Особенности поэтики комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Цель – рассмотреть особенности поэтики театра Мольера на примере пьесы «Мещанин во дворянстве»

1 Комедия в система жанров классицизма

- изображение повседневной жизни, людских пороков

- условный сюжет, комедийная схема

- задача «смешить и смехом пользовать»

- установка на разговорный язык

- счастливый финал

- 5 действий

- герой резонер – персонаж, не принимающий активного действия в развитии сюжета, призванный обличать других героев, высказывать нравоучительные суждения с авторских позиций

2 Тема произведения

- К чему стремится Журден?

(быть аристократом)

- В чем комизм ситуаций и героев?

(все герои, кроме жены, используют в своих целях стремление Журдена – Дорант –берет в долг, учителя и портные берут заказы, Доримена принимает дорогие подарки, жених дочери Клеонт и его слуга Ковьель, преодевшись в султана и его свиту, придумывают способ получить благословение на брак, смешон и г-н Журден в своих стремлениях к образованию, нарядам, лишь бы быть ближе к своей мечте. Т.о.комизм возникает из сопоставления претензий невежественного и грубого человека на утонченность манер и его реальной вульгарностью и тупостью)

- Какие моменты раскрывают несоответствие стремления Журдена занять высокое положение и его внутренних возможностей, умственного и духовного развития, вкуса?

(отсутствие вкуса – халат,костюм, уличные песни, Николь также может произносить звук У, не знает, что бывают стихи и проза...)

- Как оценивают его действия жена и служанка?

(жалеют его, жена пытается открыть ему глаза, доказать, что то к чему он стремится, это смешно, ругают)

- Каковы аристократы, покорившие Журдена?

(смеются над ним, используют его в своих целях, презирают)

- В каких словах и какого персонажа выражена гласная мысль пьесы?

3 Идея

- ценность человеческой личности определяется не сосоловной принадлежностью

4 Признаки классицизма и отход от них в комедии (проверка ДЗ)

- герои – носители одной черты

- дидактический характер, но серьезную и актуальную проблему решает в комедийно-фарсовом ключе с веселостью и изящество

- главный герой – сатирический образ

ДЗ Читать «Недоросль»

словарная работа – драма, комедия, сатира, ирония

Урок 7

«Сатиры смелой властелин, блистал Фонвизин, друг свободы»

Фонвизин (1745 – 1792)

Цель – знакомство с личностью Фонвизина и истоками его творчества

Писатели ... имеют ...долг возвысить громкий глас свой

против злоупотреблений и предрассудков, вредящих Отечеству,

так что человек с даровнием может в своей комнате с пером в руках,

быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем

сограждан своих и Отечества

Д.И.Фонвизин

1 Очерк жизни и истоки творчества

Родился 3 апреля 1745 г. Потомок рыцаря-меченосца, взятого в плен во время Ливонской войны при Иване Грозном. Долгое время его фамилия писалась по разному Фон-Визин, Фон-Висен, Фон-Визен и др.

Дворянин по происхождению, Ф. десяти лет поступил в гимназию при Московском Университете. Студент философского отделения зарекомендовал себя переводами (перевод с немецкого «Басен нравоучительных с изъяснениями господина гольберга»). Отличное знание языков позволило ему служить в Коллегии иностранных дел. В Петербурге он знакомится с Державиным, Херасковым, Княжниным, здесь он увидел Ломоносова, «Но ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр». Жил в Москве, во Франции., ушел в отставку. 1774 г. женился на Екатерине Ивановне Хлоповой. Умер в 1792 г. 1 декабря

Литературная деятельность начинается в 60-е гг. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для его горького смеха было больше чем достаточно в российской действительности того времени. Он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, члены которой критиковали деспотический режим императрицы Екатерины II и произвол ее фаворитов. Есть мнение, что в образе Простаков в комедии «Недоросль» можно увидеть черты императрицы, а в образе усадьбы Простаковых – всей России.

Первая сатирическая комедия – «Бригадир» («В наших нравах первая комедия». Н.И.Панин), «Недоросль (1781 г), продолжал развивить жанр сатиры в произведениях – «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» и др, задумал издавать сатирический журнал «Стародум, или друг честных людей, но императрица на позволила.

2 Словарь литературоведческих терминов

Сатира – жанр художественной литературы

- задача которого осмеяние или обличение отрицательных явлений действительности с целью их исправления

- возник в Древней Греции в 7 в. до н.э. – Гораций, Ювенал, Петроний. В новое время в этом жанре успешно работали Свифт, Мольер, Вольтер, Буало, Сумароков, Кантемир и др.

А) Сатиры Кантемира отличались просветительской направленностью и антиклерикальным характером

Б) Сумароков – новый тип бессюжетной сатиры, компактной по объему, острой по идейному содержанию, для которой характерна тезисность и афористичность речи, простота и точность языка

В) Ломоносов привнес элементыдемократического мышления и стиля

Г) И.И.Хемницер – установка на изобразительность и драматизацию повествования, сближение сатиры с различными жанрами

Д) Фонвизин обратился к разработке небольшой сюжетной сатиры, довел до совершенства диалог, в сатире стал использовать басенное начало и басенный стих

- согласно теории классицизма он не принаждлежал к высоким жанрам – обращался к общественно значимым темам, но использовал сниженный стиль

- сатира прямо не соотносится и ни с одним литературным родом – от эпоса она заимствает широту охвата событий, от лирики – эмоциональную наряженность, от драмы – сценичность

- по тематике делились на наравоописательные и соуциально-политические

- по объекту изображения – сатиры на лицо или сатиры на порок

- композиция обычно была трехчастной – вступление с определением проблемно-тематической направленности произведения, основная часть, раскрывавшая содержание, и заключение, где автор подводил итог и делал назидание читателю

- ведущими приемами создания образа были – прямая авторская характеристика, косвенная обенка, даваемая персонажу другими лицами, показ героя в действии, изображение внутреннего мира человека, речевая характеристика, портрет, художественная деталь

В конце XVIII в. утратила ведущую позицию в литературе и трансформировалась в жанрах эпиграммы, басне, сатирической песне и т.д.

Комедия – разновидность драматического произведения, исполненного юмористического или сатирического пафоса

- сформировался в античной Греции в 5 в. до н.э. Классиками жанра можно считать Аристофана, Плавта, Шекспира, Мольера, Бомарше, Сумарокова, Лукина, Плавильщикова

- с точки зрения типологии комедии различают

А) по характеру смехового начала – развлекательная и обличительная

Б) в зависимости от особенностей конфликта – комедия характеров, комедия ситуаций

В) в зависимости от особенностей идейно-тематического содержания (любовная, бытовая, воспитательная, социально-политическая)

Г) по специфике языкового выражения - прозаическая и стихотворная

- В середине 70-х гг. XVIIIв. в русской комедиографии складываются 2 направления

А) охранительное, в котором работали Екатерина II, Д.В.Волков, А.Д.Копиев, пыталось оправдать внутреннюю и внешнюю политику государства

Б) обличительное (Сумароков, Фонвизин, Капнист, Крылов).Среди главных проблем комедиографы выделяли – крестьянский вопрос, галломанию дворянства, судейский и чиновничий произвол, проблемы любви и брака, образования и воспитания дворян.

Особенности русской комедии 60-90-х гг.

- классический тип 5-тиактной комедии

- герои – дворяне или мещане

- делились на «лучших» (думающих о благе государства и пекущихся об общей пользе) и «худших» (заботящихся о собственном благополучии)

- принцип парности в организации образной системы

- комедийные образы – однолинейны (воплощение одной добродетели или порока, качества чаще гиперболизированы)

- форма словесного выражения – диалог и полилог

- использование двух ведущих стилевых пластов – разговорно-бытового и книжно-литературного

Драма – один из родов литературы, предназначен для исполнения на сцене, с греч. – «действие»

- содержание – речи и разговоры персонажей, действующих лиц в форме диалога, монолога, полилога

- речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их движениях и т.д.

- искусство слово дополняется режиссерской трактовкой, актерским исполнением и сценической обстановкой

- основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как жанр) и комедия

Ирония – 1 спрятанная, но легко обнаруживаемая насмешка

2 вид тропа, когда сказанное приобретает противоположное значение

3 Подведение итогов

- Какие известные нам факты говорят о Фонвизине как о сатирике?

- Свойственна ли сатира традиционной комедии классицизма?

- Каковы источники сатиры в комедии «недоросль» ?

С этой т.зр. смешное в комедии Фонвизина не укладывалось в формулу классицизма «смешить и смехом пользовать». Предметом его критики были «тяжелые события и злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

ДЗ Охарактеризовать (письменно) произведение по плану анализа

Урок 8

Наши рекомендации