Понятие ораторского искусства
Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько значений: прежде всего это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Кроме того, ораторским искусством называют исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.
Используясь в различных сферах жизни общества, наиболее широкое применение ораторское искусство всегда находило в политической деятельности. Крупной политической силой ораторское искусство было в Древнем Риме.
Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Самым крупным политическим деятелем и одновременно ораторским деятелем был Марк Туллий Цицерон. «Есть два искусства, – писал он, – которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора» (40; 76).
Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики.
Нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна для любого оратора, чье слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение.
Ораторское искусство имеет еще одну особенность: оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство.
Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определенные виды с учетом функции, которую выполняет речь с точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.
К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях и т.д.;
к академическому красноречию – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение;
к судебному – речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.;
к богословско-церковному – проповеди, речи на соборе.
Оратор и его аудитория
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.
Главные показатели взаимопонимания – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт – величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. На установление полного, устойчивого контакта влияет целый ряд факторов: актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.
Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем.
Также важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Прежде всего, нужно знать, однородна или неоднородна она: по половой, возрастной, национальной принадлежности, по уровню образования, профессиональным интересам и т.д. Понятно, что чем однороднее аудитория, тем легче выступать.
Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей.
Кроме всего прочего на установление контакта влияют и некоторые особенности психологии слушателей, которые предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе.
Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители, поэтому одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал лекторам: «Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного, кричащего и т. д. Это важно помнить, так как психологическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой» (31; 67).
Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Важна и поза оратора.
Существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории форма преподнесения материала. Вопрос «Читать или говорить?» – один из вечных вопросов истории ораторского искусства. Ответ на этот вопрос принципиально не важен, т.к. самое главное – умелое произнесение речи, умелое применение приобретение риторических навыков.
Необходимость держать слушателей в напряжении побуждает ораторов использовать весьма разнообразные средства языка, поэтому данный стиль относится к незамкнутым.
За длительный период существования и развития ораторского стиля было выработано много таких приемов воздействия на слушателей, которые принято называть приемами ораторского искусства. Наличие в речах и выступлениях данных приемов в первую очередь обособляет их от «речевых произведений», относящихся к другим стилям. Перечислим некоторые приемы.
Риторический вопрос – риторическая фигура, представляющая собой вопрос, содержащий утверждение или отрицание, следовательно, не предполагающий ответа.
Риторическое обращение – обращение к предмету, отвлеченному понятию или к отсутствующему лицу; применяется как средство усиления выразительности речи.
Повтор одних и тех же слов как прием для подчеркивания каких-либо важных деталей, а иногда и основной мысли.
Умолчание – особый прием, сущность которого состоит в том, что оратор не до конца выражает (или раскрывает) мысль, предоставляя слушателям самим догадаться, что именно осталось невысказанным.
Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
Каламбур – риторическая фигура, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов.
Антитеза – резкое противопоставление - понятий, мыслей, образов.
Градация – такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (или ослабление) производимого впечатления.
Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях комизма.
Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.
Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.
В зависимости от темы речи, аудитории, перед которой приходится выступать, ораторы применяют и многие другие приемы.
Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь» (28; 186).
Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки:
· тема выступления должна быть определена и четко, лаконично, конкретно сформулирована;
· говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
Тема и целевая установка должны быть четко сформулированы оратором и для слушающих его, что облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.