Григорий Белых, Леонид Пантелеев «Республика Шкид»
Для среднего и старшего школьного возраста
В начале 20-х годов ХХ века питерские подростки Алёша Еремеев (будущий писатель Л.Пантелеев) и Гриша Белых учились и воспитывались в школе имени Ф.М.Достоевского — интернате для трудных и беспризорных ребят. В 1927 году вышла их повесть о жизни в интернате — «Республика Шкид».
Бывшие беспризорные, одни из тех, кому судьба готовила участь бродяг, воров, налетчиков написали книгу и беспризорных мальчишках. Она была написана авторами через три года после ухода из школы, когда старшему из них — Белых — шёл двадцатый год, а Пантелееву было восемнадцать лет. Рукопись была отослана в Отдел народного образования, а оттуда была переслана в редакцию детской и юношеской литературы. Редакторами первого издания были Евгений Шварц и Самуил Маршак. По требованию последнего Пантелеев переписал для издания главу «Лёнька Пантелеев», которая была написана ритмической прозой. Книга была издана в начале 1927 года и получила огромную популярность.
«Республика Шкид» – добрая и веселая книга о беспокойных жителях интерната для беспризорных, об их воспитателях, о том, как хулиганы и карманные воришки превращаются в людей, поступки которых определяют понятия «честь», «совесть», «дружба».
Том 10
Владимир Богомолов «Момент истины. В августе сорок четвертого»
Захватывающая и очень интересная книга о контрразведке, о том, на что способен человеческий мозг. Читайте!
С 14 лет
Роман о войне? Да. Роман о людях? Да. Роман о контрразведке? Да. Детектив и приключение? Да. Все это есть в книге — подробно, выпукло и убедительно. Но не это главное. Сам Богомолов говорил, что хотел написать роман о силе интеллекта. К истине ведут не ноги или кулаки, а голова! Не зря Таманцев сравнивает работу группы с городским уголовным розыском:
Условия и работка у нас такие, что любой бывалый Шерлок, даже из столичной уголовки, от отчаяния повесился бы на первом же суку.
В любом уголовном розыске – дактилоскопия, оперативные учеты, лаборатории и научно-технические отделы; там на каждом шагу – постовой и дворник, готовые помочь и словом и делом. А у нас?..
А у них — зоркий глаз, цепкая память и титаническая работа ума. В жизни — незаметная. А в книге — проявившаяся во всем блеске и великолепии. Многое в романе нравится, запоминается, удивляет. Но именно последние главы производят самое неизгладимое впечатление.
Том 11
Юрий Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»
Для средней и старшей школы
Книги о Великой Отечественной войне, написанные прекрасным языком – это важно прочитать каждому!
«Батальоны просят огня»
Повесть известного писателя, лауреата Ленинской премии Юрия Бондарева рассказывает о героизме и мужестве бойцов и командиров, первыми переправившихся на правый берег Днепра в сентябре 1943 года и ведущих там с фашистами трудный неравный бой. Нельзя не гордиться силой духа советского солдата, сознательно идущего на гибель во имя своего народа, во имя грядущей победы.
«Батальоны просят огня - одно из самых первых произведений писателя, посвященных теме войны, в нем запечатлена вся горькая правда войны: мы видим войну такой, какой видит ее обостренное зрение писателя, и видим не с отдаленного от поля боя наблюдательного пункта, а непосредственно с передовой, с огневой позиции, из траншеи. Вместе с героями читатель участвует в бою, вытирает с закопченного пороховой гарью лица пот, осматривает свою пробитую пулями шинель, вспоминает вечером сумасшедшую атаку, горящие немецкие танки, погибших товарищей...
«Горячий снег»
События романа "Горячий снег» разворачиваются в холодном декабре 1942 года под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
Плотность времени столь высока в романе, что возникает ощущение перехваченного дыхания. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил.
Том 12