Работа с текстом поэмы В. Маяковского «Облако в штанах».
1) Комментированное чтение поэмы
2) Частичный анализ текста.
Ведущий образ этой поэмы, как и всего дооктябрьского творчества в целом, — образ «я». Б. Пастернак говорил о трагедии «Владимир Маяковский»: «Заглавье было не именем сочинителя, а фамилией содержанья». Становясь содержательным центром, «эго» достигает грандиозных размеров, но остается все-таки человеческим «я»: «Что может хотеться этакой глыбе? / А глыбе многое хочется!»
«Я» в «Облаке в штанах» — громадное, переполняющее собственные границы («чувствую / «я» / для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо»). Оно всесильное, но оно и одинокое.
— Каким предстает лирический герой поэмы?
Лирический герой поэмы — варвар, грубый гунн, зовущий к разрушению, насилию («Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища / достаю сапожный ножик... Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою / отсюда до Аляски»). Но он и беззащитен, нежен, когда, отбрасывая рыжий парик вульгарной нарочитости, многократно произносит «Мама» губами, только что извергавшими совсем другую «мать».
Лирический герой ощущает себя уже большим, но еще не нужным. Отсюда — отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира, нежелание замечать прямую взаимозависимость явлений, «ты царь: живи один», — спокойно констатировал Пушкин. Ранний Маяковский эту неизбежную логику не приемлет: гордясь сознанием собственной незаурядности, он жестоко страдает от одиночества.
— Как вы можете объяснить первоначальное название поэмы: «Тринадцатый апостол»?
В ранних произведениях Маяковского звучит мотив поэта — Бога-человека: «А я / на земле / один / глашатай грядущих правд» — читаем в поэме «Война и мир», а в одной из статей автор представляет футуристов как «новых людей новой жизни».
— Каково отношение лирического героя к другим людям?
Герой стремится отринуть обыденное, преобразоваться в сверхчеловека, но человеческое в нем сохраняется. Он готов отдать все «за одно только слово ласковое, человечье», но красивые люди исчезли, вокруг — бездарные, пошлые существа. Отсюда — тоска, мечта, но отсюда и озлобленность. И недаром лирического героя называют иногда богодьяволом, прекрасным мерзавцем.
— Какова тематика произведения?
Учащиеся с опорой на текст называют темы, звучащие в поэме Маяковского.
IV. Творческая работа.
Сочинение-рассуждение (с передачей восприятия): «Мое прочтение раннего Маяковского».
Домашнее задание.
Прочитать произведения Маяковского периода 1917—1921 годов, посвященные революции, подготовиться к дискуссии (задание по группам).
Урок 43. Маяковский и революция.
Выражение авторской позиции
В произведениях периода 1917-1921 гг.
Цели: дать понятие об отношении Маяковского к революции, научить определять авторскую позицию в поэтическом тексте; развивать навыки анализа поэтического текста.
На доске записать цитаты, которые зададут тон дискуссии: «Его место в революции, внешне столь логичное, внутренне столь принужденное и пустое, навсегда останется для меня загадкой» (Б. Пастернак). «А я скажу, что без Маяковского русская революция бы сильно потеряла, так же как сам Маяковский — без Революции» (М. Цветаева).
Ход урока
I. Слово учителя.
Произведения Маяковского периода 1917—1921 годов, как пожаром, охвачены победительным пафосом отрицания. Поэт лихорадочно заклинает с угрожающей воинственностью и самоуверенностью: «Мы разливом второго потопа / перемоем миров города»; «Только тот коммунист истый, кто мосты к отступлению сжег»; «Стодюймовками глоток старые расстреливай!»; «Жаром, жженьем, железом, / светом жары, / жги, / режь, рушь!». Это ведущий пафос более ранних произведений: «Нашего марша», «Радоваться рано», «Левого марша», двух «Приказов по армии искусств», «150 000 000», отчасти «Мистерии-буфф». Вечно бесповоротно превращается в прошлое и в упор расстреливается из оружия новых видов, ибо для Маяковского «революции нет без насилия». Обложив мир сплошным «Долой!», любого сомневающегося в необходимости революционного давления Маяковский обзывает обывателем, а «демократизмы, гуманизмы» откровенно зачисляет в разряд самых ядовитых противников пролетариата и подтверждает свои убеждения решимостью на примере в буквальном смысле самом кровном и убийственном:
А мы
не Корнеля с каким-то Расином
отца, — предложи на старье меняться, —
мы
и его
обольем керосином
и в улицы пустим —
для иллюминаций.
Разумеется, все это далеко от традиций русской литературы, которые разрушаются на наших глазах.
Даже в «Оде революции» «твоих шестидюймовок тупорылые боровы / взрывают тысячелетие Кремля». Но не зря все-таки ведущие у поэта в это время жанры — марш, мистерия, ода и еще — плакат. Логика революции, по Маяковскому, исключает серединность. Отсюда — контрастная плакатная палитра, восторженное вознесение сопровождается и усиливается сатирой и руганью.
Поэтическое в какой-то мере измеряется причастностью к партийности, творец слов уподобляется пролетарию, хотя бы и солнцеподобному (стихотворения «Владимир Ильич!», «Поэт и рабочий», «Необычайное приключение...»). Свергнув с престола Царя небесного, Маяковский назначает Богом человека, но не любого, разумеется, а человека новой, особой породы («Товарищи, мы, большевики, — люди особого склада. Мы особого закала» — такими словами Сталин открывал свою речь «На смерть Ленина»)
Эволюцию темы революции можно проследить на примере стихов 1917-1920-х годов.