VI. Чтение и анализ начала сказки

1.Словарно-лексическая работа.

ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый. ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший или привезенный оттуда. НЕ ВЕДАЮ - не знаю.

ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

ТУВАЛЕТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принад­лежностями.

ВЕНЕЦ — 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение чего-нибудь как награда за тру­ды, старания; 3) драгоценный головной убор, корона. САМОЦВЕТНЫЙ - о драгоценных или полудраго­ценных минералах, поделочных камнях. САЖЕНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).

БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, чест­ный.

ДОПОДЛИННЫЙ - (разг.) точный, верный. СХОДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.

2. VI. Чтение и анализ начала сказки - student2.ru Чтение начала сказки (до слов: «Бродит он по тому лесу дремучему, непроездному, непроходному...», с. 198.)

3. Работа после чтения.

—Что вы узнали о семье купца?

—Что можете сказать о самом купце? (Что он был честным, известным. Очень любил своих дочерей.)

—Можем ли мы уже сказать о характере сестер? Какое мне­ние о них у вас сложилось и почему?

— Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?
VII. Итог урока

—С каким писателем ознакомились на уроке? Что о нем узнали?

—Какую сказку начали читать?

Домашнее задание:прочитайте с. 195—206 (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного...»).

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

На доске — путаница:

...Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум серые кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет, А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихоньку их у мальчишки...

1. Чтение путаницы «птичьим базаром».

2. «Распутывание» путаницы.

3. Чтение скороговорки с разными интонациями.

III. Работа над сказкой

1. Краткий пересказ прочитанных на прошлом уроке час­
тей текста.

— Расскажите кратко о том, что мы прочитали на прошлом
уроке.

2. Чтение сказки (заданные страницы домой — с. 198—206).

3. Словарно-орфографическая работа.

(На усмотрение учителя — по ходу чтения или перед чте­нием.)

КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пень-ко­лоду — делать что-нибудь кое-как, плохо). ПОЧИТАЙ - 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводи, слово) пожалуй что, вероятно.

ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий, лишенный самосто­ятельности.)

ЧЕРТОГ — (устар.) пышное, великолепное помеще­ние или здание, дворец.

ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА — сохранять, беречь больше, чем глаза.

УТЕШАЛСЯ - радовался.

ВО ЕДИНОЕ ОКА МГНОВЕНИЕ - очень быстро. ГВАЛТ — (разг.) крик, шум.

ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для выши­вания. («Повскакали дочери из-за пялец своих...») ПОЧАЛИ — начали, стали. ЛЕБЕЗИТЬ — заискивать, угодничать. «И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» -скажу завтра.

РЕХНУЛСЯ — (прост.) то же, что и помешаться. ЗАУТРА — завтра утром.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работынад содержанием сказки

1. Беседа о сюжете сказки.

—В какой лес попал купец?

—Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?

—В каком дворце оказался купец? Какие слова использует автор, чтобы показать его богатство?

—Как он понял, что нашел тот самый цветок, который за­казывала младшая дочь?

—Что случилось после того, как был сорван цветок?

—Как должен был быть наказан купец?

—Какое условие поставило чудище? Что оно хотело?

2. Беседа о характере купца.

—Почему купец решил вернуться домой? Он что, хотел от­править за себя одну из дочерей?

—Какую черту характера подчеркивает автор? (Его чест­ность. «Зверь лесной, чудо морское... и записки с него заруч-ной не взял».)

—Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало — не потерял ли он своего богатства великого. Меньшая же сразу заметила, что на душе отца какая-то тяжесть.)

—Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предло­жение спасти его?

VI. Чтение и анализ начала сказки - student2.ru — Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправить­
ся на погибель вместо близкого вам человека? (Очень лю­
бить человека. Нести ответственность за свои поступки.)

VI. Итог урока

— Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое
название: «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чуди-
ще-юдище»?

Домашнее задание:дочитать сказку до конца; поделить текст на части, озаглавить их.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы должны были дочитать сказку до конца. Сейчас
я проверю, насколько вы были внимательны при чтении.

1. Словарно-орфографическая работа.

— Объясните значение слов и выражений:

ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ - поросший мягкой и сочной травой.

ЯСТВА САХАРНЫЕ — (устар.) яство — еда, кушанье. ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - (устар.) червонный — красный, алый. Червонное золото — зо­лото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок. ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА - (устар.) спать легла. «ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ - БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» -средних лет.

«ОБОМНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» - никог­да не услышишь.

НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ - неусып­ный — не теряющий бдительности. ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ - слуги, дворовые.

2. Беседа о чудесах во дворце зверя лесного.

—Что сделала младшая дочь, очутившись во дворце зверя лесного, чуда морского?

—Расскажите, какие чудеса с ней происходили.

—Какое желание появилось у девушки, спустя некоторое время? (Ей захотелось увидеть хозяина.)

3. Рассказы учащихся от имени девушки о ее встрече со зве­рем лесным.

4. Беседа о сне девушки.

—Как младшая дочь оказалась дома?

—Что заставило отправиться ее домой? (Она увидела тревож­ный сон про отца и рассказала об этом чудищу лесному.)

—Как вы думаете, почему заболел отец?

—Возможно ли такое на самом деле, чтобы дочка увидела такой сон? Или это волшебство вмешалось? (Такое быва­ет на самом деле. Человек может чувствовать близкого че­ловека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.)

—Почему сестры хотели помешать возвращению сестры в вол­шебный дворец? (Они ей завидовали, не хотели ее счастья.)

III. Физкультминутка

IV. Деление сказки на части

— А сейчас разделим сказку на части, озаглавим их. Полу­
чим план пересказа.

(Приводим примерный план и деление на части.)

/ часть

«Заказы дочерей» (до слов: «Поехал он в путь, во дорожень­ку», с. 198).

// часть

«Два подарка нашел» (до слов: «Бродит он по тому лесу дре­мучему...», с. 198).

/// часть

«Заблудился в дремучем лесу» (до слов: «Входит он на ши­рокий двор, в ворота широкие, растворенные...», с. 199).

IV часть

«Вот он — цветочек аленький!» (до слов: «И, проговорив та­ковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек», с. 201).

V часть

«Должен умереть, но есть одно спасение» (до слов: «И толь­ко честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очу­тился он в воротах своего широкого двора...», с. 202).

VI часть

«Встреча с любимыми дочерями» (до слов: «Заутра позвал к себе купец старшую дочь...», с. 204).

VII часть

«Дочери мои любимые — выручайте!» (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высо­ких, каменных...», с. 206).

VIII часть

«Жизнь девушки во дворце» (до слов: «Если ты стар чело­век — будь мне дедушка...», с. 208).

IX часть

«Покажись мне, верный друг!» (до слов: «Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купец­кая, красавица писаная», с. 209).

VI. Чтение и анализ начала сказки - student2.ru X часть

«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское...» (до слов: «И прошло тому немало времени...», с. 210).

XI часть

«Недобрый сон» (до слов: «Стала она заверять словами за­ветными и клятвами...», с. 211).

XII часть

«Дома, с родными» (до слов: «И когда пришел настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить...», с. 213).

XIII часть

«Опоздала. Зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв» (до слов: «Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги рез­вые...», с. 214).

XIV часть

«Полюби же меня теперь в образе человеческом» (до конца).

V. Заключительная работа над сказкой

—Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-ко­ролевичу избавиться от колдовства?

—Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему?

VI. Итог урока

—Как вы поняли, в чем смысл сказки? Чему она учит?

—Найдите в произведении сказочные приметы.

Урок 43 (обобщающий). «Крестики-нолики»

Цели: обобщить знания детей по изученному разделу; учить работать сообща; развивать память, творческие способности учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

(Дети вытягивают карточки, помеченные «X» и «О». Таким образом они делятся на две команды, которые так и называют­ся — «Крестики» и «нолики».)

— Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на информа­
ционно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы
разделились на две команды, вас ждут 6 конкурсов. Тема
игры — «Литературные сказки». Перед вами поле, где ука­
заны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать.
После каждого конкурса подводится итог, который от­
мечается на игровом поле знаком команды. В игре побе­
дит та команда, у которых знаков окажется больше.

II. Конкурсы

1. Конкурс «Разминка».

— Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
(Вопросы задаются по очереди каждой команде.)

Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.) Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан.)

Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка Хаврошечка.) Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит.)

Сплю и вижу принца. (Спящая красавица и царевна мо­лодая.)

Охранному агентству на постоянную работу требует­ся 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор.) Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда.) Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Бе­лочка.)

2. Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках».

— Капитан каждой команды вытянет карточку с загадкой в
пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, за­
тем вспомнить, в какой прочитанной на последних уро­
ках сказке встречается этот предмет, и доказать отрыв­
ком.

Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Соловей. В сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)

Мал горшок, да ее варит.

Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.

Ее маслом не испортишь. (Каша. В сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».)

3. Конкурс «Узнай автора».

— Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам
нужно будет назвать полные их имена.

Родился он на Урале, в семье горнозаводского ма­стера. С детства привлекали его люди, предания, сказ­ки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879-1950).)

Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в по­мещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизил­ся с кружком «Беседа любителей русского слова».

VI. Чтение и анализ начала сказки - student2.ru Очень любил двух своих сыновей, которые тоже ста­ли известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859).)

Пятилетним ребенком он пережил семейную дра­му, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яр­кими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).)

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писате­ли и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)

4. Конкурс «Живая картинка».

— Сейчас вам будет включен фрагмент мультфильма
«Аленький цветочек», но без звука. Вам нужно будет оз­
вучить кадры.

5. Конкурс «Рассуждай-ка».

— Вам нужно ответить на вопросы, которые вы сейчас вы­
тяните на карточках.

(Карточки см. в приложении.)

6. Конкурс «Сочини сказку»

— Вам предлагаются слова, связанные известным вам сю­
жетом, и одно постороннее слово. Каждый из играющих
должен придумать фразу, называть их по очереди, чтобы
сложился единый сюжет.

1-й команде:девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вер­толет.

2-й команде:девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, те­левизор.

— Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам не­
мецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испытыва­
ет такое же наслаждение от свободного обнаружения сво­
их способностей, какое художник испытывает во время
творчества».

III. Подведение итогов

Вот и закончилась игра. Расходиться нам пора... На табло взгляните все — Подведем итог игре. Подсчет «X» и «О». Награждение.

IV. Проверка техники чтения

(Тексты 1 и 2 для проверки техники чтения см. в прило­жении.)

Вопросы и задания к тексту 1:

1. Какая беда приключилась с военным лётчиком?

2. Кто стал его верным другом? Расскажи о нём. Вопросы к тексту 2:

1. Что ты чувствовал, когда читал первую часть сказки?

2. Как мудрый народ сумел объяснить появление такой птицы, как кукушка?

ДЕЛУ ВРЕМЯ - ПОТЕХЕ ЧАС

Наши рекомендации