Языковые особенности текстов официально-делового стиля
Принадлежность деловой речи к информативным типам объясняет некоторые ее особенности, прежде всего, ее стилистический характер. Предельная информативная предназначенность делового текста находит свое отражение в стремлении пишущего к максимально строгому и сдержанному характеру изложения, а тем самым и к стремлению использовать стилистически нейтральных или книжных элементов.
В деловой речи исключено употребление экспрессивно и эмоционально окрашенных языковых средств, слов, употребляемых в переносном смысле, т.к. это противоречит требованию точности деловой речи.
Помимо точности деловая речь должна быть однозначна. Это предполагает употребление в деловой речи терминов или терминизированных (близких к однозначным) специальных средств языка в соответствии с тематикой и содержанием деловых документов. Это связано с юридической силой документа, не терпящей двусмыслицы.
Профессиональные фразеологические обороты, речевые клише, сложившиеся в деловой письменной речи, выполняют ту же функцию, что и термины.
В деловой речи не рекомендуется употребление лично-указательных местоимений (он, она, они), т.к. их использование в контексте – при наличии в нем более одного существительного того же рода – может противоречить требованиям точности и ясности изложения.
В административно-канцелярских текстах употребляются преимущественно специальные слова, свойственные только данному стилю (например, надлежащий, должный, вышеуказанный, нижеподписавшиеся и др.).
Для официально-делового стиля характерно использование существительных, характеризующих людей по роду деятельности или отношению (например, арендатор, квартиросъемщик, ответчик и т.п.).
Существительные, обозначающие должность и звание, употребляются только в форме мужского рода (например, директор Иванова, свидетель Петрова и т.п.).
В приведенной таблице дан ряд стилистически окрашенных лексем-канцеляризмов, вне деловой речи не употребляемых (например, данный, настоящий = этот; вышеуказанный = названный ранее; нижеследующий = помещенный далее и т.п.).
Стиль документов деловой речи отличает обилие сложных, сложно-подчиненных предложений. Высока частотность сложных отыменных предлогов и союзов (например, в целях; в отношении; по линии и т.п.).
В официально-деловом стиле существует большой набор стандартных выражений (словосочетаний), с помощью которых в деловых письмах передается определенная семантическая информация.[2] Наряду со стандартизированными лексикой и лексическими формулами следует отметить стандартизацию средств грамматики, морфологии, синтаксиса. Преодолеть трудности в составлении и написании деловых писем и документов помогают специально разрабатываемые Государственные стандарты, многочисленные пособия, справочные издания, которые выходят сейчас в разных издательствах[3].
Помимо вышесказанного, следует отметить, что язык служебных документов и деловых писем носит этикетный характер.
Во-первых, в деловых письмах местоимения Вы, Вам, Вас, Ваш пишутся с заглавной буквы, как того требует вежливое обращение к одному лицу.
Во-вторых, изложение текста от имени организаций, учреждений ведется от третьего лица. В приказах, личных документах (заявлениях, объяснительных записках) используется первое лицо единственного числа. Впрочем, автор волен строить изложение текста и от первого лица множественного числа.
В текстах документов не должно быть разнобоя в написании лиц, должностей, учреждений, географических названий, терминов и т.п.
Не желательны в них и произвольные сокращения. В настоящее время стандартизированы следующие виды сокращений:
- почтовые сведения (г.; обл.; р-н; п.я.; ст.; отд.);
- названия отдельных документов (ГОСТ, техплан, ТЗ, спецзаказ);
- наименование должностей и званий (проф.; канд. тех. наук; зав.; зам.; и.о. пом.);
- слово год (г., гг.);
- денежные единицы (руб.; коп.; тыс.);
- текстовые обозначения (т.д.; т.п.; см.; пр.; напр.; др.).
Публицистический стиль
Публицистический стиль представляет собой исторически сложившуюся функциональную разновидность литературного языка, обслуживающего широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и других.
Публицистический стиль используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио и телепередачах, документальном кино, некоторых видах ораторской речи (например, политическое красноречие). Когда говорят о публицистическом стиле, то, прежде всего, имеют в виду СМИ (средства массовой информации).
Особенностями СМИ являются массовый адресат, сочетание функций информации и воздействия; сочетание стандартных и экспрессивных языковых средств.
Функциональное назначение используемых публицистическим стилем слов и выражений неодинаково: среди них можно выделить нейтральную и стилистически окрашенную лексику и фразеологию.
Одно из свойств публицистического текста – диалогизация. Автор обращается к читателю или слушателю со своими мыслями, чувствами, оценками, поэтому в его оценках всегда проявляется авторское «я».
В публицистике употребляются как стандартные, клишированные (иметь значение, нанести ущерб, негативные последствия), так и экспрессивные, эмоциональные выразительные средства языка, воздействующие на аудиторию.
В экспрессивных целях используются не только собственно языковые, но и композиционные логико-стилистические формы и приемы: броские заголовки, характер чередования повествования. Описания и рассуждения, водные эпизоды, цитирование, введение разных типов чужой речи. Постоянное стремление к новизне выражения, нацеленное на привлечение аудитории, проявляется в использовании слов и выражений из различных пластов языка, создании газетных метафор. Так, для современной газетной публицистики характерно совмещение высокой книжной лексики (совмещение, чаяния, патриотизм, демократичность) с разговорной, сниженной (шумиха, разборка, кайф, мочить и др.).
В публицистическом стиле широко используется общественно-политическая лексика (социум, общество, государство, политик, партократ) и заимствованная лексика (рейтинг, политический мониторинг, имидж, коррупция, консенсус, толерантность).
Публицисты часто используют в своих текстах семантически переосмысленные слова (перестройка, модель, периферия, формат), научные термины и профессионализмы (зажим, финиш, агония).
Так как публицистика отражает социальную многоплановость современной русской речи, то в ней допустимо использование элементов других стилей.
Для синтаксиса публицистического стиля характерны эллиптические конструкции (с пропущенными членами предложений), номинативные предложения, сегментированные конструкции, потому что синтаксис публицистики отражает тенденцию к разговорности.
В реальном общении часто осуществляется смешение, наложение одного стиля на другой, особенно в устной речи, которая отличается нестрогой нормированностью, что функционально обусловлено: устное высказывание одномоментно, к нему нельзя вернуться, его нельзя проанализировать еще раз. Говорящий вынужден формулировать свою мысль более доходчиво, применять все средства воздействия на слушающего (не только вербальные, но и интонационные, паралингвистические, образные и экспрессивные).
Все жанры письменной и устной публицистики можно поделить на информационные и воздействующие, оценочные.
К основным жанрам публицистического стиля относятся:
1. Информационная статья – изложение в авторизованной форме каких-либо событий и их оценка.
2. Политическая статья – отклик на другой текст, содержащий в себе элемент спора, полемики. Тексты этих статей отражает яркая эмоциональность, экспрессия, категоричность суждений и оценок.
3. Рекламная статья, в которой в явной или скрытой форме выражается не точка зрения ее автора, а точка зрения заказчика, так называемого экономического демиурга.
4. Очерк – самостоятельный жанр публицистики, рассказ, основанный на фактическом материале и включающий в себя размышления автора по поводу происшедшего события, а также обобщения социального плана, которые происшедший факт высвечивает. Очерк не имеет тематических ограничений, его содержанием может стать биография человека, историческое событие, любой факт общественной жизни и жизни автора. Различают документальный очерк, в котором авторская позиция скрыта, представлена в композиционной форме текста как «образ автора», и публицистический очерк, где автор предстает реальным наблюдателем или даже участником описываемых событий.
5. Передовая статья – или передовица – в настоящее время это статья, посвященная одному из актуальных событий внутренней и внешней политики государства и выражающая мнение издателя.
6. Эссе – публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем. В зависимости от проблематики эссе разделяют на философские, исторические, нравственно-психологические, литературно-критические. Эссе – жанр размышлений, с которым могут успешно сосуществовать и повествование, и описание. В эссе уместны выражения эмоциональной оценки, использование художественных средств языка.
7. Фельетон – литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни. Фельетону свойственны такие особенности, как полемичность, публицистичность, ироничность, сатиричность.
8. Интервью – беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации. Основные задачи интервью:
- получение новой информации;
- обсуждение общественно важных проблем, что нередко обретает форму дискуссии;
- «портретирование» - создание объемного образа человека, с которым проводится интервью.
Речевая структура интервью ориентирована на нормы устной публичной речи, что создает особую атмосферу доверительности, а это приводит к широкому проникновению в тексты нелитературных элементов.
Научный стиль
Научные тексты создаются с целью описания предмета, явления, системы знаний. Научный текст может явиться основанием для создания другого научного текста, стимулировать познавательную деятельность какого-либо субъекта.
Научный текст представляет собой описание результата научного исследования с присущими ему особенностями. Рациональная программа научного стиля речи преобладает над оценочной, и в этом одна из причин стремления автора научного текста к самоустранению.
Пытаясь охарактеризовать научный стиль речи, ученые часто исходят из различных параметров, таких, как качество речи, синтаксические и морфологические характеристики, прагматические особенности, технико-стилистические приемы.
При анализе качества речи научного текста большинство авторов обращают внимание на такие свойства научного стиля, как точность, ясность, логичность, сжатость изложения, объективность, стандартность и безóбразность. (Определение всех перечисленных особенностей речи научного текста приведены в словаре основных понятий).
Для достижения целей научного изложения в научном стиле сложился ряд специальных средств и приемов, которые выражаются в следующем:
– членение текста, его четкая композиционная организация;
– коммуникативная четкость, реализуемая с помощью усиленной акцентуации;
– эксплицитность, недвусмысленная выраженность логических связей;
– обобщенность как способ акцентуации внимания на действии, а не на деятеле, на объекте, а не субъекте или его отношении к объекту;
– активизация внимания читателя, ограниченно реализуемая с помощью выражаемых специфическими средствами субъективных оценок автора;
– однозначность выражения, устраняющая все возможные вариантные толкования смыслового содержания;
– подчеркнутая неэмоциональность выражения.
Все указанные авторские приемы, используемые при создании научного текста, находят свое выражение в соответствующих признаках научного стиля на различных языковых уровнях.
Академический подстильнаучного стиля составляет ядро, основу научного стиля.
Собственно научный или академический подстиль обслуживает сферу профессионального общения – обмен информацией в виде научных публикаций: монографий, научных статей, диссертаций, авторефератов, отзывов.
Научно-технический подстиль отражает сферу профессионального общения людей, связанных с наукой, работающих на нее: разработка и описание научных технологий и методик; планирование и организация научных исследований; анализ, реферирование и регистрирование ноу-хау и т. п. В научно-техническом подстиле более активна не абстрактная терминологическая лексика, как в академическом подстиле, а профессионализмы. Синтаксис технического подстиля не так сложен, в нем выше удельный вес простых и сложных предложений без обособленных членов.
Высказывание, смысловая структура которого отображает процесс познания чего-либо, не может не быть в определенной степени субъективированным, так как сам данный процесс является активным и личностным.
Текст подобного содержания, если он адресован «равному» партнеру, ориентирован на полемику, доказательство, поэтому может содержать оценки; если же он адресован «неравному» партнеру (научно-учебный или научно-популярный подстили), то его цель – демонстрация доказательства, поэтому в нем также допустимы выразительные средства, содержащие оценку.
В научно-учебном и научно-популярном подстилях в отличие от академического допустимо использование языковых единиц обиходно-бытового общения, употребление средств разговорной речи с целью облегчения восприятия научного содержания текста, привлечения внимания читателя и слушателя, стремления заинтересовать его, сделать содержание доступным. Все это дает основание некоторым исследователям отнести научно-популярный подстиль к разновидности публицистики.
Научный стиль и его подстили характеризуются устной и письменной формами коммуникации и многочисленными жанрами.
Монографический жанр научного стиля – многоплановый, структурно и содержательно сложный жанр, так как рассчитан на визуальное усвоение, неоднократное прочтение, внимательное изучение отдельных разделов. Он адресован людям, имеющим тот же уровень интеллектуального развития, те же интересы, что и автор или авторы монографии.
Жанром, родственным монографии, является диссертация, которая представляет собой научный текст более жестких форм. Диссертация – рукописный текст (машинописный или в компьютерном наборе), создаваемый в целях установления авторских прав на какие-либо мысли, идеи, технологии, а также для публичного признания автора текста достойным научного звания.
Научная статья является основным и наиболее распространенным жанром академического подстиля. Это самый свободный жанр, так как авторы научных статей не ограничены ни в выборе и структурировании материала, ни в логической организации текста, ни в его развертывании, ни в выборе темы. Научная статья характеризуется целостностью, в ней отчетливо выделяется одна основная тема.
Основными жанрами научно-учебного подстиля являются учебник, учебное пособие, цель которых – научить. Учебники и учебные пособия создаются с целью помочь усвоить обучающимся содержание определенного курса, определенной дисциплины или фрагмента курса. Этому подчинена вся композиционная структура учебников и учебных пособий, их стилистика, лексика, иллюстративный материал.
Для сферы научной информации выделяют следующие жанровые разновидности: реферат, аннотация, рецензия.
Аннотация – прямое, непосредственное описание какого-либо текста. По своему содержанию она вторична, всегда находится в прямой зависимости от текста другого жанра (монографии, научной статьи и т.п.). Композиция аннотации представляет собой небольшой текст чаще всего описательного характера.
Реферат содержит развернутую информацию о каком-либо тексте или текстах.
Композиционная структура реферата содержит описание либо повествование и умозаключение обобщающего характера. (В качестве примера предлагаем использовать языковые конструкции для реферирования научного текста – статьи, приведенные в таблице). По композиционным особенностям жанр рецензии можно сблизить со статьей, но по частным характеристикам рецензия существенно отличается от других жанров, так как ее цель – оценка значимости какого-либо текста или группы текстов.
Любое оценочное суждение рецензии сдержанно по отношению к содержанию научного текста. Оно выражается с помощью специальных речевых клише, сложившихся в ходе развития и совершенствования научной дискуссии. В реальной ситуации за каждым клише скрывается несколько иной, более категорический смысл, который заставляет признать субъективную оценку рецензента.
Типовой план написания рецензии и отзыва[4]
1. Предмет анализа (В работе автора … В рецензируемой работе … В предмете
2. анализа …).
3. Актуальность темы (Работа посвящена актуальной теме …, Актуальность темы обусловлена …, Актуальность темы не вызывает сомнения …).
4. Формулировка основного тезиса (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых) … результатов, является …, В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о …).
5. Краткое содержание работы.
6. Общая оценка (Оценивая работу в целом …, Суммируя результаты отдельных
7. глав …. Таким образом, рассматриваемая работа …. Автор проявил умение разбираться в …, систематизировал материал и обобщил его …; безусловной заслугой автора является …; автор, безусловно, углубляет наше представление об …, и т.п.)
8. Недостатки и недочеты (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о … К недостаткам (недочетам) работы следует отнести … Существенным недостатком работы является … и т.п.)
9. Выводы (Представляется, что в целом статья … имеет важное значение … Работа может быть оценена положительно … Работа заслуживает высшей оценки … и т.п.)
Еще более сложно в композиционном и структурном плане построение и написание научного текста (научной статьи).
Композиция научного текста[5]
Композиция любого научного текста (монографии, диссертации, научной статьи), в том числе курсовой работы, выпускной квалификационной работы и т.п., требует выделения в нем трех основных частей: вступления или введения, основной части и заключения.
Во вводной части:
- обосновывается актуальность научного исследования (актуальность проблемы);
- дается характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий; историография вопроса;
- определяются объект и предмет исследования;
- выдвигается гипотеза;
- обосновывается использование избранной теории (метода);
- дается предварительная формулировка выводов.
В основной части:
Освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат.
В заключительной части:
- дается краткое изложение научного исследования;
- окончательная формулировка выводов;
- список авторских работ (список использованной литературы).
Как видим, жанровые формы научного стиля допускают множество вариаций, которые обусловлены не только конкретной сферой общения, но и формой существования текста (объемом, количеством содержащейся в нем информации, тематикой, замыслом автора и т.п.)
Существенной особенностью научных текстов являются не только способ построения и языковые характеристики, но и ряд других важных отличий. В частности, в научном тексте чрезвычайную важность имеют библиографические справки и ссылки на использованные автором источники, цитация. Данные фрагменты научного текста – его неотъемлемые характеристики, так как они выполняют в научном тексте либо функцию аргументов, либо функцию основания сравнения. Цитаты в научном тексте выполняют и еще одну важную функцию: они включают данный текст в общий контекст научных текстов данной тематики. Эта функция цитат является общей, глобальной, характеризующей ее как определенное явление. Используя цитаты, автор как бы переадресует читателя к определенному множеству текстов, которые самым тесным образом связаны с тем новым текстом, создаваемым автором.
Знание правил использования и оформления цитат, составление библиографии чрезвычайно важно для овладения научным стилем, поэтому считаем необходимым познакомить студентов с такими работами, как «Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ» И.Н. Кузнецова, опубликованной в 2000 году в издательстве ООО «СЭР – ВИТ» в Минске, его же работой «Научные работы: Методика подготовки и оформления», изданной в 2000 году в Минске в издательстве «Амалфея; Глумаков В.Н., Егорова Е.Б. Подготовка рукописи к изданию: словарь-справочник. – М.: Вузовский учебник, 2009».