Урок 36. Поэтика стихотворений Сергея Есенина
Цели: определить особенности поэтики стихотворений Есенина (песенную основу, народнопоэтические истоки, образность); выявить влияние школы имажинизма и традиционной русской поэзии на творчество поэта; отметить богатство поэтического языка как характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы в лирике).
Ход урока
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.
А. Толстой
I. Проверка домашнего задания.
Слушаем чтение наизусть и анализ понравившихся стихотворений Есенина. Можно предложить к рецензии образцы работ.
Уделено ли внимание поэтике, отмечены ли изобразительные средства? (Использовать раз даточный материал.)
1. Красной нитью среди произведений Есенина выделяются стихотворения о Родине, о русской природе.
Впрочем, для русских поэтов традиционно такое близкое, родственное ощущение родных лугов, полей, лесов. Может быть, только у Есенина это все теплее, больнее, острее. И еще одно, что все-таки характерно именно для Есенина. Любовь к зверью, «братьям нашим меньшим». Любовь такая же нежная, как к родным людям.
Обычно в письмах домой передаются приветы родным, хорошим знакомым. А Есенин? В письме сестре Шуре есть не обычные строки:
Ты — мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Вечно ищущий дружбы бескорыстной и честной, поэт обращается к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» И может быть, только в этом разговоре он абсолютно уверен в полном взаимном понимании и дружеской преданности.
Есенинская любовь к миру, обостренное чувство жалости оборачиваются способностью словом передавать состояние души животных, говорить от их имени. «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» — не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, о вине его перед «братьями меньшими».
Мое внимание привлекло стихотворение «Песнь о собаке», которое, по мнению литературоведов, отличается ювелирной техникой.
Особенно ими отмечается усиленная работа глаголов. На фоне трогательно-нежных слов: «златятся рогожи в ряд», «ласкала», «струится снежок подталый» — вдруг — грубо-просторечный глагол «поклал». Он усиливает угрюмую непреклонность, страшную жестокость в действиях хозяина, решившего утопить семерых щенков. Передавая силу материнского чувства, поэт сопровождает глаголы деепричастиями: «до ночи она их ласкала, причесывая языком», — а вот описание действия хозяина лишено деепричастий: человек оскорбляет, убивает, не задумываясь.
Ужас от совершившегося усиливается двумя метафорами: «звонко глядела» (в исступленной надежде стонущая материнская душа) и «глухо... покатились глаза собачьи» (надежды больше нет!). Боль матери, потерявшей последнюю надежду на сострадание человека, подчеркивает употребление антонимов: «звонко» — «глухо»
Страшно читать: «покатились глаза собачьи // золотыми звездами в снег». Эту метафору невозможно логически объяснить. И все же… Глаза — зеркало души. Умерла душа — глаза безжизненные, холодные, как звезды; сияют золотом от слез, страдания (желтый цвет здесь — цвет осени, умирания). Возникает ассоциация с фразеологизмом «выплакать глаза», который выражает высшую степень страдания. Какой прекрасный прием использует Есенин! Превосходные метафоры и сознательная упрощенность поэтического текста вызывают одинаково сильное переживание!
Поэт Егор Исаев пишет: «И какая ледяная тоска больно сомкнется над черной бездной проруби, поглотившей эти милые беззащитные существа! Синяя высота утреннего неба по отвесу лезвием упадет в сердце матери-собаки и высечет, выкровит оттуда горючие, как сами слезы, слова:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Больнее не скажешь».
Заключительный аккорд стихотворения несет в себе и еще одну важную особенность: конкретную картину поэт переводит в обобщение:
Глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех...
«Бросят» — обобщающий глагол: хозяин не исключение, таких, к сожалению, много!
Таким образом, сердечная боль автора переходит в сердца читателей.
Я думаю, что есть еще одна особенность этого произведения — это двоякое его прочтение.
Стихотворение, о котором идет речь, написано в 1915 году. Идет Первая мировая война, а поэт вроде и не замечает, пишет совсем о другом. А может, мы не так внимательно читаем? Разве в «Песне о собаке» не сказалась трагедия войны? О чем это, одно из самых сильных, а потому и популярных есенинских стихотворений? О матери, которая теряет своих детей. Трагедия матери. А что такое война? Трагедия матерей, трагедия страны, теряющей своих сыновей.
Так тесно переплетаются темы природы и Родины в поэзии Есенина. Мир человека и мир природы в произведениях этого поэта единый и неделимый, он наполнен огромной человеческой любовью. В одном из самых первых некрологов-откликов на есенинскую смерть можно прочитать: «Лучащаяся из его стихов любовь — не абстрактно-надменная любовь к человечеству, — к «дальнему» через голову ближнего, а к близкому, к любимой женщине, к матери, к белой липе, к собаке, к земле...»
2. «...Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую... мы зовем высшим моцартовским началом...», — писал Пастернак в очерке «Люди и положения».
Я прочитал стихотворение Есенина «Синий май. Заревая теплынь...», написанное в 1925 году. В нем меня привлекло мастерство автора, то «моцартовское начало», о котором говорил Пастернак.
Несбывшиеся надежды, личная неустроенность, долгая поэтическая работа на пределе чувств и сил вдруг обращают 30-летнего поэта к теме угасания, прощания с молодостью, завершенности: «Мир тебе, отшумевшая жизнь».
И все же в лирике позднего Есенина нет отчаяния. Поэт принимает жизнь такой, какая она есть.
Стихотворение «Синий май...» относится к философской лирике Есенина. Автор в нем размышляет о жизни, о себе, не отрекается от прожитого:
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.
В этом произведении поэт предстает как непревзойденный мастер пейзажа:
В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.
Но пейзаж у него лирический. Всепоглощающий лиризм — главная особенность поэзии Есенина. Выражение чувств через явления природы — одна из самых характерных особенностей его стихов
Для Есенина природа — это вечная красота и гармония мира. Природа, по его мнению, врачует людские души
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Мир поэзии Есенина переливается всеми цветами радуги. Присущи цвета и этому стихотворению: «синий май», «заревая теплынь», «белая накидка». Цветовая гамма этого произведения способствует передаче тончайших состояний человеческой души:
Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».
Стихи Есенина пронизаны поэтичными метафорами: «Спит черемуха в белой накидке», «...вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры»; яркими эпитетами: «пенный пожар», «веселый май», «голубая прохлада». Есенин утверждает идею жизнелюбия через антитезу: «...все явись, в чем есть боль и отрада».
Лирический герой стихотворения необычайно близок герою народных песен ощущением крепкой связи с природой, с жизненный укладом деревни. Читая стихотворение, мы представляем чистую горницу в деревенском доме, окруженном цветущим садом. Да и по ритмике это произведение напоминает народную песню, такое же напевное и мелодичное.
Стихотворение «Синий май...» необычно. Оно радостно и печально одновременно. Строки отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью, самим сердцем. Стихотворение наполнено большой любовью к жизни, к Родине, России. Эта любовь понятна всем читателям Есенина, истинно российского поэта.
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его — Россия —
Земля добра и голубая даль, —
написала о нем наша современница Т. Зубкова.
II. Работа по теме урока.
В своих домашних работах вы уже старались определить некоторые особенности поэтики языка Есенина. Надеюсь, что наш урок поможет вам лучше разобраться в Образности стихотворений этого поэта, а, значит, по-настоящему насладиться есенинским словом.
(В ходе лекции учащиеся делают соответствующие записи.)
Есенин и имажинизм.
Вы, наверное, удостоверились, что у Есенина много стихов такого рода, где он хочет бесстрашно поведать о себе, поделиться с кем-то своей печалью, озарением, воспоминанием. Да, их немало.
Но есть и совсем другие. Их можно было бы определить строкой самого поэта: «Буйство глаз и половодье чувств». Проявляется нагнетаемая, все усиливающаяся в молодости образность поэта, идущая поначалу от чисто «зрительной жадной внимательности» (К. Ваншенкин)
Вот один из его первых опытов:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Или другое:
Ягненочек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.
Трогательно: клененочек, ягненочек. С ними поэту неохота расставаться — с ними и со своей молодой наблюдательностью.
Это вообще могло превратиться в игру, но врожденный инстинкт самосохранения таланта уберег его.
«В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом», — писал Есенин в заметке «О себе».
Имажинизм, думается, схож с английским имажинизмом не только названием (image — образ). Эта английская школа начала века, объединившая ряд значительных поэтов Англии и Америки, воспринимала стихотворение как цепочку образов.
За несколько лет до обнародования манифеста имажинистов Есенин уже сочинил такие стихи:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Об этой особенности стихов Есенина К. Ваншенкин рассуждал так:
«Рассудочный эксперимент, наглядно показывающий, как образ, изначально лишенный органичности, начинает смахивать на пародию.
А ведь главная сила Есенина именно в глубинной естественности.
…Пожалуй, в большинстве написанного им классическая стройность и ясность тесно соседствуют и чередуются с бурной образностью».
Так сказалось некоторое влияние школы имажинизма.