Почему является и произведением ораторского искусства?

Содержание «Слова» и его идея.

Краткое содержание.

Слово о полку Игореве” имеет традиционную для древнерусской литературы композицию (построение): зачин, основная часть, здравица в честь правителей.
В развернутом зачине “Слова...” автор излагает свою точку зрения на описываемые им события. Он намерен рассказать о походе Игоря без прикрас, “по былинам своего времени”. Боян (народный певец) же, если хотел кому песню сложить, то не следовал былинам, а “растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”, вел свое повествование очень поэтически, образно. “Боян... не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал, они же сами провозглашали славу князьям”.
Начинается поход с грозного предзнаменования (солнечного затмения 1 мая 1185 года). Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него все воины тьмою покрыты. Но князь не внемлет предостережению Неба, говорит своим воинам: “Братия и дружина! Лучше всем убитыми быть, чем плененными...”, он не хочет бесславно дожидаться половцев, сидя дома. “Ум князя уступил страстному желанию” завоевать половецкие земли. “С вами, сыны русские, хочу сложить свою голову, или испить шеломом (шлемом. — Авт.) Дона”. Намерение Игоря одобряет и его брат, “Буй Тур” (мужественный) Всеволод. И сказал брату Всеволод: “Оба мы Святославичи, седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы, оседланы у Курска. А мои куряне — опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, концом копья вскормлены...”. Встретившись с братом, Игорь “вступил в золотое стремя”, т.е. выступил в поход. (Автор упоминает о золотом шлеме, стремени, седле, подчеркивая княжеский титул Игоря.) В пути следования все предвещает князьям поражение: “...свист звериный встал, взбился Див (божество половцев. — Автор), кличет на вершине дерева...” — предупреждает своих о походе русичей. Уже не может быть речи о внезапности нападения, на которую так надеялся Игорь. Хищные птицы, волки, лисицы, предвкушая добычу, стремятся к войску. И рефреном (припевом) звучит фраза: “О Русская земля! Уже ты за (пограничным) холмом!”

Игорево войско ночует в степи, а наутро рассеивает передовые отряды половцев, захватывая богатую добычу и полон. Себе Игорь берет только боевые знаки врагов.

Еще одна ночевка в степи. “Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!” А между тем враги собираются огромными силами напасть на полки Игоря.

С рассветом началось великое побоище. “Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает...” Храбро бьются русичи. “Куда ты, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат поганые головы половецкие...” В лирическом отступлении, которым автор периодически прерывает, повествование, он вспоминает прошлое Руси и родоначальника нынешних князей Ольговичей — Олега Святославича. Описываемая битва длилась два дня, и закончилась полным разгромом русских. И пошел плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора. “Игорь-князь пересел с золотого седла в рабское”, т.е. попал в плен, будучи раненым в руку. Автор показывает, что поражение Игоря оказалось очень тяжелым для всей Русской земли, т.к. оно уничтожило плоды предыдущего победоносного похода на половцев Святослава Киевского.

В ночь гибели полка Игоря Святослав в Киеве видит смутный и тяжелый сон, будто одевают его в черные погребальные одежды, черпают вино синее, черпают пустыми колчанами жемчуг и сыплют ему на грудь, и всю ночь “вороны граяли”. Утром бояре растолковали князю его сон, сообщив о поражении Игоря. И опять возвращается автор к рассуждениям о междоусобицах и международном положении Руси. Святослав произносит “золотое слово”, осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли. Автор страстно призывает князей выступить за землю русскую. В лирическом отступлении он вспоминает первых русских князей, их многочисленные походы на врагов родины и противопоставляет им современное ему несогласие между братьями Рюриком и Давидом в сборах на половцев. Возвращаясь к повествованию об Игоре, автор показывает безмерную скорбь жены князя, Ярославны.

Ярославна обращается к силам природы, прося вернуть ей любимого. Как бы в ответ на мольбу ее “бог путь кажет” Игорю из плена в землю Русскую.

Воспользовавшись относительной свободой, Игорь бежит от половцев. Сама природа помогает ему, указывая дорогу домой и препятствуя его преследователям — Гзаку и Кончаку.
Игорь благополучно возвращается на Русь. Его встречают с почестями. В конце “Слова” традиционная здравица князьям-участникам похода и дружине.

Историческая основа– поход на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.

Нет последовательного рассказа о походе, так как это не летопись, у автора другая цель. Поход для него – повод для раздумья о судьбе Русской земли, для страстного призыва к объединению для защиты Руси.

Призыв русских князей к объединению перед лицом общих врагов – основная идея произведения.

Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами.

“Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

Причину неудачного похода Игоря автор видит не в слабости русских воинов, а в междоусобицах князей.

Композицию «Слова» называют непоследовательной, мозаичной, потому что автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь, затем в Киев, другие русские города.

Условно можно выделить в «Слове» 4 части:

рассказ о походе Игоря,

сон и «Золотое слово» Святослава,

плач Ярославны,

побег Игоря из плена.

«Слово» начинается со вступления, в котором автор определяет свою задачу и манеру изложения событий. Он будет вести рассказ «по былям нашего времени», то есть следуя за действительными событиями.

Далее - рассказ о начале похода Игоря, которое сопровождается зловещими знаками: затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц. Такое описание помогает автору выразить своё отношение к происходящему. Сама природа предупреждает Игоря о возможной трагедии.

Автор не описывает подробно два боя с половцами, так как создаёт не воинскую повесть.

Он прерывает повествование (авторское отступление), вспоминая о других поражениях и о недавней победе киевского князя Святослава, который объединёнными усилиями русских князей победил половцев. Мы видим «вещий сон» Святослава, слышим его «Золотое слово», в котором опять звучит призыв к объединению

Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим князьям того времени.

Вспоминает он и юную жену Игоря – Ярославну. Он приводит слова её плача по мужу и по погибшим воинам. Ответом на её мольбу становится побег Игоря из плена. Дано сказочное описание его побега.

Заканчивается «Слово» возвращением Игоря на родную землю и пением ему славы при въезде в Киев.

Жанр «Слова».

Сам автор называет своё произведение то «словом», то «песнью», то «повестью».

Д.С. Лихачёв считает, что жанровая природа «Слова» неопределённа. В нём сочетаются черты произведения ораторского искусства, воинской повести и устной народной поэзии.

1. Связь с устной народной поэзией наиболее ярко прослеживается в применяемых в «Слове» плачах и прославлениях – славах. Наиболее яркий пример плача – плач Ярославны. Плач – одна из древнейших форм народной поэзии. В плачах часто используется троекратное обращение к силам природы. И Ярославна обращается к ветру, Днепру и солнцу.

Часто встречаются в тексте и славы. «Слово» начинается с упоминания о славах, которые пел Боян. Славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Слава звучит в Киеве, её поют девицы на Дунае.

Связь с народной поэзией ощущается и в изображении людей. Автор гиперболизируетсвоих героев.Так, например, Всеволод буй-тур прыщет на врагов стрелами, гремит о шлёмы мечами. Он уподобляется былинным богатырям.

С народной поэтической традицией связаны яркиесравнения, параллелизмы("Гзак бежит серым волком", "Не буря соколов занесла через поля широкие, галок стада бегут к Дону великому");

символика("4 солнца", "молодые месяцы", "соколы" - князья, "жемчуг" - слезы).

Рефрен"О русская земля, уже за шеломянем еси!" усиливает напряженность повествования. Рефрен "За землю Русскую, за раны Игоревы!" в авторском обращении выражает основную идею произведения.

Рефрены – это повторяющиеся фразы, которые могут быть разделены строками. Но чаще они вводятся в конце строфы. В творчестве поэтов Серебряного века подобные стилистические приемы встречаются довольно часто. В стихотворении «Зимняя ночь» рефреном выступает двустишие «Свеча горела на столе, свеча горела». И этот повтор в произведении Бориса Пастернака выполняет символическую функцию. Строки принадлежат главному герою романа «Доктор Живаго». Персонаж Пастернака однажды, в холодный февральский вечер, увидел в небольшом окне мягкий нежный свет. Позже он написал стихотворение, где свеча является символом тихого счастья и уединения. С помощью этого символа автор передал чувства, которые он испытал, когда вдруг в чужом окне увидел словно частицу недостижимого для него счастья.

Образ Русской земли.

Главный герой поэмы – Русская земля. Ей отдаёт автор свою любовь, сыновнюю преданность и верность. Автор «Слова» первым избрал главным героем произведения Русскую землю, отсюда и нашла своё развитие тема родины в русской литературе. Княжеские дружины для него – «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жёны русские». Русская земля предстаёт в исторической и природной красоте.

Природа родины – живое существо в поэме. Каждый сюжетный ход в поэме сопровождается откликами природы. Она радуется, негодует, ликует, предвещает победу или поражение, никнет от жалости. Она поёт, шепчет, бьёт грозой. Тютчев наследует это авторское понимание мира природы:

Не то, что мните вы природа;

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Вот природа пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище: «кровавые зори свет возвещают», «чёрные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами.

Символичны образы животных, зверей, птиц. После поражения Игоря в бою мы видим Деву Обиду, которая лебедиными крылами расплёскивает синее море. Она символизирует горе, пришедшее на русскую землю. Соколу уподобляется Игорь, бегущий из плена. Сокол символизирует быстроту, силу и благородство. Образ же ветра носит враждебный характер. Ветры веют стрелами на Игоревы полки. Река Донец спасает Игоря, лелеет князя на волнах. Изображая природу, автор часто прибегает к олицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). Животные, деревья, травы, цветы, вся природа щедро наделяются автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло, сочувствовать первому и ненавидеть второе, они предупреждают русских о несчастьях, переживают с ними горе и радости.

Однако Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. жители городов и сел - словом, "внуки Даждьбога". Автор ощущает Русь как огромное живое существо. Поэтому, естественно, основным критерием оценки деятельности князей является участие в судьбе Русской земли, русского народа.

Сон Святослава.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове” . В него вложен призыв ко всем князьям на Руси объединить свои силы.

«Этой ночью с вечера одевают меня, - говорит,

черным покрывалом

на кровати тисовой;

черпают мне синее вино,

с горем смешанное;

сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

и нежат меня …»

… И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
“О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?

…. Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!

Он призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить «за раны Игоревы», прекратить междоусобицы. «Золотое слово» Святослава занимает центральное место в произведении. Этим автор подчеркивает свою приверженность объединительной идее.

Князь Игорь.

Смелость, чувство долга столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.

С одной стороны, автор создает образ эпичес­кого героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени. Привлекатель­ные качества его личности вступают в противоречие с безрассудст­вом и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не ин­дивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к меж­доусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере един­ства Руси как государства.


Актуальность.

Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это - наша история, наши корни.
Русь просторная, многострадальная, противоречивая и бунтарская... Молодые князья, необдуманно положившие на поле брани русских воинов. Междоусобицы, героизм простых людей, понимание своих ошибок актуально для наших дней. Происходят другие события, но ошибки нашего народа прежние.

Но как бы ни была трудна наша дорога, какие бы препятствия не возникали на пути у нашего народа, все равно русский народ победит. Этой надеждой дышит «Слово о полку Игореве», с этой надеждой всегда живет Русь. И как показывает история, надежды всегда сбываются.

Очень важно, что до нашего времени дошло произведение «Слово о полку Игореве», даже не с точки зрения освещения происходивших событий, а с точки зрения искусства, поэзии, ведь только в песне, стихах, музыке можно понять и почувствовать душу человеческую. А русская душа, сама как произведение искусства, и нет ее загадочнее и красивее.

Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху. Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью которых было объединение русских земель, сначала под главенством Киева, а затем и Москвы.

Сейчас государство, складывающееся веками , оказа­лось расколото, в результате чего забываются совместные про­шлые победы и утрачивается возможность братского сотрудни­чества.


Герои «Слова»

Князь Игорь Вдохновитель и руководитель похода, защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование — солнечное затмение — не охлаждает его боевого пыла.
Брат князя Игоря Всеволод Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.
Жена князя Игоря Ярославна Особый светлый образ русской женщины. В целом, этот образ можно рассматривать как символ русской земли, родины, матери, любви. Ее устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Ее обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает плененным бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов — большое личное несчастье.
Святослав Произносит свое «золотое слово». В этом слове живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта — вот отличительные черты этого сильного человека.
Русская земля, Родина Мир родины, общий русский мир показан не мстительным, а добрым. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором очень ярко.

Поэтические особенности

Язык Речь автора обнаруживает его живое отношение к событиям: скорбит о поражении русских воинов, порицает и обличает князей, которые не прислушались к призыву об объединении, переживает о судьбе своей родины, прославляет мощь русского народа.
Художественные приёмы Автор создает живые картины происходящего, пытается создать у читателей нужное настроение. Это можно заметить в описании природы, которая перед походом князя Игоря как бы предвещает трагический исход сражения: вой волков, возбуждающий ужас; клекот орлов, созывающий вереей на трупы; лай лисиц; звериный свист и т. п.
Эпитеты Народнопоэтические, то есть такие, которые чаще встречаются в устной народной поэзии, чем в книжно-письменной речи, например: серый волк, сизый орел, черный ворон и т. п.
Метафоры Часто автор прибегает к метафорическим эпитетам, например: железные полки, золотое слово, живые копья и т. п.
Олицетворение Например: «Уже Пустыня Силу прикрыла! Встала Обида в полках Дажьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыла ми на синем море у Дона». Здесь обида дается в образе девы, которая машет лебедиными крыльями.
Использование символики Например: «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца». Здесь черные тучи — это вражеские полки, а четыре солнца — это четыре русских князя.
Аллитерация (созвучие) Например: «…в пяток потопташа поганые полки половецкие».

Минисочинения.

Задание 8.

Задание 8.

Задание 8.

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь - половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.

Задание 9.

Каково значение сна Святослава и какие сюжет­ные события он отражает?

Сон Святослава — это сон вещий, он предсказы­вает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря. Символическая система сновидения опирается на древ­ние верования славян: жемчужины во сне предвеща­ют скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с кня­жеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждеб­ным силам. Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за­кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев. Наделены символическими смыслами и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.

Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.

Задание 9.

В каких произведениях РУССКОЙ литературы ис­пользуются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?

Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внут­ренний мир героини и предвеща­ет будущие сюжетные события — ссору Онегина с Лен­ским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича — это мечта-воспомина­ние, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку. Сны Раскольникова в «Преступлении и нака­зании» Ф. М. Достоевского, с одной стороны, вплетают­ся в реальность (избиение упавшей лошади на петер­бургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой — носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Расколь­ников не может убить) и своей кошмарностью опровер­гают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.

Задание 9.

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

Сон - это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий сна зашифровать истинный смысл происходящего. Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна. В качестве примеров можно назвать сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого "Война и мир", сон Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Повесть "Гробовщик" у Пушкина полностью строится на приеме сна.

Задание 9.

В каких произведениях русской литературы XX века используется об­раз волка и в чём оригинальность поэтической позиции автора «Слова о полку Игореве»?

Образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено верованиями и представле­ниями народов. Эти образы получили худо­жественное осмысление в литературе. Подтверждение сказанному находим в романе Ч. Айтматова «Плаха». Ав­тор не романтизируетобраз Акбары, но мифологически насыщает его: волчица-мать противостоит человеку, который несёт в природу разруше­ние и смерть.

Образ волка представлен и в повести В. Распутина «Живи и помни». Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека. Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.

В «Слове о полку Игореве», в отличие от названных произведений, звучит мо­тив оборотничества. Сле­довательно, в основе образа волка здесь лежат языческие и мифологические представления.

До пленения новгород-северский князь изображается в человеческом облике (в частности, он произносит речь, обращенную к воинам и дружине, сожалеет о брате, которого обступили половцы, отдает приказание повернуть полки); враги же Игоря, половцы, представлены в птичьем и зверином образе: уподоблены галкам, а их речь – птичьему граю, преграждают поля не щитами, как русичи, а кликом. После пленения и бегства Игоря эта антитезапереворачивается зеркально: Игорь устремляется на Русь в образе горностая, соскакивает с коня в облике волка, летит соколом под облаками. Только на берегу Донца Игорь предстает вновь в образе человеческом: к нему как к князю обращается Донец, и Игорь произносит ответную речь. Вывод Б. М. Волшебная способность духа оборотня покидать телесную оболочку и вновь в нее возвращаться органически входит в рассказ о гибели и воскресении; волшебное путешествие в загробное царство становится символом спасения христианского мира.

Дополнение 31.08.16

Задание 9.

Содержание «Слова» и его идея.

Краткое содержание.

Слово о полку Игореве” имеет традиционную для древнерусской литературы композицию (построение): зачин, основная часть, здравица в честь правителей.
В развернутом зачине “Слова...” автор излагает свою точку зрения на описываемые им события. Он намерен рассказать о походе Игоря без прикрас, “по былинам своего времени”. Боян (народный певец) же, если хотел кому песню сложить, то не следовал былинам, а “растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”, вел свое повествование очень поэтически, образно. “Боян... не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал, они же сами провозглашали славу князьям”.
Начинается поход с грозного предзнаменования (солнечного затмения 1 мая 1185 года). Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него все воины тьмою покрыты. Но князь не внемлет предостережению Неба, говорит своим воинам: “Братия и дружина! Лучше всем убитыми быть, чем плененными...”, он не хочет бесславно дожидаться половцев, сидя дома. “Ум князя уступил страстному желанию” завоевать половецкие земли. “С вами, сыны русские, хочу сложить свою голову, или испить шеломом (шлемом. — Авт.) Дона”. Намерение Игоря одобряет и его брат, “Буй Тур” (мужественный) Всеволод. И сказал брату Всеволод: “Оба мы Святославичи, седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы, оседланы у Курска. А мои куряне — опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, концом копья вскормлены...”. Встретившись с братом, Игорь “вступил в золотое стремя”, т.е. выступил в поход. (Автор упоминает о золотом шлеме, стремени, седле, подчеркивая княжеский титул Игоря.) В пути следования все предвещает князьям поражение: “...свист звериный встал, взбился Див (божество половцев. — Автор), кличет на вершине дерева...” — предупреждает своих о походе русичей. Уже не может быть речи о внезапности нападения, на которую так надеялся Игорь. Хищные птицы, волки, лисицы, предвкушая добычу, стремятся к войску. И рефреном (припевом) звучит фраза: “О Русская земля! Уже ты за (пограничным) холмом!”

Игорево войско ночует в степи, а наутро рассеивает передовые отряды половцев, захватывая богатую добычу и полон. Себе Игорь берет только боевые знаки врагов.

Еще одна ночевка в степи. “Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!” А между тем враги собираются огромными силами напасть на полки Игоря.

С рассветом началось великое побоище. “Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает...” Храбро бьются русичи. “Куда ты, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат поганые головы половецкие...” В лирическом отступлении, которым автор периодически прерывает, повествование, он вспоминает прошлое Руси и родоначальника нынешних князей Ольговичей — Олега Святославича. Описываемая битва длилась два дня, и закончилась полным разгромом русских. И пошел плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора. “Игорь-князь пересел с золотого седла в рабское”, т.е. попал в плен, будучи раненым в руку. Автор показывает, что поражение Игоря оказалось очень тяжелым для всей Русской земли, т.к. оно уничтожило плоды предыдущего победоносного похода на половцев Святослава Киевского.

В ночь гибели полка Игоря Святослав в Киеве видит смутный и тяжелый сон, будто одевают его в черные погребальные одежды, черпают вино синее, черпают пустыми колчанами жемчуг и сыплют ему на грудь, и всю ночь “вороны граяли”. Утром бояре растолковали князю его сон, сообщив о поражении Игоря. И опять возвращается автор к рассуждениям о междоусобицах и международном положении Руси. Святослав произносит “золотое слово”, осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли. Автор страстно призывает князей выступить за землю русскую. В лирическом отступлении он вспоминает первых русских князей, их многочисленные походы на врагов родины и противопоставляет им современное ему несогласие между братьями Рюриком и Давидом в сборах на половцев. Возвращаясь к повествованию об Игоре, автор показывает безмерную скорбь жены князя, Ярославны.

Ярославна обращается к силам природы, прося вернуть ей любимого. Как бы в ответ на мольбу ее “бог путь кажет” Игорю из плена в землю Русскую.

Воспользовавшись относительной свободой, Игорь бежит от половцев. Сама природа помогает ему, указывая дорогу домой и препятствуя его преследователям — Гзаку и Кончаку.
Игорь благополучно возвращается на Русь. Его встречают с почестями. В конце “Слова” традиционная здравица князьям-участникам похода и дружине.

Историческая основа– поход на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.

Нет последовательного рассказа о походе, так как это не летопись, у автора другая цель. Поход для него – повод для раздумья о судьбе Русской земли, для страстного призыва к объединению для защиты Руси.

Призыв русских князей к объединению перед лицом общих врагов – основная идея произведения.

Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами.

“Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

Причину неудачного похода Игоря автор видит не в слабости русских воинов, а в междоусобицах князей.

Композицию «Слова» называют непоследовательной, мозаичной, потому что автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь, затем в Киев, другие русские города.

Условно можно выделить в «Слове» 4 части:

рассказ о походе Игоря,

сон и «Золотое слово» Святослава,

плач Ярославны,

побег Игоря из плена.

«Слово» начинается со вступления, в котором автор определяет свою задачу и манеру изложения событий. Он будет вести рассказ «по былям нашего времени», то есть следуя за действительными событиями.

Далее - рассказ о начале похода Игоря, которое сопровождается зловещими знаками: затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц. Такое описание помогает автору выразить своё отношение к происходящему. Сама природа предупреждает Игоря о возможной трагедии.

Автор не описывает подробно два боя с половцами, так как создаёт не воинскую повесть.

Он прерывает повествование (авторское отступление), вспоминая о других поражениях и о недавней победе киевского князя Святослава, который объединёнными усилиями русских князей победил половцев. Мы видим «вещий сон» Святослава, слышим его «Золотое слово», в котором опять звучит призыв к объединению

Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим князьям того времени.

Вспоминает он и юную жену Игоря – Ярославну. Он приводит слова её плача по мужу и по погибшим воинам. Ответом на её мольбу становится побег Игоря из плена. Дано сказочное описание его побега.

Заканчивается «Слово» возвращением Игоря на родную землю и пением ему славы при въезде в Киев.

Жанр «Слова».

Сам автор называет своё произведение то «словом», то «песнью», то «повестью».

Д.С. Лихачёв считает, что жанровая природа «Слова» неопределённа. В нём сочетаются черты произведения ораторского искусства, воинской повести и устной народной поэзии.

1. Связь с устной народной поэзией наиболее ярко прослеживается в применяемых в «Слове» плачах и прославлениях – славах. Наиболее яркий пример плача – плач Ярославны. Плач – одна из древнейших форм народной поэзии. В плачах часто используется троекратное обращение к силам природы. И Ярославна обращается к ветру, Днепру и солнцу.

Часто встречаются в тексте и славы. «Слово» начинается с упоминания о славах, которые пел Боян. Славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Слава звучит в Киеве, её поют девицы на Дунае.

Связь с народной поэзией ощущается и в изображении людей. Автор гиперболизируетсвоих героев.Так, например, Всеволод буй-тур прыщет на врагов стрелами, гремит о шлёмы мечами. Он уподобляется былинным богатырям.

С народной поэтической традицией связаны яркиесравнения, параллелизмы("Гзак бежит серым волком", "Не буря соколов занесла через поля широкие, галок стада бегут к Дону великому");

символика("4 солнца", "молодые месяцы", "соколы" - князья, "жемчуг" - слезы).

Рефрен"О русская земля, уже за шеломянем еси!" усиливает напряженность повествования. Рефрен "За землю Русскую, за раны Игоревы!" в авторском обращении выражает основную идею произведения.

Рефрены – это повторяющиеся фразы, которые могут быть разделены строками. Но чаще они вводятся в конце строфы. В творчестве поэтов Серебряного века подобные стилистические приемы встречаются довольно часто. В стихотворении «Зимняя ночь» рефреном выступает двустишие «Свеча горела на столе, свеча горела». И этот повтор в произведении Бориса Пастернака выполняет символическую функцию. Строки принадлежат главному герою романа «Доктор Живаго». Персона

Наши рекомендации