Замок Отелло. Мавр сделал свое дело

В Венеции, чьей провинцией в ХVI веке был и Кипр, вам непременно покажут палаццо Кантарини-Фазан в самом устье Большого канала – и скажут, что это дом Дездемоны. Наиболее продвинутые в русской словесности еще и прочтут псевдо-диалог дочери с батюшкой, начинающийся «Мочилась ли ты на ночь...» и заканчивающийся фразой «О, горе мне, с утра я чаю пОпил!» На самом деле, конечно, жалеть надо собственно жену наместника и осма-тривать замок Отелло в Фамагусте.

После войны 1974 года «зеленая линия», разде-лившая греков и турок по живому, прошла ровно по-середине некогда цветущего портового мегаполиса, превратив его в город-призрак. Но если вам посчаст-ливится – напроситесь на осмотр венецианской кре-пости. Похожая, правда, есть и в Лимасоле, но зна-токи Вильяма нашего Шекспира настаивают: искомый порт на Кипре – именно Фамагуста. Альков, где Отел-ло задушил Дездемону, не сохранился, однако место трагедии хранит свою энергетику и через века.

А был ли мальчик? Да и девочка тоже была. Не-кто Кристофор Моро темный лицом схоронил здесь жену-итальянку, как было официально объявлено, не отличавшуюся крепким здоровьем. Кстати, и смерть

в Кремле Надежды Аллилуевой при схожих обстоя-тельствах не была де-юре результатом пистолетного выстрела. В отличие от шекспировских хроник ре-альный прототип героя «Отелло», правда, не стал кончать жизнь самоубийством, а просто вернулся в метрополию уже холостым. Или вдовым? Короче, уже свободным человеком.

Что касается нравов того дикого времени, кличка «мавр» на освобожденном от арабов крестоносцами острове была не столько указанием на националь-ность предполагаемого «Отелло», сколько аналогом русского «чучмека» или «чернож...го». Выкрестов не-долюбливали не одни только православные. Проще говоря – клеймо стало продуктом личной неприязни и... зависти. Кого-кого? Яго. С ударением хоть на первый слог, хоть на последний.

Ларнака. Вторая жизнь Лазаря

Моисеевича. Не Кагановича

Отчество воскрешенного Иисусом Христом из мертвых Лазаря достоверно не известно: в народе Израилевом они вообще не слишком приняты, но по-скольку все евреи, ведомые пророком Моисеем из Египта, к тому времени давно взошли в Землю Обе-тованную, будем считать, что все они – такие же Мои-сеевичи, как мы Рюриковичи. Для москвичей это ИО знакомо хотя бы по станции метро «Охотный ряд», когда-то носившей имя Л. М. Кагановича, впрочем, как и вся нынешняя подземка им. Владимира Ильича Ленина. Да-да, последний кремлевский старец, про-рывший едва ли не своим стальным носом столич-ный underground, носил имя библейского старца до самой своей смерти в 1991-м. Его еще прижизненное интервью журналисту Андрею Караулову «Независи-мая газета» напечатала незадолго до краха СССР.

Казалось бы, при чем тут Кипр? А вот причем! Святые мощи скончавшегося вторично того, первого Лазаря Вы может найти в Ларнаке, в православном кафедральном соборе города. Византийская по ар-хитектуре церковь с нужной Вам гробницей – глав-ная достопримечательность для христианских па-ломников, прилетающих на остров Афродиты через главные воздушные ворота республики. Поскольку это и самый древний порт на юго-востоке, именно его выбрал местом своего служения Богу на Кипре приплывший сюда морем из Иудеи архиепископ.

Не знаю, какая метаморфоза Вам представля-ется более величественной – из Савла в Павла или воскрешение из мертвых? – в зависимости от ответа на этот вопрос нужно ехать либо в Грецию, либо в Ларнаку. Если Вы ждете второго пришествия и на-деетесь на жизнь вечную, вам – сюда.

Горы Луковы

Если в Греции все есть, как учит нас персонаж из советского фильма «Свадьба» по Чехову, то есть оно и на Кипре. Даже самая большая гора острова Афродиты называется вполне себе по-эллински...

Олимпус. 1952 метра над уровнем Средиземного моря, конечно, почти на километр ниже оригинала (2917 м), но по святости ничуть не уступит.

Гряда Тродос – православное сердце республи-ки. Олимпийские боги античности, возможно, здесь

126 Литеrrа Nova

Сергей МУЛИН

Замок Отелло. Мавр сделал свое дело - student2.ru

даже не ночевали, но место более чем намоленное. Если греки возят всех интуристов в Метеоры с ночев-кой в Каламбаке, где в воздухе над мирно спящим городком словно парят монастыри отшельников на горных вершинах, то киприоты показывают гостям прежде всего основанный аж в 1100 году Киккос.

Именно сюда должен был 7 октября заехать по-молиться в день рождения Владимира Путина и гибе-ли Анны Политковской Дмитрий Медведев со своей женой Светланой. Из Пафоса и Лимасола, правда, ближе, чем из столицы – Никосии. Может, поэтому к иконе Пресвятой Богородицы, писанной рукой апо-стола Луки, наш царь за сутки на острове так и не успел приложиться?

Что ж, у простых смертных, самостоятельно рас-поряжающихся своим временем, подчас больше шансов собственноглазно лицезреть чудо. Еван-гелист, конечно, писал Марию не на Кипре, зато с натуры. Сильнее эффект только от Спаса Нерукот-ворного в приделе римского собора Сан-Джованни-ин-Латерано, к которому ведет «скала санта» («свя-тая лестница») из дворца Ирода в Иерусалиме с кровью Спасителя на ступенях.

Вам надо на кого-нибудь молиться? Подсказы-ваю адрес: горная гряда Тродос, монастырь Киккос, XII век.

Наши рекомендации