Литературная эволюция и её модели.
Системно-динамическаяконцепция литературной эволюции В.Б. Шкловского и Ю.Н. Тынянова.
Типология взаимодействия текстов Ж. Женетта «Палимпсесты» (1982): отношения текста с его ближайшим околотекстовым окружением (паратекстуальность), с его жанром, или типом творчества, к которому он принадлежит (архитекстуальность), с суждениями и интерпретациями критиков и читателей (метатекстуальность), с целым предшествующим текстом (гипертекстуальность) или с его отдельными фрагментами, цитатами, реминисценциями (интертекстуальность – в особом, узком смысле слова).
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
№ п/п | Наименование смежных дисциплин | № разделов данной дисциплины | |||||
1. | История отечества | х | х | х | х | ||
2. | Античная литература | х | х | х | х | ||
3. | Древнерусская литература | х | х | х | х | ||
4. | История русской литературы | х | х | х | |||
5. | Фольклор | х | х | х | х | х | |
6. | Культурология | х | х | ||||
7. | Культура речи | х | х | х | х | х | |
8. | История русского языка (Введение в языкознание) | х | |||||
9. | Философия | х | х | х |
Групповые занятия и образовательные технологии
№ | Тема группового занятия | Компетенция (и) | Образовательные результаты | Формы группового занятия | Образовательные технологии |
1. | Литература как вид искусства. Слово как материал художественного произведения. | ОК-3, ПК-1, СК-1 | Знает: содержание и художественную специфику литературы как вида искусства. | Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами диспута) | Проблемная лекция, учебная дискуссия |
2. | Понятие о литературном процессе. Парадигмы художественности. | ОК-9, СК-6 | Знает: этапы литературного процесса, понятие художественного метода. Умеет: ориентироваться в смене культурных парадигм. | Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами научной конференции) | Проблемная лекция, учебная конференция. |
Поэзия и проза. Принципы разграничения | ОК-3, СК-1 | Знает: принципы исторического выделения стиха и прозы; специфику стихотворной речи; формальные признаки организации стиха. | Лекция | Лекция – диалог с аудиторией | |
4. | Литературное произведение как художественное целое. Содержание / форма. | ОК-3, ПК-1, СК-1, ОК-9 | Знает: механизмы взаимосвязи и взаимозависимости элементов, составляющих художественное целое; форма как план выражения на разных уровнях художественной структуры. | Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами коллоквиума) | Проблемная лекция, семинар-диалог |
5. | Основные понятия сюжетологии. Сюжет и мотив. Сюжет и фабула. | ОК-9, СК-1 | См. п. 4 | Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами коллоквиума) | Лекция – диалог с аудиторией, семинар-диалог |
6. | Художественное время и пространство. | ОК-9, СК-1 | См. п.3 | Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами диспута) | Лекция – диалог с аудиторией, учебная дискуссия |
7. | Композиция художественного произведения | ОК-9, СК-1 | См. п.3 | Лекция | Лекция – диалог с аудиторией |
8. | Субъектные и внесубъектные формы авторского присутствия в тексте. | ОК-3, СК-4 | знает: основные проблемы повествования; принципы разграничения повествователя, рассказчика и «образ автора» в их соотношении друг с другом, с героями и автором-творцом. | Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами диспута) | Лекция – диалог с аудиторией, учебная дискуссия |
9. | Герой, персонаж, характер и тип. | ОК-9, ПК-1, СК-4 | умеет:определять специфику героя, персонажа, характера и типа; владеет: навыками филологического анализа отличительных признаков героя, персонажа, характера и типа. | Лекция | Лекция – диалог с аудиторией |
10. | «Вещь» в художественном произведении. | ОК-3, ПК-1, СК-4 | Умеет: находить отражение в фольклоре и литературе изменений в материальной культуре; отношение к вещам в зеркале литературы. | 1 тема практического занятия (семинар с элементами диспута) | Учебная дискуссия |
11. | «Родовые» свойства текста эпического произведения. | ОК-9, ПК-1, СК-4 | Знает: принципы разделения литературы на роды в зависимости от отношения художественных произведений к объекту и субъекту творчества; проблему единства эпических жанров. Умеет: определять эпический тип события; структуру эпического сюжета. | 1 лекция, 2 темы практических занятий (семинар с элементами коллоквиума, семинар с элементами диспута) | Проблемная лекция, семинар-диалог, учебная дискуссия |
12. | Мир лирического произведения. | ОК-3, ПК-1, СК-4, ОК-9 | Знает: принципы разделения литературы на роды в зависимости от отношения художественных произведений к объекту и субъекту творчества; Владеет: навыками филологического анализа основных уровней лирического произведения. | 3 темы практических занятий (2 семинара с элементами коллоквиума, семинар с элементами диспута) | Семинар-диалог, учебная дискуссия |
13. | Теория драмы. | ОК-3, ПК-1, СК-4, ОК-9 | Знает: принципы театроведческого и литературоведческого подходов к драме. умеет: определять катастрофу и катарсис; пространство-время драматического события. | 2 темы практических занятий (семинар с элементами коллоквиума, семинар с элементами диспута) | Семинар-диалог, учебная дискуссия |
14. | Категория литературного жанра. «Твердые» и «свободные» жанровые варианты эпической формы. | ОК-3, ПК-1, СК-6 | Знает: проблему исторической изменчивости жанров; понятие жанровой системы. Умеет: определять соотношение категорий жанра и автора в различные литературные эпохи. | Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами диспута) | Лекция – диалог с аудиторией, учебная дискуссия |
15. | Проблемы развития лирических жанров. | ОК-9, ПК-1, СК-4 | См. п. 14 | Лекция | Лекция – диалог с аудиторией |
16. | Классическая и неклассическая драма. | ОК-1, ПК-1, СК-4, ОК-9 | См. п. 14 | Лекция | Проблемная лекция |
17. | Стиль литературного произведения | СК-1, СК-4, СК-6 | знает: понятийный аппарат теории литературы, позволяющий филологически профессионально характеризовать художественные произведения различных жанров и форм; | Лекция | Проблемная лекция |
18. | Чужой стиль в литературном произведении (стилизация, подражание, пародия) | СК-1, СК-4, СК-6, ОК-15 | владеет: способностью ориентироваться в дискуссионных вопросах современного литературоведения; способностью собирать, структурировать и излагать материал по проблемам теории литературы в научной и учебной деятельности | Лекция, практическое занятие (семинар с элементами круглого стола по научной проблеме) | Проблемная лекция, исследовательский проект, реализованный в круглом столе |
19. | Интертекстуальные отношения в литературе. Литературная эволюция и её модели. | СК-1, СК-4 | знает: формы и возможности взаимосвязей и взаимовлияний различных произведений; умеет: интерпретировать произведения литературы | Лекция, практическое занятие с элементами конференции | Лекция-диалог с аудиторией, учебная конференция |