Сквозные образы лирики Есенина.
Образность, действительно, — неотъемлемая часть стиля Есенина, что проявилось уже в раннем творчестве. В юности душевный мир поэта находился в относительной гармонии с миром природы. И оттого ему в этом мире
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
Интересно, что в этом одном из ранних стихотворений Есенина уже появился самый любимый его образ. Береза. И уж, конечно, неслучайно дебютировал в печати Есенин стихотворением, которое так и называлось.
Учитель читает стихотворение наизусть.
Сейчас его все школьники России учат наизусть. Вот такой дебют. Стихотворение, ставшее хрестоматийным, было напечатано в начале 1914 года в московском журнале для детей «Мирок». Уже в этом произведении сказалась изначальная настроенность поэтического зрения Есенина на восприятие радостного, яркого, светлого, светящегося в неброской русской природе. И серебро, и золото, и снежное кружево сверкают и переливаются на пушистых ветках заснеженной березы. И красота эта не меркнет, не осыпается, не тускнеет, потому что
...Заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
В стихах Есенина пейзажи с русскими березами оживают, звучат, вспыхивают ярким светом:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
«Бывают поэты, у которых любимая метафора разрастается, становится из единичного роста-образа большим, разветвленным деревом и тогда чтобы понять точный смысл каждой детали стихотворения, нужно держать в голове всю образную систему, выработанную поэтом, пристально разглядывая одну только веточку, мы рискуем не добраться до сути произведения — нужно отойти на большое расстояние и окинуть взглядом все могучее дерево», — предупреждает Ефим Эткинд. Это касается и образности Есенина.
Послушайте стихотворение 1920 года
Заранее подготовленный ученик читает наизусть.
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
Полевое, степное «ку-гу»,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.
— О чем это стихотворение? (На первый взгляд об осени.)
— Как представлен лирический герой?
Речь идет как бы от лица дерева, с которым поэт себя отождествляет. Можно ли не заметить эту главную метафору в стихотворении, от которой ответвляются прочие: голова облетает — «куст волос золотистый вянет», голубая осина — мать, голые ветки дерева — «редкие кудри сына».
Но во второй части стихотворения дерево отходит на второй план, а перед нами сам поэт, который исповедуется читателю, говоря о предстоящей смерти. Какая же это смерть — физическая или творческая? Здесь вступают в свои права воображение читателя, его поэтический талант.
Итак, стихи Есенина не только об осени, но и о смерти.
Но давайте дальше разберемся в связи образов данного стихотворения с теми, которые разработаны автором в лирике. Например, надо помнить, что поэт видел таинственную связь между осенью и своей судьбой; как ему кажется, в его имени спрятан образ: осень — есень — Есенин.
А почему «мать голубая осина»? В чем смысл эпитета «голубой» в лирике Есенина? Обращаясь к Руси, он говорит:
По голубой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов.
(«О Русь, взмахни крылами», 1917)
В другом стихотворении — о будущем родины, когда трактор вытеснит коня, столь милого сердцу поэта, мы читаем:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
(«Я последний поэт деревни», 1919)
«Голубая долина», «голубая степь», «голубое поле»... А вот, наконец, и обобщение, оно позволит нам все до конца понять:
Я покинул родимый дом.
Голубуюоставил Русь.
………………………….
…Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге...
(1918)
«Голубая» — это эпитет Руси, матери-родины. Вот, оказывается, почему в рассматриваемом нами стихотворении объединены образы матери и голубой осины — они продолжают развитую по всей лирике Есенина 1918—1920 годов метафору «голубой Руси».
Интересно значение еще одного образа этого произведения. Клен Есенина. «Старый клен на одной ноге» — это ведь сам поэт. В одном из его стихов можно прочитать:
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Золотая голова клена — еще один постоянный образ есенинской поэзии. Иногда о его сходстве с поэтом говорится прямо, как вы только что слышали, иногда косвенно, осложненно:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
……………………………………
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
(1921)
Послушайте еще одно из самых известных стихотворений Есенина.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...»
Таким образом, сопоставление с другими стихотворениями проясняет нам образы Есенина, позволяет понять, что они входят в целостную художественную систему его песенной лирики.
Совершенно справедливо заключила исследователь лирики Есенина Алла Марченко: «Лирику Есенина объединяет система сквозных лирических образов — клен, черемуха, береза, осень. Это не случайность, а эстетический принцип, который сам Есенин объяснил как «узловую завязь человека с миром природы», то есть единство мира растительного, животного и человеческого, а следовательно, и объяснение жизни своих героев через жизнь природы, сопоставление своих отношений, поступков, настроений с процессами, происходящими в природе».
Надеюсь, что дальнейшее знакомство с творчеством этого поэта как в классе на уроках, так и дома самостоятельно позволит вам разобраться и в значении других сквозных образов его лирики (Русь, дом, мать и др.).
Цветопись в поэзии Есенина.
Большое значение для грамотного понимания стихов Есенина имеет не только система образов, но и цветопись. Расскажите, какими цветами раскрашены картины в стихах, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку (см. домашнее задание).
Произведения этого поэта-лирика, поэта-романтика пестрят всеми цветами радуги, но и среди красок есть те, которые играют ведущую роль. Поговорим о некоторых из них.
Цвет не только живописен, с ним связан в лирике Есенина эмоциональный, оценочный, философский смысл. Это цвета вышивок, древней живописи, русской иконы. Синий цвет — цвет родной Оки, неба, Родины. Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они говорят о краткости и красоте жизни. С мыслью о неизбежности смерти связан белый цвет.
Красный, синий, желтый — классическое трехцветие русской иконописи. Очень характерно пристрастие поэта к желто-золотому. И это не случайно. В образе его «языческой» фамилии (осень — ясень — есень — весень) Есенин видел как бы указание на свое предназначение в мире. Чаще всего один из основных, красный или желтый, а иногда и красный, и желтый, складывается из множества оттенков... Сгущая синеву вечера, поэт сообщает желтизне яркость (золотые), повышая активность цвета. Для Есенина синий — это не только «дополнительный», но и «доминирующий» цвет, устанавливающий перекличку с другими. Синий считался по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность».
Следовательно, эпитеты в лирике Есенина не просто обозначают внешние качества они активны, наделены экспрессией.
Литературовед К. А. Кедров также отмечает три главных цвета в древнерусской живописи и в поэзии Есенина: алый, синий, золотой. «Белый — символ чистоты, голубой и синий — символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому, золото — изначальный свет и красный — цвет любви, горения, страсти» (Есенин и современность: сб. статей. — М., 1975. — С. 178).
В стихотворении «О Русь, взмахни крылами...» возникает странный, на первый взгляд, образ:
По голубой равнине
Меж телок и коров
Идет в златой ряднице
Твой Алексей Кольцов.
Один из критиков раздраженно писал об этих стихах: «Почему г. Есенину кажется, что Кольцов «гулял» меж телок и коров, а не гонял баранов на салотопенные заводы, так же не понятно, как и то, что на нем была «златая ряднина», а вокруг «голубая долина».
Он совершенно не понял, что цветопись есенинской строфы отсылает прежде всего к русской иконе. «Голубой» и «златой» — «чистые» цвета, выражающие условно-символический мир, в котором нет и не может быть места салотопенным заводам «Ряднина» (рядно — простая, грубая холстина) «златится» не только от солнца, ибо она является как бы жреческим одеянием крестьянского святого — Алексея Кольцова. Идеальное и материальное просвечивают сквозь друг друга.
Следы иконописной цветности можно найти и в других есенинских стихах.
…Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне, —
читаем в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» (1922).
Иконы на сюжет Флора и Лавра дают нам широкую возможность увидеть и красных, и розовых коней самых разных оттенков, так что «телки и коровы», окружающие Кольцова, отсылают нас к миру русской религиозной живописи.
Но есенинское «чувствование» не было заимствовано из книг. В его основе — народные истоки: жизнь и быт крестьян, народные приметы, загадки, песни, христианская религия. Это подтверждается органичностью образного мышления поэта.
Домасамостоятельно постарайтесь пристально вчитаться в одно из наиболее характерных есенинских стихотворений начальной поры — «Осень» (1916) (р а з д а т о ч н ы й м а т е р и а л):
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
З а д а н и е: 1. Выявите элементы цветописи в произведении.
2. Определите, как выражена связь поэтического мира Есенина с реальным крестьянским миром.
III. Итог урока.
Учащиеся комментируют свои записи в тетрадях, получившиеся по ходу лекции.
Домашнее задание.
1. Подготовить устный рассказ на тему «Поэтика лирики Есенина» на основе лекции и статей учебника «Открыватель «Голубой Руси» (с. 207 и «Жизнь образа огромна и разливчата». Особенности метафоризма С. Есенина (с. 214—215).
2. Проанализировать по предложенным вопросам стихотворение «Осень».
3. Индивидуальное задание: сообщение на тему «Любовь в жизни и стихах Есенина».