Литературная эволюция и её модели.

Системно-динамическаяконцепция литературной эволюции В.Б. Шкловского и Ю.Н. Тынянова.

Типология взаимодействия текстов Ж. Женетта «Палимпсесты» (1982): отношения текста с его ближайшим околотекстовым окружением (паратекстуальность), с его жанром, или типом творчества, к которому он принадлежит (архитекстуальность), с суждениями и интерпретациями критиков и читателей (метатекстуальность), с целым предшествующим текстом (гипертекстуальность) или с его отдельными фрагментами, цитатами, реминисценциями (интертекстуальность – в особом, узком смысле слова).

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

№ п/п Наименование смежных дисциплин № разделов данной дисциплины
1. История отечества   х х х х  
2. Античная литература х   х х х  
3. Древнерусская литература х   х х х  
4. История русской литературы х       х х
5. Фольклор х х   х х х
6. Культурология     х     х
7. Культура речи х х х х х  
8. История русского языка (Введение в языкознание)   х        
9. Философия   х х     х

Групповые занятия и образовательные технологии

Тема группового занятия Компетенция (и) Образовательные результаты Формы группового занятия Образовательные технологии
1. Литература как вид искусства. Слово как материал художественного произведения.   ОК-3, ПК-1, СК-1 Знает: содержание и художественную специфику литературы как вида искусства.   Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами диспута) Проблемная лекция, учебная дискуссия
2. Понятие о литературном процессе. Парадигмы художественности.   ОК-9, СК-6 Знает: этапы литературного процесса, понятие художественного метода. Умеет: ориентироваться в смене культурных парадигм. Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами научной конференции) Проблемная лекция, учебная конференция.
Поэзия и проза. Принципы разграничения ОК-3, СК-1 Знает: принципы исторического выделения стиха и прозы; специфику стихотворной речи; формальные признаки организации стиха. Лекция Лекция – диалог с аудиторией
4. Литературное произведение как художественное целое. Содержание / форма.   ОК-3, ПК-1, СК-1, ОК-9 Знает: механизмы взаимосвязи и взаимозависимости элементов, составляющих художественное целое; форма как план выражения на разных уровнях художественной структуры. Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами коллоквиума) Проблемная лекция, семинар-диалог
5. Основные понятия сюжетологии. Сюжет и мотив. Сюжет и фабула. ОК-9, СК-1 См. п. 4 Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами коллоквиума) Лекция – диалог с аудиторией, семинар-диалог
6. Художественное время и пространство. ОК-9, СК-1 См. п.3 Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами диспута) Лекция – диалог с аудиторией, учебная дискуссия
7. Композиция художественного произведения ОК-9, СК-1 См. п.3 Лекция Лекция – диалог с аудиторией
8. Субъектные и внесубъектные формы авторского присутствия в тексте. ОК-3, СК-4 знает: основные проблемы повествования; принципы разграничения повествователя, рассказчика и «образ автора» в их соотношении друг с другом, с героями и автором-творцом. Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами диспута) Лекция – диалог с аудиторией, учебная дискуссия
9. Герой, персонаж, характер и тип. ОК-9, ПК-1, СК-4 умеет:определять специфику героя, персонажа, характера и типа; владеет: навыками филологического анализа отличительных признаков героя, персонажа, характера и типа. Лекция Лекция – диалог с аудиторией
10. «Вещь» в художественном произведении.   ОК-3, ПК-1, СК-4 Умеет: находить отражение в фольклоре и литературе изменений в материальной культуре; отношение к вещам в зеркале литературы. 1 тема практического занятия (семинар с элементами диспута) Учебная дискуссия
11. «Родовые» свойства текста эпического произведения. ОК-9, ПК-1, СК-4 Знает: принципы разделения литературы на роды в зависимости от отношения художественных произведений к объекту и субъекту творчества; проблему единства эпических жанров. Умеет: определять эпический тип события; структуру эпического сюжета.   1 лекция, 2 темы практических занятий (семинар с элементами коллоквиума, семинар с элементами диспута) Проблемная лекция, семинар-диалог, учебная дискуссия
12. Мир лирического произведения.   ОК-3, ПК-1, СК-4, ОК-9 Знает: принципы разделения литературы на роды в зависимости от отношения художественных произведений к объекту и субъекту творчества; Владеет: навыками филологического анализа основных уровней лирического произведения.   3 темы практических занятий (2 семинара с элементами коллоквиума, семинар с элементами диспута) Семинар-диалог, учебная дискуссия
13. Теория драмы. ОК-3, ПК-1, СК-4, ОК-9 Знает: принципы театроведческого и литературоведческого подходов к драме. умеет: определять катастрофу и катарсис; пространство-время драматического события.   2 темы практических занятий (семинар с элементами коллоквиума, семинар с элементами диспута) Семинар-диалог, учебная дискуссия
14. Категория литературного жанра. «Твердые» и «свободные» жанровые варианты эпической формы.   ОК-3, ПК-1, СК-6 Знает: проблему исторической изменчивости жанров; понятие жанровой системы. Умеет: определять соотношение категорий жанра и автора в различные литературные эпохи. Лекция, 1 тема практического занятия (семинар с элементами диспута) Лекция – диалог с аудиторией, учебная дискуссия
15. Проблемы развития лирических жанров.   ОК-9, ПК-1, СК-4 См. п. 14 Лекция Лекция – диалог с аудиторией
16. Классическая и неклассическая драма.   ОК-1, ПК-1, СК-4, ОК-9 См. п. 14 Лекция Проблемная лекция
17. Стиль литературного произведения   СК-1, СК-4, СК-6 знает: понятийный аппарат теории литературы, позволяющий филологически профессионально характеризовать художественные произведения различных жанров и форм; Лекция Проблемная лекция
18. Чужой стиль в литературном произведении (стилизация, подражание, пародия)   СК-1, СК-4, СК-6, ОК-15 владеет: способностью ориентироваться в дискуссионных вопросах современного литературоведения; способностью собирать, структурировать и излагать материал по проблемам теории литературы в научной и учебной деятельности Лекция, практическое занятие (семинар с элементами круглого стола по научной проблеме) Проблемная лекция, исследовательский проект, реализованный в круглом столе
19. Интертекстуальные отношения в литературе. Литературная эволюция и её модели.   СК-1, СК-4 знает: формы и возможности взаимосвязей и взаимовлияний различных произведений; умеет: интерпретировать произведения литературы Лекция, практическое занятие с элементами конференции Лекция-диалог с аудиторией, учебная конференция





Наши рекомендации