III. Ознакомление с жизнью и творчеством А.П. Чехова
1. Рассказ учителя о писателе (выставляются портрет и книги).
Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 г. в Таганро-1 с в семье хозяина мелочной лавки. Рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. После окончания гимназии приехал в Москву. Здесь стал студентом-медиком и начал сотрудничать с юмористическими журналами, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы.
Сначала он писал только юмористические произведения Такие рассказы, как «Лошадиная фамилия»», «Хирургия», «Налим», и сейчас заставляют нас смеяться. А иные — переживать Крестьянский мальчик, которого отдали в учение к сапожнику, пишет дедушке письмо с просьбой взять его обратно в деревню «Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня вс( колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу». (Из рассказа «Ванька Жуков».)
Позже Чехов стал писать кроме рассказов повести и серьезные пьесы Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне нищие, полицейские и арестанты.
Все профессии, все возрасты — вся Россия!
Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие («Смерть чиновника»). Отвратительны ему и держиморды, которые мнят себя опорой отечества («Унтер Пришибеев»), скандалисты, хулители, дебоширы, пьяницы («Маска» и «В бане»). Писатель резко высмеял тех, кто идеализировал мужика. В рассказе «Злоумышленник» у мужика своя логика, свои нужды, ничего другого он знать не хочет.
Много у Чехова рассказов о любви. Писал он их мастерски глубоко вникая в природу человеческих чувств, раскрывая у характеры: «Дама с собачкой», «Душечка», «Егерь», «Ведьма» «Агафья», «Скучная история». Необычные человеческие типы он показал в рассказах «Крыжовник», «Человек в футляре» «Студент», «Архиерей».
В своих произведениях Чехов умел обходиться без «указующего перста». Он предоставляет возможность самому читателю делать выводы. Выразителен язык произведений Чехова. Of умел писать кратко, скупо, «самыми близкими к жизни словами», как подметил А. М. Горький.
Если вы прочитаете рассказы «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре» и другие, вы почувствуете, какой тяжкой была тогда жизнь в России. Но Чехов верил в то, что она измените и все плохое уйдет в прошлое. Этой мечтой о прекрасном будущем России живут герои его пьесы «Вишневый сад», «Tpи сестры», «Чайка», «Дядя Ваня».
Ныне Чехова читают от мала до велика. Пьесы его не сходят со сцен театров многих стран, произведения экранизируются, а книги издаются почти на всех языках мира.
2. Работа с учебником.
— Откройте учебники на с. 124.
— А сейчас прочитаем в учебнике статью М. Семановой о
семье А.П. Чехова.
(Дети читают текст.)
—Что нового узнали о детстве Антона Павловича?
—Что вас особенно удивило, взволновало?
—Рассмотрите фотографии, данные на с. 122-123. Что вы по ним можете рассказать о писателе, пользуясь знаниями, полученными сегодня на уроке. (Ответы детей.)
IV. Физкультминутка
V. Ознакомление с рассказом «Мальчики»
—А сейчас мы прочитаем его рассказ «Мальчики».
—Ваши впечатления от прочитанного?
VI. Итог урока
—С жизнью и творчеством какого писателя ознакомились на уроке?
—Что нового для себя узнали?
Домашнее задание:перечитать рассказ «Мальчики», найти объяснение непонятных слов.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Словарная работа. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были поработать над словами, значение
которых вам было непонятно. Проверим, как вы с этим
справились. Объясните значение слов:
РОЗВАЛЬНИ — низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.
БАШЛЫК — суконный теплый головной убор — остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.
СЮРТЮК — род длинного двубортного пиджака, обычно в талию.
САМОЕДЫ — старое название ненцев и некоторых других северных народов.
БИЗОН — крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык. ПАМПАСЫ — южноамериканские степи. МУСТАНГ — одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.
ИНДЕЙЦЫ — общее название коренных племен и народностей древнего происхождения, населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку.
МОСКИТ — мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы. ТЕРМИТ1 — порошкообразная смесь, дающая при горении очень высокую температуру. ТЕРМИТ2 — общественное насекомое жарких стран, живущее большими колониями, вредитель древесины, кожи, бумаги, сельскохозяйственных продуктов. ЧЕЧЕВИЦА — растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон выпуклые, зерна. ПЛАНТАЦИИ — большое хозяйство, в котором возделываются культуры.
ФЛИГЕЛЬ — постройка с боку главного здания или дом во дворе большого здания. ПРИКАЗЧИК — 1) наемный служащий в торговом заведении, продавец; 2) управляющий имением помещика.
УРЯДНИК — 1) в царской армии: казачий унтер-офицер; 2) в царской России: нижний чин уездной полиции.
— Подберите синонимы к словам:
ИСПУГАННО — оробело, трусливо; ОЗЯБШИЙ — оледенелый, мерзлый; ЗАЧИНЩИК — запевала, заводила, затейщик.
— Подберите антонимы к словам:
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ - скучный; НЕУСТРАШИМЫЙ - трусливый.