VI. Ознакомление с автором произведения

Отец Владимира Федоровича Одоевского был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной кре­стьянкой. С 1816 по 1822 годы Одоевский учился в Московс­ком университетском благородном пансионе, привилегирован­ном учебной заведении, где воспитанники имели право выби­рать предметы, и где он получил возможность сосредоточиться на изучении философии и словесности — двух областей куль­туры, которым посвятил впоследствии много лет раздумий и вдохновенного труда.

В годы пребывания в пансионе появились его первые про­изведения в печати.

Одоевский поддерживал дружеские отношения с будущими декабристами. В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский со­вместно издавали альманах «Мнемозина», которому принадле­жит заметное место в литературной периодике того времени. В нем печатались стихи А.С. Пушкина, Е.В. Баратынского, П.А. Вяземского, А.С. Грибоедова и др.

В 1826 г. Одоевский переехал в Петербург, поступил на служ­бу в комитет иностранной цензуры. Позднее он стал помощ­ником директора Публичной библиотеки и директором Румян-цевского музея. В 1862 г. Румянцевский музей был переведен в Москву. Тогда же вернулся в Москву Одоевский.

В годы пребывания в Петербурге вновь появилась та огром­ная притягательная сила, которая была присуща личности Одо­евского. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. Эту свою роль салон Одоевского не утратил и после переезда писателя в Москву.

По замечанию СП. Шевырева, вся русская литература пе­ресидела на диване у Одоевского. В разное время здесь бывали Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Крылов, Вяземский, Бара­тынский, Тютчев, Фет, Гончаров, Тургенев, Толстой.

На протяжении ряда лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с Пушкиным. Они познако­мились в 1827—1828 годах, после чего Одоевский сотрудничал в «Литературной газете» и альманахе «Северные цветы».

Когда Пушкин приступил к изданию журнала «Современ­ник», он получил в лице Одоевского деятельного сотрудника и помощника. Во втором номере «Современника» появилась ста­тья Одоевского «О вражде к просвещению», по словам Пуш­кина, «дельная, умная и сильная».

Одоевский замечал и всемерно поддерживал таланты, ко­торые он видел в современной ему русской литературе. Это и «незабвенный Грибоедов», и «замечательный поэт» Лермонтов, и «лучший талант в России» Гоголь, и «человек с большим та­лантом» Тургенев, и «даровитый Островский», и Достоевский, возможности которого были, по мнению Одоевского, еще бо­лее широки, чем у Гоголя. Но Одоевский бывал и взыскате­лен, и непримирим, если сталкивался с тем, что считал оши­бочным или вредным.

VII. Итог урока

—Творчество какого писателя изучали на уроке?

—Какое произведение читали?

—Какова его основная мысль? Домашнее задание:перечитать сказку.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Гусли-самогуды: сами

заводятся, сами играют,

сами пляшут, сами песни поют.

— Прочитайте «птичьим базаром».

—Прочитайте (медленно, с ускорением, с вопросительной интонацией, с утвердительной, с веселой, скороговоркой).

—О чем эта присказка?

—Как понимаете «гусли-самогуды»?

—Как образовалось слово «самогуды»? (При помощи двух кор­ней: -сам- и -гуд-.)

III. Введение в тему

1. Рассматривание музыкальных шкатулок.

—Сегодня на уроке у нас есть музыкальные шкатулки. Рас­смотрите их.

—Открываем крышку и звучит музыка. Интересно ли вам узнать, как устроена она? А может быть, кто-то знает?

На протяжении ряда лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с Пушкиным. Они познако­мились в 1827—1828 годах, после чего Одоевский сотрудничал в «Литературной газете» и альманахе «Северные цветы».

Когда Пушкин приступил к изданию журнала «Современ­ник», он получил в лице Одоевского деятельного сотрудника и помощника. Во втором номере «Современника» появилась ста­тья Одоевского «О вражде к просвещению», по словам Пуш­кина, «дельная, умная и сильная».

Одоевский замечал и всемерно поддерживал таланты, ко­торые он видел в современной ему русской литературе. Это и «незабвенный Грибоедов», и «замечательный поэт» Лермонтов, и «лучший талант в России» Гоголь, и «человек с большим та­лантом» Тургенев, и «даровитый Островский», и Достоевский, возможности которого были, по мнению Одоевского, еще бо­лее широки, чем у Гоголя. Но Одоевский бывал и взыскате­лен, и непримирим, если сталкивался с тем, что считал оши­бочным или вредным.

VII. Итог урока

—Творчество какого писателя изучали на уроке?

—Какое произведение читали?

—Какова его основная мысль? Домашнее задание:перечитать сказку.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Гусли-самогуды: сами

заводятся, сами играют,

сами пляшут, сами песни поют.

— Прочитайте «птичьим базаром».

—Прочитайте (медленно, с ускорением, с вопросительной интонацией, с утвердительной, с веселой, скороговоркой).

—О чем эта присказка?

—Как понимаете «гусли-самогуды»?

—Как образовалось слово «самогуды»? (При помощи двух кор­ней: -сам- и -гуд-.)

III. Введение в тему

1. Рассматривание музыкальных шкатулок.

—Сегодня на уроке у нас есть музыкальные шкатулки. Рас­смотрите их.

—Открываем крышку и звучит музыка. Интересно ли вам узнать, как устроена она? А может быть, кто-то знает?

—Как вы думаете, правильно ли он сказал, что «нехорошо привыкать к поговоркам»? Мог ли мальчик не говорить эти слова?

—Ребята, а что имел в виду папа, говоря о поговорках? Ка­кие слова могут «засорять» нашу речь? (Дети вспомина­ют о том, как они говорят и есть ли в их речи «лишние» слова.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над содержанием текста

1. Беседа «Можно ли всю жизнь только играть?».

—Прочитайте описание улицы.

—В чем ошибался Миша, посмотрев на колокольчики? (Он думал, что они все одинаковые.)

—Что объяснил мальчик-колокольчик?

—Чему позавидовал Миша? Прочитайте об этом, а также о том, что ответил ему мальчик-колокольчик.

—Ребята, Миша согласился с ним, а вы как считаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только занимать­ся игрой, например, на компьютере?

(Высказывания детей.)

2. Работа над пословицами и поговорками.

— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

Всякое дело человеком {ставится), человеком и {сла­вится)

Дело не комар: {от него не отмахнешься) Доброе дело без... {награды не останется) Суди о людях не по словам, ... {а по делам)

— Какие еще пословицы знаете о деле?

3. Устройство шкатулки: молоточки и валик.

— Прочитайте, о чем еще поведали мальчики-колокольчи­ки, о какой беде?

(Дети читают о дядьках-молоточках.)

—Как Миша отреагировал на это? (Он подошел к дядькам-молоточкам.)

—О чем он узнал от них? (О надзирателе. Это господин Ва­лик.)

—Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

—Как вы думаете, почему он переворачивается с боку на док?

—Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят.)

— А как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно жить и что де­лать?

4. Устройство шкатулки: пружина.

—С кем встретился Миша дальше? Прочитайте об этой встрече. (С царевной Пружинкой.)

—О чем рассказала она Мише? (Как получается музыка.)

—Поверил ли ей Миша? Докажите.

—Ребята, когда вы первый раз читали сказку, не было ли у вас чувства досады от того, что табакерка сломалась, и музыки больше не будет?

5. Обсуждение финала сказки.

—Чем закончилась история?

—Ребята, а какие поговорки у мальчиков-колокольчиков были еще, кроме «Динь-динь-динь»? Почему?

VII. Итог урока

— Поняли ли вы устройство музыкальной шкатулки?

— Захотелось ли вам иметь такую шкатулку?
Домашнее задание:перечитать сказку, поделив на части.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Стоит церковь

из оладий складена,

блином покрыта,

калашны запорки,

шанежка — дверь.

Я догадался, шанежку-дверь

разломал,

калач укусил, сам себя

пропустил.

— Прочитайте жужжащим чтением.

—Как поняли словосочетание «калашны запорки»? (Запор­ки из калача. В старину говорили калачный [шн].)

—Прочитайте (медленно, с раздражением, с радостной ин­тонацией, с ускорением, — с замедлением, скороговор­кой, по памяти).

Наши рекомендации