Начало, завершение и развертывание речи
В ораторских выступлениях выделяется три структурные части: вступление, основная часть, заключение. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.
Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Оно должно завершить логический круг, закруглить речь, т.е. связать с началом. Последние слова должны мобилизовать слушателей, призывать их к активной деятельности.
Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Продумывая структуру главной части, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы и ораторские приемы будет использовать.
Основные методы преподнесения материала:
· Индуктивный – изложение материала от частного к общему; часто используется в агитационных выступлениях.
· Дедуктивный – от общего к частному; выступления пропагандистского характера.
· Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов с тем, что хорошо известно слушателям.
· Концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.
· Ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим.
· Исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
Обязательным является соблюдение логической последовательности в изложении материала.
К недостаткам выступления относится перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем, шаблонное (трафаретное) построение речи.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.
2. Расскажите об основных факторах, влияющих на установление контакта между оратором и слушателями.
3. Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи.
4. Что такое структура речи? Дайте характеристику ее основных элементов.
5. Какие методы изложения материала вы знаете?
Блок контроля
Кроссворд
По горизонтали:
1. Кратко сформулированные основные положения доклада.
3. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (или ослабление) производимого впечатления.
7. Научный труд, посвященный изучению одной темы.
8. Формы мышления, не воплощенные в слове.
11. Разговор двух.
14. Лингвист, с чьим именем связана попытка определить специфику стилей языка и стилей речи.
16. Хвалебная речь.
19. Жанр устной речи.
21. Краткий очерк.
23. Документ, фиксирующий ход обсуждения и принятия решений на собраниях, заседаниях коллегиальных органов.
24. Главное свойство человеческого языка, отличающее его от других средств общения.
25. Разговор многих.
26. Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков.
29. Высшая форма общенародного языка, язык – образец.
30. Обсуждение чего-либо.
33. Форма языка, обусловленная спецификой профессии.
34. Типовой способ построения речи.
36. Минимальная произносительная единица речи.
38. Намеренное нарушение логических связей в целях комизма.
39. Соглашение сторон (лиц, групп лиц) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и взаимных обязанностей, зарегистрированное нотариально или в соответствующих государственных органах.
40. Сопоставление различных явлений, событий.
42. Те, кто слушают оратора.
43. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу.
44. Речь одного.
47. Краткий рассказ о чем-либо (научно-популярный жанр).
48. Форма речи.
50. Движения мышц лица.
51. Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
52. Значимые телодвижения, главным образом, рук, головы.
58. Один из тропов, перенос по смежности.
59. Товарная бирка, ярлык; нормы поведения в речи.
60. Наука о правильной речи.
62. Подготовленный публичный диалог, в ходе которого сталкиваются разные (но не противоположные) точки зрения.
63. Раздел языкознания, изучающий формы слов и конструкции языка.
65. Автор слов: «Язык и орудие, и продукт речи».
66. Норма, закрепляющая только один вариант употребления как единственно верный.
68. Один из тропов, перенос по сходству.
69. Продукт речевой деятельности.
70. Раздел языкознания, изучающий правила написания.
72. Единица письма.
73. Жанр научной речи.
74. Стереотипные формулы речи в деловых письмах.
75. Лингвист, предлагавший изучать стили, выясняя особенности диалогической и монологической речи.
77. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности.
79. Объективно существующая совокупность языковых средств, характерных для определенного вида речевого общения.
80. Функция языка, которая позволяет ему выражать чувства.
83. Торжественное стихотворение, воспевание.
84. Документ, содержащий сведения о выполнении какого-либо задания, представляемый должностному лицу или учреждению.
85. Раздел языкознания, изучающий звуковой ярус языка.
89. В каком государстве юноши «неграмотные»?
90. Контактоустанавливающая функция языка.
91. Все слова языка.
92. Ритмико-мелодический рисунок речи.
93. Центральное понятие речевой культуры, совокупность общепринятых, исторически сложившихся правил употребления единиц языка в речи.
94. Несловесные, дополнительные средства общения.
95. Ораторское искусство.
96. Языкознание.
97. Один из видов речевой деятельности.
По вертикали:
2. Один из художественных приемов, сопоставление кого(чего)-либо.
2. Важнейшее средство человеческого общения.
3. Перенос с части на целое и наоборот.
4. Семья языков, в которую входит русский язык.
9. «Заменитель» объекта, единица общения.
10. Вспомогательная часть в составном именном сказуемом.
11. Публичное изложение информации.
12. Один момент речевой деятельности; документ, содержащий запись о каком-либо юридическом факте.
13. Обмен информацией.
15. Раздел языкознания, изучающий нормы произношения.
16. Наука, изучающая народы и нации, особенности их бытования как этноса.
17. Норма, предусматривающая возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в современном языке.
18. Важнейшее качество речи, зависящее от первого ее компонента.
20. Текст в событийном аспекте.
22. «Единицы мысли и речи не совпадают». Автор?
27. Недостаток публичного выступления.
28. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению.
31. Избыточность речи.
32. Письменное указание, распорядительная надпись на служебном документе руководителя исполнителю о характере и сроках исполнения.
35. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.
37. Качество речи, не допускающее избыточности.
41. Поэтическая фигура, специальный художественный прием.
43. Мастер публичного выступления.
45. Первый этап в осуществлении речевой деятельности.
46. Последовательность речевых единиц, объединенных смысловой и грамматической связью.
47. Научно-популярный жанр.
49. Функция, при которой язык поясняет или идентифицирует предметы.
53. Национальный язык.
54. Юмористическое использование многозначности слов.
55. Стиль агитации и пропаганды.
56. «Языковым стилям соответствуют речевые стили». Автор?
57. Речь, зафиксированная на письме.
58. Минимальная значимая часть слова.
59. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.
61. Адекватное изложение первичного текста.
64. Дипломатическая ...
67. Сжатая характеристика содержания книги.
71. Для какого жанра письменной речи основой является разговорно-обиходный стиль?
76. Какой лингвист придерживается того же мнения, что и вышеупомянутый (см. 56 по вертикали)?
78. Слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие и раскрывающее его содержание.
81. Жанр устной речи, предполагающий вопросно-ответную систему.
82. Основные положения какого-либо текста.
86. Язык – особая знаковая ...
87. Известный оратор античности.
88. Форма общенародного языка.
Практикум
Выполните комплексный анализ текста по следующим заданиям:
1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте эти орфограммы и пунктограммы графически.
2. Укажите характерные особенности, на основании которых данный отрывок может считаться текстом.
3. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают тему текста.
4. Озаглавьте текст. На что указывает заглавие: на тему или основную мысль текста?
5. Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка.
6. Проанализируйте лексику данного текста с точки зрения ее стилистической дифференциации. Укажите стилистически и эмоционально-экспрессивно окрашенные слова. Объясните причину их использования в данном тексте.
7. Определите жанровую разновидность текста.
8. Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассуждением)? Докажите.
9. Проанализируйте лексику текста с точки зрения сферы употребления. Укажите, если таковая имеется, лексику необщеупотребительную, объясните причины ее использования в данном тексте.
10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Многозначность- это достоинство или недостаток языка?
11. Найдите в тексте заимствованные слова. Объясните их значение, причину использования в данном тексте.
12. Используются ли в данном тексте устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)? Выпишите их, объясните происхождение, значение и причину использования.
13. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (в одном абзаце)?
14. Выделите наиболее часто встречающиеся типы предложений и конструкции, осложняющие предложения, укажите причины их использования.
15. Перечислите наиболее частотные орфограммы и пунктограммы.
16. Найдите и выпишите слова (словосочетания, предложения), интересные с точки зрения культуры речи. Укажите для них типы норм и правильный(ые) вариант(ы).
Текст 1.
Мы мысле..о (не)сознаем еще (в)полне жизне..о (не)делаем еще всех следствий из того уд..вительного (не)бывалого времени в которое человечество вступило в XX веке. Мы живем на переломе в исключительно важную (по)существу новую эпоху жизни человечества его истор.. на нашей планете.
(В)первые человек охватил своей жизнью своей культурой всю верхнюю об..лочку планеты (в)общем всю биосферу всю связа..ую с жизнью область планеты... Нет на Земле уголка для него (не)доступного. Нет пр..делов возможному его размножению... Жизнь человечества при всей ее разнородности стала (не)делимой единой. Событие прои..шедшее в захолус..ном уголке любой точки любого к..нтинента или океана отражается и имеет следствия большие и малые в ряде других мест (в)сюду на поверхност.. Земли. Т..л..граф т...л..фон радио аэропланы аэростаты охватили весь земной шар.
(В.И. Вернадский)
Текст 2.
Язык это продукт обществе(н,нн)ой деятельности это отличительная особе(н, нн)ость общества.
А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку (члено)раздельная речь?
(Во)первых для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совмес..ной деятельности, то есть он нужен как средство общения.
(Во)вторых язык нужен для того чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, – сформулировал этот закон в словах выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его совреме(н, нн)икам, и нам далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе вы усваиваете достижения обществе(н,нн)ого опыта по учебникам где необходимые сведения изложе(н,нн)ы в языковой форме.
Наконец (в)третьих язык нужен для того чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли чувства эмоции. Например в стихах человек передает самые сокрове(н,нн)ые мысли чу..ства переж..вания. И все это благодаря языку.
Без языка (не )было бы самого человека потому что все то что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закр..пля..тся в языке.
(АА. Леонтьев)
Текст 3.
Ванька взд..хнул ум..кнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то что я качал ихнего ребятенка в люльке и по (не)чая(н,нн)ости заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин б(ъ, ь)ет чем попадя. А еды нету (ни)какой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плач..т, я вовсе (не) сплю а качаю люльку. Милый дедушка сделай божецкую милость возьми меня отсюда домой на деревню нету (ни)какой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня (от)сюда, а то помру...»
(А.П. Чехов. Ванька.)
Текст 4.
Если вы хотите поправит..ся и закалит..ся послушайте и проверите советы и..пыта(н,нн)ых опытных спортсменов.
Ранним летним утром отправитесь к речке которая струит..ся меж деревьев в зелени и прохладе. Позабот..тесь о еде воз..мите с собой провизию. Около речки присяд..те на песча(н,нн)ый береж..к спряч..те свой завтрак разденетесь и бростесь прямо в холодную воду. (Не) бойтесь простудит.. ся оставите ваши страхи обнаружите силу воли!
Вас обдаст здоровым холодом в первую минуту, но (не) трус..те направ..тесь вплавь к другому берегу. Через (не)сколько минут тело ваше загорит.. ся приятным радостным теплом. Отмет..те себе более глубокие места и (не) лез..те в осоку можно порезат…ся. Когда отыщете открытое местечко ля..те на горячем солнышке.
Представ..те себе что вы систематически выполняя..те такие рекомендации. Вы станете сильным и выносливым! Множ..те ряды любителей спорта!
Текст 5.
В последнее время у нас появилось много детских хоровых коллективов которые заслуже(н,нн)о могут быть названы хорами высшей квалификации. Однако даже из этой детской «хоровой элиты» Хор мальчиков Московского хорового училища выделяется целым рядом замечательных качеств. Это прежде всего настоящее мастерство высочайший профессионализм. Хор мальчиков Московского хорового училища детский профессиональный коллектив, в полном и высоком значении этого слова. Дети обучаются музыкальным дисциплинам сольфеджио теории и истории музыки гармонии полифонии поют в хоре буквально с первых классов школы и (в)последств.. становятся в большинстве своем профессиональными музыкантами. Кроме того привлекает прозрачное серебристое звучание детских голосов. Чистый и ясный звук нежный и трепетный (ни)кого (не) может оставить равнодушным – что (бы) (ни) пели маленькие певцы и к какой бы публике (ни) было обращено их искусство.
Текст 6.
Еще древние верили в (чудо)действе(н,нн)ую оздоровляющую силу музыки. Платон в своих сочинениях упоминает о лечении (не)которых ревматических заболеваний пением или игрой на инструменте. Пифагор утверждал что музыка помогает человеку поддерживать внутреннюю гармонию. Аристотель ценил ее влияние на освобождение от эмоционального напряжения и психического надлома. Многие мыслители верили в то что музыка формирует характер человека помогает (взаимо)пониманию.
Научные основы музыкальной терапии стали разрабатываться с началом нашего века когда физиологи психиатры и психологи подтвердили что (не) только звуки флейты фортепиано или пения имеют лечебные свойства но и сами звуковые волны. Из многочисле(н,нн)ых опытов и наблюдений следует, что например игра на флейте или на кларнете вызывает изменения в кровообращении а игра на скрипке успокаивает возбужде(н,нн)ые нервы.
Звуковая терапия (не) приносит эффекта при использовании джазовой и роковой музыки. По мнению доктора Косуги музыка должна быть классической чаще всего он пользуется произведениями Бетховена.
(Из журнала «Музыкальная жизнь»)
Текст 7.
Время шло. Постепенно деревня «пришлась как(то) по сердцу» поэту. Он (по)долгу беседует с крестьянами посещает ярмарки слушает песни и частушки записывает в блокнот меткие слова поговорки шутки прибаутки…
Долгие зимние вечера скрашивала Арина Родионовна которая заботилась о нем как умела и он отвечал ей такой же привяза(н,нн)остью… В первой половине ноября 1824 года Пушкин пишет брату: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу «записки» обедаю поздно после обеда е..жу верхом вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем (не)достатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Со временем все более тесными становятся отношения Пушкина со своими ближайшими соседями обитателями Тригорского Прасковьей Александровной Осиповой ее пятью дочер..ми и сыном Алексеем Николаевичем Вульфом студентом Дерптского университета приехавшим на каникулы. В Тригорском была большая содержательная библиотека сюда приходили газеты и журналы была музыка, собиралась молодежь. Сама хозяйка интересовалась литературой, находилась в постоя(н,нн)ой переписк.. со многими литераторами и культурными деятелями.
(Не)далеко от Михайловского ра..пол..же(н,нн)ы были владения двоюродного деда Пушкина Петра Абрамовича Ганнибала. Пушкин заинтересовался своими предками, их историей, навещал своих родственников.
Чтобы жить «с веком наравне» Пушкин «в уединенье величавом» пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли. Друзья и брат Левушка шлют ему журналы альманахи новые книги. За два года михайловской ссылки он прочел массу книг двенадцать телег понадобит..ся потом чтобы вывезти их.
(По А.Е. Маймину)
Текст 8.
Часто говорят язык это способ средство общения. Это конечно верно но только до извес..ной степени. Посудите сами ведь животные тоже общаются пчелы и муравьи рыбы и птицы кошки и собаки… однако каждый из нас интуитивно прекрас…но понимает что между средствами скажем у пчел или рыб и человеческим языком есть какая-то существе(н,нн)ая разница. Какая же именно?
Являясь орудием коммуникации основным средством общения язык служит человеку (не) только для этого (для общения). И когда мы употребляем словосочетание язык животных, то это в сущности (не)правильно ведь для пчелы муравья сороки или обезьяны их «язык» (не) является (ни) орудием познания (ни) способом усвоения «общемуравьиного» или «общесорочьего» общественного опыта. Такого опыта и (не) существует. Даже если мы иногда называем пчел или муравьев обществе(н,нн)ыми животными, это означает лишь, что они живут как говорят биологи «сообществами» – пчелы в улье муравьи в муравейнике. Но каждый член такого «сообщества» в биологическом отношении совершенно самостоятелен, а человек это прежде всего член человеческого общества…
(А. Леонтьев)
Литература
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М., 1984.
2. Андреев В. И. Деловая риторика. – Казань, 1993.
3. Апресян Г. З. Ораторское искусство. – М., 1978.
4. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. - Л., 1973.
5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966.
6. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.
7. Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации. – М., 1982.
8. Будагов Р. А. Литературные языки и языковые стили. – М., 1967.
9. Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. – М., 1976.
10. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
11. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1994.
12. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. – М., 1984.
13. Веселов П. В. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. – М., 1993.
14. Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. // Вопросы языкознания, 1955. - № 1.
15. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1993.
16. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. – М., 1982.
17. Волков А. А. Основы русской риторики. – М., 1996
18. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.
19. Гальперин И. Р. О понятиях «стиль» и «стилистика» // Вопросы языкознания, 1973. - № 3.
20. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. - М., 1965.
21. Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М., 1983.
22. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
23. Горелов И. Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М., 1991.
24. Грановская Л. М. Стилистика современного русского литературного языка. Тексты лекций. – Баку, 1971.
25. Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1960. – Т. 1.
26. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. – м., 1978.
27. Иссерлин Е. М. Официально-деловой стиль. – М., 1970.
28. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989.
29. Колесов В. В. Культура речи – культура поведеня. – Л., 1983.
30. Колтунова М. В. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. – М., 1999.
31. Кони А. Ф. Избранные произведения: В 2т. Т. 1. – М., 1959.
32. Культура парламентской речи. – М.,1994.
33. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1997.
34. Ленин В. И. О праве наций на самоопределение // Полн. собр. соч. – Т. 25.
35. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству (из неопубликованных рукописей) // Пролетарская революция. – 1939. – № 3.
36. Мицич Г. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.
37. Михневич А. Е. Ораторское искусство лектора. – М., 1985.
38. Мучник Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М., 1996.
39. Ножин Г. А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.
40. Одинцов В. В. Речевые формы популяризации. – М., 1982.
41. Панфилов А. К. Лекции по стилистике русского языка. – М., 1972.
42. Правила хорошего тона. – М.,1991.
43. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. – Саратов, 1992.
44. Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М., 2000.
45. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.
46. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.
47. Скворцов Л. И. Язык, общение и культура. – Л., 1990.
48. Соловьев В. И. Составление и редактирование рефератов. – М., 1975.
49. Славгородская Л. В. Научный диалог. – Л., 1986.
50. Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов. – М., 1997.
51. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
52. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.
53. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1994.
54. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1977.
55. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. – Л., 1957.
56. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 20.
57. Этикет и мы. – М., 1993.
Приложения