Тема 2.17 Обзор творчества позднего периода.

Идеи Толстого в поздний период творчества напоминают социалистическое учение. Но, в отличие от социалистов, Толстой был убежденным противником революции. Путь к человеческому счастью он видел не в социальных и экономических переменах, а в нравственном самосовершенствовании каждого человека.

В творчестве позднего Толстого ярко проявились стремление к простоте стиля и прямая назидательность. В повести «Отец Сергий» (Толстой работал над ней в 1890-х гг., опубликована после смерти писателя, в 1911году) изображается история жизни князя Степана Касатского, человека крайне самолюбивого, приходящего через искушение славой к простой смиренной жизни нищего странника. В повести «Крейцерова соната» (1887-1889) Толстой представил телесную любовь между мужчиной и женщиной низменным, недостойным человека чувством.

Извращенность, неправильность жизни людей, устройства общества - основная тема творчества позднего Толстого. В пьесе «Живой труп» (1900, опубликована посмертно, в 1911 г.) писатель показывает ненормальность законов и власти, принуждающих разлюбивших и готовых расстаться друг с другом супругов к продолжению совместной жизни. Главный герой пьесы, Федя Протасов, ощущает пустоту окружающего общества и находит выход в хмельном разгуле. Прозрение героя, нравственное, духовное преображение на пороге смерти - таков сюжет повести «Смерть Ивана Ильича» (1886 г.)

С 1889 по 1899 гг. Толстой работал над своим последним романом «Воскресение». В этом романе Толстой отказывается от любви героя и героини как основы сюжета. В «Воскресении» изображается нравственное возрождение богатого дворянина Дмитрия Ивановича Нехлюдова и проститутки Катюши Масловой, которую Нехлюдов соблазнил, когда она была служанкой в его доме. Автор романа выступает в роли безжалостного судьи современного общественного и государственного устройства.

В 1904 году Толстой написал повесть «Хаджи-Мурат» (впервые опубликована посмертно, в 1912 г.). Ее сюжет - история перехода на сторону царя Николая I чеченца Хаджи-Мурата, жаждущего отомстить имаму Шамилю, сражавшемуся с русскими войсками. Толстой прибегает к приему изобличения ненормальности, ложной жизни и нравов русского света и двора, изображая их через восприятие Хаджи-Мурата, подмечающего все странное, противоестественное.

Тема 2.17 Обзор творчества позднего периода. - student2.ru

Тема 2.17 Обзор творчества позднего периода. - student2.ru

Е. Лансере. Л. Пастернак. Иллюстрация

Иллюстрация к повести «Хаджи Мурат» к роману «Воскресение»

Тема 2.17 Обзор творчества позднего периода. - student2.ru Тема 2.18 Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова

Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге в купеческой семье. В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой. Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте. С 1882 писал для петербургского журнала «Осколки».

В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова — «Сказки Мельпомены», затем следуют «Пестрые рассказы», «В сумерках», «Хмурые люди». В конце 1880 Чехов много писал для театра: пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей» и др.

В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.

В Мелихово было написано много прекрасных произведений: «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», «Чайка», «Дядя Ваня» и др. В начале века Чехов создал такие замечательные пьесы, как «Три сестры» и «Вишневый сад». Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.

В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький; Бунин, Куприн, художник И. Левитан.

В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.

А.П. Чехов известен как мастер малой формы. В собрании его сочинений нет ни одного романа, только рассказы и повести, причем объем большинства рассказов не превышает нескольких страниц. В то же время произведения Чехова можно назвать энциклопедией русской жизни конца XIX века. Темы его рассказов и повестей неисчерпаемы, а в образах-персонажах воплощены типические черты всех социальных групп тогдашней России. Как же удалось писателю в малую форму вложить такое богатое идейное содержание, для выражения которого другому писателю понадобились бы многотомные романы? Этому способствовало новаторство его художественных приемов, одним из которых было использование меткой и выразительной художественной детали.

В зрелом периоде творчества А.П. Чехов все шире пользуется художественной деталью, добиваясь с ее помощью не только внешней характеристики персонажа, но и глубокого проникновения в суть его внутреннего мира. Использование детали как важнейшего средства художественной выразительности подтверждает справедливость чеховского афоризма: «Краткость — сестра таланта».


Наши рекомендации