Диагностическая игра «Часть и целое».
Материал:три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов
Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет.
Вопросы и задания:
- Сосчитай количество частей «Группы игрушек».
- Сколько их? (Три.)
- Какие это части? (Первая часть - куклы, вторая часть - мишки, третья - машины.)
- Посчитай количество игрушек каждой части.
- Чего больше?
- Значит, какая часть больше?
- В какой части игрушек меньше?
- Что можно сказать об этой части игрушек? (Она самая маленькая.)
Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм.
Критерии оценки:
4 балла –ребенок «читает» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.
3 балла -ребенок с небольшой помощью воспитателя «читает» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания отражает в речи.
2 балла –ребенок с помощью воспитателя выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может «расшифровать» условные обозначения. Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер. С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.
1 балл –ребенок неуверенно выполняет действия в заданной последовательности даже после помощи воспитателя или не справляется совсем. В деятельности пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет. Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий.
Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности
1. Умение анализировать постройку по схеме:
Материал: схема постройки.
Задания:
- Какая деталь лежит в основании постройки?
- Какая деталь поставлена на основание?
- Что находится на верху постройки?
2. Уровень развития способности различать и называть строительные детали:
Материал: строительные детали – куб, пластина, кирпичик, брусок, треугольная призма, цилиндр, конус.
Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их, объясняя конструктивные свойства (устойчивость, форма, величина).
3. Уровень развития умения строить разные конструкции по рисунку:
Материал: строительные наборы, рисунки зданий.
Задание:
Коллективное конструирование «Построим город».
Постройка по образцам, каждый ребенок выбирает, что будет строить и где будет находиться его постройка.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями.
3 балла –ребенок самостоятельно справляется с заданиями с небольшой помощью воспитателя.
2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью воспитателя или со второй попытки.
1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.
Образовательная область «Познавательное развитие» (диагностическая карта) №1
Воспитатели____________________________________________________________________________________________________Учебный год_____________________
Диагностика знаний, умений и навыков детей старшей группы №_____________________________________________________Дата_____________________
№ | Ф.И.ребёнка | Раздел«Формирование целостной картины мира» | ||||||||||||||||||
Расширение кругозора. Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Итог | ||||||||||||||||||
Предметный мир | Транспорт | Труд | Символика | Растительный мир | Животный мир | Природные. явления | Эколог.зависимости,связи и взаимодействия человека с природой: | |||||||||||||
Итог: | 4- 3- 2- 1- | 4- 3- 2- 1- |
Образовательная область «Познавательное развитие» (диагностическая карта) №2
Воспитатели_______________________________________________________________________________________________________Учебный год_____________________
Диагностика знаний, умений и навыков детей старшей группы №___________________________________________________________________Дата___________________
№ | Ф.И.ребёнка | «Формирование элементарных математических представлений» | Развитие (конструктивной) деятельности | ||||||||||||||||||||||
Уровень знаний о количество, счет в пределах 20 | Уровень знаний детей о величине | Уровень знаний детей о форме | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Формирование логики | Умение соотносить конструкцию предмета с его назначением: | Уровень развития умения строить разные конструкции по рисунку и словесной инструкции воспитателя | итог | |||||||||||||||||
Итог: | 4- 3- 2- 1- | 4- 3- 2- 1- | |||||||||||||||||||||||
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Уровень сформированности словаря:
А) Дидактическая игра «Что может быть…?».
Задание:
- Ребенку предложить ответить на вопросы: «Что может быть, например, белым?» (снег, мел, сахар, ромашка, лист бумаги и т.д.); зеленым (трава, листья, платье, арбуз, яблоко); красивым (человек, платье, картина, букет); далеким (космос, планета, город, лес…).
Б) Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Задание:
- Я тебе буду говорить слова, а ты мне другие слова – слова – наоборот. Например: день-ночь.
Слабый -… (сильный), пасмурно - … (солнечно), хороший -… (плохой), утро - … (вечер), улыбаться - … (плакать), весело - … (грустно), сидеть - … (стоять).
Критерии оценки:
4 балла –ребенок самостоятельно отвечает на все вопросы воспитателя.
3 балла –ребенок отвечает на все вопросы воспитателя, но с небольшой помощью взрослого.
2 балла –ребенок отвечает на все вопросы, но дает односложные ответы и только с помощью воспитателя.
1 балл –ребенок не может дать ответа на большинство вопросов, не понимает задание.
2. Уровень сформированности звуковой культуры речи:
А) Дидактическая игра «Определи место звука в слове». (Приложение 28)
Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).
Задание:
- Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.
- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине, а в конце слова).
Б) Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком».
Задание:
- Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].
- Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова.
Критерии оценки:
4 балла - ребенок самостоятельно без ошибок определяет место звука в слове.
3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове, но иногда неуверенно.
2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.
1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок.
3. Уровень сформированности грамматического строя речи:
А) Упражнение «Какой? Какая? Какое?» (Приложение 29)
Материал: предметные картинки - лимон, яблоко, елка и др.
Задание:
Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы:
Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)
Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)
Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)
Б) Игра «Как сказать по-другому?»
Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:
1. Метель (вьюга, буран, пурга).
2. Смешной (забавный, потешный, комичный).
3. Грустный (невеселый, печальный).
4. Торопиться (спешить).
Критерии оценки:
4 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным более 3 прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.
3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.
2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.
1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам.
В) Дидактическое упражнение «Придумай слово».
Задание:
- В какую посуду насыпают сахар? (сахарницу)
- Куда можно положить хлеб? (хлебницу)
- Куда можно положить масло? (масленку)
- Куда правильно насыпать соль? (в солонку)
- Если человек воспитывает, то он работает…? (воспитателем)
- А если учит…? (учителем)
- А если строит…? (строителем).
Критерии оценки:
4 балла - ребенок без затруднений подбирает подходящие по смыслу слова.
3 балла - ребенок с некоторыми затруднениями, но правильно, подбирает новые слова.
2 балла - ребенок затрудняется в подборе слов. В словообразовании требуется дополнительная инструкция (примеры) воспитателя.
1 балл - ребенок не может подобрать правильно слова к заданиям.
Г) Дидактическая игра «Продолжи словарный ряд» (однокоренные слова).
Задание:
- Я буду говорить слово, а ты придумай такие слова, но чтобы это слово было в этих словах. Например: речка – речной – речник – реченька.
Лес -… (лесной, лесник, лесовик и др.)
Медведь (медведица, медвежонок, медвежья).
Критерии оценки:
4 балла - ребенок без затруднений подбирает подходящие по смыслу слова.
3 балла - ребенок с некоторыми затруднениями, но правильно, подбирает новые слова.
2 балла - ребенок затрудняется в подборе слов. В словообразовании требуется дополнительная инструкция (примеры) воспитателя.
1 балл - ребенок не может подобрать правильно слова к заданиям.
4. Уровень сформированности связной речи:
А) Составление рассказа по сюжетной картине из серии «Семья». (Приложение 30)
Вопросы по содержанию картинки:
- Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?
- Как можно назвать их вместе, одним словом?
- Назови членов семьи, изображенных на картинке.
- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?
Задание: расскажи по картине, как будто о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.
Б) Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, незнакомое детям.
Критерии оценки:
4 балла — ребенок составляет рассказ о семье по сюжетной картине, употребляя сложные предложения разных видов. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.
3 балла — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта по образцу воспитателя, употребляя сложные предложения разных видов. Последовательно пересказывает литературное произведение с небольшой помощью взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей.
2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.
1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды
5. Художественная литература
1. Дидактическое упражнение «Что это такое: сказка, рассказ, стихотворение или загадка (жанры)».
Материал: литературные произведения по программе.
Задание:
Воспитатель предлагает детям прослушать небольшие литературные произведения и сказать, что это такое: сказка, рассказ, стихотворение или загадка. Например:
- Русская народная сказка «Лиса и кувшин».
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
- Рассказ Л.Толстого «Косточка»:
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
- Стихотворение И.Белоусова «Весенняя гостья»:
Милая певунья,
Ласточка родная.
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»
- Загадка (на выбор педагога).
Критерии оценки:
4 балла –ребенок самостоятельно определяет жанры литературных произведений, может вспомнить название.
3 балла –ребенок самостоятельно определяет жанры литературных произведений, но вспоминает название только с помощью воспитателя.
2 балла –ребенок определяет жанры только с помощью и наводящими подсказками воспитателя.
1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после помощи воспитателя.
2. Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворение, считалку, загадку».
Задание:
Воспитатель просит ребенка прочитать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Критерии оценки:
4 балла –ребенок самостоятельно и выразительно читает наизусть 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
3 балла –ребенок выразительно читает наизусть 1 стихотворение, 1 считалку, 1 загадку с небольшой словесной помощью воспитателя – напоминание названия, или начало.
2 балла –ребенок может рассказать или 1 стихотворение, или 1 считалку, или 1 загадку.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.