Принципы выделен разновид употр (стилей) соврем русс яз-ка
По функциям
По сферам
По структуре текстов
Стил. Теор поэт речи.Поэтика – Виноградов
Если исход из 3х функц яз-ка - общен, сообщ и воздейст, то можно отмет такие стили:
Общение = обих-бытов стиль
Сообщение = обиходно-деловой стиль, офиц-документальный стиль, научный стиль
Воздействие = публицистич и худож-беллитристич стили
Не была принята филологич сообществом, тк недостатки: функций три, а стилей больше!
Функция общения – не только главная, но и такая, котор присутс во всех др.
Только Розенталь в «Пракстич стилистике» следует этой теории. И то в общем виде, перечень стилей у него др.
Др типизация: к опред сфере прикреп стиль. Указа по сферам общения.
Третий тип выделения: по структ призн
Одинцов «Стилист текста».
2 разновидности: научн-деловой, информац-логич, и беллетризованный, экспрессивный.
30. Система разновидностей (стилей) современного русского языка.
Монолог Литературный язык Официально-деловой тиль Научный стиль Публицистический стиль Церковно-религиозный стиль Язык художественной литературы |
Общий разговорный язык Просторечие (грубоватый язык города) Социальный и профессиональный диалект (арго, жаргон, сленг) Полудиалект Территориальный диалект Разговорный язык Диалог |
Однако строгой границы между этими жанрами нет.
Официально-деловой стиль
Общение – информативная, главная функция, функция воздействия (приказ), форма, типичные языковые свойства, связанные с образом автора, чаще всего письменная.
Подстили: законодательный, административно-канцелярский, дипломатический. Общие черты - единство плана выражения и содержания.
Долженствующе-предписывающийхарактер сообщения.
Точность словесного выражения, нет инотолкования
Обезличенность, неличный характер
Стандартизированность (тексты не пишутся, а составляются). Проследить образ автора затруднительно.
Официально-деловой стиль замкнут на себя, он легко примыкает к другим стилям. Об этом напоминает слово «канцелярит». Официально-деловой стиль обожает отглагольные существительные: «Мы решили прекратить попытки».
Канцелярит возникает: обожание заимствованных слов, нагромождение конструкций родительного падежа, путанный строй фразы, невразумительность, штампованность.
Лотман «Беседы о русской культуре» - читать.
Этикет вырабатывается медленно, постепенно, этикет сам изменяется со временем. Канцелярит – это штамп, свойство канцелярского слога попадают не в свою сферу.
Научный стиль
Сфера употребления – научная деятельность. Функция – информативная, доказательства. Научный стиль выступает главным образом в письменном. Но бывают и разговорные – лекции, доклады.
Подстили: собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный.
Общие черты: отвлечённость, обобщенность, подчёркнутая логичность (последовательность и связность изложения), точность.
Образность ограниченная: через сравнения и сопоставления. Экспрессивность и эмоциональность – служат убеждению, доказательству. Научный стиль не отрицает индивидуальности, образ автора достаточно хорошо ощутим. Научный стиль не замкнут на себе.Он не отгорожен ни от официально-делового, публицистического стилей, разговорного, художественного языка.
Познание не должно зависеть от выбора системы.
Метаязык – язык описания какого-то явления.
Наука стремится к взаимодействию различных точек зрения. Согласование стилистическое, единообразие, стремление к отвлеченности, логичности.
У научного стиля приглашает к общению, он отличает своего и чужого.
Причастия, сложные синтаксические конструкции, настоящее вневременное в научном стиле используется очень часто,
Стиль интернет-общения
Сфера – интерактивность определяет возможность тянуться к интернет-общению.
Оценка публицистических тем, возможность выразить своё отношение. Форма – срединное положение между устной и письменной речью (видеосообщение, аудиосообщение).
Использование соответствующую лексику: свобода для проявления индивидуальности, жаргон, заимствованные слова.
Не нормирован: эпатирующие нарушения норм написания (олбанскей). Смайлики: условное обозначение чувств. Стандартизированные обороты.
Церковно-религиозный
До недавнего времени его как бы не замечали. В 2004 году стала говорить о церковно-религиозном стиле. Сфера – общественная деятельность, религиозная форма общественного сознания. Подстили: церковно-канонический (молитвы, песнопения, отрывки из священного писания – двуязычие, цитируются тексты на церковно-славянском языке), проповеднический (религиозно-поучительная речь). Функции – общение, сообщение, воздействие эмоциональное, просветительская роль, толкование, связанное с герменевтикой. Образность, основанная на библии. Экспрессивность, эмоциональность – в результате необходимости воздействовать на слушателя. Стандартизированность – обрядовость. Цитатность велика. Архаизмы, образ автора проявляется вполне определенно, четкая коммуникативная цель (пастырь, наставник и одновременно – посредник между человеком и церковью), речь ориентирована на широкого читателя, оказывает сильное влияние на язык. Вера ставится во главу угла. Научный стиль требует доказательств, а церковный – нет, построено на вере. Языковые средства: общекнижная лексика, церковно-религиозно (иноки, миряне, послухи, освящение), газетно-публицистический, архаически-возвышенная (черпать вдохновение, преславный праздник)
Публицистический стиль
Сфера: политико-идеологический, общественно-экономические, культурные отношения. Функция общения. Информативная функция и воздействующая. Информация предназначается не для круга специалистов, а для широкого читателя, зрителя. Информация доводилась оперативно – это важно. Язык газеты информирует и воздействует. Воздействие на разум и чувства. Газетно-публицистический, радио-тележурналистский, ораторский стили. Общие черты: экспрессивность, стандартизированные обороты (для скорости распространения – коридоры власти, ветераны войны). Информационная заметка: кто, что, когда, где. Нужно отличать стандарт от штампа. Штамп – изношенное выражение: «Команда где-то прибавила, журналист – труженик пера, наркомания – билет в один конец».
Публицистический стиль просвещает тех, кто далёк от просвещения. Публицистический стиль оказывает влияние на другие стили.
Публицистика может быть устной, письменной, видеоформе.
30. Главные особенности разговорного языка в его отношении к литературному языку и его разновидностям.
Общий разговорный язык
Кодификация, аспект употребления проводит границу между разговорным языком и литературным.