Проблематика повести В. А. Соллогуба «Тарантас» в свете полемики западников и славянофилов.
Манн Ю. В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969; или: Манн Ю. В. Человек и среда (заметки о «натуральной школе») // Вопросы литературы. 1968. № 9.
Маркович В. М. Роман Тургенева «Рудин» и традиции натуральной школы // Русская литература. 1981. № 1.
Анненкова Е. И. Аксаковы. СПб., 1998. (Гл. 5. Ч. 1. «Славянофилы и западники (Смирение и мессианство России на фоне западной цивилизации)». С. 116–135.
Черты поэтики «натуральной школы» в повести Соллогуба (элементы физиологии, биографический принцип объяснения человека и т. д.). Публицистичность в трактовке главных героев повести. Сопряжение субъективного авторского повествования и объективного развития сюжета в «диалогическом конфликте» (Ю. В. Манн); особенности этого типа конфликта.
Методические материалы к курсу
«История русской литературы XIX века (вторая половина)»*
I. Введение.
Достаточно известно, что история литературы в настоящее время, когда переоценке подвергаются многие явления прошлого, вплоть до хронологии и календаря, переживает ощутимый кризис. Поставленными под сомнение оказались как принципы систематизации исторического материала, так и традиционные методы его анализа. Дестабилизация историко-литературных представлений, порождающая, помимо прочего, релятивизм в оценках и восприятии классики, создает необходимость обновленных концепций литературного развития прошлого.
В основу комплекса учебно-методических материалов положены такие принципы изучения и описания истории русской литературы XIX века, которые совмещают накопления филологической и методической традиций с обновленными взглядами как на литературный процесс эпохи в целом, так и на его отдельные явления. Необходимым научным базисом является в данном случае теоретическое наследие М. М. Бахтина и в частности созданные ученым теории «большого диалога», высказывания, романного слова, автора и героя.
Предполагается внесение в традиционные методики историко-литературного изучения герменевтического подхода к литературе, а также приемов «исторической поэтики» и «рецептивной эстетики», применяемых для изучения отдельного литературного явления. Подобного рода научно-методический опыт нацелен на развитие у студентов способности понимания литературного явления, создание представлений о литературном процессе второй половины XIX века как диалоге творческих индивидуальностей и художественных систем.
II. Программа курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)». Часть I.
Направление: филологическое образование.
Курс: 3.
Форма обучения: дневная, теоретическая.
Семестр: 5, начало 6-го.
Количество часов:
из них аудиторных:
52 час. – лекции; 42 час. – практические занятия.
Цель дисциплины: формировать филологическое мышление студентов в русле герменевтического подхода к литературе, развивать способности понимания литературного явления, создать представление о литературном процессе второй половины XIX века как диалоге творческих индивидуальностей и художественных систем.
Задачи дисциплины:
– освоение фактического и текстового материала курса;
– формирование умения освоить комплекс историко-литературных знаний и оценить результаты научного изучения творчества писателей второй половины XIX века и литературного процесса в целом;
– развитие умения анализировать и использовать в процессе собственной интерпретации критические и научные концепции, принадлежащие различным школам и методам; определять свою исследовательскую позицию в свете «большого диалога»;
– развитие навыков анализа и интерпретации литературного явления в аспекте: автор – герой – читатель;
– формирование представлений об актуальных проблемах: а) восприятия, изучения историко-литературного процесса второй половины XIX века; б) построения истории литературы как филологической дисциплины.
Принципы отбора и организации материала:
– структуру курса в значительной мере определяют категории «прозы» – «поэзии», «жанра», «автора», «героя», «читателя». В пятом и в начале шестого семестра (3 курс) изучаются прозаические жанры второй половины XIX века;
– литературный процесс изучается с учетом его многослойности, рассматривается творчество авторов не только первого, но и второго ряда, массовая, мемуарная литература;
– антропологическая проблематика русской литературы второй половины XIX века и лежащая в основании курса теория «большого диалога» М. М. Бахтина – условия единства разнообразных аспектов и методов изучения материала.
Текущая аттестация качества усвоения знаний:
– тестирование знания текстов, историко-литературных фактов, теоретических понятий;
– контрольные письменные работы;
– промежуточные зачеты, завершающие изучение творчества какого-либо автора, в частности И. С. Тургенева;
– сдача экзамена тематическими «блоками»; предполагается контрольное собеседование по темам творчества Ф. М. Достоевского (март).
Итоговая аттестация по курсу: зачет (пятый семестр, 3 курс); экзамен (шестой семестр, 3 курс).
Основное содержание:
1. История литературы как научная проблема. Теоретико-философские основания предлагаемого курса. Основные понятия. «Открытая структура большого диалога» (М. М. Бахтин). Понимание, объяснение, научение. Систематизация и проблематизация изучаемого материала.
2. Творческая индивидуальность и художественная система И. С. Тургенева. Наследие писателя изучается подробно, произведения рассматриваются в порядке их появления в печати, т. к. в ходе такого изучения оказываются затронутыми основные факты и проблемы, характерные для историко-литературного процесса второй половины XIX века в целом. Типология тургеневского романа (на материале романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь»). Роман и повесть. Проза и поэзия. «Слово» (М. М. Бахтин) Тургенева. Трагическая философия бытия как проявление творческой индивидуальности писателя. Особенности рецепции тургеневских произведений, его творческой индивидуальности в русской культуре XIX-XX вв. Итоги и проблемы научного описания художественной системы Тургенева.
3. Творческая индивидуальность и художественная система И. А. Гончарова. Творчество Гончарова и Тургенева в аспекте диалогической поэтики. Роман «Обломов» как центр художественной системы писателя. Своеобразие жанра, авторской позиции. Художественная философия романа. «Герой» как «идеал». Культурные контексты романа (поэтические, прозаические, философские, идеологические). «Слово» (М. М. Бахтин) Гончарова. «Художник по преимуществу» И. А. Гончаров в сложном целом «большого диалога»; темы «творчества», «целостной личности», «созерцателя» и «деятеля» как сквозные темы русской культуры и творчества Гончарова.
4. Н. Г. Чернышевский – центральная фигура «эпохи реализма». Личность, эстетика, творческая деятельность Н. Г. Чернышевского как объект полемики в русской культуре. «Слово» (М. М. Бахтин) Чернышевского. Роман «Что делать?»: наследуемые традиции и концепция «новой» художественности. «Что делать?» как новое Евангелие. Поэтика романа. Реализм Н. Г. Чернышевского и «мистический» реализм Ф. М. Достоевского. Идеологичность и художественность в культуре второй половины XIX века.
5. Писатель и направление. Писатели круга журнала «Современник». Литературная личность «нового» типа. Активная диалогическая позиция и ориентированность писателей «нового» типа в культурной ситуации второй половины XIX в. «Тургенев», «Чернышевский», «Достоевский» как историко-литературные явления и основные участники диалога. «Новый» герой в литературе 1860-х годов (на материале творчества В. А. Слепцова, Н. Г. Помяловского, Ф. М. Решетникова). Роман – повесть – очерк. «Слово» (М. М. Бахтин), творческая индивидуальность «писателей-демократов» и идеология отдельного направления. Особенности рецепции произведений писателей второго ряда в русской литературе XX века.
6. Творческая индивидуальность М. Е. Салтыкова-Щедрина. Обособленность его «места» в историко-литературном процессе второй половины XIX века. Концепция русской истории в книге «История одного города». Поэтика книги. Ментальность русских в изображении М. Е. Салтыкова-Щедрина. Историчность культуры второй половины XIX века и диалог-спор с ней Салтыкова-Щедрина. Специфика романной поэтики в «Господах Головлевых». Контексты романа. Художественная философия «слова» в романе «Господа Головлевы». Хроника «Пошехонская старина» в контексте русской литературы: трансформация мемуарной традиции. «Слово» (М. М. Бахтин) Салтыкова-Щедрина. Тенденции изучения творчества писателя.
7. Творческая индивидуальность и художественная система Ф. М. Достоевского. Наследие писателя изучается подробно, произведения рассматриваются в порядке их появления в печати, т. к. в ходе такого изучения оказываются затронутыми многие их тех проблем, которые уже ставились при описании, в частности творчества И. С. Тургенева. Таким образом соблюдается в курсе необходимое равновесие части и целого. Роман как основной жанр (на материале романов «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»). Типология романа Достоевского. Проза и поэзия. «Слово» (М. М. Бахтин) в художественной системе Ф. М. Достоевского. «Диалогическая сфера бытия» в изображении писателя. Диалогическая поэтика. Проблемы понимания, самосознания в русской культуре и творчество писателя. Актуальные, современные аспекты изучения наследия Достоевского.
8. Философия и поэтика русского романа. Автор – герой – читатель: своеобразие диалога в художественных системах русской классической литературы. Творческая индивидуальность русского писателя в интерпретационном поле «большого диалога».
Основные понятия курса: история литературы, историко-литературный процесс, художественная система, творческая индивидуальность, герменевтика, круг понимания, диалог, «слово», автор – произведение – читатель, диалогическая поэтика.
Рекомендуемая литература:
1. История русской литературы XIX века (вторая половина). Учебное пособие для педагогических институтов. Под ред. Н. Н. Скатова. М., 1991.
2. Русские писатели. 1800-1917. Биобиблиографический словарь. М., 1989-1999. Тт. 1-4 (издание продолжается).
3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
4. Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.
5. Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982.
6. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. (Статьи о творчестве Ф. М. Достоевского).
7. Из истории русской культуры. Т. V. (XIX в.). М., 1996.
8. Ляпушкина Е. Русская идиллия XIX-XX вв. и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб., 1996.
9. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.
10. Лотман Ю. М. О русской литературе. М., 1997.
11. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.
12. Пумпянский Л. В. Классическая традиция. М., 2000.
III. Приложение к программе курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Разработка отдельной темы курса.