МОДУЛЬ 3. Мордовский народ в произведениях русских и мордовских писателей ХХ в.

Тема 3.1 «Народная литература»: мифология и фольклор мордовского народа. Лекции – 2 ч.

«Народная литература»: мифология и фольклор мордовского народа в «Мордовской народной поэзии» Х. Паасонена и «Мордовском этнографическом сборнике» А. А. Шахматова.

Народная культура, духовная жизнь мокши и эрзи в творчестве, фольклорно-этнографических трудах педагога и просветителя М. Е. Евсевьева. «Мордовская свадьба», «Братчины и другие религиозные праздники мордвы Пензенской губернии», «Мордва Татреспублики» М. Е. Евсевьева – как важный литературный источник.

Литературная конференция по творчеству М. Е. Евсевьева. Создание литературной карты путешествий просветителя. Изготовление наглядных пособий по литературному краеведению. Методика записи произведений фольклора. Памятка по методике сбора фольклорных материалов.

Тема 3.2 Мордовский народ в произведениях советских писателей 1-пол. ХХ в. Лекции – 2 ч., практические занятия – 2 ч.

Мордовский народ в произведениях советских писателей 1- пол. ХХ в. А. Г. Малышкина, Ф. В. Гладкова, К. А. Федина, Ф. И Панферова и др. Изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов. Научная классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов.

Тема 3.3 Мордовский народ, национальные характеры в национальной литературе в 2-ой пол. ХХ в. Лекции – 4 ч., практические занятия – 2 ч.

Жизнь, исторические судьбы, характеры мордовского народа в творчестве писателей и поэтов К. Г. Абрамова, Т. А. Кирдяшкина, В. К. Радаева, А. Д. Куторкина, В. М. Коломасова, А. К. Мартынова, Н. Эркая, М. Т. Петрова, И. М.Девина.

Мордовский народ в творчестве современных писателей А. П.Тяпаева, В. А. Гадаева, А. М.Доронина, И. В. Калинкина, Г. И. Пинясова, С. И. Кинякина, А. И. Пудина, В. И. Мишаниной, В. М. Юдиной, М. И. Брыжинских, А. В. Арапова, Н. С. Рузанкиной, К. А. Тангалычева, А. И. и К. В. Смородиных, В. А. Петрухина, А. А. Бажанова, А. А. Громыхина В. А. Федосеева и др. Создание литературной карты. Музейно-литературная экскурсия. Встречи с писателями, проведение литературно-краеведческой олимпиады, викторин, игр, конкурсов.

Тема 3.4 Литературные краеведы Мордовии. Лекции – 2 ч.

В. И. Беззубов – исследователь-краевед и первый биограф М. Е. Евсевьева. И. Д. Воронин о литературных деятелях и литературных местах Мордовии. Литературное краеведение в творчестве С. С. Конкина. По материалам книг Н. П. Огарев», «Декабристы Веденяпины». Создание литературной карты. Музейно-литературная экскурсия.

Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины (для преподавателей)

Программа предназначена для студентов филологического факультета. Содержание дисциплины распределяется главным образом между лекционной и практической частями занятий.

Настоящий курс предполагает рассмотрение литературного краеведения в Мордовии. Основная задача – знакомство со сведениями о писателях, публицистах, поэтах, их связями с мордовским народом и произведениях, в которых отражена жизнь эрзи и мокши. Наше понимание темы основывается на том, что курс «Историко-литературное краеведение» органично связан с общими курсами русской литературы, родной (мордовской) литературы и является вспомогательным по отношению к ним. На первый план в нем выступает собственно тема мордовского народа (самобытность, история, национальные особенности характера и др.) в произведениях русских писателей, поэтов, публицистов, фольклористов и этнографов разных эпох, разной эстетической и общественной ориентации.

Для углубления, расширения знаний будущих учителей-словесников на занятиях спецкурса очень важно показать особенности идейно-художественного воплощения темы в творчестве разных писателей и ученых. Ценность курса подтверждается тем, что вне зависимости от характера позиции того или иного художника слова через все изучаемые тексты, проходит сквозная идея – идея единства судеб русского и мордовского народов.

В обращении русских писателей к жизни, быту, культуре мордовского народа выделяются отдельные периоды, соответствующие основным этапам его истории. Именно это и обусловило выбор тематического принципа в структуре курса.

Курс «Историко-литературное краеведение» предусматривает в процессе его освоения занятия в литературных музеях, библиотеках.

Историко-литературное краеведе­ние играет важную роль в привитии любви к литературе, навыков самостоятельной работы, литературном образовании, эстетическом воспитании. По самой сути своей оно способствует выработке активной жизненной позиции как учеников средней школы, так и студентов, нацеливает их на общественно-полезную работу, преж­де всего по охране и пропаганде памятников истории и культуры своей области, края, республики. Оно вводит изучающих литера­туру в лабораторию художественного творчества писателей, тем самым делая создаваемые ими художественные образы ближе и доступнее.

Литературное краеведение совершенно необходимо для буду­щего учителя-словесника, оно помогает решению главной задачи учебно-воспитательной работы в пединституте – подготовке учителей высокой специальной квалификации и широкой общей куль­туры.

К краеведческой работе учителя-словесника надо готовиться: ведь именно вы будете ее организатором в школе. Опыт литературного краеведения в высшей школе, органически связанный с опытом в этой области, который накоп­лен средней школой, нашел свое отражение в книге А. И. Ревякина «Проблемы изучения и преподавания литературы», в книгах и статьях М. Д. Янко, Е. Г. Бушканца, Н. С. Травушкина, П. Е. Емельянова, М. Г. Рахимкулова, А. В. Рыжеволовой, Л. М. Котельниковой, Л. Г. Басыровой, Ф. Ф. Исламова, Н. А. Терениной, В. В. Шахова и др.

Литературное краеведение Мордовии требует соединения изыскательской и исследовательской работы с активным использованием добытых знаний в учебном процессе. Это позволит вооружиться целостной системой знаний, умений и навыков, необходимых для проведения лите­ратурно-краеведческой работы на уроках, так и во внеклассное время, для ведения школьного факультатива по ли­тературному краеведению, руководства кружком, организации по­ходов и экскурсий, школьного музея и т. д.

Во введении мы поведем речь о предмете литературного краеведения, о литературном краеведении как специфической отрасли литера­туроведческой науки, его методологических основах, педагогичес­ком значении. Затронутые проблемы являются, в сущности, осно­вополагающими для любого дополнительной специальности, каковою является историко-ли­тературное краеведение.

В ходе освоения дополнительной специальности невозможно обойти проблемы источников – текстологических и библиографических разысканий, обращения к дневникам писателей и эпистолярной литературе, периодике, архивным документам, мемуарам. Широта привлечения источников, культура работы с ними, представление о специфике каждого из них, умение осознать добытый в резуль­тате поисков факт в связи с общим направлением исследователь­ской идеи – все это во многом обуславливает качество литератур­но-краеведческих разысканий, их научную ценность.

Источники литературного краеведения – это те же источники истории литературы, но изучаемые в определенном аспекте и с оп­ределенной целью – выявления связей писателя с тем или иным краем, установления закономерностей развития литературной жизни края.

В качестве основного источника истории литературы рассмат­ривается текст художественного произведения. Вслед за этим идут несколько групп источников, в которых те или иные события отразились сразу же или вскоре после того, как они произошли: дневниковые записи изучаемого писателя и его современников, эпистолярная литература (письма писателя и к нему, переписка о нем третьих лиц), материалы прессы, связанные с писателем и его произведениями, официальные документы различных учреж­дений, касающиеся его и сохраняющиеся в архивах. Рассмотрен­ный здесь комплекс источников может быть дополнен некоторыми другими, с которыми краевед сталкивается в своей работе: мест­ными изданиями, источниками изобразительного характера (кар­тинами, гравюрами, открытками) и т. д.

Для литературного краеведения особое значение имеют краевые библиографии. Изучая источники литературного краеведения, можно будет обратиться и к реко­мендованным книгам по историческому краеведению, особенно к тем разделам в них, где речь идет об источниках исто­рического краеведения: архивных материалах, периодике, топони­мике, памятниках истории и культуры. В этом случае, разумеется, не следует забывать о специфике литературного краеведения в ис­пользовании аналогичных источников, его особых целях и задачах.

Выявление конкретных фактов действительности, нашедших отражение в художественном твор­честве – на материале той или иной местности, с которой оказа­лись связанными жизнь и творчество изучаемого писателя, с уче­том своеобразия истории, быта, культурных традиций этой мест­ности, — одна из важнейших задач литературного краеведения. Изучающим курс, очень важно видеть сложность этой проблемы, ее диалектичность, не упрощать ее. Следует научиться видеть закономерности про­цесса художественного отражения жизни, значение для него жиз­ненных реалий, их соотношение со всем идейно-художественным богатством произведения.

В условиях национальных республик (автономных и союзных) чтение спецкурса предполагает и ознакомление с пре­быванием в них писателей других национальностей, отражением в их творчестве жизни данного края. Назовем, к примеру, о жизни А. И. Полежаева в Саранске, Н. П.Огарева, Н. А. Тучковой-Огаревой и Н. М. Сатина в Старом Акшине, пре­бывании русских писателей Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. К.Толстого в Мордовии. Важно проследить в этом случае воздействие писателя на обще­ственную, культурную жизнь края.

На современном этапе в период интенсивного обновления знаний назрел вопрос о более широком представлении таких имен А. И. Полежаев, Н. П. Огарев, включении новых – В. А. Гадаев, Н. Ф. Мокшин, В. К. Абрамов, В. А. Юрченков, Г. В. Илюшин, а также подробном повествовании о литераторах-краеведах В. И. Беззубове, И. Д. Воронине, С. С. Конкине и др.

Другое направление мордовского литературного краеведения заключается в изучении творчества мордовских писателей, литераторов. Это значительное поле для приложения усилий учащихся студентов. В ходе работы с произведениями, архивами писателей, перепиской, фотодокументами, неопубликованными мемуарами и документами, студент поднимется на новую, самостоятельную ступень в изучении литературы. Ему самому придется организовать научную работу, определять те или иные направления в исследовании, его структуру, объемы. В этом плане представляет интерес как творческая деятельность довоенных репрессированных литераторов (Г. П. Григошина, Ф. М. Маркелова, Я. Я. Кулдуркаева, Д. И. Морского и др.), так и писателей послевоенного поколения, созидавших в 50-70, 80-90 гг. ХХ в. (К. Г. Абрамова, Т. А. Кирдяшкина, В. К. Радаева, А. Д. Куторкина, В. М. Коломасова, А. К. Мартынова, Н. Эркая, М. Т. Петрова, И. М.Девина, П. К. Любаева, И. Н. Прончатова и др.). Немаловажное место в литературном краеведении может занять изучение деятельности современных прозаиков и поэтов (А. П.Тяпаева, В. А. Гадаева, А. М.Доронина, И. В.Калинкина, Г. И.Пинясова, А. М. Шаронова, В. И. Мишаниной, В. М. Юдина, А. И. и М. И. Брыжинских, А. В. Арапова. и др.).

В программе названы примерные темы практических занятий. Они могут быть изменены преподавателем. Возможно некоторое изменение предполагаемого распределения часов по темам с учетом конкретных особенностей работы той или иной группы.

Преподаватель призван стремиться, чтобы студенты увлеклись курсом, развивали навыки самостоятельной работы, овладевали творчеством различных писателей и теоретической, критической литературой.

Содержание программы, ее объем и характер обуславливают необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Значительное место отводится самостоятельной работе студентов, которая наряду с лекционными и практическими занятиями становится полноценным и обязательным видом деятельности студентов.

Дисциплина «Историко-литературное краеведение» дает практические навыки работы с художественным текстом в детской аудитории. Эффективны такие формы практической и самостоятельной работы, как написание творческих работ различных жанров, в том числе написание рецензий. Обновление содержания образования касается систематизации знаний учащихся, разумного и эффективного функционального использования новейших информационных технологий для привития студентам культуры чтения, культуры общения, формирования эстетического вкуса и развития риторических способностей, а также для более продуктивного овладения профессиональными навыками педагога, учителя русского языка и литературы.

Вузовская лекция является ведущим компонентом системы об­разования. Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Лекция – это со­творчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения.

Лекции диалогического типа представлены в практике преподавания курса «Историко-литературное краеведение» довольно широко. Способы взаимодействия преподавателя и студентов очень разнообразны. Например, лекция-поиск. В соответствии с темой лекции преподаватель организует диалог со студентами с помощью побуждения их к раз­мышлению над проблемой, что неизбежно ведет к полемике.

Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины (для слушателей)

Важным моментом в изучении курса является работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время. Это важнейшая составляющая успешного изучения историко-литературного краеведения.

Студенту необходимо чтение и изучение основных художественных текстов, заложенных в программе. Список текстов предлагается в начале каждого семестра. Его освоение студентами контролируется во время практических занятий, индивидуальных собеседований, в ходе выполнения тестирования.

Важной частью подготовки является библиографическая работа – работа с источниками (учебной, справочной, специальной литературой). Преподаватель рекомендует источники, с которыми должны ознакомиться студенты при подготовке к практическим занятиям и при освоении тем и разделов курса, выносимых на самостоятельное изучение.

Терминологическая работа. Значительное количество специальных терминов целенаправленно и последовательно вводятся преподавателем на лекциях и практических занятиях, однако студенты должны и самостоятельно усваивать основной корпус терминологии, без которой невозможно научное изучение литературы. Преподаватель рекомендует наиболее важные справочные издания, с которыми студенты работают на протяжении всего курса.

Выработка творческого подхода к литературному произведению. Изучение литературы предполагает эмоциональное, личностное отношение к прочитанному. Необходимо поощрять выработку такого подхода, когда студенты могут аргументировано представить свою позицию, сформированную на основе изученного материала.

Выполнение индивидуальных заданий и групповых исследовательских проектов по темам, предложенным преподавателем, а также самостоятельно определяемых студентом (по согласованию с преподавателем, ведущим курс), в т.ч. написание рефератов, работа с Интернет-ресурсами и др.

Наши рекомендации