Заключительная сцена к пушкинской «Русалке»
БЕРЕГ
Князь
Печальные, печальные мечты
Вчерашняя мне встреча оживила.
Отец несчастный! Как ужасен он!
Авось опять его сегодня встречу,
И согласится он оставить лес
И к нам переселиться…
(Русалочка выходит на берег)
Что я вижу!
Откуда ты, прекрасное дитя?
Русалочка
Из терема.
Князь.
Где ж терем твой? Отсюда
До теремов далече.
Русалочка.
Он в реке.
Князь.
Вот так мы в детстве тщимся бытие
Сравнять мечтой с каким-то миром тайным.
А звать тебя?
Русалочка.
Русалочкой зови.
Князь.
В причудливом ты, видно, мастерица,
То слушатель я слишком суеверный,
И чудеса ребенку впрок нейдут
Вблизи развалин ночью. Вот тебе
Серебряная денежка. Ступай.
Русалочка.
Я б деду отнесла, да мудрено
Его поймать. Крылом мах-мах
И скрылся.
Князь.
Кто – скрылся?
Русалочка.
Ворон.
Князь.
Будет лепетать.
Да что ж ты смотришь на меня
Так кратко?
Скажи… Нет, я обманут
Тенью листьев,
Игрой луны. Скажи мне… мать твоя
В лесу, должно быть, ягоду сбирала
И к ночи заблудилась… иль попав
На топкий берег… нет, не то. Скажи,
Ты – дочка рыбака, меньшая дочь,
Не правда ли? Он ждет тебя, он кличет.
Поди к нему.
Русалочка.
Вот я пришла, отец.
Князь.
Чур, чур меня!
Русалочка.
Так ты меня боишься?
Не верю я. Мне говорила мать,
Что ты силен, приветлив и отважен,
Что пересвищешь соловья в ночи,
Что лань лесную пеший перегонишь.
В реке-Днепре она у нас царица,
«Но, говорит, в русалку обратясь,
я все люблю его, все улыбаюсь,
как в ночи прежние, когда бежала,
платок забывши впопыхах, к нему
за мельницу».
Князь.
Да, этот голос милый
Мне памятен. И это все безумье –
И я погибну…
Русалочка.
Ты погибнешь, если
Не навестишь нас только человек
Боится нежити и наважденья;
А ты не человек. Ты наш с тех пор,
Как мать мою покинул и тоскуешь.
На темном дне отчизну ты узнаешь,
Где жизнь течет, души не утруждая.
Ты этого хотел, дай руку. Видишь,
Луна скользит, как чешуя, а там…
Князь.
Ее глаза сквозь воду ясно светят,
Дрожащие ко мне струятся руки!
Веди меня, мне страшно, дочь моя…
(Исчезает в Днепре.)
Русалки (поют)
Всплываем, играем
И пеним волну.
На свадьбу речную
Зовем мы луну.
Все тише качаясь
Туманный жених
На дно опустился
И вовсе затих.
И вот осторожно,
До самого дна,
До лба голубого
Доходит луна.
И тихо смеется,
Склоняясь к нему,
Царица-Русалка
В своем терему.
(Скрываются. Пушкин пожимает плечами).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Научный статус литературоведения.
2. Литературное произведение как художественное целое.
3. Семиотическая природа литературы.
4. Специфика художественного образа.
5. Эстетические категории.
6. Проблема формы и содержания в словесном искусстве.
7. Герой. Персонаж. Система персонажей. Характер.
8. Поэзия и проза. Принципы разграничения.
9. Литературные роды. Принципы их выделения.
10. Лирика как литературный род. Жанры лирики.
11. Эпос как литературный род. Эпические жанры.
12. Структура эпического сюжета.
13. Система изобразительно-выразительных средств (тропы). Фигуры речи.
14. Поэтика. Ее основные категории.
15. Жанр как литературоведческая категория.
16. Специфика драматического произведения.
17. Жанры драмы.
18. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа.
19. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
20. Концепция романа М. М.Бахтина.
21. Концепция Ю.М.Лотмана о многоуровневой структуре текста.
22. Типы повествования.
23. Специфика поэтического языка.
24. Читатель и «внутренний» мир произведения.
25. Образ автора. Основные подходы к изучению категории образа автора. Субъектные и внесубъектные формы реализации образа автора.
26. Интертекстуальные отношения в литературе.
27. Понятие предметного мира художественного произведения.
28. Теории литературных родов (Гегель, А. Веселовский).
29. Понятие жанровой системы.
30. Категория автора.
31. Категория читателя.
32. Чужой стиль в литературном произведении (стилизация, подражание, пародия)
33. Художественное пространство и художественное время. Понятие хронотопа.
34. Соотношение понятий сюжет и фабула.
35. Стиль как лингвистическое и литературоведческое понятие.
36. Теория «литературного образного стиля (В. В. Виноградов).
37. Сюжет и мотив.
38. Значение термина композиция. Понятие архитектоники. Соотношение композиции и сюжета.
39. Художественная деталь, её функции в тексте.
40. Понятие о художественном мире. Его составляющие.
41. «Вещный мир» художественного произведения.
42. Эволюция понимания отдельных категорий поэтики (понятие мотива у Веселовского – формалистов – Проппа – Фрейденберг – Барта)
43. Понятие о литературном процессе. Исторические этапы функционирования литературы.
44. Традиция в художественном произведении.
45. Системы стихосложения.
46. Строфа и ее виды. Типы рифмовки.
47. Классификация рифмы. Понятие клаузулы.
48. Метр и ритм.
49. Явления поэтизации прозы и прозаизации поэзии
50. Литературоведческие школы XIX – XXI вв.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:
№ | Тема группового занятия | Содержание самостоятельной работы студентов | Продукт деятельности |
1. | Литература как вид искусства. Слово как материал художественного произведения | Освоение материала лекции. Составление словаря терминов, понятий и схем по дисциплине. Освоение научной литературы к практическому занятию | Конспект лекций. Словарная работа. Умение отвечать на контрольные вопросы по разделу письменно или устно. |
2. | Понятие о литературном процессе. Парадигмы художественности. | Освоение материала лекции и дополнительной литературы по списку | Конспект лекций. Конспекты научных работ. Умение отвечать на контрольные вопросы по разделу |
Поэзия и проза. Принципы разграничения. | Освоение материала лекции и дополнительной литературы по списку | Конспект лекций. Словарная работа | |
4. | Литературное произведение как художественное целое. Содержание / форма. | Освоение материала лекции и дополнительной литературы по списку. Освоение научной литературы к практическому занятию. | Конспект лекций. Конспекты научных работ. Словарная работа. |
5. | Основные понятия сюжетологии. Сюжет и мотив. Сюжет и фабула. | Освоение материала лекции. Освоение научной литературы к практическому занятию. Анализ текста. | Конспект лекций. Конспекты научных работ Словарная работа |
6. | Художественное время и пространство. | Освоение материала лекции. Освоение научной литературы к практическому занятию. Анализ текста. | Конспект лекций. Конспекты научных работ. Словарная работа |
7. | Композиция художественного произведения | Освоение материала лекции | Конспект лекций. Словарная работа |
8. | Субъектные и внесубъектные формы авторского присутствия в тексте. | Освоение материала лекции. Освоение научной литературы к практическому занятию. Анализ текста. | Возможна работа с конспектами и словарным материалом. Умение отвечать на контрольные вопросы по разделу. |
9. | Герой, персонаж, характер и тип. | Составление схемы по теории литературы. Анализ текста. | Конспект лекций. Словарная работа. Работа с составленной схемой. |
10. | «Вещь» в художественном произведении. | Освоение научной литературы к практическому занятию. Анализ текста с точки зрения заявленного ракурса. | Конспект лекций. Словарная работа. |
Х | Тестирование по теоретическим вопросам курса | Подготовка к тестированию | Тесты |
11. | «Родовые» свойства текста эпического произведения. | Освоение материала лекции. Освоение научной литературы к практическому занятию. Анализ текста. | Конспект лекций. Словарная работа. |
12. | Мир лирического произведения. | Освоение научной литературы к практическому занятию. Анализ лирических произведений. | Словарная работа. Конспекты научных работ. |
13. | Теория драмы. | Освоение научной литературы к практическому занятию. | Словарная работа. Конспекты научных работ. |
14. | Категория литературного жанра. «Твердые» и «свободные» жанровые варианты эпической формы. | Освоение материала лекции. Освоение научной литературы к практическому занятию | Конспект лекций. Словарная работа. |
15. | Проблемы развития лирических жанров. | Освоение материала лекции. Анализ текста. | Конспект лекций. Словарная работа. |
16. | Классическая и неклассическая драма. | Освоение материала лекции. Анализ текста. | Конспекты научных работ. Умение отвечать на контрольные вопросы по разделу. |
Х | Тестирование по содержанию научно-исследовательских работ | Подготовка к тестированию | Тесты |
17. | Стиль литературного произведения | Освоение материала лекции. Знакомство с материалами темы по дополнительным источникам, указанным в списке литературы. | Возможна работа с конспектами и словарным материалом. |
18. | Чужой стиль в литературном произведении (стилизация, подражание, пародия) | Освоение материала лекции. | Конспект лекций. |
19. | Интертекстуальные отношения в литературе. Литературная эволюция и её модели. | Освоение научной литературы к практическому занятию. | Конспекты научных работ.Умение отвечать на контрольные вопросы по разделу. |
Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:
№ | Тема дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Продукт деятельности |
1. | Литература как вид искусства. Слово как материал художественного произведения | Составление словаря терминов, понятий и схем по дисциплине в качестве творческой работы. | Защита творческой работы на последнем занятии – учебной конференции. |
2. | Понятие о литературном процессе. Парадигмы художественности | 1. Составление сравнительных таблиц по функционированию эстетических категорий в культурных парадигмах. 3. Реферирование монографий теоретиков литературы. | Защита творческой работы на последнем занятии – учебной конференции. |
Поэзия и проза. Принципы разграничения. | Реферирование монографий исследователей теории литературы. | Выступление с сообщением на лекции или на практическом занятии. | |
4. | Литературное произведение как художественное целое. Содержание / форма. | 1. Подготовка дополнительного сообщения по теме практических занятий 2. Составление аналитических таблиц, отражающих специфику функционирования основных категорий поэтики. | 1. Выступление с сообщением на практическом занятии 2. Защита творческой работы на последнем занятии – учебной конференции. |
5. | Основные понятия сюжетологии. Сюжет и мотив. Сюжет и фабула. | 1. Составление сравнительных таблиц, определяющих основные черты понятий сюжет, мотив, фабула. 2. Самостоятельный анализ текста (роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин») на уровне сюжета. | Выступление с сообщением на практическом занятии или лекции. |
6. | Художественное время и пространство. | 1. Составление сравнительных таблиц по функционированию хронотопа в лирических, эпических и драматических текстах. 2. Анализ текста с точки зрения выявления хронотопа. | 1. Выступление с сообщением на практическом занятии 2. Защита творческой работы на последнем занятии – учебной конференции. |
7. | Композиция художественного произведения | 1. Реферирование монографий теоретиков литературы. 2. Анализ текста на уровне композиции. | 1. Выступление с сообщением на практическом занятии 2. Подготовка письменного сообщения – анализ текста. |
8. | Субъектные и внесубъектные формы авторского присутствия в тексте. | 1. Подготовка сообщений по теме дисциплины по дополнительной литературе. 2. Подготовка реферата или презентации с пояснениями по теме дисциплины. 3. Анализ текста. | 1. Выступление с сообщением на практическом занятии 2. Защита творческой работы на последнем занятии – учебной конференции. |
9. | Герой, персонаж, характер и тип. | 1. Реферирование монографий теоретиков литературы. 2. Анализ текста. | Защита творческой работы на последнем занятии – учебной конференции. |
10. | «Вещь» в художественном произведении. | Составление историко-литературного комментария к «вещному» миру произведения (на выбор студента). | 1. Выступление с сообщением на практическом занятии. 2. Защита творческой работы на последнем занятии – учебной конференции. |
10. | «Родовые» свойства текста эпического произведения. | Составление аналитических таблиц. Реферирование монографий. | Выступление с сообщением на практическом занятии. |
11. | Мир лирического произведения. | 1. Подготовка дополнительного сообщения по теме практических занятий. 2. Подготовка реферата – анализ лирического произведения. | 1. Выступление с сообщением на практическом занятии |
12. | Теория драмы. | 1. Подготовка дополнительного сообщения по теме практических занятий | 1. Выступление с сообщением на практическом занятии |
13. | Категория литературного жанра. «Твердые» и «свободные» жанровые варианты эпической формы. | 1. Подготовка сообщений по теме дисциплины по дополнительной литературе. 2. Подготовка реферата или презентации с пояснениями по теме дисциплины. | Выступление с сообщением на практическом занятии |
14. | Проблемы развития лирических жанров. | Подготовка сообщений по теме дисциплины по дополнительной литературе. | Выступление с сообщением на практическом занятии |
15. | Классическая и неклассическая драма. | 1. Подготовка дополнительного сообщения по теме практических занятий 2. Работа с понятием ремарка. Инсценировка фрагмента пьесы с актуализацией авторских ремарок (внешних и внутренних) | 1. Выступление с сообщением на практическом занятии |
16. | Стиль литературного произведения | Подготовка дополнительного сообщения по теме практических занятий | 1. Выступление с сообщением на практическом занятии |
17. | Чужой стиль в литературном произведении (стилизация, подражание, пародия) | Подготовка реферата или презентации по теме дисциплины. Создание пародии на текст (по выбору студентам) | Защита творческой работы на последнем занятии – учебной конференции. |
18. | Интертекстуальные отношения в литературе. Литературная эволюция и её модели. | Подготовка дополнительного сообщения по теме практических занятий | Выступление с сообщением на практическом занятии |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ