МОДУЛЬ 1. Введение. Изображение мордовского народа в литературе и исторических источниках Средневековья.
Имени М. Е. Евсевьева»
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректора МГПИ
В. В. Кадакин
______________________
« ____ »__________ 2016 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной программы
«Историко-литературное краеведение»
Цель:совершенствование профессиональных компетенций будущих учителей-словесников в области литературного краеведения по русской и национальной (мордовской) литературе; повышение уровня подготовки учителя, его профессионального соответствия и востребованности в современных образовательных учреждениях.
Категория слушателей:студенты гуманитарных факультетов, другие категории населения
Срок обучения:72 часа, из них аудиторных –36 часов
Форма обучения: очно-заочная
Режим занятий:4часа в неделю
№ | Наименование разделов | Всего час | Ауд. час | В том числе | Сам. Раб. | Форма контроля | |
ЛЗ | ПЗ | ||||||
1. | Введение. Изображение мордовского народа в литературе и исторических источниках Средневековья | Собеседование по материалам курса, о целях, задачах и роли курса в литературном образовании. Самостоятельные задания, подготовка выступлений, докладов, защита рефератов. | |||||
2. | Отражение общественной, хозяйственно-бытовой жизни, материальной и духовной культуры мордовского народа в литературе ХVIII – ХIХ вв. | Тестирование по выявлению остаточного уровня представлений о полученной информации | |||||
3. | Мордовский народ в произведениях русских и мордовских писателей ХХ в. | Тестирование по русской и мордовской литературе | |||||
4. | Итоговая аттестация | Зачет. Как вариант: Разработка собственной программы по изучению ист.-лит. краеведения. | |||||
Итого |
Начальник УУ ______________________________ (Рыбина Т. М.)
Декан ФДО ______________________________ (Лапшина М. В.)
Руководитель ДОП________________________ (Карабанова Н. В.)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Мордовский государственный педагогический институт
Имени М. Е. Евсевьева»
«УТВЕРЖДАЮ»
И. о. ректора МордГПИ
___________В.В. Кадакин
« ____» __________2016 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной образовательной программы
«Историко-литературное краеведение»
Цель: совершенствование профессиональных компетенций будущих учителей-словесников в области литературного краеведения по русской и национальной (мордовской) литературе; повышение уровня подготовки учителя, его профессионального соответствия и востребованности в современных образовательных учреждениях.
Категория слушателей: студенты выпускных курсов очного и заочного отделений филологического факультета
Срок обучения: 36 часов
Форма обучения: очная, заочная
Режим занятий: 4 часа в неделю
№ | Наименование дисциплин (модулей, разделов, тем) | Всего час | Ауд. час. | В том числе | Сам. Раб. | Форма контроля | |
ЛЗ | ПЗ | ||||||
1. | Введение. Изображение мордовского народа в литературе и исторических источниках Средневековья | Разработка собственной научной концепции чтения | |||||
1.1 | Введение. Предмет и задачи «Литературного краеведения», его место в системе гуманитарных наук. Изображение мордовского народа в литературе и исторических источниках Средневековья | Собеседование по материалам лекции | |||||
1.2 | Мордовский народ в восточных и русских источниках I – начала II тысячелетия н. э. | Собеседование по материалам лекции. | |||||
1.3 | Изображение мордовского народа в произведениях западноевропейских путешественников и писателей | Групповое обсуждение темы. Написание контрольной работы по модулю. | |||||
2. | Отражение общественной, хозяйственно-бытовой жизни, материальной и духовной культуры мордовского народа в литературе ХVIII – ХIХ вв. | Разработка мультимедиапрезентации по теме модуля | |||||
2.1 | Отражение общественной, хозяйственно-бытовой жизни, материальной и духовной культуры мордовского народа в литературе ХVIII вв. | – | Собеседование по прочитанным произведениям. Написание рефератов. | ||||
2.2 | Мордовский народ в исторической и этнографической литературе ХIХ в. | Чтение и анализ произведений. | |||||
2.3 | Методология и принципы организации работы по историко-литературному краеведению | – | Выполнение практической работы по теме. | ||||
3. | Мордовский народ в произведениях русских и мордовских писателей ХХ в. | Разработка собственного алгоритма научно-исследовательской концепции по модулю | |||||
3.1 | «Народная литература»: мифология и фольклор мордовского народа | – | Собеседование по материалам лекции | ||||
3.2 | Мордовский народ в произведениях советских писателей I-пол. ХХ в. Литературные музеи Мордовии советского периода | Письменная контрольная работа по теме | |||||
3.3 | Мордовский народ, национальные характеры в литературе Мордовии 2-ой пол. ХХ в. Литературные места в Мордовии. | Чтение и анализ произведений. Проверка читательских дневников | |||||
3.4 | Литературные краеведы Мордовии. | – | Собеседование по материалам лекции | ||||
Итоговая аттестация | Зачет или как вариант: Разработка собственной программы по изучению историко-литературного краеведения | ||||||
Итого | |||||||
Начальник УУ ______________________________ (Рыбина Т. М.)
Декан ФДО ______________________________ (Лапшина М. В.)
Руководитель ДОП________________________ (Карабанова Н. В.)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Мордовский государственный педагогический институт
Имени М. Е. Евсевьева»
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель учебно- Проректор по учебной работе
методического объединения
________________________ _________________________
«____» __________201__г. «____»_______________201__г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дополнительной общеобразовательной программы
«Историко-литературное краеведение»
Категория слушателей студенты гуманитарных факультетов, другие категории населения
Срок обучения:72 часа, из них аудиторных – 36 часов
Форма обучения: очно-заочная
Всего часов – 72
Из них:
Аудиторных – 36
Лекционных – 22
Практических – 14
Вид отчетности – зачет/ экзамен (нужное подчеркнуть)
Составитель рабочей программы: Рогачев В. И., доктор. филол. наук, профессор.
Программа обсуждена на заседании кафедры литературы и методики обучения литературе.
Протокол ____ от _________________ 201_ г.
Секретарь __________________ А. Ю. Сметнева
Декан ФДО ________________М. В. Лапшина
Введение
Актуальность тематики программы. Необходимость изменения координат в современной системе образования требует его гибкости, адаптации к изменившимся условиям. Профессиональная подготовка учителя в нашем вузе ориентирована на школьный Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, который предоставляет школьникам выбор дисциплин. В связи с этим вузы должны предложить студентам курсы, которые расширяют их профессиональный диапазон. К их числу принадлежит курс «Историко-литературное краеведение», дающий представление об истории и развитии региональной литературы, расширяющий литературный кругозор, органически связывающий местный литературный процесс с общероссийским. Разделы предлагаемого курса всесторонне освещают литературный процесс во всех ее формах и проявлениях, начиная с «народной» литературы, первых переводных произведений, литературных опытов начинающих писателей и поэтов, и завершая творчеством современных писателей. Значительны хронологические рамки курса, которые охватывают Средневековье и все последующие эпохи. В курсе нет градации на мордовскую и русскую литературу, он охватывает без исключения творчество всех авторов, связанных с мордовской землей.
Подобный курс предполагает строить процесс обучения на коммуникативном, контекстном подходах. Обучение строится на текстовой основе, что предполагает разнообразную работу с текстами как важнейшей единицей учебной коммуникации по совершенствованию у учащихся коммуникативной, общекультурной, литературной, мировоззренческой и читательской компетенций. В ходе преподавания предполагаются посещения литературных музеев, встречи с писателями, участие в читательских и научно-практических конференциях, проведение литературно-краеведческой олимпиады, создание литературной карты Мордовии.
Целью дисциплины «Историко-литературное краеведение» является углубленное изучение национального литературно-художественного наследия, знакомство студентов с отражением жизни мордовского народа, с его древней историей, самобытной культурой, бытом, особенностями национального характера в фольклоре, этнографии и литературе разных эпох. Важной задачей курса является формирование национального самосознания, уважение к культуре другого народа; совершенствование читательской культуры будущих учителей-словесников, повышение уровня эстетического, историко-культурологического и патриотического воспитания, общей профессиональной культуры.
Задачи курса – освоение содержания определенного круга произведений литературы, связанных с историей и культурой мордовского народа, воспитание уважительного отношения к историческому и культурному наследию, знание особенностей историко-литературных условий создания произведений; формирование представлений о литературных и фольклорных произведениях разных эпох, освещающих жизнь мордовской нации; выявление художественной специфики произведений о жизни эрзи и мокши; активизация имеющихся у студентов знаний по истории общественно-политических, социально-экономических, этнокультурных процессов, происходивших в крае; включение студентов в активный научно-исследовательский процесс, приобщение к самостоятельным разысканиям, к работе в архивах, с различными источниками (тексты, дневники и эпистолярные жанры, периодическая печать, архивные документы); выработка умений и навыков анализа литературных произведений с филологической, художественно-эстетической, исторической, культурологической точек зрения, определение их воздействия на развитие художественной мысли, общественное сознание и культуру людей региона; воспитание у студентов стремления к творческому использованию накопленных материалов в научно-исследовательской работе при написании творческих, дипломных магистерских работ.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины завершившего изучение данной дисциплины:
Студенты после изучения данной дисциплины должны:
владеть навыками организации литературно-краеведческой поисково-экспедиционной работы с учащимися и студентами; знать историко-литературных деятелей, литературные места и достопримечательности республики, родного края; владеть информацией об основных фондах материалов, литературных изданиях, личных архивах писателей; уметь работать с подлинными документами в архивах и музеях.
В соответствии с профилем основной специальности студент, обучающийся в магистратуре, должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:
иметь представление:
– о специфике литературного краеведения как об учебной дисциплине;
– об основных, произведениях авторов, писателей, создавших свои произведения о мордовском крае;
– квалифицированно определять направление и содержание учебного процесса и организовывать литературную краеведческую работу в общеобразовательных учебных заведениях;
– организовывать и проводить школьные занятия и внешкольные мероприятия по литературно-краеведческой тематике;
– умело планировать и определять направление и содержание экскурсионно-поисковой, научно-исследовательской деятельности.
Знать:
· содержание художественных произведений, в которых отражена судьба мордовского народа, его отдельных представителей;
· своеобразие творчества выдающихся русских писателей, использовавших материал о мордовском крае и о его людях;
· основные биографические и творческие вехи писателя, мотивы обращения к местному материалу, его связи с регионом;
Уметь:
· ориентироваться в содержании художественных произведений, рекомендованных для обязательного прочтения;
· осуществлять литературоведческий анализ художественных произведений литературы с учетом их жанровой специфики;
· применять новые подходы к изучению литературы.
Владеть:
– грамотной речью, филологическими методами моделирования действительности;
– методами, организационными формами и средствами обучения детской литературе школьников;
– методикой работы над каждой темой;
– методическими умениями по анализу и группировке учебного материала для проектирования урока литературы в школе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
При изучении учебного курса дополнительного образования слушателям предлагаются разнообразные формы аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, которые представлены в виде контролирующих заданий к каждому занятию:
1. Разработка собственной научной концепции изучения проблем историко-литературного краеведения Республики Мордовия.
2. Разработка собственных критериев отбора материала для изучения в курсе историко-литературного краеведения.
3. Самостоятельное посещение литературного музея им. А. И. Полежаева.
4. Составление плана экскурсии по литературному музею для школьников.
5. Написание творческого этюда по музейной экспозиции.
6. Составление проекта создания школьного литературного музея.
7. Посещение этнографического музея им. М. Е. Евсевьева.
8. Написать реферат о роли М. Е. Евсевьева в становлении мордовского литературного процесса.
9. Провести исследование проблемы становления мордовского литературного процесса в ХIХ в.
10. Изучить научно исследовательскую деятельность И. Д. Воронина по формированию мордовского историко-литературного краеведения?
11. Подготовить доклад о вкладе И. Д. Воронина в становление литературного краеведения.
12. Рассмотреть вклад С. С. Конкина в литературное краеведение.
13. Подготовить выступление по книге С. С. Конкина «Н. П. Огарев: Жизнь. Идейно-творческие искания».
14. Подготовить доклад по книге С. С. Конкина и Л. С. Конкиной «Михаил Бахтин: (Страницы жизни и творчества)».
15. Дать оценку месту и роли книги И. Д. Воронина «Литературные деятели и литературные места Мордовии» в становлении литературного краеведения Мордовии.
16. Подготовить сообщение: «И. Д. Воронин – писатель-краевед, основоположник литературного краеведения Мордовии».
17. Посещение музея М. М. Бахтина.
18. Посещение литературного музея Н. П. Огарева.
19. Посещение литературного музея И. Д. Воронина.
20. Посещение музея мордовской литературы.
Итоговая аттестация
Вопросы к зачёту
1. Предмет и задачи литературного краеведения.
2. Место литературного краеведения в системе гуманитарных наук.
3. Общественно-педагогическое значение литературного краеведения.
4. Летописные памятники древнерусской литературы как наиболее ранние источники литературного краеведения.
5. Характер и особенности изображения мордовского народа в восточных источниках I – начала II тысячелетия н.э.
6. Изображение мордовского народа в произведениях западноевропейских путешественников и писателей.
7. Отражение хозяйственно-экономической жизни и быта, материальной и духовной культуры мокши и эрзи в западноевропейских источниках ХV–ХVII вв.
8. Сделать обзор жанрового состава источников Средневековья.
9. Духовная культура мордвы глазами западноевропейских писателей ХVIII в.
10. Русские ученые и писатели ХVIII в. о мордовском народе.
11. Русская литература начала ХIХ и мордовский край.
12. И. В. Селиванов очерк «Мордва».
13. А. С. Пушкин и мордовский край.
13. А. С. Пушкин – историк пугачевского движения
14. Потомки А. С. Пушкина в Мордовии.
15. М. Е. Салтыков-Щедрин и мордовский край.
16. А. П. Полежаев и его жизнь в Мордовии.
17. Н. П. Огарев и его деятельность в Старом Акшине.
18. Н. А. Тучкова-Огарева в Саранске.
19. П. И. Мельников-Печерский – историк, этнограф, писатель.
20. Роль и место В. Н. Майнова в литературно-этнографическом описании мордовского народа.
21. «Мордва» И. Н. Смирнова как опыт описания духовной культуры мокши и эрзи в краеведческой литературе.
22. Мордовский народ в творчестве А. М. Горький.
23. А. С. Новиков-Прибой и мордовский край.
24. М. М. Бахтин: опыт филологического анализа.
25. Просветительская деятельность М. Е. Евсевьева.
26. «Мордовский этнографический сборник» А. А.Шахматова.
27. 3ачинатели мордовской литературы (3. Дорофеев, Ф. Чесноков, Я. Григошин).
28. Жизнь и творчество народного писателя Мордовии К. Абрамова.
29. Литературные места г. Саранска.
30. Литературные места Мордовии.
31. Народный писатель Мордовии В. К. Радаев и его творчество.
32. Творчество И.П. Кривошеева и народная поэзия.
33. Литературная экскурсия: структура, содержание.
34. Школьный литературный музей: основные разделы.
35. Методика изучения литературного краеведения в школе.
36. Изображение мордовского народа в современной литературе.
37. И. Д. Воронин – писатель-краевед, основоположник литературного краеведения Мордовии.
38. Литературно-краеведческое наследие С. С. Конкина.
39. Литературные деятели и литературные места Мордовии.
40. Литературные музеи Республики Мордовия: история создания, тематика.
41. Литературная экспедиция: основные этапы.
42. Литературный кабинет в школе: основные экспорзиции.
43. Луховский литературный музей С.Есенина: история создания и развития: тематические разделы.
44. Творчество современных русских поэтов Мордовии: произведения, темы, мотивы.
45. Связь творчества русских писателей прозаиков с историей и жизнью родного края.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Антология мордовской поэзии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – 496 с.
Брыжинский, А. И. Писатели Мордовии / А. И. Брыжинский, О. В. Пашутина, Е. И. Чернов. –Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. – 592 с.
Брыжинский, А. И. Современная мордовская проза: (Движение жанров) / А. И. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – 232 с.
Воронин, И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии / И. Д. Воронин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во,1976. – 336 с.
Краеведение Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. – 278 с.
Майнов,В. Н.Очерк юридического быта мордвы / В. Н. Майнов. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2007. – 296 с.
Мельников-Печерский, П. И. Очерки мордвы / П. И. Мельников-Печерский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. – 134 с.
Мокшин, Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников / Н. Ф. Мокшин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. – 240 с.
Мордва: историко-этнографический очерк. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – 624 с.
Мордва. Очерк по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 992 с.
Савин, О. М. Живая память: историко-литературные очерки / О. М. Савин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. – 174 с.
Савин, О. М. Твое имя помнят люди: Страницы мордовской пушкинианы / О. М. Савин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. – 208 с.
Самаркина, Н. П. Хрестоматия по литературному краеведению. Уч. пособ. для педвузов / Н. П. Самаркина, О. М. Савин, Т. Н. Козина. – Саранск: Мор
дов. кн. изд-во, 1999. – 160 с.
Самаркина, Н. П. Литературное краеведение. Практикум / Н. П. Самаркина, Г. В. Пранцова, Т. Н. Козина, Л. И. Петриева. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. – 54 с.
Седова, Л. В. Русские писатели и мордовский край / Л. В. Седова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 288 с.
Смирнов, И. Н. Мордва: историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2002. – 296 с.
Стародуб, К. Литературное краеведение в школе / К. Стародуб. – М.: «Дрофа», 2003. – 368 с.
Юрченков, В. А. Взгляд со стороны: Мордовский народ и край в сочинениях западно-европейских авторов VI–ХVIII столетий. Очерки / В. А. Юрченков. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – 288 с.
Юрченков, В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории: Очерки, рассказы / В. А. Юрченков. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. – 368 с.
Дополнительная
Абрамов, В. К. По следу времени / В. К. Абрамов. – Саранск: Мордов. кн. из-во, 1991.– 304 с.
Васильев, Н. Л. А.И. Полежаев / Н. Л. Васильев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во,1987. – 232 с.
Георги, И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обычаев, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / И. Георги. – СПб.: Тип. при Императ. АН, 1799. – Ч. 1. – 178 с.+100 ил.
Герберштейн, С. Записки о Московии / С. Герберштейн. – М.: Изд-во Московского. ун-та, 1988. – 430 с.
Дубасов, Н. И. Очерки из истории Тамбовского края / Н. И. Дубасов. – Тамбов: Тип. губерн. правл., 1890. – Вып. 1. – 225 с.
Евсевьев, М. Е. Избр. тр.: в 5 т. / М. Е. Евсевьев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961–1966.
Евсевьев, М.Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во,
1990. – 384 с.
Инжеватов, И. К. Литература и жизнь / И. К. Инжеватов. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. – 272 с.
История Мордовии с древнейших времен до середины ХIХ века: в 2 т. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. – Т. 1. – 344 с.
История Мордовской АССР: в 2 т. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. – Т. 1. – 320 с.
История о великом княжестве Московском, происхождении великих русских князей, недавних смутах, произведенных там тремя Лжедмитриями? и о московских законах, правах, правлении, вере и обрядах, которую собрал, описал и обнародовал Петр Петрей де Ерлезунда в Лейпциге 1620 года / Пер. с нем. А. Н. Шемякина. – М., 1867. – 327 с.
Конкин, С. С. Н.Огарев (Жизнь, идейно-творческие искания, борьба) / С. С. Конкин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. – 504 с.
Конкин, С. С. С. Михаил Бахтин: (Страницы жизни и творчества) / / С. С. Конкин, / Л. С. Конкина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. – 400 с.
Лепехин, И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году / И. Лепехин. – СПб.: Тип. при Императ. АН, 1771. – 538 с.
Литературное краеведение: Программа. Сост. Н.П. Самаркина. – МГПИ им. М. Е. Евсевьева. – Саранск, 2002. – 17 с.
Миллер, К. В. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, верований, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей / К. В. Миллер. – Ч. 1. – СПб.: Тип. при Императ. АН, 1776. – 503 с.
Милькович, К. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия / К. Милькович // Тамбовские епархиальные ведомости. – 1905. – № 18.
Мордовский этнографический сборник / Сост. А. А. Шахматов. –
СПб.: 1910. – 848 с.
Образцы мордовской народной словесности: мокшанские песни / сост. М. Е. Евсевьев. – Казань: Тип.-лит. Императ. ун-та, 1897. – Вып. 1. – 32 с.
Образцы мордовской народной словесности: песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии / сост. А. Ф. Юртов. – Казань: Тип. губерн. правл., 1882. – Вып. 1. – 231 с.
Образцы мордовской народной словесности: песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии / сост. А. Ф. Юртов. – Казань: Тип. губерн. правл., 1883. – Вып. 1. – 308 с.
Паллас, П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи / П. С. Паллас. – СПб.: Тип. при Императ. АН, 1809. – Ч. 1. – 773 с.
Полежаев, А. И. Стихотворения и поэмы / А. И Полежаев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. – 206 с.
Проблемы жанров современной мордовской литературы. Тр. НИИЯЛИЭ. Вып. 84. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. – 204 с.
Просветители и педагоги мордовского края. Сост. М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. – 196 с.
Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М.: Географиздат, 1957. – 270 с.
Рогачев, В. И. Вопросы изучения мордовской национальной культуры: этнология, фольклор, литература (вторая половина ХIХ – первая четверть ХХ в.) / В. И. Рогачев. – Саранск: МГПИ, 1998. – 87 с.
Юлиан. Рассказ римско-католического миссионера доминиканца Юлиана о путешествии в страну приволжских венгерцев, совершенном перед 1235 годом, и письмо папы Венедикта XII к хану Узбеку, его жене Тайдолю и сыну Джанибеку в 1340 году / Юлиан // Записки Одесского общества истории и древностей. – Одесса, 1863. – Т. V.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Словесник (режим доступа http://slovesnik.ru) анонсируется как некоммерческая онлайн-библиотека. «Русская литература», «О русской литературе», «Зарубежная литература», «О зарубежной литературе», «Учебники и учебные пособия» – таково ядро сайта, отраженное в меню. Данный сайт можно использовать при отсутствии необходимого количества художественных текстов по детской литературе.
2. Учитель.ru(режим доступа: http://teacher.fio.ru). Один из глобальных образовательных порталов, существующих под эгидой Федерации Интернет-Образования. В него входят разделы: «Рефераты», «Начальная школа», «Основная школа», «Старшая школа», «Ссылки», «Учебники», «Интернет-уроки». Основу литературного раздела портала представляют собой материалы для проведения уроков, ссылки на другие ресурсы, реклама учебников. Целесообразно применение данного сайта при изучении творчества поэтов 19 века, входящих в круг детского чтения. Данный сайт поможет студентам сделать презентацию по выбранному поэту.
Имени М. Е. Евсевьева»
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректора МГПИ
В. В. Кадакин
______________________
« ____ »__________ 2016 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной программы
«Историко-литературное краеведение»
Цель:совершенствование профессиональных компетенций будущих учителей-словесников в области литературного краеведения по русской и национальной (мордовской) литературе; повышение уровня подготовки учителя, его профессионального соответствия и востребованности в современных образовательных учреждениях.
Категория слушателей:студенты гуманитарных факультетов, другие категории населения
Срок обучения:72 часа, из них аудиторных –36 часов
Форма обучения: очно-заочная
Режим занятий:4часа в неделю
№ | Наименование разделов | Всего час | Ауд. час | В том числе | Сам. Раб. | Форма контроля | |
ЛЗ | ПЗ | ||||||
1. | Введение. Изображение мордовского народа в литературе и исторических источниках Средневековья | Собеседование по материалам курса, о целях, задачах и роли курса в литературном образовании. Самостоятельные задания, подготовка выступлений, докладов, защита рефератов. | |||||
2. | Отражение общественной, хозяйственно-бытовой жизни, материальной и духовной культуры мордовского народа в литературе ХVIII – ХIХ вв. | Тестирование по выявлению остаточного уровня представлений о полученной информации | |||||
3. | Мордовский народ в произведениях русских и мордовских писателей ХХ в. | Тестирование по русской и мордовской литературе | |||||
4. | Итоговая аттестация | Зачет. Как вариант: Разработка собственной программы по изучению ист.-лит. краеведения. | |||||
Итого |
Начальник УУ ______________________________ (Рыбина Т. М.)
Декан ФДО ______________________________ (Лапшина М. В.)
Руководитель ДОП________________________ (Карабанова Н. В.)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Мордовский государственный педагогический институт
Имени М. Е. Евсевьева»
«УТВЕРЖДАЮ»
И. о. ректора МордГПИ
___________В.В. Кадакин
« ____» __________2016 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной образовательной программы
«Историко-литературное краеведение»
Цель: совершенствование профессиональных компетенций будущих учителей-словесников в области литературного краеведения по русской и национальной (мордовской) литературе; повышение уровня подготовки учителя, его профессионального соответствия и востребованности в современных образовательных учреждениях.
Категория слушателей: студенты выпускных курсов очного и заочного отделений филологического факультета
Срок обучения: 36 часов
Форма обучения: очная, заочная
Режим занятий: 4 часа в неделю
№ | Наименование дисциплин (модулей, разделов, тем) | Всего час | Ауд. час. | В том числе | Сам. Раб. | Форма контроля | |
ЛЗ | ПЗ | ||||||
1. | Введение. Изображение мордовского народа в литературе и исторических источниках Средневековья | Разработка собственной научной концепции чтения | |||||
1.1 | Введение. Предмет и задачи «Литературного краеведения», его место в системе гуманитарных наук. Изображение мордовского народа в литературе и исторических источниках Средневековья | Собеседование по материалам лекции | |||||
1.2 | Мордовский народ в восточных и русских источниках I – начала II тысячелетия н. э. | Собеседование по материалам лекции. | |||||
1.3 | Изображение мордовского народа в произведениях западноевропейских путешественников и писателей | Групповое обсуждение темы. Написание контрольной работы по модулю. | |||||
2. | Отражение общественной, хозяйственно-бытовой жизни, материальной и духовной культуры мордовского народа в литературе ХVIII – ХIХ вв. | Разработка мультимедиапрезентации по теме модуля | |||||
2.1 | Отражение общественной, хозяйственно-бытовой жизни, материальной и духовной культуры мордовского народа в литературе ХVIII вв. | – | Собеседование по прочитанным произведениям. Написание рефератов. | ||||
2.2 | Мордовский народ в исторической и этнографической литературе ХIХ в. | Чтение и анализ произведений. | |||||
2.3 | Методология и принципы организации работы по историко-литературному краеведению | – | Выполнение практической работы по теме. | ||||
3. | Мордовский народ в произведениях русских и мордовских писателей ХХ в. | Разработка собственного алгоритма научно-исследовательской концепции по модулю | |||||
3.1 | «Народная литература»: мифология и фольклор мордовского народа | – | Собеседование по материалам лекции | ||||
3.2 | Мордовский народ в произведениях советских писателей I-пол. ХХ в. Литературные музеи Мордовии советского периода | Письменная контрольная работа по теме | |||||
3.3 | Мордовский народ, национальные характеры в литературе Мордовии 2-ой пол. ХХ в. Литературные места в Мордовии. | Чтение и анализ произведений. Проверка читательских дневников | |||||
3.4 | Литературные краеведы Мордовии. | – | Собеседование по материалам лекции | ||||
Итоговая аттестация | Зачет или как вариант: Разработка собственной программы по изучению историко-литературного краеведения | ||||||
Итого | |||||||
Начальник УУ ______________________________ (Рыбина Т. М.)
Декан ФДО ______________________________ (Лапшина М. В.)
Руководитель ДОП________________________ (Карабанова Н. В.)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Мордовский государственный педагогический институт
Имени М. Е. Евсевьева»
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель учебно- Проректор по учебной работе
методического объединения
________________________ _________________________
«____» __________201__г. «____»_______________201__г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дополнительной общеобразовательной программы
«Историко-литературное краеведение»
Категория слушателей студенты гуманитарных факультетов, другие категории населения
Срок обучения:72 часа, из них аудиторных – 36 часов
Форма обучения: очно-заочная
Всего часов – 72
Из них:
Аудиторных – 36
Лекционных – 22
Практических – 14
Вид отчетности – зачет/ экзамен (нужное подчеркнуть)
Составитель рабочей программы: Рогачев В. И., доктор. филол. наук, профессор.
Программа обсуждена на заседании кафедры литературы и методики обучения литературе.
Протокол ____ от _________________ 201_ г.
Секретарь __________________ А. Ю. Сметнева
Декан ФДО ________________М. В. Лапшина
Введение
Актуальность тематики программы. Необходимость изменения координат в современной системе образования требует его гибкости, адаптации к изменившимся условиям. Профессиональная подготовка учителя в нашем вузе ориентирована на школьный Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, <