Тема 3. Поэзия и проза. Принципы разграничения.
Историческое выделение стиха и прозы. Выявление специфики стихотворной речи – главный вопрос стиховедения. Основные системы стихосложения. Поэтический метр. Строфика. Семантика метра. Ритм и рифма. Графическая сегментация стихотворного текста – абсолютный стихообразующий фактор. Значение авторской установки на определение структурной природы текста. Специфика словесного образа. Тропы и фигуры. Топосы и эмблемы.
Раздел 2. Художественный мир произведения
Тема 1. Литературное произведение как художественное целое. Содержание / форма.
Литературно-художественное произведение как системное единство составляющих его элементов; их взаимосвязь и взаимозависимость. Художественное произведение – «бесконечный лабиринт сцеплений» (Л. Н. Толстой). Условность и необходимость его расчленения. Иерархия элементов, составляющих систему. Проблема содержания и формы в теории литературы. Форма как план выражения на разных уровнях художественной структуры. «Внутренняя» форма произведения (композиция, характеры, обстоятельства, жанры) и «внешняя» форма (размер, визуальный облик, синтаксис, фонетика). Роль художественной детали в литературном тексте. Виды художественных деталей: пейзажные, портретные, детали интерьера, подробности быта и т. д. Роль и функции художественной детали в литературе. Моделирующая роль заглавия. Зависимость «плана выражения» от родовой и жанрово-видовой принадлежности произведения, от метода и стиля писателя.
«Состав» художественного мира и «частные» понятия. Действия (поступки, реакции, душевные движения, жесты и мимика) героя. Их мотивы: связь героя и его мира («обстоятельств»). Пространство и время как общие условия свершения многообразных действий. Зримость пространства и следы в нем времени. «Активность» мира, который окружает персонажа («происшествия»). Перемена в герое и (или) в мире – результат всего свершающегося с персонажем и миром: понятие события. Соотношение реального мира и мира художественного в трактовке Д.С.Лихачева. Внешняя точка зрения на мир героя: система ценностей и ценностных оппозиций. Опыты характеристик изображаемого мира (мир народных сказок у Пушкина) и категория события: мир характеризуется возможностью определенных событий. Понятия сюжетологии и понятия характерологии. Связь тех и других с развертыванием основного события в пространстве и времени произведения.
Тема 2. Основные понятия «сюжетологии». Сюжет и мотив. Сюжет и фабула.
Событие и поступок, а также внутренняя граница мира произведения с точки зрения персонажа и с точки зрения автора. Акценты на предметной стороне события в эпике и драме и на смысловой (ценностной) стороне в лирике. Сюжет и фабула. Способы разграничения сюжета и фабулы. Определение сюжета на фольклорном материале (у В.Я.Проппа). Художественная целенаправленность ряда событий.
Ситуация и конфликт (коллизия). Противоречивая природа всякого действия: прерывность и непрерывность, сочетание моментов покоя и изменения.
Сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема. Мотив и структура произведения.
Тема 3. Художественное время и пространство.
Время как категория художественного текста. Категория времени в античной эстетике. Типы времени. Мифологическое время, ритуальное и историческое время. Проблемы картины мира. Время как языковой код. Время и вымысел.
Пространство и место. Проблема перспективы. «Свое» и «чужое» пространство. Пространство границы. Преодоление границ как сюжетообразующая основа текста. Пространств и персонаж. Герои пути и герои точки.
Хронотоп (Бахтин) – пространство и время – как формы (способы) изображения героя и его жизни. Авторский выбор из уже имеющихся возможностей. Основополагающие структурные разграничения и определения. Категория пространства-времени по отношению к материалу произведения и к изображенному с помощью этого материала миру. Композиционные приемы обозначения пространственно-временного уровня в тексте.
Тема 4. Композиция.
Композиция и точка зрения. Научная традиция. Господство широкого понимания: композиция – «построение произведения». Анализ определений в справочной литературе. Границы «текста», «структуры», «произведения» как вопрос композиции. Композиция и деление текста на части. Виды композиционной организации текста (кольцевая, зеркальная).
Композиционные формы и композиционные приемы. Статические и динамические начала композиционных форм. Простые и сложные композиционные формы. Портрет, пейзаж, монолог, диалог. Синтетические композиционные формы. Сцена. Лирические отступления. Проблема точки зрения. Внешняя и внутренняя точка зрения.
Композиционные уровни и архитектонический план.
Тема 5. Субъектные и внесубъектные формы авторского присутствия в тексте. Проблема повествования. Роль повествования в системе композиционных форм речи. Повествователь, рассказчик и «образ автора» в их соотношении друг с другом, с героями и автором-творцом, а также в общей для них посреднической функции. Субъект речи и носитель точки зрения.