Писатель не стремится полностью отражать культурный диалект, достаточно нескольких черт.
В словарях отражается такими пометами: областное (гуторить, деревина, дуля, завируха, рёха).
Литература берёт очень много из диалектов. Например, «кондовый» - в литературном языке воспринимается как старинный, а в диалектах – твердолобый, упёртый.
30. Эстетическая функция языка и язык художественной литературы («художественный стиль»). Вопрос о «поэтическом языке».
Эстетика – наука о прекрасном в обществе и природе в его конкретно-чувственных формах и о его роли в человеческой жизни.
Эстетическая функция языка в начальном своем виде проявляется как только говорящий начинает обращать внимание на внешнюю форму своей речи, как-то оценивать возможности словесного выражения (Шмелев).
Проявление эстетической функции языка можно усматривать и в совершенстве языковой формы, в гармонии содержания и формы, в ясности, чёткости, лаконизме и изяществе, простоте и стройности.
Эстетическая функция языка – это направленность формы словесного выражения не только на передачу того или иного содержания, но и на самое себя, на собственное совершенство, которое позволяет в самом языке ощущать прекрасное.
«Потебня, — продолжал Виноградов, — учил о поэтичности языка и о поэтическом языке как особой форме мышления и выражения. Теперь встает вопрос о системе поэтического языка — в ее противопоставлении системе языка практического. <...> Поэтическая речь признается специфической, независимой, свободною от законов практического языка».
Винокур со всей определенностью утверждал, что «можно говорить о поэтическом языке как об известной обособленной области языкового употребления, характеризующейся возможным присутствием в ней таких форм, слов, оборотов речи, которые в других областях употребления не встречаются».
30. Проблема образности художественного текста. Слово и образ.
Белинский: в искусстве все отображается, отражение общего в частном, конкретном.
Образ связан с эстетическим началом. Должно заставить сопереживать.
Образ – всегда субъективен.
В художественном образе сливаются общее и частное, логическое и чувственное, подобно соединению содержания и формы. Особенность образности – образ выражен словесно. Музыка из звуков. Тайна влияния специфических словесных образов.
Виноградов понимание образа складывалось так:
· Слово – лишь проводник образа; образ – средство выражения мысли. Непонимание, из чего это сделано.
· Понимание – утверждали примат языка.
Делить образы на словесные и несловесные нельзя, они из слов.
Катахреза: троп или стилистическая ошибка, неправильное или необычное употребление сочетаний слов с несовместимыми буквальными лексическими значениями. Например, живи большими глотками.
Аллитерация, ассонанс – образ.
По Квятковскому и Шкловскому. Образ поэтический – стремление создать впечатление яркое, равен сравнению, гиперболе, повторению.
Квятковский: явление стиля происходит там, где есть образы.
Металогия (опосредованное выражение) в противопоставление автологии (непосредственно именующий)
Средства художественной выразительности:
Пешковский: нельзя считать поэтическим образом то, что выражено фигурами, тропами. В художественной литературе неизбежно каждое слово – образное, имеет общую образность.
Использованная образность может затмить, запутать содержание.
Действительный смысл не замыкается его значением.
Винокур: в художественная литература не может быть не образной. Слово живет только в тексте, слово включается в текст. Происходит моносемизация: муза поёт, запели смычки.
Пешковский, Винокур: стоят в начале пути, который верен для понимания образа.
Внутренняя форма слова восходит к Потебне. Надо различать внешнюю форму и внутреннюю форму.
Мотивированные значения слова: съежился – есть образ, сразу ёж.
Однако восприятие образа всегда субъективно. Многие слова со временем теряют образность: окно – око.
· Есть единое графическое значение, единство знака
· Представление, образ
· Само значение слова есть во всех словах.
Можно взять слово и наделить образом:
Вознесенский: Питер – Питер – Пи – тер – пи – терпи – терпи
БезОбразная образность – образ в слове и образ посредством слова.
В словах съежился, сморщился – в них уже есть образность.