Основные тенденции литературного процесса ХХ века в контексте современной литературной ситуации
Русская литература XX века развивалась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий. Эти события нашли отражение в создаваемых художественных произведениях различных направлений и течений и получили в них свои оценки в зависимости от мировоззренческих и эстетических позиций писателей. Русская литература всегда отражала процесс смены эпох и утверждения новых реалий, но эта особенность наиболее выражена в эпохе начала ХХ века. Подводились итоги минувшего века, исследовались культурные достижения. По сравнению с прошедшим веком, сформировалось новое мироощущение человека. Традиционные для ХIХ века категории сочувствия, жалости, сострадания и самоотречения критически переосмысливались русскими философами и писателями. Новая литература, отталкиваясь от исканий Достоевского, Толстого, Чехова, пыталась найти ответы на волнующие современников вопросы.
Осознание кризисности времени, нравственного перелома, исчерпанности милосердия отразилось и в художественных произведениях, которые были далеко неоднородными. Но объединяло русских писателей начала ХХ века отрицание обыденного и бездеятельного существования. Усложнение общей картины мира начала ХХ века, её калейдоскопичность и фрагментарность, шаткость таких фундаментальных жизненных понятий, как судьба и человеческая жизнь, в литературе приводят к изменениям в жанровой системе.
Тенденция в литературе в самом широком смысле — идейно-эмоциональное отношение автора к отображенному миру, авторская оценка проблематики и характеров, скрыто или открыто, намеренно или невольно проявляющиеся в художественном произведении. В таком смысле тенденция являет собою неотъемлемый элемент идеи художественной, ее ценные аспекты, такие как авторское «познание», одобрение или осуждение. Проблема ее вычленения неотделима от анализа художественной идеи произведения в целом, а также от выявления образа автора (в эпосе) или лирического героя.[5]
Как известно, в русской литературе второй половины ХIХ века главенствующую роль играл реализм. Это литературное направление остаётся популярным и на рубеже ХIХ – ХХ веков. Яркими представителями реализма были Максим Горький, Владимир Короленко, Леонид Андреев, Иван Бунин, Александр Куприн. Таким образом, новые качества и отличительные черты русской литературы начала века возникали в тесном контакте с традициями создания философского романа. При этом традиционный для русской литературы ХIХ века роман вытесняется более подвижными жанрами — рассказом и очерком, в которых писатели сосредоточиваются на отдельных событиях человеческой жизни. Таким образом, первой тенденцией развитиялитературы ХХ века можно назвать жанровое своеобразие и новаторство автора.
Второй тенденцией русской литературы этого периода был одновременное сосуществование нескольких литературных направлений и течений. В прошлом оказался и приоритет одной эстетической системы, и плавный переход от одного направления к другому. В русской литературе начала ХХ века одновременно сосуществовали реализм и другие направления и течения. В начале века в русской литературе сосуществовало несколько направлений и течений, главными из которых были реализм и модернизм. Причём внутри они также не были однородными. В этот период наблюдается небывалый всплеск и стремительное развитие различных литературных объединений, школ, мастерских.
Модернизм — первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием и давшая новые ответы на "вечные" вопросы. Это эпоха, объединяющая художественные направления, концепция которых отражает убыстрение истории и усиление ее давления на человека Как писал английский поэт С. Спендер в 1935 году: "Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы"[6].
Теоретические основания модернизма — совокупность философско-эстетических идей начала XX в. (интуитивизм, фрейдизм, прагматизм, неопозитивизм). Томас Элиот (1888-1965) писал: «Развитие художника заключается в постоянном самопожертвовании, в постоянном умерщвлении своей собственной личности»[7]. Начиная с модернизма, в авангардистских направлениях проявляют себя две полно противоположные тенденции: "смерть автора" и гипертрофия, абсолютизация роли автора.
Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность форм реалистического повествования, их эстетическую усталость. Для модернистов понятие "реализм" означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, поверхностность, скуку размытых описаний Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.
Модернистские течения в литературе 20-х годов выражали очень существенные грани мироощущения людей этой эпохи — того мироощущения, которое было в определенной оппозиции к господствующим политическим, социальным, философским установкам.
Модернизм создает иную концепцию человека, иначе обозначает координаты его характера и иначе воспринимает действительность. За формой кроется новое содержание: модернизм предлагает иные мотивации характера, воспринимает действительность как фантастическую и алогичную. «В наши дни единственная фантастика — это вчерашняя жизнь на прочных китах», — писал Евгений Замятин, один из немногих писателей, сумевших в литературной ситуации 20-х годов обосновать теоретические принципы нового искусства, которые он называл «синтетизмом»[8].
Истоки кризиса реалистического искусства и появление рядом с ним модернизма как нового художественного мироощущения Замятин усматривал не только в фантастичности обыденного бытия, но и в новой философской системе координат, в которой оказался человек XX столетия. «После произведенного Эйнштейном геометрически-философского землетрясения — окончательно погибли прежнее пространство и время, — констатирует писатель. — Нам, протитрованным сквозь Шопенгауэра, Канта, Эйнштейна, символизм — нам известно: мир, вещь в себе, реальность — вовсе не то, что видят»[9].
Отвергнув жесткую причинно-следственную обусловленность реалистической эстетики, литература модернизма отвергла и утверждавшуюся реализмом фатальную зависимость человека от среды, социальной или исторической. Это была одна из попыток сохранить суверенитет человеческой личности, ее права на свободу от обстоятельств исторического времени, агрессивность которого в XX веке в отношении к частной жизни человека стала особенно очевидной.
В проблематике литературы 20-х годов различимы две основные тенденции: с одной стороны, безоглядное приятие социальных преобразований, с другой — сомнение в их гуманизме и целесообразности. Литературы 30-х конкретизирует данные тенденции и рассматривает в контексте их двойственного содержания. Помимо этого в литературе 30-х годов можно отдельно выделить влияние художественного перевода на “иностранную” тему в литературе, появление большого количества детских произведений. Тема детства развивается наравне с философскими положениями в литературе.
Третьей и наиболее важной тенденцией для русской литературы ХХ века было и усиление контактов с мировой литературой. Это стало возможным благодаря всемирному признанию таких писателей, как Лев Толстой и Фёдор Достоевский, популяризации русской культуры за границей (например, русские сезоны Сергея Дягилева). Но самому широкому культурному взаимообмену способствовала переводческая деятельность русских писателей, таких как Иван Бунин, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв и др.
После Октябрьской революции произошло разделение русской литературы на три основных направления:
1) советская литература, ориентировавшаяся на принципы соцреализма;
2) «потаенная» литература, по разным причинам не вписывающаяся в официальную картину мира;
3) литература русского зарубежья, в произведениях которой революция и установленный после ее осуществления режим подвергались резкой критике.
В целом, все эти направления составляли единую русскую литературу, основанную на предшествующих традициях, на доступных формах выражения всех сфер общественного сознания - философии, политики, экономики, социологии.
Однако при всем сказанном есть одна особенно важная деталь. Из-за изолированного существования этих направлений в середине 80-х годов произошел литературный прорыв, когда на страницах крупнейших журналов того времени – «Новый Мир», «Москва», «Дружба народов», «Знамя», «Октябрь» - появились произведения, ранее запрещенные. Начинался период публикации не пришедших вовремя к своему читателю книг. Привычный по прошлым десятилетиям литературный процесс нарушился.
О ситуации, возникшей в 1986-87 годах, пишет М.М.Голубков в своей статье «Рубеж веков глазами современника. Опыт историко-литературного описания»:
«….специфика периода второй половины 80-х годов определялась не творчеством современных авторов, но восприятием и общественным «переживанием» огромного массива литературы, порожденного прошлыми этапами развития художественного и общественного сознания»[10].
Советский писатель был важнейшей фигурой, формирующей общественное сознание и национальный менталитет. Но «бум» публикаций запрещенных произведений подвел итог данной деятельности. Различные произведения семи советских десятилетий выплеснули неподготовленному читателю разом.
Можно говорить о том, что конец 80-х обусловил и предопределил развитие русской литературы в дальнейшем.
Как отмечает М.М. Голубков, «…Литература обрела иные функции, выдвинула иной тип творческой личности и заняла принципиально иное, значительно более скромное, место в системе культурной и духовной жизни общества».[11]
Подобная ситуация создала самую питательную почву для постмодернизма, безусловной доминанты литературы конца ХХ – начала ХХI века, резко и решительно потеснившей реализм. Таким образом, на протяжении всего ХХ века реалистические и нереалистические тенденции находились в плотном диалоге, чтобы в постсоветское время создать предпосылки для обновления литературного процесса, развития постмодернизма, обновления реализма, переформировании неомодернизма и т.д.