипре одно название не-которых – «Нисси бич», например – может спод-вигнуть на целые филологические изыскания. По-нятно , что английское beach (да даже пресловутое bitch, «сучка») не имеет ничего общего с русским БИЧом, по-советски выражаясь бывшим интелли-гентным человеком. И публика на одном из самых приятных закоулков Айя-Напы самая что ни на есть приятная...
С другой стороны, где еще вы встретите мир-но пасущихся рядом с детьми пеликанов? Тут даже черные камни на дне под прозрачнейшей водой на-поминают силуэты этих диковинных для наших ши-рот птиц. Какое юное сердце не вздрогнет от жало-сти, если родители расскажут отпрыску, как кормят детей из мешка под клювом заботливые пернатые.
И как мало их в сущности осталось на свете. Свозите ребенка и на страусиную ферму под
Никосией – не занимайте одноименную позицию! Объясните, в конце концов, что первая часть фа-милии ныне всемирно известного экс-директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана именно так и переводится (про то, что вторая половина с немецкого означает жаргонное название «тюрем-
№3(10) 2017 135
Вокруг света
ной камеры» можете опустить – пощадите самолю-бие любвеобильного француза).
В конце концов – успокойте себя сами, что «Нис-си» и «Несси» лишь звучат похожим образом – и со дна Средиземного моря никакое лох-несское чудо-вище не всплывет. А что еще нужно для отдыха под ласковым солнышком? Покой и воля!
Петру ту Ромиу
Приезжие из России обычно не фиксируются на деталях: на пляж Афродиты под Пафосом приезжа-ют все, три раза оплыть вокруг камня, загадав жела-ние, пытаются многие, – не всем хватает здоровья,
– а вот почему он называется Петру ту Ромиу не бе-рет в голову почти никто... Казалось бы, причем тут богиня любви и красоты?
Оказывается, увы, почти не причем. Разве что косвенно: «камень Ромиу» – памятник безответной, неразделенной страсти – более того, и одноименный герой кипрского эпоса, якобы метнувший его в мор-ских чудищ, чтоб отогнать их от берега, сам свечку не держал...
Да-да, «петр» по-гречески именно камень. Не случайно Иисус Христос сказал трижды отрекшему-ся от него апостолу, будущему первому папе Римско-му: «Ты – камень, на котором я воздвигну Церковь свою». Сказал, правда, по-арамейски, что и пока-зано в «Passion» доброго католика Мела Гибсона, лучшей рецензией на фильм которого стали слова Иоанна Павла II: «Все так и было». Пардон за длин-ное отступление, просто оно позволяет снять глянец с истории.
В действительности роман с камнем на пляже Афродиты был у третьего персонажа местного эпоса Дигениса, который возжелал любви тогдашней цари-цы Пафоса Реганы. Той, видите ли, живя у самого си-него моря, не хватало воды – и капризная примадон-на потребовала за свою любовь: раздвинь, говорит, скалы Тродоса и пусти в долину потоки горных рек...
Сказано – сделано! Оказалось, продинамила глупая и злая женщина нашего героя. Ну, тот натурально и метнул камень, как заканчиваются кипрские сказки, «там и лежит до сих пор».
Разве древнеримская богиня Венера (греческая Афродита) в этом виновата? Лишь отчасти: она ведь жила замужем за Вулканом (Гефестом), а гуляла с Марсом (богом войны Аресом)... О, женщины, вам имя вероломство! Поскреби любой камень – хоть зубной у стоматолога – такое вскрывается.