За тех кто в море » - пьеса в трех действиях

Тема(проблема)

Слава и власть.

Жанр

Драматургия

Действующие лица:

  • Харитонов
  • Софья Петровна, мать Харитонова
  • Максимов
  • Ольга Шабунина
  • Боровский, командир корабля
  • Елена Васильевна Горелова, актриса
  • Миша Рекало
  • Лишев
  • Андрей Клобуков
  • Шубин
  • Гудков
  • Опанасенко

Сюжет

Для того чтобы завоевать себе быструю и громкую славу, командир корабля Боровский сообщает командиру отряда неверные координаты немецких кораблей; он сделал это для того, чтобы лично провести атаку против гитлеровцев без какого-либо участия других кораблей.

В результате такого проступка Боровского произошла роковая трагедия: погибла вся команда катера.

Но капитану Боровскому предоставляют шанс на искупление своей вины перед Родиной и перед людьми.

Постановки в театре

Спектакль Гос. Акад. Малого театра

Театр им ЛенСовета. 1947г. реж С.Л.Штейн.

Экранизация

«За тех кто в море» 1947 г реж.А.Файнциммер.

6.2 «Разлом» – пьеса

Тема(проблема)

народ и революция

Жанр

Драматургия

Действующие лица:

Информация не найдена.

Рецензия

Действие ее происходит в Кронштадте в июле-октябре 1917 года. Разлом старого мира, происшедший под ударами революции, оказал влияние на судьбы разных слоев населения, в том числе интеллигенции. Командир крейсера «Заря», капитан первого ранга Берсеньев, понимает истинные причины революционных выступлений матросов, осознает их справедливость. Он сочувствует революции и «…своим личным примером старается доказать матросам, что не все офицеры заслуживают их осуждения». С большим уважением Берсеньев относится к Артему Годуну - человеку высокой революционной сознательности, председателю судового комитета на крейсере. Капитан соглашается вести «Зарю» по приказу партии большевиков в революционный Петроград. Поведение Берсеньева, его образ мыслей правдиво выявляют такие черты характера старой русской военной интеллигенции, как любовь к России, чувство долга перед Родиной и народом, честность, мужество.

В семье Берсеньева возникает и трагически разрешается конфликт между старшей дочерью капитана, Татьяной, и ее мужем лейтенантом Штубе, конфликт, далеко вышедший за рамки семейных отношений, характеризующий политическую позицию каждого, в этой наисложнейшей жизненной ситуации. Татьяна работает сестрой милосердия, она разделяет взгляды отца. Штубе становится на путь контрреволюции. Для него восставшие матросы «хуже скота», он ненавидит Годуна, потому что видит в нем большевика, руководителя поднявшихся на борьбу масс, по его мнению, «безмозглого быдла». Вступив в заговор с членами белогвардейского «комитета защиты родины и свободы», Штубе пытается взорвать крейсер, чтобы не допустить его в Петроград, на помощь революции. Татьяна, узнав об офицерском заговоре, предупреждает революционное военное командование. На ее глазах возмущенные матросы выбрасывают Штубе за борт корабля!

В основу драмы «Разлом» положены события, имевшие место в действительности на крейсере «Аврора». Но Лавренев не копировал подлинные факты. Иго драма вскрывала логику общего исторического процесса размежевания людей под влиянием совершавшейся революции.

А знаете ли вы, что?

Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе "Марина").

Тест

1)Настоящая фамилия Бориса Лавренева

А)Сергеев

Б) Кузьмин

В)Стрижак

Г) Моисеев

2)В каком году дебютировал как поэт?

А)1910

Б)1911

В)1912

Г)1913

3) В каком году дебютировал как прозаик

А)1922

Б)1923

В)1924

Г)1925

4)Первая пьеса ?

А)Марина

Б)За тех кто в море

В)Разлом

Г) Дым

5)К какому поэтическому направлению принадлежал?

А) Аккмеизм

Б) Футуризм

В) Классицизм

7. Никола́й Робéртович Э́рдман

За тех кто в море » - пьеса в трех действиях - student2.ru

Об авторе

Никола́й Робéртович Э́рдман (3 [16] ноября 1900, Москва, — 10 августа 1970, там же) — русский советский драматург, поэт, киносценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).

Николай Эрдман родился в семье бухгалтера фабрики «Товарищества шёлковой мануфактуры», лютеранина и уроженца Митавы Роберта Карловича Эрдмана (1860—1950), впоследствии также блеснувшего ролями второго плана в фильмах «Окраина» и «Весёлые ребята», и Валентины Борисовны Эрдман (в девичестве Кормер, 1880—1964). Бабушка со стороны матери, Прасковья Абрамовна Гольдберг (1854—1938), была дочерью московского купца первой гильдии и мануфактурщика Абрама Симховича Гольдберга. Тётя, Ольга Борисовна Кормер (1885—1963), была замужем за протоиереем С. И. Голощаповым.

Учился в Москве, в Петропавловском реальном коммерческом училище[5]. В 1919 году был призван в Красную Армию. Демобилизовался в 1920 году и тогда же начал литературную деятельность[5]. Под влиянием своего брата Бориса, художника, вошёл в группу имажинистов, опубликовал несколько стихотворений, писал тексты для артистических кабаре; работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, часто в соавторстве с В. З. Массом, для мюзик-холла, позже для Театра Сатиры (в том числе «Москва с точки зрения»)[5], был автором интермедии в знаменитом спектакле Театра им. Вахтангова «Лев Гурыч Синичкин» по пьесе Д. Ленского (1924).

7.1 «Мандат» — первая большая пьеса Николая Эрдмана, которая выросла из опыта работы в театре Сатиры и вобрала в себя многие мотивы, характерные для тогдашней сатирической драматургии.

Тема(проблема)

конфликт между прошлым и будущим

Жанр

Драматургия

Действующие лица:

Г у л я ч к и н П а в е л С е р г е е в и ч.
Н а д е ж д а П е т р о в н а — его мать.
В а р в а р а С е р г е е в н а — его сестра.
Ш и р о н к и н И в а н И в а н о в и ч — их жилец.
Н а с т я — кухарка Гулячкиных.
В и ш н е в е ц к а я Т а м а р а Л е о п о л ь д о в н а.
С м е т а н и ч О л и м п В а л е р и а н о в и ч.
В а л е р и а н |
А н а т о л и й } его сыновья.
А в т о н о м С и г и з м у н д о в и ч.
А г а ф а н г е л — слуга из солдат.
С т е п а н С т е п а н о в и ч.
Ф е л и ц а т а Г о р д е е в н а — его жена.
И л ь и н к и н.
Ж е н а И л ь и н к и н а.
З а р х и н З о т и к Ф р а н ц е в и ч.
А р и а д н а П а в л и н о в н а — его жена.
Т о с я |
С ю с я } их дочери.
К р а н т и к Н а р к и с С м а р а г д о в и ч.
Ш а р м а н щ и к.
Ч е л о в е к с барабаном.
Ж е н щ и н а с попугаем и бубном.
И з в о з ч и к.

Сюжет

Семья Гулячкина пытается приспособиться к новой жизни, поэтому у них картина имеет две стороны, а на жизнь герой Павел смотрит через дырку, чтобы вовремя подстроиться под ситуацию. Нелепые попытки примазаться к настоящему, вздохи об ушедшей жизни, мещанский быт вымирает стремительно.Герои пьесы разоблачают сами себя. У них иллюзорное представление о возможности врасти в революцию, утвердиться в ней, так как герой сам себе написал мандат, но сам же этого и боялся. Эрдман пытался показать бесполезность попыток людей перестроить жизнь на свой лад. Но здесь обывательщина вырастает до символа, выступает как сословие вечное и неистребимое. Когда Гулячкин говорит, что он со своим мандатом всю Россию перестреляет, то здесь уже просматривается воинствующее истерическое состояние, которое переходит в наступление.

Постановки в театре

  • 1925 — Театр им. Вс. Мейерхольда. Реж. В. Э. Мейерхольд, худ. Шляпенов. В роли Гулячкина - Э. П. Гарин
  • 1926 — Театр им. Ивана Франко (Киев). Реж. Б. С. Глаголин, худ. Петрицкий
  • 1956 — Театр-студия киноактера. Восстановление спектакля Мейерхольда (надпись на афише: «Постановка по мотивам работы народного артиста Республики Вс. Мейерхольда (1925 г.) осуществлена Эр. Гариным и X. Локшиной» ). В ролях: Гулячкин — Э. П. Гарин, Валериан — С. А. Мартинсон, Надежда Петровна — Н. И. Серебрянникова
  • 1988 — Театр «У Моста» (Пермь). Реж. С. Федотов.
  • 2005 — Национальный театр (Лондон). Реж. Д. Донеллан
  • 2007 — Народный студенческий театр «Арт» (г. Новополоцк, Республика Беларусь, Реж. А. Шелепова
  • 2016 — Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького. Реж. С. Мещангин

Экранизации

Информация не найдена.

Самоубийца» - пьеса

Тема(проблема)

цена жизни

Жанр

Драматургия

Действующие лица:

· Подсекальников Семён Семёнович.

Мария Лукьяновна — его жена.

· Серафима Ильинична — его тёща.

· Александр Петрович Калабушкин — их сосед.

· Маргарита Ивановна Пересветова.

· Степан Васильевич Пересветов.

· Аристарх Доминикович Гранд-Скубик.

· Егорушка (Егор Тимофеевич).

· Никифор Арсентьевич Пугачёв — мясник.

· Виктор Викторович — писатель.

· Отец Елпидий — священник.

· Клеопатра Максимовна.

· Раиса Филипповна.

· Старушка.

· Олег Леонидович.

· Молодой человек — глухой, Зинка Падеспань, Груня, хор цыган, два официанта, модистка, портниха, два подозрительных типа, два мальчика, трое мужчин, церковные певчие — хор, факельщики, дьякон, две старушки, мужчины, женщины.

Сюжет

Подсекальников живёт с женой и тещей в коммунальной квартире. Он не работает, и мысль об иждивенчестве его очень угнетает. Поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, он решает покончить с собой. Жена с тещей и сосед Калабушкин пытаются отговорить его, однако многим его самоубийство оказывается на руку.

Аристарх Доминикович:

Так нельзя, гражданин Подсекальников. Ну, кому это нужно, скажите, пожалуйста, «никого не винить». Вы, напротив, должны обвинять и винить, гражданин Подсекальников. Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. <…> Вы хотите погибнуть за правду, гражданин Подсекальников. <…> Погибайте скорей. Разорвите сейчас же вот эту записочку и пишите другую. Напишите в ней искренне все, что вы думаете. Обвините в ней искренне всех, кого следует.

Клеопатра Максимовна хочет, чтобы Подсекальников застрелился ради неё, Виктор Викторович — ради искусства, а отец Елпидий — ради религии.

Незабвенный покойник пока ещё жив, а предсмертных записок большое количество. <…> «Умираю, как жертва национальности, затравили жиды». «Жить не в силах по подлости фининспектора». «В смерти прошу никого не винить, кроме нашей любимой советской власти».

Предприимчивый Калабушкин собирает с них по пятнадцать рублей, намереваясь устроить лоторею.

Но Подсекальников вдруг понимает, что ему вовсе не хочется умирать. Он задумывается о жизни и смерти:

Что такое секунда? Тик-так… И стоит между тиком и таком стена. Да, стена, то есть дуло револьвера… И вот тик, молодой человек, это ещё всё, а вот так, молодой человек, это уже ничего. <…> Тик — и вот я ещё и с собой, и с женою, и с тёщею, с солнцем, с воздухом и водой, это я понимаю. Так — и вот я уже без жены… хотя я без жены — это я понимаю тоже, я без тёщи… ну, это я даже совсем хорошо понимаю, но вот я без себя — это я совершенно не понимаю. Как же я без себя? Понимаете, я? Лично я. Подсекальников. Че-ло-век.

На следующий день Подсекальникову устраивают роскошный прощальный банкет, и он осознаёт значимость своего самоубийства:

Нет, вы знаете, что я могу? Я могу никого не бояться, товарищи. Никого. Что хочу, то и сделаю. Все равно умирать. <…> Я сегодня над всеми людьми владычествую. Я — диктатор. Я — царь, дорогие товарищи.

Через несколько часов в квартиру, где жил Подсекальников, привозят его бездыханное тело: он мертвецки пьян. Придя в себя, Подсекальников сначала считает, что его душа на небесах, принимает жену за Богородицу, а тёщу за ангела. Но когда Мария Лукьяновна и Серафима Ильинична убеждают его, что он ещё на этом свете, Подсекальников сокрушается, что напился и пропустил назначенное время самоубийства. Увидев, что к дому идут Гранд-Скубик, Пугачёв, Калабушкин, Маргарита Ивановна, отец Елпидий и другие, он прячется в гроб. Его принимают за мёртвого, над ним произносят торжественные речи, но на кладбище Подсекальников не выдерживает и встаёт из гроба:

Товарищи, я хочу есть. Но больше, чем есть, я хочу жить. <…> Товарищи, я не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество, ни за Марию Лукьяновну.

Пьеса заканчивается словами Виктора Викторовича, что Федя Питунин застрелился, оставив записку «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит».

Постановки в театре

Первая постановка

· 1982 — Московский академический театр сатиры, режиссёр Валентин Плучек

Известные постановки

· 1984 — Любительский театр Новосибирского Академгородка «Лицедеи», режиссёр Вячеслав Новиков (первый спектакль — 4 декабря 1984 г.)

· 1988 — Пермский театр «У Моста», режиссёр Сергей Федотов

· 1989 — Челябинский драматический театр, режиссёр Наум Орлов

· 1990 — Театр на Таганке, режиссёр-постановщик — Юрий Любимов (ранее запрещалась)

· 1993 — Тверской государственный театр кукол, режиссёр-постановщик — Заслуженный деятель искусств РФ Сергей Белкин

· 1997 — Кишинёвский русский драматический театр им. Чехова, режиссёр Бэно Аксёнов

· 2003 — Театр русской комедии

· 2003 — Народный студенческий театр АРТ (Новополоцк, Белоруссия), режиссёр А. Шелепова

· 2005 — Театр имени Пушкина, режиссёр Роман Козак

· 2005 — Любительский Русский театр Хьюстона (США), режиссёр Владимир Штерн (первый спектакль — 20 марта 2005 г.)

· 2007 — Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова, режиссёр Геннадий Гущин[14]

· 2008 — Новосибирский драматический театр «Старый дом», режиссёр Сергей Бобровский

· 2011 — Театр-студия «Первый театр» (Новосибирск), режиссёр Павел Южаков

· 2012 — Народный театр «Сфера», Торопец, режиссёр И. М. Полякова

· 2012 — Хайфский городской театр, режиссёр Идар Рубенштейн

· 2012 — Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю. П. Киселева, режиссёр М. Бычков

· Театр на Юго-Западе, режиссёр Валерий Белякович

· 2013 — любительский театр «8+», Вена

· 2013 — СПбГАТИ мастерская А. А. Праудина, студенческая работа. реж. А.Кладько, худ. И. Каневский

· 2013 — Wokingham Theatre, UK — на английском языке, реж. Lloyd White, перевод Peter Tengel

· 2013 — Театральный клуб ДеДа, постановка Дениса Давыдова, Москва

· 2013 — Серовский театр драмы им. А. П. Чехова, режиссёр Пётр Незлученко

· 2014 — Народный театр «РаёкЪ», режиссёр — заслуженный работник культуры РФ А. В. Волотовский, Вологда

· 2014 — Театр «Фэнчао» («Пчелиный улей»), Пекин, режиссёр-постановщик Мэн Цзинхуэй

· 2014 — Linda Gross Theater (Atlantic Theater Company), New York, New York, USA — на английском языке, реж. Neil Pepe. Адаптация Moira Buffini

· 2015 — Студия театрального искусства, режиссёр — С. Женовач, Москва

· 2015 — театр имени Ермоловой (реж. Денис Азаров) прим. Нелли Арбатская

· 2016 - молодежный театр Верим, Украина

· 2017 - Дзержинский театр драмы (Нижегородская обл.) - режиссер Сергей Стеблюк.

Экранизации

· 1990 — «Самоубийца», режиссёр и сценарист Валерий Пендраковский

А знаете ли вы что?

Является автором сценариев ко многим известным советским мультфильмам и сказкам : Морозко, приключения Буратино , Дюймовочка, лягушка – путешественница, кошкин дом и другие.

Тест

1) В каком году была написана пьеса «Самоубийца»

А. 1928

Б.1927

В. 1930

Г. 1929

2)Какая пьеса Николая Эрдмана при жизни не печаталась и не ставилась

А. Мандат

Б.Самоубийца

В. Мать

Г. Гипнотезер

3)В каком театре первый раз поставили пьесу «Мандат»\

А. Театр им.Мейерхольда

Б. Театр им. Моссовета

В. МХАТ им Чехова

Г. МХАТ им Горького

4)Кто по профессии племянник Эрдмана В.Ф.Кормер

А.врач

Б.актер

В. инженер_

Г.писатель

5)В каком городе родился Николай Робертович

А. Рязань

Б. Санкт – Петербург

В. Екатеренбург

Г. Москва

Наши рекомендации