VI. Чтение и анализ начала сказки
1.Словарно-лексическая работа.
ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый. ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший или привезенный оттуда. НЕ ВЕДАЮ - не знаю.
ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
ТУВАЛЕТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
ВЕНЕЦ — 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания; 3) драгоценный головной убор, корона. САМОЦВЕТНЫЙ - о драгоценных или полудрагоценных минералах, поделочных камнях. САЖЕНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).
БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, честный.
ДОПОДЛИННЫЙ - (разг.) точный, верный. СХОДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.
2. Чтение начала сказки (до слов: «Бродит он по тому лесу дремучему, непроездному, непроходному...», с. 198.)
3. Работа после чтения.
—Что вы узнали о семье купца?
—Что можете сказать о самом купце? (Что он был честным, известным. Очень любил своих дочерей.)
—Можем ли мы уже сказать о характере сестер? Какое мнение о них у вас сложилось и почему?
— Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?
VII. Итог урока
—С каким писателем ознакомились на уроке? Что о нем узнали?
—Какую сказку начали читать?
Домашнее задание:прочитайте с. 195—206 (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного...»).
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
На доске — путаница:
...Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум серые кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет, А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихоньку их у мальчишки...
1. Чтение путаницы «птичьим базаром».
2. «Распутывание» путаницы.
3. Чтение скороговорки с разными интонациями.
III. Работа над сказкой
1. Краткий пересказ прочитанных на прошлом уроке час
тей текста.
— Расскажите кратко о том, что мы прочитали на прошлом
уроке.
2. Чтение сказки (заданные страницы домой — с. 198—206).
3. Словарно-орфографическая работа.
(На усмотрение учителя — по ходу чтения или перед чтением.)
КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пень-колоду — делать что-нибудь кое-как, плохо). ПОЧИТАЙ - 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводи, слово) пожалуй что, вероятно.
ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий, лишенный самостоятельности.)
ЧЕРТОГ — (устар.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА — сохранять, беречь больше, чем глаза.
УТЕШАЛСЯ - радовался.
ВО ЕДИНОЕ ОКА МГНОВЕНИЕ - очень быстро. ГВАЛТ — (разг.) крик, шум.
ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для вышивания. («Повскакали дочери из-за пялец своих...») ПОЧАЛИ — начали, стали. ЛЕБЕЗИТЬ — заискивать, угодничать. «И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» -скажу завтра.
РЕХНУЛСЯ — (прост.) то же, что и помешаться. ЗАУТРА — завтра утром.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работынад содержанием сказки
1. Беседа о сюжете сказки.
—В какой лес попал купец?
—Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?
—В каком дворце оказался купец? Какие слова использует автор, чтобы показать его богатство?
—Как он понял, что нашел тот самый цветок, который заказывала младшая дочь?
—Что случилось после того, как был сорван цветок?
—Как должен был быть наказан купец?
—Какое условие поставило чудище? Что оно хотело?
2. Беседа о характере купца.
—Почему купец решил вернуться домой? Он что, хотел отправить за себя одну из дочерей?
—Какую черту характера подчеркивает автор? (Его честность. «Зверь лесной, чудо морское... и записки с него заруч-ной не взял».)
—Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало — не потерял ли он своего богатства великого. Меньшая же сразу заметила, что на душе отца какая-то тяжесть.)
—Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?
— Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправить
ся на погибель вместо близкого вам человека? (Очень лю
бить человека. Нести ответственность за свои поступки.)
VI. Итог урока
— Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое
название: «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чуди-
ще-юдище»?
Домашнее задание:дочитать сказку до конца; поделить текст на части, озаглавить их.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были дочитать сказку до конца. Сейчас
я проверю, насколько вы были внимательны при чтении.
1. Словарно-орфографическая работа.
— Объясните значение слов и выражений:
ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ - поросший мягкой и сочной травой.
ЯСТВА САХАРНЫЕ — (устар.) яство — еда, кушанье. ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - (устар.) червонный — красный, алый. Червонное золото — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок. ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА - (устар.) спать легла. «ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ - БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» -средних лет.
«ОБОМНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» - никогда не услышишь.
НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ - неусыпный — не теряющий бдительности. ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ - слуги, дворовые.
2. Беседа о чудесах во дворце зверя лесного.
—Что сделала младшая дочь, очутившись во дворце зверя лесного, чуда морского?
—Расскажите, какие чудеса с ней происходили.
—Какое желание появилось у девушки, спустя некоторое время? (Ей захотелось увидеть хозяина.)
3. Рассказы учащихся от имени девушки о ее встрече со зверем лесным.
4. Беседа о сне девушки.
—Как младшая дочь оказалась дома?
—Что заставило отправиться ее домой? (Она увидела тревожный сон про отца и рассказала об этом чудищу лесному.)
—Как вы думаете, почему заболел отец?
—Возможно ли такое на самом деле, чтобы дочка увидела такой сон? Или это волшебство вмешалось? (Такое бывает на самом деле. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.)
—Почему сестры хотели помешать возвращению сестры в волшебный дворец? (Они ей завидовали, не хотели ее счастья.)
III. Физкультминутка
IV. Деление сказки на части
— А сейчас разделим сказку на части, озаглавим их. Полу
чим план пересказа.
(Приводим примерный план и деление на части.)
/ часть
«Заказы дочерей» (до слов: «Поехал он в путь, во дороженьку», с. 198).
// часть
«Два подарка нашел» (до слов: «Бродит он по тому лесу дремучему...», с. 198).
/// часть
«Заблудился в дремучем лесу» (до слов: «Входит он на широкий двор, в ворота широкие, растворенные...», с. 199).
IV часть
«Вот он — цветочек аленький!» (до слов: «И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек», с. 201).
V часть
«Должен умереть, но есть одно спасение» (до слов: «И только честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очутился он в воротах своего широкого двора...», с. 202).
VI часть
«Встреча с любимыми дочерями» (до слов: «Заутра позвал к себе купец старшую дочь...», с. 204).
VII часть
«Дочери мои любимые — выручайте!» (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных...», с. 206).
VIII часть
«Жизнь девушки во дворце» (до слов: «Если ты стар человек — будь мне дедушка...», с. 208).
IX часть
«Покажись мне, верный друг!» (до слов: «Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купецкая, красавица писаная», с. 209).
X часть
«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское...» (до слов: «И прошло тому немало времени...», с. 210).
XI часть
«Недобрый сон» (до слов: «Стала она заверять словами заветными и клятвами...», с. 211).
XII часть
«Дома, с родными» (до слов: «И когда пришел настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить...», с. 213).
XIII часть
«Опоздала. Зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв» (до слов: «Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые...», с. 214).
XIV часть
«Полюби же меня теперь в образе человеческом» (до конца).
V. Заключительная работа над сказкой
—Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?
—Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему?
VI. Итог урока
—Как вы поняли, в чем смысл сказки? Чему она учит?
—Найдите в произведении сказочные приметы.
Урок 43 (обобщающий). «Крестики-нолики»
Цели: обобщить знания детей по изученному разделу; учить работать сообща; развивать память, творческие способности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
(Дети вытягивают карточки, помеченные «X» и «О». Таким образом они делятся на две команды, которые так и называются — «Крестики» и «нолики».)
— Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на информа
ционно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы
разделились на две команды, вас ждут 6 конкурсов. Тема
игры — «Литературные сказки». Перед вами поле, где ука
заны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать.
После каждого конкурса подводится итог, который от
мечается на игровом поле знаком команды. В игре побе
дит та команда, у которых знаков окажется больше.
II. Конкурсы
1. Конкурс «Разминка».
— Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
(Вопросы задаются по очереди каждой команде.)
Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.) Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан.)
Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка Хаврошечка.) Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит.)
Сплю и вижу принца. (Спящая красавица и царевна молодая.)
Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор.) Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда.) Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка.)
2. Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках».
— Капитан каждой команды вытянет карточку с загадкой в
пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, за
тем вспомнить, в какой прочитанной на последних уро
ках сказке встречается этот предмет, и доказать отрыв
ком.
Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.
Ласточка день начинает, а он кончает.
Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Соловей. В сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)
Мал горшок, да ее варит.
Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.
Ее маслом не испортишь. (Каша. В сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».)
3. Конкурс «Узнай автора».
— Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам
нужно будет назвать полные их имена.
Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879-1950).)
Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова».
Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859).)
Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).)
Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)
4. Конкурс «Живая картинка».
— Сейчас вам будет включен фрагмент мультфильма
«Аленький цветочек», но без звука. Вам нужно будет оз
вучить кадры.
5. Конкурс «Рассуждай-ка».
— Вам нужно ответить на вопросы, которые вы сейчас вы
тяните на карточках.
(Карточки см. в приложении.)
6. Конкурс «Сочини сказку»
— Вам предлагаются слова, связанные известным вам сю
жетом, и одно постороннее слово. Каждый из играющих
должен придумать фразу, называть их по очереди, чтобы
сложился единый сюжет.
1-й команде:девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолет.
2-й команде:девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, телевизор.
— Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам не
мецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испытыва
ет такое же наслаждение от свободного обнаружения сво
их способностей, какое художник испытывает во время
творчества».
III. Подведение итогов
Вот и закончилась игра. Расходиться нам пора... На табло взгляните все — Подведем итог игре. Подсчет «X» и «О». Награждение.
IV. Проверка техники чтения
(Тексты 1 и 2 для проверки техники чтения см. в приложении.)
Вопросы и задания к тексту 1:
1. Какая беда приключилась с военным лётчиком?
2. Кто стал его верным другом? Расскажи о нём. Вопросы к тексту 2:
1. Что ты чувствовал, когда читал первую часть сказки?
2. Как мудрый народ сумел объяснить появление такой птицы, как кукушка?
ДЕЛУ ВРЕМЯ - ПОТЕХЕ ЧАС